Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:27, курсовая работа
Целью исследования является анализ экономических предпосылок создания МВФ и основне принципы сотрудничества МВФ и Украины. Для достижения поставленной цели были установлены следующие задачи:
Этапы формирования международных экономических организаций;
Описание роли и функции международных экономических организаций;
Анализ МВФ в условиях глобального кризиса;
Особенности Украины и МВФ.
ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………….……….3
РАЗДЕЛ 1 ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………..…....….5
Этапы формирования международных экономических организаций...5
1.2. Роль международных экономических организаций…………………..12
1.3. Функции международных экономических организаций………………17
РАЗДЕЛ 2 МИРОВОЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МЭО…………………………………….................................…….…...20
2.1. Сущность и функции МВФ……………………………………………….20
2.2. Организационная структура фонда………………………………………24
2.3. Политика и механизмы финансирования фонда………………………30
2.4. Роль МВФ в преодолении мирового кризисна…………………………..33
РАЗДЕЛ 3 УКРАИНА И МВФ………..…………………………………………...37
Основные принцпы сотрудничества Украины и МВФ………………37
Влияние траншей МВФ на стабилизацию экономики Украины………40
ВЫВОДЫ…...………………………………………………………………….….….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...47
Необходимость в организации, подобной МВФ, стала очевидной во время Великой депрессии, поразившей мировую экономику в 30-е годы. Депрессия поразила все сферы хозяйственной жизни. Разорились тысячи банков, цены на сельскохозяйственную продукцию упали ниже себестоимости, резко снизилась стоимость земли, не работали заводы.
Из-за отсутствия уверенности в стоимости денег, которые теперь не имели четкого золотого содержания, крайне затруднился обмен валют стран, отказавшихся от золотого стандарта, и стран, продолжавших им пользоваться. Страны запасали золото и деньги, которые могли быть обращены в золото, еще более сокращая объем и частоту денежных операций, что вело к потере рабочих мест и падению жизненного уровня. Более того, некоторые правительства жестко ограничили обмен национальной валюты на иностранную и даже пытались ввести бартерную торговлю, которая полностью исключила бы использование денег.
Другие правительства,
пытаясь любыми способами привлечь
иностранных покупателей
Созванные в 30-е годы несколько международных конференций для рассмотрения мировых валютных проблем не увенчались успехом. Частичные и временные решения были, очевидно, недостаточны. Требовалось добиться сотрудничества всех стран, в невиданных ранее масштабах, для создания новой валютной системы и международного учреждения для контроля за ней. По счастливому совпадению, два смелых и оригинально мыслящих человека, Гарри Декстер Уайт в Соединенных Штатах и Джон Мэйнард Кейнс в Великобритании, почти одновременно предложили в начале 40-х годов создать именно такую систему, контроль за которой осуществлялся бы посредством не отдельных международных совещаний, а постоянно действующей организацией сотрудничества [19].
Данная система должна реагировать на существующие условия и способствовать неограниченному обмену валют, четкому определению единой стоимости каждой валюты и устранению ограничений и такой практики, как, например, конкурентная девальвация, приведших почти к полной остановке инвестиций и торговли в 30-е годы. После многочисленных переговоров, проходивших в трудных условиях военного времени, международное сообщество согласилось с созданием системы и организации для контроля за ней. Окончательные переговоры о создании Международного Валютного Фонда состоялась в Бреттон-Вудсе, Нью-Гэмпшир (США) в июле 1944 года с участием представителей 44 стран. МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне в мае 1946 года, имея в своем составе 39 стран [15].
В настоящее время членами МВФ являются 179 стран. Участником организации может стать любая страна, проводящая самостоятельную внешнюю политику и готовая признать права и обязанности, предусмотренные уставом МВФ. Все крупные страны являются членами МВФ. Страны Восточной Европы, ранее имевшие централизованно планируемую экономику, и страны бывшего Советского Союза вступили в организацию и осуществляют переход к рыночной экономике. Страны- члены могут в любое время выйти из МВФ.
