Экономічні передумови створення мвф

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ экономических предпосылок создания МВФ и основне принципы сотрудничества МВФ и Украины. Для достижения поставленной цели были установлены следующие задачи:
Этапы формирования международных экономических организаций;
Описание роли и функции международных экономических организаций;
Анализ МВФ в условиях глобального кризиса;
Особенности Украины и МВФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………….……….3

РАЗДЕЛ 1 ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………..…....….5
Этапы формирования международных экономических организаций...5
1.2. Роль международных экономических организаций…………………..12
1.3. Функции международных экономических организаций………………17

РАЗДЕЛ 2 МИРОВОЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МЭО…………………………………….................................…….…...20
2.1. Сущность и функции МВФ……………………………………………….20
2.2. Организационная структура фонда………………………………………24
2.3. Политика и механизмы финансирования фонда………………………30
2.4. Роль МВФ в преодолении мирового кризисна…………………………..33

РАЗДЕЛ 3 УКРАИНА И МВФ………..…………………………………………...37
Основные принцпы сотрудничества Украины и МВФ………………37
Влияние траншей МВФ на стабилизацию экономики Украины………40

ВЫВОДЫ…...………………………………………………………………….….….45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...47

Работа содержит 1 файл

kursova 4 курс.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

4) регулирование —  комплекс мер, направленных на  принуждение стран к выполнению рекомендаций международного сообщества через разработку соответствующих международных норм и механизмов принуждения к их исполнению. Регулирование в международной экономике основано на том, что страны добровольно принимают решение о создании определенного международного механизма решения тех или иных проблем, договариваются о принципах его функционирования и о том, как они будут совместно наказывать страны, нарушившие принципы, под которыми они сами же подписались. Примером является ВТО: в рамках этой организации установлены определенные правила международной торговли, с которыми согласились более сотни стран, а также жесткие антидемпинговые и иные процедуры, которые принимаются против нарушителей согласованных правил.

Содействие — наблюдение — надзор — регулирование исчерпывают весь спектр ключевых функций, которые могут возложить на себя международные организации. По сути все эти функции многостороннего межгосударственного регулирования основаны лишь на доброй воле участвующих стран. Если правительство той или иной страны не видит выгод от членства в международной организации, никто не может заставить принять его [11].

В конце XX в. проявилась тенденция  к сосредоточению ключевых функций  по регулированию и мониторингу  важнейших процессов в рамках небольшого числа организаций. Наиболее универсальные среди них — МВФ, занимающийся макроэкономической политикой; ВТО, согласовывающая торговую политику; ООН, последние годы все более направляющая свои усилия на социальные вопросы, и группа Мирового банка, концентрирующаяся на проблемах развития и структурных реформах. Эти организации возникли в конце 1940-х годов и выступают сегодня важнейшими форумами согласования экономической политики между странами [25].

В нынешнем столетии формирование многоярусного механизма регулирования мировой экономики пойдет еще быстрее, чем до сих пор, не только потому, что возрастает давление глобальных проблем, но и благодаря тому, что информационная революция значительно облегчает формирование и функционирование такого механизма [11].

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2  

МИРОВОЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МЭО

 
2.1. Сущность и функции  МВФ

 

Основные функции МВФ:

    1. содействие международному сотрудничеству в денежной политике
    2. расширение мировой торгово-промышленной деятельности
    3. кредитация
    4. стабилизация денежных обменных курсов

Официальные цели МВФ:

    • «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;
    • «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого Уровня занятости населения и реальных выгод государств-членов;
    • «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
    • оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
    • предоставлять временно государствам-членам средства иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах» [12].

Среди функций Фонда  важное место принадлежит функции  надзора (surveillance) за политикой стран-членов соблюдения обязательств согласно статьям  Устава МВФ. Каждая страна-член M ПФ обязана сотрудничать с Фондом с целью упорядочения валютных режимов и содействие стабильности системы обменных курсов. Конкретные обязательства государств предусматривают проведение ими экономической и финансовой политики, направленной на стимулирование экономического роста в условиях взвешенной стабильности цен, упорядоченных экономических и финансовых базисных предпосылок, предотвращению манипулирования обменными курсами или международной валютной системой с целью получения односторонних преимуществ в конкуренции с другими странами - членами Фонда. Фонд контролирует выполнение каждым государством-членом своих обязательств с помощью соответствующих принципов и процедур надзора, включая жесткий надзор за политикой обменных курсов.

