Экономическая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности государства, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- рассмотреть механизм обеспечения экономической безопасности страны;
- проанализировать основные показатели экономической безопасности России;
- рассмотреть пути совершенствования экономического развития и экономической безопасности России.

Содержание

Введение 2
1.Теоретические основы экономической безопасности России 3
1.1 Нормативно-правовые основы экономической безопасности России 3
1.2 Понятие, структура и критерии экономической безопасности государства 3
1.3 Классификация угроз экономической безопасности 6
2. Анализ основных показателей экономической безопасности России 7
2.1 Анализ показателей внутреннего валового продукта 7
2.2 Анализ демографических показателей и инвестиций 8
2.3 Анализ устойчивости финансовой системы 9
2.4 Дифференциация социально-экономической ситуации в регионах России 9
3. Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России 11
Заключение 14

Работа содержит 1 файл

экономическая безопасность россии .docx

— 1.00 Мб (Скачать)

- эффективность реализации  мер государственной антикризисной  политики, а также мероприятий  по модернизации экономики.

При сохранении умеренно низкой динамики цен на нефть в пределах 58-60 долларов США за баррель рост ВВП в 2012 году прогнозируется на уровне 0,9-1,6 %, в 2013 году - 1,1-3 %, в 2014 году - 3,1-4,3 процента. Достижение верхней границы соответствует варианту 2а прогноза и предполагает высокую результативность мер государственной экономической политики, а также повышение эффективности функционирования российских компаний.

В прогнозный период произойдут значительные изменения в факторах, определяющих рост экономики.

Фактор внешнеэкономической  конъюнктуры, выражающийся в росте  доходов от экспорта и в значительной степени определявший высокие темпы  роста российской экономики в 2004 - 2007 годах, будет иметь меньшее  значение для восстановления после  кризиса.

В 2013 - 2014 годах, с учетом восстановления положительной динамики роста цен на нефть и физических объемов экспорта, данный фактор будет определять лишь 0,7-0,9 процентных пункта прироста ВВП.

Ослабление влияния внешних  факторов отражает тенденцию замедления темпов прироста физических объемов  экспорта от 1% до 3 % в прогнозный период при относительно стабильных мировых  ценах на нефть (в реальном выражении  в базовом бюджетном варианте). Таким образом, в отличие от прошлых  лет рост экономики будет опережать  динамику экспорта за счет увеличения вклада внутренних факторов.

Внутренние факторы, начиная  с 2013 года, все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно возрастает роль инвестиционного климата и государственной экономической политики.

В варианте 1а жесткие  внешнеэкономические условия не компенсируются соответствующим улучшением качества экономического роста, требующего существенного повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, а также усиления инвестиционной составляющей. Умеренно-оптимистичный сценарий (вариант 2а) в отличие от варианта 1а предполагает:

Первое - более активная реализация компаниями мероприятий по повышению  конкурентоспособности своей продукции, снижению издержек, внедрению эффективных  технологий, завоеванию рынков и участию  в совместных с государством инновационных  и структурных проектах. При этом повышение конкурентоспособности  будет выражаться в более высоких  темпах роста частных инвестиций, более динамичном наращивании экспорта, особенно обрабатывающей продукции, и  относительно более успешном импортозамещении.

Второе - формирование элементов  национальной инновационной системы  и повышение инвестиций в развитие человеческого капитала.

Третье - проведение более  активной социальной политики (в том  числе в бюджетном секторе) в 2013 - 2014 годах, что будет сдерживать увеличение дифференциации доходов.

Четвертое - повышение эффективности  использования государственных  инвестиций для развития энергетической и транспортной инфраструктуры, реализации высокоэффективных инновационных  проектов и приоритетных отраслевых стратегий и программ.

В целом, общий рост инвестиций (в том числе в развитие инфраструктуры) обеспечит 0,5 процентных пункта дополнительного  прироста ВВП в 2012 году и до 1,1 процентных пункта в 2013 году.

