Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:22, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности государства, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- рассмотреть механизм обеспечения экономической безопасности страны;
- проанализировать основные показатели экономической безопасности России;
- рассмотреть пути совершенствования экономического развития и экономической безопасности России.
Введение 2
1.Теоретические основы экономической безопасности России 3
1.1 Нормативно-правовые основы экономической безопасности России 3
1.2 Понятие, структура и критерии экономической безопасности государства 3
1.3 Классификация угроз экономической безопасности 6
2. Анализ основных показателей экономической безопасности России 7
2.1 Анализ показателей внутреннего валового продукта 7
2.2 Анализ демографических показателей и инвестиций 8
2.3 Анализ устойчивости финансовой системы 9
2.4 Дифференциация социально-экономической ситуации в регионах России 9
3. Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России 11
Заключение 14
- эффективность реализации
мер государственной
При сохранении умеренно низкой динамики цен на нефть в пределах 58-60 долларов США за баррель рост ВВП в 2012 году прогнозируется на уровне 0,9-1,6 %, в 2013 году - 1,1-3 %, в 2014 году - 3,1-4,3 процента. Достижение верхней границы соответствует варианту 2а прогноза и предполагает высокую результативность мер государственной экономической политики, а также повышение эффективности функционирования российских компаний.
В прогнозный период произойдут значительные изменения в факторах, определяющих рост экономики.
Фактор внешнеэкономической конъюнктуры, выражающийся в росте доходов от экспорта и в значительной степени определявший высокие темпы роста российской экономики в 2004 - 2007 годах, будет иметь меньшее значение для восстановления после кризиса.
В 2013 - 2014 годах, с учетом восстановления положительной динамики роста цен на нефть и физических объемов экспорта, данный фактор будет определять лишь 0,7-0,9 процентных пункта прироста ВВП.
Ослабление влияния внешних факторов отражает тенденцию замедления темпов прироста физических объемов экспорта от 1% до 3 % в прогнозный период при относительно стабильных мировых ценах на нефть (в реальном выражении в базовом бюджетном варианте). Таким образом, в отличие от прошлых лет рост экономики будет опережать динамику экспорта за счет увеличения вклада внутренних факторов.
Внутренние факторы, начиная с 2013 года, все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно возрастает роль инвестиционного климата и государственной экономической политики.
В варианте 1а жесткие внешнеэкономические условия не компенсируются соответствующим улучшением качества экономического роста, требующего существенного повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, а также усиления инвестиционной составляющей. Умеренно-оптимистичный сценарий (вариант 2а) в отличие от варианта 1а предполагает:
Первое - более активная реализация
компаниями мероприятий по повышению
конкурентоспособности своей
Второе - формирование элементов национальной инновационной системы и повышение инвестиций в развитие человеческого капитала.
Третье - проведение более активной социальной политики (в том числе в бюджетном секторе) в 2013 - 2014 годах, что будет сдерживать увеличение дифференциации доходов.
Четвертое - повышение эффективности
использования государственных
инвестиций для развития энергетической
и транспортной инфраструктуры, реализации
высокоэффективных
В целом, общий рост инвестиций (в том числе в развитие инфраструктуры) обеспечит 0,5 процентных пункта дополнительного прироста ВВП в 2012 году и до 1,1 процентных пункта в 2013 году.
Определенный вклад в повышение спроса окажет и более высокий рост доходов населения, прогнозируемый по варианту 2а. За счет этого и других социальных факторов активизации роста экономики будет обеспечено 0,1-0,2 процентных пункта прироста ВВП в 2013 - 2014 годах.
Важнейшим условием повышения эффективности функционирования экономики является увеличение вложений в развитие инновационной системы России и в человеческий капитал.
Объем инвестиций в инновационный сектор экономики в 2002 - 2008 годах увеличился к предшествующему семилетнему периоду (1995 - 2001 годы) в 1,75 раза. Вместе с тем, с 2008 года темп роста инвестиций в инновационный сектор резко замедлился. В результате вклад инновационного сектора в экономический рост, достигший максимума в 2007 - 2008 годах (1-1,1 процентных пункта ВВП), в 2009 году составил только 0,6 процентных пункта валового внутреннего продукта.