За свою более чем 50-летнюю
историю МВФ прошел через две
отчетливые фазы. В течение первой
фазы, закончившейся в 1973 году, МВФ
осуществлял надзор за переходом
ко всеобщей конвертируемости основных
валют, контролировал систему фиксиров
Трудности, встретившиеся при попытке сохранить систему фиксированных валютных курсов, привели к дестабилизации валютных и финансовых условий во всем мире и заставили международное сообщество пересмотреть, каким образом МВФ мог бы наиболее эффективно функционировать в режиме изменяющихся валютных курсов. После пяти лет анализа и переговоров (1973-1978гг.) началась вторая фаза в деятельности МВФ со внесения поправки в его Устав в 1978 году. Это расширило функции МВФ, позволяя ему бороться с теми сложными проблемами, которые возникли в связи с крахом системы паритета валют. Этими функциями явились следующие три:
Во-первых, МВФ продолжает
убеждать своих членов производить
обмен своих валют без каких-
Во-вторых, вместо контролирования выполнения странами-членами своих обязательств в системе фиксированных валютных курсов, МВФ теперь принадлежит главная роль в наблюдении за проведением экономической политики стран-членов, которая влияет на их платежный баланс в современной легализованной обстановке изменяющихся валютных курсов. Такой контроль дает возможность раннего выявления любых проблем с валютным курсом или платежным балансом. В данном вопросе роль МВФ является главным образом совещательной. МВФ проводит совещания со своими членами на регулярной основе (обычно раз в год), где он анализирует их экономическое положение, сообщает им о действительных или возможных проблемах, к которым ведет проводимая ими политика и информирует об этом всех своих членов.
В-третьих, МВФ продолжает
оказывать краткосрочную и
2.3. Политика
и механизмы финансирования
Кредитование МВФ одна из важнейших обязанностей МВФ заключается в предоставлении кредитов государствам-членам, сталкивающимся с фактическими или потенциальными трудностями в области платежного баланса. Эта финансовая помощь помогает странам, стремящимся пополнить свои международные резервы, стабилизировать свои валюты, продолжать оплачивать импорт и восстановить условия для активного экономического роста одновременно с принятием мер по исправлению первоначальных проблем. В отличие от банков развития МВФ не предоставляет кредиты на конкретные проекты.
Государство-член может обратиться за финансовой помощью МВФ, если у него есть потребность (фактическая или потенциальная) в финансировании платежного баланса, то есть оно не может найти достаточного финансирования на доступных условиях для покрытия чистых международных платежей (например, по импорту, для погашения внешнего долга) при сохранении достаточных резервов на будущее. Кредит от МВФ обеспечивает резервные возможности, облегчающие проведение мер стабилизации и реформы, которые страна должна осуществить для исправления проблемы платежного баланса и восстановления условий для активного экономического роста.
Процесс кредитования МВФ. По получении просьбы государства-члена ресурсы МВФ обычно предоставляются в рамках «договоренности о кредитовании», которая в зависимости от применяемого инструмента кредитования может предусматривать конкретные меры экономической политики и действия, которые страна соглашается осуществить для решения своей проблемы с платежным балансом. Программа экономической политики, лежащая
в основе договоренности, разрабатывается страной на основе консультаций с МВФ и в большинстве случаев представляется Исполнительному совету Фонда в «Письме о намерениях». Как только Совет утверждает договоренность, ресурсы МВФ обычно выделяются долями поэтапно по мере реализации программы. Некоторые договоренности обеспечивают странам с высокими экономическими показателями единовременный немедленный доступ к финансовым ресурсам МВФ и, следовательно, на них не распространяются требования о соблюдении положений, касающихся экономической политики.
Инструменты кредитования МВФ. Со временем МВФ разработал различные кредитные инструменты, которые были адаптированы для преодоления конкретных ситуаций разных государств-членов.
Расширенный кредитный механизм (ЕКФ) заменил механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) в качестве главного инструмента Фонда для оказания среднесрочной поддержки странам с низкими доходами, испытывающим длительные трудности с урегулированием платежного баланса. Финансирование в рамках ЕКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 5½ года и полным сроком погашения в 10 лет.