Определенный вклад в  повышение спроса окажет и более  высокий рост доходов населения, прогнозируемый по варианту 2а. За счет этого и других социальных факторов активизации роста экономики  будет обеспечено 0,1-0,2 процентных пункта прироста ВВП в 2013 - 2014 годах.

Важнейшим условием повышения  эффективности функционирования экономики является увеличение вложений в развитие инновационной системы России и в человеческий капитал.

Объем инвестиций в инновационный  сектор экономики в 2002 - 2008 годах  увеличился к предшествующему семилетнему  периоду (1995 - 2001 годы) в 1,75 раза. Вместе с тем, с 2008 года темп роста инвестиций в инновационный сектор резко  замедлился. В результате вклад инновационного сектора в экономический рост, достигший максимума в 2007 - 2008 годах (1-1,1 процентных пункта ВВП), в 2009 году составил только 0,6 процентных пункта валового внутреннего продукта.

Таким образом, за счет повышения  эффективности экономики в результате внедрения инноваций и технологий, а также роста инвестиций в  инновационный сектор может быть дополнительно обеспечено 0,5-0,6 процентных пункта прироста ВВП в 2013 - 2014 годах по сравнению с 2011 годом.

Одним из основных условий  реализации варианта 2а является повышение  доступности кредитных ресурсов и рост реальных объемов кредитования. В 2012 году прогнозируется увеличение кредитования нефинансовых организаций и населения не менее чем на 13 %, в 2013 году - на 15-17 %, в 2014 году - на 25-27 процентов. Рост банковского кредитования будет зависеть не только от увеличения ресурсной базы банков (депозитов населения, дополнительной капитализации и внешних заимствований), но и от снижения рисков кредитования за счет предоставления государственных гарантий и точечной расчистки «плохих долгов» (особенно в авиакосмическом секторе, оборонном комплексе и автомобилестроении). Расширение активности банковского сектора и снижение процентных ставок является одним из важнейших факторов восстановления инвестиционной активности.

Вариант 1а характеризуется  нарастанием дисбаланса между банковским и реальным секторами экономики. Рост банковского кредита в 2012 году в этом варианте оценивается на уровне 9-10 %, что в реальном выражении (с учетом инфляции) является продолжением кредитного сжатия (или стагнацией). В 2013 - 2014 годах кредитование нефинансовых организаций и населения увеличится на 13-14 % и 18-20 % соответственно.

Принимая во внимание возможные  различия в темпах восстановления мировой  экономики, варианты реализации монетарной политики развитых стран, определяющих привлекательность нефтяных контрактов в качестве инвестиционного актива, и различную динамику спроса на углеводороды на мировом рынке, наряду с основным вариантом, рассмотрен вариант с  более высокой ценой на нефть (вариант 2б).

Вариант 2б характеризуется  достаточно благоприятной внешнеэкономической  конъюнктурой - цена на нефть в 2012 году будет на 10 долларов выше базового варианта и составит 68 долларов США за баррель, в 2013 году цена может быть на 15 долларов выше цены базового варианта и составит 74 долларов США за баррель, в 2014 году цена может подняться до 81 доллара США за баррель, или на 21 доллар выше, чем в варианте 2а.

Такая благоприятная ценовая  динамика позволит повысить темпы роста  ВВП в 2010 году на 1,4 процентных пункта, т.е. до 3 процентных пунктов. В 2013 и 2014 годах рост экономики по сравнению с вариантом 2а будет выше на 0,6 процентных пункта, и составит, соответственно, 3,6 и 4,9 процента.

Дополнительный импульс, связанный с более высокими ценами на нефть, увеличит темпы роста инвестиций на 1,6-3,5 процентных пункта и доходов  населения на 0,3-1 процентный пункт.

В сфере борьбы с криминализацией  экономики необходимо активизировать противодействие организованной преступности, в том числе пресечение деятельности международных преступных группировок. Должны быть приняты меры, обеспечивающие, в первую очередь, отражение угроз  экономической преступности, наносящей  ущерб социальной стабильности общества, экономике, интересам государства  во внешнеэкономической деятельности.

