Экономическая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности государства, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- рассмотреть механизм обеспечения экономической безопасности страны;
- проанализировать основные показатели экономической безопасности России;
- рассмотреть пути совершенствования экономического развития и экономической безопасности России.

Содержание

Введение 2
1.Теоретические основы экономической безопасности России 3
1.1 Нормативно-правовые основы экономической безопасности России 3
1.2 Понятие, структура и критерии экономической безопасности государства 3
1.3 Классификация угроз экономической безопасности 6
2. Анализ основных показателей экономической безопасности России 7
2.1 Анализ показателей внутреннего валового продукта 7
2.2 Анализ демографических показателей и инвестиций 8
2.3 Анализ устойчивости финансовой системы 9
2.4 Дифференциация социально-экономической ситуации в регионах России 9
3. Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России 11
Заключение 14

Работа содержит 1 файл

экономическая безопасность россии .docx

— 1.00 Мб (Скачать)

а) экономическая безопасность региона;

б) национальная экономическая  безопасность;

в) международная экономическая безопасность;

• по функциональному признаку:

а) воспроизводственно-технологическая  безопасность, способность к саморазвитию;

б) ресурсная безопасность;

в) финансово-кредитная безопасность.

Сущность экономической  безопасности наиболее полно может  быть выявлена на основе критериев и показателей, характеризующих ее как с

качественной, так и с  количественной стороны.

Критерии экономической  безопасности выражают состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. К числу важнейших относятся следующие критерии:

- состояние воспроизводственного  процесса, степень его технологической  зрелости;

- состояние финансово-кредитной  системы и ее влияние на  эффективность использования ресурсного  потенциала;

- эффективность функционирования  капитала и труда и его соответствие  мировым тенденциям (производительность, фондоотдача, конкурентоспособность  и др.);

- состояние науки и  степень её интеграции в производство  и другие

сферы жизнедеятельности  общества, превращение науки в  непосредствен-

ную производительную силу общества;

- состояние ресурсного  потенциала, особенно технологической  и возрастной структуры средств производства, эффективность инвестиционной и инновационной политики;

- соответствие хозяйственного  механизма уровню развития и  качественному состоянию производительных  сил;

- социально-экономические  условия жизни общества и всестороннего  развития личности каждого человека.7

Состояние экономической  безопасности конкретизируется с помощью  экономических показателей-индикаторов.

Экономический показатель представляет выраженную числом характеристику какого-нибудь свойства экономического явления или качественно-количественную характеристику социально-экономического явления, процесса.

Индикатор - это показатель, который может быть использован для характеристики какого-либо текущего экономического явления или процесса.

На основе показателей-индикаторов  определяются количественные и качественные характеристики таких понятий, как: уровень и качество жизни, демографическая ситуация, уровень безработицы, экономический рост, темпы инфляции, дефицит бюджета, государственный долг, влияние теневой экономики, наличие золотовалютных резервов.

Экономическая безопасность может быть достигнута при условии, что все показатели находятся в пределах границ, в которых обеспечивается нормальная экономическая жизнедеятельность общества.

1.3 Классификация  угроз экономической безопасности

 

Одним из важнейших элементов, оказывающим  существенное влияние на методологию  формирования системы экономической  безопасности является характер угроз, под действиями которых понимается лишение доступа к различного рода ресурсам, дезорганизация хозяйственной  деятельности, сопровождающаяся распадом экономической системы страны и  потерей способности государства  к управлению экономикой. Следствием возможного нанесенного ущерба могут  выступать процессы, связанные с  воздействием внешних и внутренних факторов, в ходе которых экономические субъекты могут получать убытки от сознательных или стихийных действий партнеров или обстоятельств, а также в связи с неспособностью субъектов хозяйствования противостоять конкуренции недобросовестных производителей из-за неудовлетворительной организации управления. При этом, сознательные действия конкурентов могут преследовать не только собственные внутренние цели, но и предполагать нанесение ущерба смежникам. Стихийные события в большинстве своем носят частный характер вследствие происходящих колебаний на отдельных рынках или дестабилизации в экономических отношениях целых систем. Общая структурная схема угроз экономической безопасности государства и механизма их устранения приведена на рисунке 1.1. 8

Экономические угрозы, возникновение которых возможно в деятельности субъектов хозяйствования в условиях нормальной конкурентной среды, практически всегда предполагают взаимопереплетение экономических  отношений и интересов, вследствие чего появляется возможность предусмотреть  неблагоприятные воздействия факторов, присущих другим национальным комплексам или экономической системе в  целом и не только обезопасить  субъекты хозяйствования, но и получить экономический эффект в масштабах государства.

 

Рис. 1.1 - Структура угроз экономической  безопасности

 

При этом, налаженные экономические связи  позволяют объединять хозяйственные  комплексы друг с другом и существующими  экономическими системами в контексте  возможного перемещения отдельных  факторов производства на основе международной  кооперации.

Но с  проблемой экономической безопасности связаны не все экономические  угрозы. Отдельные из них сопровождают повседневную экономическую деятельность субъектов хозяйствования и выступают  в виде издержек производственного  характера. Другие, являясь на нынешнем этапе развития экономики угрозой, в перспективе могут превратиться в стимул. Например, повышение цен  на поставляемую российскую нефть в  настоящее время выступает для  нашей экономики в виде угрозы, а в дальнейшем может обернуться стимулом, вследствие реализации комплекса  мер по энергосбережению и внедрению  в производственные процессы новых  высокоэффективных и энергосберегающих  технологий и обеспечения на этой основе выпуска конкурентоспособной  продукции. 9

В теоретико-методологическом плане данная позиция достаточно обоснована. Однако в реальной действительности процесс принятия таких решений  неоднозначен, так как достаточно сложно установить внешние факторы, которые можно рассматривать  в качестве инструментариев для  выработки принципиально новых  подходов по упреждению неблагоприятных  влияний, и выработки механизмов по устранению их противодействия. Поэтому  при принятии решений, базирующихся на прогнозе таких явлений, целесообразно  в число угроз экономической  безопасности включать и неблагоприятные  внешние воздействия, которые, в  силу своего возможного развития, могут  привести к нарушению экономической  безопасности страны. (см. рис. 1.2)10

 

 

 

 

Рис. 1.2 - Общая классификация  угроз экономической безопасности

 

Можно констатировать, что  вследствие воздействия внешних  и внутренних факторов, которые при  определенных условиях одновременно могут  выступать по отношению к другим субъектам хозяйствования источником угрозы и гарантом безопасности, экономическая  безопасность трансформируется в национальную безопасность, безопасность коллективов, индивидов.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному можно  сделать вывод, что стратегия обеспечения экономической безопасности России сегодня строится на основе официально принятых в стране нормативных актов, основными из которых являются: Конституция Российской Федерации; Федеральный Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. № 2446-1; Государственная стратегия экономической безопасности РФ; Стратегия национальной безопасности России до 2020 г. Понятие экономической безопасности в самом общем виде означает возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военнополитическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз и является материальной основой национальной безопасности в целом и всех её составляющих (продовольственная, энергетическая, научно-техническая, демографическая, экологическая и др.). Экономическая безопасность представляет такое состояние экономической жизнеспособности общества, при котором оно за счет собственных ресурсов относительно полно и непрерывно удовлетворяет свои материальные и духовные потребности, обеспечивает социально-экономический прогресс и оборону независимо от влияния негативных факторов. Критерии экономической безопасности выражают состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.

Сущность экономической  безопасности наиболее полно может  быть выявлена на основе критериев и показателей, характеризующих ее как с

качественной, так и с  количественной стороны. Одним из важнейших элементов, оказывающим существенное влияние на методологию формирования системы экономической безопасности является характер угроз, под действиями которых понимается лишение доступа к различного рода ресурсам, дезорганизация хозяйственной деятельности, сопровождающаяся распадом экономической системы страны и потерей способности государства к управлению экономикой.

2. Анализ основных  показателей экономической безопасности  России

2.1 Анализ показателей внутреннего валового продукта

 

В качестве первого показателя рассмотрим ВВП. Динамика этого показателя представлена на рис. 2.1.

