Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:22, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности государства, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- рассмотреть механизм обеспечения экономической безопасности страны;
- проанализировать основные показатели экономической безопасности России;
- рассмотреть пути совершенствования экономического развития и экономической безопасности России.
Введение 2
1.Теоретические основы экономической безопасности России 3
1.1 Нормативно-правовые основы экономической безопасности России 3
1.2 Понятие, структура и критерии экономической безопасности государства 3
1.3 Классификация угроз экономической безопасности 6
2. Анализ основных показателей экономической безопасности России 7
2.1 Анализ показателей внутреннего валового продукта 7
2.2 Анализ демографических показателей и инвестиций 8
2.3 Анализ устойчивости финансовой системы 9
2.4 Дифференциация социально-экономической ситуации в регионах России 9
3. Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России 11
Заключение 14
Содержание
Введение 3
1.Теоретические
основы экономической
1.1 Нормативно-правовые
основы экономической
1.2 Понятие,
структура и критерии
1.3 Классификация
угроз экономической
2. Анализ
основных показателей
2.1 Анализ
показателей внутреннего
2.2 Анализ демографических показателей и инвестиций 19
2.3 Анализ
устойчивости финансовой
2.4 Дифференциация
социально-экономической
3. Пути совершенствования
экономической безопасности и
экономического развития России
Заключение 40
Список использованных источников 43
Тема данной курсовой работы
- обеспечение экономической
Данная тема актуальна, так как проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.
Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не, просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей - внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.
Сущность экономической
безопасности реализуется в системе
критериев и показателей. Но для
экономической безопасности значение
имеют не сами показатели, а их пороговые
значения. Пороговые значения - это
предельные величины, несоблюдение значений
которых препятствует нормальному
ходу развития различных элементов
воспроизводства, приводит к формированию
негативных, разрушительных тенденций
в области экономической
Объект исследования - экономическая система России.
Предмет исследования - социально-экономические процессы воспроизводства в национальной экономике.
Цель работы - рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности государства, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия
и сущности экономической
- рассмотреть
- рассмотреть механизм
обеспечения экономической
- проанализировать основные
показатели экономической
- рассмотреть пути
Теоретической и методической
основой исследования послужили
труды отечественных и
В ходе исследования была использована система общенаучных методов диалектического познания, системного и факторного анализа. При решении конкретных задач использовались элементы теории управления, экономико-статистические, расчетно-конструктивные методы исследования.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глобальный кризис конца
первого десятилетия XXI в. привел к
социально-экономическим
Тем не менее государства, имеющие мощные рычаги воздействия на экономику, в условиях кризиса оказались, по сути, единственным действенным барьером на пути финансово-экономического коллапса. Среди этих стран (с некоторыми оговорками) была и Россия.
Одним из важнейших выводов по итогам кризиса стало то, что главным стратегическим риском и угрозой экономической безопасности России на долгосрочную перспективу является экспортно-сырьевая модель развития национальной экономики, особенно уязвимая в условиях высокой степени ее доступности для иностранного капитала и наиболее подверженная коррупционным механизмам.1
Стратегия обеспечения экономической безопасности России сегодня строится на основе официально принятых в стране нормативных актов, основными из которых являются:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. № 2446-1;
3) Государственная стратегия экономической безопасности РФ;
4)Стратегия национальной безопасности России до 2020 г.
В этих документах экономическая безопасность представлена как основной, неотъемлемый элемент национальной безопасности, которая рассматривается как система, включающая в себя внешние и внутренние факторы, жизненно важные интересы объектов безопасности - личности, общества, государства, реальные и потенциальные угрозы их безопасности, институты субъектов обеспечения безопасности.
В этих документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Как отмечено в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации», «в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в Российской Федерации и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах... Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне».2
На ряд федеральных органов исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Совет Безопасности РФ и др.) возложена ответственность за разработку количественных и качественных параметров критериев экономической безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, проведение исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз и поиска оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению (то есть по выходу страны из зоны опасности), проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.3
Так, в Стратегии национальной безопасности России до 2020 г. подчеркивается положение о том, что основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
Замедление перехода к
инновационному социально-ориентированному
развитию при снижении численности
экономически активного населения,
недостаточная эффективность
Понятие экономической безопасности в самом общем виде означает возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военнополитическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз и является материальной основой национальной безопасности в целом и всех её составляющих (продовольственная, энергетическая, научно-техническая, демографическая, экологическая и др.).4
Однако, в этом понятии есть то, с чем нельзя согласиться, и это выражено в словах: возможность и готовность экономики. Дело в том, что экономическая безопасность не просто "возможность и готовность", а реальное состояние, которое формируется постоянным, ежедневным и ежечасным функционированием экономики.
Есть и другие определения экономической безопасности. Можно считать приемлемым, с некоторыми оговорками, определение сущности экономической безопасности, данное в: экономическая безопасность - это "состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов".5
По мнению автора, наиболее приемлемым определением сущности экономической безопасности может быть следующее:
1) Экономическая безопасность представляет такое состояние экономической жизнеспособности общества, при котором оно за счет собственных ресурсов относительно полно и непрерывно удовлетворяет свои материальные и духовные потребности, обеспечивает социально-экономический прогресс и оборону независимо от влияния негативных факторов.
2)Экономическую безопасность можно рассматривать с трех позиций: во-первых, как состояние, означающее наличие таких научно-технических, природно-экономических условий и профессиональной подготовленности населения, которые обеспечивают эффективное функционирование производства и конкурентную способность его продукции; во-вторых, экономическая безопасность предполагает реальную деятельность общества по поддержанию и наращиванию условий прогрессивного развития экономики как с точки зрения роста ВВП, так и с точки зрения его качественной структуры; в-третьих, экономическая безопасность выступает как многофакторная и разноуровневая категория, сущность которой может быть раскрыта на основе анализа многих экономических факторов, критериев и показателей.
Национальные интересы России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства, в том числе:
- подъем экономики страны, проведение независимого, социально ориентированного экономического курса;
- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта;
- приемлемый уровень жизни населения, обеспечивающий социально-политическую стабильность;
- устойчивость финансовой системы;
- сохранение единого экономического пространства, исключающее развитие сепаратистских тенденций;
- создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и коррупцию в органах государственной власти;
- обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов;
- преодоление научно-технической и технологической зависимости от внешних источников.6
Важное практическое значение имеет определение уровней экономической безопасности, что позволяет более четко ориентироваться в
сущности и структуре экономических национальных интересов, и в соответствии с этим вырабатывать экономическую политику и стратегию, а
также в каждый данный период времени более четко выявлять "слабое звено" в структуре экономической безопасности и вырабатывать соответствующую реакцию для укрепления этого звена.
По мнению автора, можно выделить следующие уровни экономической безопасности:
• по объекту:
а) экономическая безопасность личности;
б) экономическая безопасность общества;
в) экономическая безопасность государства;
• по территориальному признаку: