Экономічні передумови створення мвф

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ экономических предпосылок создания МВФ и основне принципы сотрудничества МВФ и Украины. Для достижения поставленной цели были установлены следующие задачи:
Этапы формирования международных экономических организаций;
Описание роли и функции международных экономических организаций;
Анализ МВФ в условиях глобального кризиса;
Особенности Украины и МВФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………….……….3

РАЗДЕЛ 1 ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………..…....….5
Этапы формирования международных экономических организаций...5
1.2. Роль международных экономических организаций…………………..12
1.3. Функции международных экономических организаций………………17

РАЗДЕЛ 2 МИРОВОЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МЭО…………………………………….................................…….…...20
2.1. Сущность и функции МВФ……………………………………………….20
2.2. Организационная структура фонда………………………………………24
2.3. Политика и механизмы финансирования фонда………………………30
2.4. Роль МВФ в преодолении мирового кризисна…………………………..33

РАЗДЕЛ 3 УКРАИНА И МВФ………..…………………………………………...37
Основные принцпы сотрудничества Украины и МВФ………………37
Влияние траншей МВФ на стабилизацию экономики Украины………40

ВЫВОДЫ…...………………………………………………………………….….….45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...47

Работа содержит 1 файл

kursova 4 курс.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

Наращивание объемов  кризисного кредитования. МВФ пересмотрел  свою общую основу кредитования, с  тем чтобы она в большей  степени соответствовала потребностям стран, уделив большее внимание предотвращению кризисов, и провел рационализацию условий, предъявляемых при предоставлении займов. С начала кризиса им были приняты обязательства о предоставлении кредитов государствам-членам на сумму, существенно превышающую 300 млрд долл. США.

Помощь беднейшему населению мира. МВФ предпринял беспрецедентные шаги по реформированию своей политики в отношении стран с низкими доходами и в четыре раза увеличил объемы льготного кредитования.

Повышение целенаправленности анализа и рекомендаций по экономической  политике МВФ. Услуги МВФ по осуществлению  мониторинга, составлению прогнозов  и выработке рекомендаций по экономической  политике, основанные на глобальных подходах и опыте преодоления предыдущих кризисов, пользуются большим спросом. Кроме того, МВФ вносит вклад в продолжающиеся усилия по изучению уроков текущего кризиса для политики, регулирования и реформы глобальной финансовой архитектуры, в том числе в рамках его работы с Группой 20-ти промышленно развитых стран и стран с формирующимся рынком.

Реформа структуры управления МВФ. Для укрепления свое легитимности в ноябре 2010 года МВФ принял решение  о проведении широких реформ структуры  управления с целью отразить растущее значение стран с формирующимся рынком. Эти реформы, которые, как ожидается, вступят в силу к октябрю 2012 года, также обеспечат сохранение меньшими развивающимися странами их влияния в МВФ.

Акцент на социальной защите. МВФ помогает правительствам в сохранении и даже увеличении социальных расходов, в том числе социальной помощи. В частности, МВФ поддерживает меры по увеличению расходов на программы социальной защиты, которые могут смягчить воздействие кризиса на наиболее уязвимые слои общества, а также меры по усилению их адресности.

Помощь беднейшему населению  мира. В ответ на глобальный финансовый кризис МВФ предпринял беспрецедентные  шаги по реформированию своей политики в отношении стран с низкими  доходами. В результате программы  МВФ стали более гибкими и  в большей степени соответствуют конкретным нуждам стран с низкими доходами, предъявляемые условия были упорядочены, степень льготности была повышена, и больший акцент делается на защиту расходов на социальные нужды.

Увеличение ресурсов. Ресурсы, доступные странам с  низкими доходами в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту в период 2009–2014 годов, были увеличены до 17 млрд долл. США, что согласуется с призывом руководителей Группы 20-ти, сделанном в апреле 2009 года, к тому чтобы вдвое повысить потенциал МВФ по предоставлению льготных кредитов и выделить 6 млрд долл. США дополнительного льготного финансирования в течение следующих двух-трех лет. Льготные кредиты МВФ странам с низкими доходами в 2009 году составили 3,8 млрд долл. США, увеличившись приблизительно в четыре раза относительно предыдущих периодов. В 2010 и 2011 годах объемы льготного финансирования составили соответственно 1,8 и 1,9 млрд долл. США.

Большая гибкость. Отчасти  из-за кризиса МВФ закладывал в  программы, как правило, более высокие уровни дефицита и расходов, и он также повысил гибкость программ финансовой помощи. В среднем по всем странам Африки к югу от Сахары бюджетный дефицит в 2009 году увеличился приблизительно на 2 процента ВВП.

Создание Трастового фонда для облегчения бремени задолженности после катастроф (ПКДР). Он позволяет МВФ подключаться к международным действиям по облегчению бремени долга крайне бедных стран, пострадавших от самых катастрофических стихийных бедствий. Финансируемое по линии ПКДР облегчение бремени задолженности в 2010 году составило 268 млн долл. США.

Создание заслона от кризиса. В качестве одной из ключевых мер для преодоления глобального  финансового кризиса Группа 20-ти промышленно развитых стран и  стран с формирующимся рынком приняла решение в апреле 2009 года об увеличении доступных МВФ заемных ресурсов (в дополнение к ресурсам по квотам) на сумму до 500 млрд долл. США (что привело к увеличению втрое существовавшего до кризиса объема кредитных ресурсов в размере приблизительно 250 млрд долл. США) с целью поддержать экономический рост в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах.

Повышение целенаправленности анализа и рекомендаций по экономической  политике МВФ. МВФ работает в тесном сотрудничестве с правительствами и другими международными организациями, стремясь предотвратить будущие кризисы.

Был улучшен анализ рисков, в том числе путем рассмотрения проблем в межстрановом контексте, и совместно с Советом по финансовой стабильности применяются процедуры  раннего предупреждения. Повысился уровень анализа взаимосвязей между реальной экономикой, финансовым сектором и внешней стабильностью. Ведется также работа по определению и изучению последствий растущих финансовых и торговых взаимосвязей для надзора (в том числе вторичных эффектов или того, как финансовая и экономическая политика одних стран может влиять на другие) и кредитной деятельности, направленной на укрепление глобальной системы финансовой защиты.

Реформа структуры управления МВФ, более полно учитывающая  положение в глобальной экономике. Одним из главных приоритетов в обеспечении легитимности и действенности МВФ является завершение реформы структуры управления [17].

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3

УКРАИНА И МВФ

 

3.1. Основные принципы сотрудничества Украины и МВФ

 

Украина является членом Международного валютного фонда с 3 сентября 1992 Начальный этап нашего сотрудничества с Фондом включал консультации и техническую помощь по созданию собственной денежно-кредитной системы (функции и структура Национального банка и других финансовых учреждений, структура валютного рынка, введение собственной валюты и т.д. ). Сотрудничество Украины с МВФ на уровне реализации совместных программ экономического развития в Украине началась с октября 1994 года. 

В сотрудничестве Украины  с МВФ в рамках кредитных программ можно выделить несколько этапов.

Первый этап (1994-1995 годы). В этот период Украина была предоставлена  ​​финансовая помощь в виде системной  трансформационной займа на сумму 498,7 млн. СПЗ (763.1 млн.долл.) Для поддержки платежного баланса Украины. 

Второй этап (1995-1998 годы). Украина получила от МВФ кредиты  на общую сумму 1318,2 млн. СПЗ. (1 935 млн. дол. США.) По трем годовым программы "Стенд-бай". Главной целью этих кредитов была поддержка курса национальной валюты и финансирование дефицита платежного баланса Украины.

  Третий этап (1998-2002 годы). Внедрение Программы расширенного финансирования (EFF-Extended Fund Facility), которая предусматривает предоставление Украине кредита на общую сумму 2,6 млрд. дол. США В рамках Программы EFF Украина получила 1.193,0 млн. СПЗ (1.591,0 млн. дол. США.), Которые были направлены на пополнение валютных резервов Национального банка Украины.  

Четвертый этап (2002 -2008 годы). В конце 2002 года Кабинет Министров Украины среди приемлемых форм дальнейшего сотрудничества Украины с МВФ на бескредитным основе избрал программу "предупредительный стенд-бай", которая была утверждена 29 марта 2004 Советом директоров МВФ. Соглашение было заключено сроком на 12 месяцев, и фактически давала возможность получить от МВФ зарезервирован кредит в сумме, эквивалентной 411,6 млн. СПЗ, составлявший около 600 млн. дол. США. (30 процентов квоты Украины), в случае ухудшения ситуации с платежным балансом или валютными резервами страны. Учитывая некоторые риски внедрения программы в марте 2005 года программа была завершена.

В период с 2005 по 2008 годы сотрудничество Украины с МВФ  было сконцентрировано в сфере технической  помощи. Этот подход соответствовал тезисам, изложенным Президентом Украины: «В будущее-без долгов», которые утверждали о необходимости постепенного переноса центра тяжести в сотрудничестве с МВФ в плоскость бескредитным отношений, согласование основных параметров макроэкономической политики с тенденциями и прогнозами развития мировой конъюнктуры, с динамикой и направлениями мировых финансовых и инвестиционных потоков и углубления координации в сфере валютной политики.

Пятый этап (2008 - 2012 годы). В связи с неблагоприятной ситуацией на мировых финансовых рынках, потерей взаимного доверия финансовых институтов по всему миру, возникновением обеспокоенности относительно рисков распространения недоверия стран-партнеров, а также неопределенностью перспектив мировой экономики, Украина оказалась перед необходимостью получить поддержку со стороны международных финансовых организаций , в частности, Международного валютного фонда. Учитывая указанное, 15 октября 2008 года Украинская Сторона пригласила в Киев миссию МВФ для консультаций по вопросу о привлечении Украины средств Фонда в рамках программы сотрудничества «Стенд-бай». В конце работы миссии с экспертами МВФ была достигнута договоренность относительно сумм и условий привлечения средств. Предложение-запрос Украины по этому вопросу была рассмотрена и поддержана Советом Директоров МВФ 5 ноября 2008 года. График выборки средств Украины был рассчитан на два года с общим объемом финансирования в 802% от квоты Украины в МВФ, или 11 млрд. СПЗ (приблизительно 16,4 млрд. дол. США). После согласования параметров программы 3 млрд. СПЗ были в срочном порядке зачислены в золотовалютные резервы Национального банка Украины.

10 декабря 2010 был завершен  первый пересмотр программы и  подписан новый письмо о намерениях. После выполнения украинской  стороной предварительных мер,  Совет директоров 22 декабря текущего  года принял решение о завершении пересмотра программы. Результатом завершения пересмотра программы Советом директоров МВФ стало выделение транша в размере 1 млрд. СПЗ (около 1,5 млрд. дол. США), из которых 1 млрд. дол. США поступил на поддержку государственного бюджета.

С 24 октября по 4 ноября 2011 года в Украине находилась миссия Европейского департамента МВФ с целью завершения второго пересмотра совместной с МВФ программы "Стенд бай». По результатам работы Миссии был подготовлен проект Письма о намерениях правительства Украины и Национального банка Украины к Международному валютному фонду. Однако, в процессе согласования Письма о намерениях возникли вопросы относительно перечня предыдущих мероприятий в рамках программы. В настоящее время Министерство финансов проводит переговоры с постоянным представителем МВФ в Украине господином Максом Альером о перечне предварительных мероприятий.

По результатам встреч экспертами миссии Европейского департамента МВФ было отмечено прогресс по обеспечению  поддержания экономической стабильности, проведения правительством Украины пенсионной реформы и принятия нового Таможенного кодекса, также положительным для общества отмечено низкий уровень инфляции, который поддерживается монетарной политики Национального банка Украины.

Кроме этого было отмечено, что Правительство Украины сформулировал важную цель - достижение энергетической независимости. Увеличение тарифов на газ и отопление для населения является важной составляющей для достижения этой цели. Рекомендации миссии является осуществление существенного повышения тарифов и проведение регулярных повышений в будущем в рамках расписанного по времени плана по отмене субсидий. Другой рекомендацией было выделение больше в контексте предоставления денежной поддержки беднейшим слоям населения для возмещения их растущих платежей. По мнению экспертов миссии, поднятие цен будет способствовать снижению дефицита НАК «Нафтогаз Украины», уменьшению импорта и возможности высвобождения ресурсов для инвестирования в национальное производство и обеспечению эффективного использования энергетических ресурсов. С целью улучшения бизнес-климата эксперты миссии призвали Правительство установить и соблюдать четкие правила в процессе регулирования бизнеса и администрирования налогов.

Всего, в рамках сотрудничества с МВФ в течение 2008 - 2012 годов Украина получила 9 250 млн. СПЗ (эквивалент 14 430 млн. дол. США) [20].

 

3.2. Влияние траншей МВФ на стабилизацию экономики Украины

 

Кредит от МВФ является важной составляющей всех антикризисных  мер украинского правительства. Однако даже после решения МВФ предоставить Украине кредит в объеме 16 млрд. долларов, в отношениях Фонда и нашей страны так или иначе возникали сложности, которые ставили под вопрос предоставление очередного транша.

Мировой финансовый кризис в Украине все еще остается проблемой номер один для правительства. В целях стабилизации банковской системы Национальный банк Украины еще в октябре 2008 года частично ограничил многие операции банков, запретил досрочный съем депозитов и ввел 5-процентный коридор колебаний курса на наличном рынке. Подобные действия были призваны замедлить прогрессирующий экономический недуг, однако необходимость принятия масштабного плана по выведению экономики страны из рецессии все еще стояла на повестке дня. В то время, пока США и ЕС подсчитывали суммы, необходимые для покрытия убытков и поддержания жизнедеятельности экономики, поиск антикризисных мер украинским правительством изрядно затянулся. Сложившаяся ситуация подтолкнула правительство страны к возобновлению сотрудничества с Международным валютным фондом с целью получения кредита для стабилизации финансовой системы.

Сотрудничество Украины  и МВФ, программа stand by МВФ был образован в 1945 году решением валютно-финансовой конференции ООН, которая состоялось в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Хемпшир, США), однако Украина присоединилась к организации гораздо позже.

3 июня 1992 года Верховной  Радой Украины был принят Закон Украины “О вступлении Украины в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций”.

Более тесное сотрудничество Украины и МВФ началось марте 2004 года. Тогда совет директоров Международного валютного фонда утвердил программу „упреждающий stand by” для Украины сроком 12 месяцев, согласно которой страна может обращаться к организации с целью получения кредита на сумму 605 миллионов  долларов в случае резкого ухудшения платежного баланса. Программа направлена на обеспечение продолжительной макроэкономической стабильности и поддержку постоянного экономического возрастания. И если до наступления кризиса Украина не ощущала необходимости обращения за займом, то ввиду стремительного экономического спада правительство страны приняло решение обратиться к организации за помощью. 

Условия предоставления кредита МВФ.Уже в октябре 2008 для проведения экспертной оценки функционирования банковской и финансовой системы Украины в условиях обострения мирового финансового кризиса в Украине начала работу миссия МВФ.

Информация о работе Экономічні передумови створення мвф