Таким образом, за счет повышения
эффективности экономики в
Одним из основных условий реализации варианта 2а является повышение доступности кредитных ресурсов и рост реальных объемов кредитования. В 2012 году прогнозируется увеличение кредитования нефинансовых организаций и населения не менее чем на 13 %, в 2013 году - на 15-17 %, в 2014 году - на 25-27 процентов. Рост банковского кредитования будет зависеть не только от увеличения ресурсной базы банков (депозитов населения, дополнительной капитализации и внешних заимствований), но и от снижения рисков кредитования за счет предоставления государственных гарантий и точечной расчистки «плохих долгов» (особенно в авиакосмическом секторе, оборонном комплексе и автомобилестроении). Расширение активности банковского сектора и снижение процентных ставок является одним из важнейших факторов восстановления инвестиционной активности.
Вариант 1а характеризуется нарастанием дисбаланса между банковским и реальным секторами экономики. Рост банковского кредита в 2012 году в этом варианте оценивается на уровне 9-10 %, что в реальном выражении (с учетом инфляции) является продолжением кредитного сжатия (или стагнацией). В 2013 - 2014 годах кредитование нефинансовых организаций и населения увеличится на 13-14 % и 18-20 % соответственно.
Принимая во внимание возможные различия в темпах восстановления мировой экономики, варианты реализации монетарной политики развитых стран, определяющих привлекательность нефтяных контрактов в качестве инвестиционного актива, и различную динамику спроса на углеводороды на мировом рынке, наряду с основным вариантом, рассмотрен вариант с более высокой ценой на нефть (вариант 2б).
Вариант 2б характеризуется
достаточно благоприятной
Такая благоприятная ценовая динамика позволит повысить темпы роста ВВП в 2010 году на 1,4 процентных пункта, т.е. до 3 процентных пунктов. В 2013 и 2014 годах рост экономики по сравнению с вариантом 2а будет выше на 0,6 процентных пункта, и составит, соответственно, 3,6 и 4,9 процента.
Дополнительный импульс, связанный с более высокими ценами на нефть, увеличит темпы роста инвестиций на 1,6-3,5 процентных пункта и доходов населения на 0,3-1 процентный пункт.
В сфере борьбы с криминализацией
экономики необходимо активизировать
противодействие организованной преступности,
в том числе пресечение деятельности
международных преступных группировок.
Должны быть приняты меры, обеспечивающие,
в первую очередь, отражение угроз
экономической преступности, наносящей
ущерб социальной стабильности общества,
экономике, интересам государства
во внешнеэкономической
Крупные задачи должны быть
решены в области управления экономикой.
Совершенствование системы
Для поддержания экономической безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая:
- создание нормативно-правового
пространства, новых институтов
управления и осуществление
- разработку механизма
разрешения спорных вопросов
и конфликтных ситуаций, возникающих
в сфере экономических
- гармоничное развитие
экономических и политических
отношений со странами
- укрепление государственной
власти, повышение доверия к ее
институтам, а также рационализацию
механизмов выработки и
Для решения поставленных
задач нужна разработка соответствующего
механизма их реализации. Механизм
обеспечения экономической
- объективный и всесторонний
мониторинг экономики и
- выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;
- деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.
Важнейшим элементом механизма
обеспечения экономической
Основные направления этой деятельности следующие.
Во-первых, выявление случаев,
когда фактические или
Во-вторых, организация работы
по реализации комплекса мер с
целью преодоления или
Совет безопасности РФ рассматривает
концепцию федерального бюджета
с точки зрения обеспечения экономической
безопасности государства. Правительство
координирует работу федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов РФ по реализации
необходимых мер, в том числе
по подготовке законодательных и
иных нормативных актов. В-третьих,
экспертиза принимаемых решений
по финансовым и хозяйственным вопросам
с позиции экономической
Реализация мер по устранению
угроз экономической
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному можно сделать вывод, что мы достигли целей, поставленных в начале данной работы.
Первая глава была посвящена
теоретическим основам