 

 

Рис. 2.1 - Динамика валового внутреннего  продукта11

 

 

На графике видна динамика ВВП с января 2008 г. по июль 2011 г. По определению ВВП исчисляется в размерности руб./год. Поэтому имеет смысл анализировать значения ВВП на январь каждого года. Часто при анализе других показателей совершают ошибку, связанную с его определением. Так, при рассмотрении такого показателя, как монетизация экономики, это обстоятельство не учитывается. Последняя точка – январь 2011 г. - представляет значение ВВП в размере 7000 млрд. руб. Заметен существенный рост ВВП по сравнению с «провальным» 2008 г. – 2800 млрд. руб. При анализе ВВП следует также иметь в виду, что он определяется в текущих ценах, так что рост ВВП следует скорректировать на его индекс – дефлятор.

Динамика следующего важного  показателя, входящего в группу факторов «Способность экономики к устойчивому росту» - темп роста ВВП - приведена на рис 2.2.

Рис. 2.2 - Динамика темпа роста  ВВП

 

На графике отчетливо  прослеживается, что после кризиса  2008 г. имел место существенный прирост, который в дальнейшем стал замедляться. Это можно объяснить тем, что импульс роста, приданный развитию экономики начал терять свое влияние. 12

Можно утверждать, что начавшееся осенью 2011 г. падение мировых цен на нефть может существенно изменить поведение рассмотренных показателей – в зависимости от складывающейся экономической конъюнктуры и экономической политики Правительства.

По данным Института экономики  РАН, пороговое значение этого показателя - ВВП должно составлять в ценах  2008 г. 6000 млрд. руб. В пересчете на доллары – это величина порядка $300 млрд. В расчете на душу населения – порядка $2000. Отметим, что для ведущих стран значения этих показателей составляют: США - $7390 млрд. и $27831, Япония - $3018 млрд. и $23980, ФРГ - $1746 млрд. и $21930, Франция - $1747 млрд. и $20390.

2.2 Анализ  демографических показателей и  инвестиций

 

Демографическая ситуация представлена на рис. 2.3.

Динамика этого показателя, с нашей точки зрения, представляет собой центральную угрозу национальной безопасности России. Если в 2000 г. регистрировался нулевой естественный прирост населения, то теперь прирост отрицательный, порядка 6 – 7 промилле в месяц. Предоставляем читателю самостоятельно выполнить прогноз численности населения России (без учета миграции) на ближайшие 10 лет с учетом сложившейся динамики, по существу, депопуляции нашей страны.13

 

 

Рис. 2.3 - Демографические  показатели14

 

На четвертой рабочей  сессии по географическим информационным системам, проходившей в Вашингтоне под эгидой ООН в апреле 2006 г. была высказана следующая точка зрения. Не нужно привлекать множество социально-экономических показателей для суждения о благополучии той или иной страны. Достаточно рассмотреть два показателя – средний возраст населения и доля новорожденных с врожденной патологией. Неблагоприятная динамика таких показателей свидетельствует о явном неблагополучии в стране, и такие явления должны заставлять власти очень серьезно задуматься о своей способности изменить ситуацию к лучшему.

Средний возраст населения  напрямую связан с показателями естественного  прироста населения.

В качестве еще одного фактора рассмотрим динамику инвестиций (см. рис. 2.4)

 

Рис. 2.4 - Показатели инвестиций15

 

На графике, представляющем динамику инвестиций по годам, нарастающим  помесячным итогом, отчетливо проявляется  положительная тенденция этого  показателя. Если на конец 2009 г. объем инвестиций составлял 700 млрд. руб., то в конце 2010 г. он превысил 1150 млрд. руб., или 17% ВВП. Такая динамика инвестиций внушает надежды на дальнейший экономический рост – при сохранении существующих макроэкономических тенденций.

2.3 Анализ  устойчивости финансовой системы

 

Прежде всего, рассмотрим динамику поступления налогов (Рис. 2.5).

 

Рис. 2.5 - Динамика показателей  собираемости налогов16

 

Здесь также наблюдается  положительная динамика. Причем по сравнению с концом 2009 г. до конца 2010г. рост собираемости налогов составил (без учета инфляции) почти 100%. Это весьма благоприятная тенденция, причем есть надежда на то, что с учетом принятия нового налогового кодекса эта тенденция сохранится. Очевидно, такое явление является необходимым, хотя и недостаточным условием устойчивости финансовой системы.

Информация о работе Экономическая безопасность России