Кредитный механизм «стэнд-бай» (СКФ) используется для оказания финансовой поддержки странам с низкими доходами, которые испытывают краткосрочные трудности с урегулированием платежного баланса. СКФ заменил компонент высокого доступа механизм финансирования для преодоления внешних шоков (ЕСФ) и может использоваться в широком диапазоне обстоятельств, в том числе в качестве меры предосторожности. Финансирование в рамках СКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 4 года и полным сроком погашения в 8 лет.
Механизм ускоренного кредитования (РКФ) обеспечивает быструю финансовую помощь при ограниченном предъявлении условий и предназначен для стран с низкими доходами, столкнувшимися со срочными потребностями для урегулирования платежного баланса.
Введение РКФ упорядочивает чрезвычайную помощь Фонда странам с низкими доходами, и он может гибко использоваться в широком диапазоне обстоятельств. Финансирование в рамках РКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 5½ года и полным сроком погашения в 10 лет.
Договоренности о кредите
«стэнд-бай» (СБА). Основная часть нельготной
помощи МВФ предоставляется через
СБА. СБА предназначены для помощи
странам в преодолении
Кредиты СБА могут предоставляться в порядке предосторожности (когда страны предпочитают не использовать утвержденные кредиты, но сохраняют возможность сделать это при ухудшении ситуации) как с обычными лимитами доступа, так и в случаях исключительного доступа. СБА предусматривает гибкость в отношении этапов, в соответствующих случаях с концентрацией предоставляемых средств на начальном этапе.
Гибкая кредитная линия (ГКЛ). ГКЛ предназначена для стран с очень хорошими основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом проведения политики, и полезна как для предотвращения кризиса, так и для принятия антикризисных мер.
Договоренности о ГКЛ утверждаются по просьбе соответствующих государств-членов для стран, отвечающих заранее установленным критериям доступа. Срок действия ГКЛ составляет один-два года (с промежуточным обзором соответствия критериям после одного года), а период погашения является таким же, как для СБА. Доступ определяется с учетом конкретной ситуации, на него не распространяются обычные лимиты доступа, средства могут предоставляться сразу одним платежом, а не поэтапно.
Фактическое предоставление средств в рамках ГКЛ не обусловлено реализацией конкретных договоренностей относительно экономической политики, как в случае СБА, поскольку страны, имеющие право на ГКЛ, пользуются доверием и могут принять надлежащие меры макроэкономической политики. Существует возможность использовать кредитную линию в момент ее утверждения или считать ее превентивной. В случае использования линии государством-членом сроки погашения являются такими же, как и в рамках СБА.
Превентивная кредитная линия для предоставления ликвидности (ПЛЛ). ПЛЛ заменила превентивную кредитную линию (ПКЛ), улучшив ее сильные стороны и повысив ее гибкость.
Инструмент для ускоренного финансирования (РФИ). РФИ был введен взамен прежних механизмов экстренной помощи и расширения их сферы действия. РФИ обеспечивает быструю финансовую помощь при ограниченном предъявлении условий для всех государств-членов, столкнувшимися с острыми потребностями в урегулировании платежного баланса. Доступ в рамках РФИ ограничивается годовым лимитом в 50 процентов квоты и общим лимитом доступа в 100 процентов квоты. По экстренным кредитам действуют те же условия, что и по ГКЛ, ПЛЛ и СБА, сроки погашения составляют 3¼–5 лет [16].
2.4. Роль МВФ
в преодолении мирового кризисн
С начала глобального экономического кризиса в 2007 году МВФ мобилизовал усилия на многих фронтах для оказания поддержки своим 188 государствам-членам. Он увеличил свой потенциал и объем кредитования, использовал свой опыт работы с разными странами для выработки возможных решений проблем экономической политики и приступил к проведению реформ, которые позволили ему более эффективно реагировать на нужды государств-членов.
Создание заслона от кризиса. Для удовлетворения все возрастающих потребностей государств-членов в финансировании и содействия укреплению глобальной экономической и финансовой стабильности с начала глобального кризиса Фонд намного увеличил свой кредитный потенциал. Он достиг этого как путем получения обязательств увеличить взносы по квотам государств-членов (основной источник финансовых ресурсов МВФ), так и путем заключения временных соглашений с государствами-членами о заимствовании значительных средств, это включает недавно принятые обязательства предоставить 456 млрд долл. США.