Крупные задачи должны быть решены в области управления экономикой. Совершенствование системы управления экономикой требует четкого определения  задач разных уровней и соответствующего разграничения по государственному управлению между федеральными органами исполнительной власти и субъектов  Федерации при обеспечении единства системы исполнительной власти.

Для поддержания экономической  безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая:

- создание нормативно-правового  пространства, новых институтов  управления и осуществление институциональных  преобразований;

- разработку механизма  разрешения спорных вопросов  и конфликтных ситуаций, возникающих  в сфере экономических отношений  между федеральными органами  исполнительной власти и органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации; 

- гармоничное развитие  экономических и политических  отношений со странами ближнего  и дальнего зарубежья с учетом  взаимных интересов и обеспечения  экономической безопасности России;

- укрепление государственной  власти, повышение доверия к ее  институтам, а также рационализацию  механизмов выработки и формирования  экономической политики.

Для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны - это система организационно-экономических  и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в  себя следующие элементы:

- объективный и всесторонний  мониторинг экономики и общества  в целях выявления и прогнозирования  внутренних и внешних угроз  экономической безопасности;

- выработку пороговых,  предельно допустимых значений  социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;

- деятельность государства  по выявлению и предупреждению  внутренних и внешних угроз  безопасности экономики. 

Важнейшим элементом механизма  обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства  по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном  социально-политическом положении  России.

Основные направления  этой деятельности следующие.

Во-первых, выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер  по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую  безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе  социально-экономического развития Российской Федерации.

Во-вторых, организация работы по реализации комплекса мер с  целью преодоления или недопущения  возникновения угроз экономической  безопасности страны.

Совет безопасности РФ рассматривает  концепцию федерального бюджета  с точки зрения обеспечения экономической  безопасности государства. Правительство  координирует работу федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации необходимых мер, в том числе  по подготовке законодательных и  иных нормативных актов. В-третьих, экспертиза принимаемых решений  по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует организации  системы контроля за их исполнением. Следует отметить, что в условиях многоукладной рыночной экономики, когда государство не может директивными методами направлять деятельность всех хозяйствующих субъектов, необходимо государственное регулирование экономики, в частности, путем воздействия государства на макроэкономические параметры, целенаправленного регулирования структурных преобразований и денежно-финансовых потоков.

 

Заключение

 

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному можно  сделать вывод, что мы достигли целей, поставленных в начале данной работы.

Первая глава была посвящена  теоретическим основам экономической  безопасности России. Мы выяснили, что  стратегия обеспечения экономической безопасности России сегодня строится на основе официально принятых в стране нормативных актов, основными из которых являются: Конституция Российской Федерации; Федеральный Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. № 2446-1; Государственная стратегия экономической безопасности РФ; Стратегия национальной безопасности России до 2020 г. Понятие экономической безопасности в самом общем виде означает возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военнополитическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз и является материальной основой национальной безопасности в целом и всех её составляющих (продовольственная, энергетическая, научно-техническая, демографическая, экологическая и др.). Экономическая безопасность представляет такое состояние экономической жизнеспособности общества, при котором оно за счет собственных ресурсов относительно полно и непрерывно удовлетворяет свои материальные и духовные потребности, обеспечивает социально-экономический прогресс и оборону независимо от влияния негативных факторов. Критерии экономической безопасности выражают состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Сущность экономической безопасности наиболее полно может быть выявлена на основе критериев и показателей, характеризующих ее как с качественной, так и с количественной стороны. Одним из важнейших элементов, оказывающим существенное влияние на методологию формирования системы экономической безопасности является характер угроз, под действиями которых понимается лишение доступа к различного рода ресурсам, дезорганизация хозяйственной деятельности, сопровождающаяся распадом экономической системы страны и потерей способности государства к управлению экономикой.

Информация о работе Экономическая безопасность России