Важным направлением деятельности Фонда является проведение консультаций в соответствии со ст. IV Устава МВФ. Практически каждый год Фонд проводит двусторонние дискуссии с правительствами стран - членов организации, сотрудники Фонда приезжают в страну, собирают экономическую и финансовую информацию, обсуждают с официальными представителями страны проблемы ее экономического развития и политики. По возвращении в штаб-квартиру Фонда они готовят доклад, становится основой для дискуссии в правлении Фонда. В результате дискуссии директор-распорядитель как председатель Исполнительного комитета заключает точки зрения директоров, и этот отчет направляется руководству соответствующей страны. В этом документе директора анализируют социально-экономические успехи и проблемы страны; указывают на возможные пути решения проблем; дают соответствующие рекомендации.

 Весомую роль в  деятельности МВФ играют техническая  помощь и обучение. Фонд предлагает  странам широкую гамму технической  помощи, которая охватывает монетарные, налоговые, статистические, юридические и информационные проблемы. Формы предоставления консультативной (технической) помощи МВФ могут быть самыми разнообразными: командировки в страны, которой она предоставляется, эксперта (или целой миссии) на срок от нескольких месяцев до года, открытие постоянных представительств, подготовка экономических отчетов или осмотров, проведения семинаров, совещаний и подготовительных курсов для местного руководства, предоставление "горячих" (on-line) консультаций и советов сотрудниками штаб-квартиры и т.д.. Фонд предоставляет образовательные услуги государственным служащим высшего и среднего уровня, а также предпринимателям, журналистам и представителям частного и государственного секторов стран - членов МВФ. Техническая помощь и обучение осуществляются соответствующими структурами МВФ - Институтом МВФ, департаментами налоговых дел, юридическим, монетарным, статистическим, казначейским, Бюро компьютерной службы, а также специально основанным Объединенным Венским институтом - Joint Vienna institute, учредителями которого стали БМР, ЕБРР, МБРР, МВФ и ОЭСР.

Наиболее известной  функцией МВФ является предоставление финансовой помощи, о которой пойдет речь дальше.

Процессы развития международного разделения труда, глобализации мирового хозяйства сопровождаются существенными изменениями в системе целей и функций МВФ. Во-первых, переход большинства стран к системе плавающих валютных курсов невозможным регулятивное воздействие Фонда на эту сферу международных валютных отношений. Свои обязательства по ст. VII его Устава, который предусматривает отмену валютных ограничений в международных текущим операциям, признали 147 стран мира. Фактически это означает ликвидацию ограничений в международных текущих операциях и переход большинства стран-членов свободной конвертируемости национальных валют, т.е. лишение МВФ его основной "системной функции".

Во-вторых, достижения в  основном Фондом цели ставит новые  задачи - регулирование валютных ограничений  в сфере международного движения капитала. Это фактически ведет к  появлению новой функции Фонда - обеспечение платежеспособности стран-заемщиц в целом. Появление новой функции МВФ потребует внесения соответствующих изменений в его Устав, а также координации этой деятельности с другими международными организациями, в частности ОЭСР и COT.

В-третьих, от предоставления финансовой помощи с целью ликвидации временных дефицитов платежных  балансов Фонд постепенно переходит  к использованию финансовых инструментов для структурной перестройки  национальных экономик. Значительное место в его деятельности уже принадлежит финансированию экономических программ отдельных стран. Предоставляя финансовую помощь МВФ устанавливает соответствующие количественные и качественные показатели, достижение которых должны обеспечить правительства. Эти показатели определяются для политики валютного курса, внутреннего кредита, процентных ставок, бюджетного дефицита, политики цен, либерализации торговли, приватизации, налоговой политики, правительственных расходов, реформирования финансового сектора. Если в 1968 - 1977 pp. соглашения "стенд-бай" в среднем предсказывали до 6 критериев оценки выполнения, то уже в 1984-1987 pp. их количество достигло 9 и больше. В 90-е годы эти критерии распространялись на социальную сферу, а также на сферу управления экономикой в ​​странах-заемщицы. В последней сфере требования Фонда касались необходимости отмены "нежелательных преференций гражданам и организациям", подотчетности государственного сектора, прозрачности финансовых операций правительства, центрального банка и государственного сектора в целом.

В-четвертых, в 90-е годы прошлого века возникла принципиально  новая функция МВФ - урегулирование национальных и региональных кризисов финансовых систем, предусматривает  отмену валютных ограничений в международных  текущим операциям, предотвращения их распространения. Особенно это проявилось при урегулировании финансовых кризисов в Мексике (1994-1995 гг), Бразилии (1998-1999 гг), России (1998 г.) и азиатского финансового кризиса (1997-1998 гг.) Фактически речь идет о перебрання Фондом на себя принципиально новой функции - регулятора мировой финансовой системы в целом. Составляющими стратегии МВФ по урегулированию региональных финансовых кризисов конце XX в. стали усиление надзора за валютно-финансовой ситуацией в отдельных странах (включая контроль), мобилизация достаточных по объему финансовых ресурсов с целью выравнивания диспропорций, оказания эффективной помощи бедным странам с целью предупреждения финансового кризиса.

Наконец, в-пятых, начиная  с 90-х годов прошлого века МВФ  играет важную роль в поддержании рыночной трансформации в постсоциалистических странах. Предоставление финансовой помощи этим странам обусловливается выполнением их правительствами определенных обязательств по развитию рыночных отношений, а также интеграции национальных хозяйств в мировую экономику. В связи с этим руководство Фонда контролирует процессы управления экономикой в ​​странах с переходной экономикой. Мандат на контрольные полномочия в институциональной сфере был предоставлен Фонда принятой в сентябре 1996 г. декларацией Временного комитета "Партнерство для стабильного роста", позже дополненной нормативным документом "Рекомендации по управлению", утвержденным Директоратом Фонда в августе 1997 г. [13].

 

2.2. Организационная  структура фонда

 

Международный валютный фонд начал свою деятельность 1 марта 1947. Этому событию предшествовали победа стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, одной из главных предпосылок решения которой были, по мнению многих американских и английских ученых, глубокие и длительные потрясения на мировых финансовых и товарных рынках.

Согласно утверждениям западных финансистов, именно конъюнктурная недальновидная внешнеэкономическая политика большинства  европейских стран в 30-х годах (девальвация собственной валюты для усиления конкурентоспособности своего экспорта, ограничения конвертности валют, демпинг, усиление протекционизма и многочисленные дефолты) способствовала распространению кризисных явлений в международном пространстве, вызывая, таким образом, и углубление экономического кризиса в мировом масштабе. Вызванный этим кризисом паралич системы международного кредита (особенно долгосрочного) сопровождался стихийным перемещением огромных масс «горячих» денег в поисках прибыли и / или убежища, нестабильностью платежных балансов и валютных курсов и, в конечном итоге, перерастанием валютных противоречий в валютную войну, основными инструментами проведения которой во всех европейских странах (кроме Швейцарии) стали валютные интервенции, валютный демпинг, валютные ограничения и создания валютных блоков.

Предотвращения возможности повторения валютно-финансовых кризисов в будущем  и стало приоритетной проблемой, для решения которой в июле 1944 г. в американском городке Бреттон-Вудсе  на международной валютно-финансовой конференции ООН собрались представители стран-победительниц [14].

Международный Валютный Фонд является институтом сотрудничества добровольных участников, состоящим почти из 180 стран, для которых очевидна польза консультаций с другими странами в рамках данного форума для поддержания стабильной системы купли и продажи валют, с тем чтобы платежи в иностранной валюте могли осуществляться между странами беспрепятственно и без задержек. Страны-члены МВФ полагают, что информирование других стран о предполагаемых мерах политики, влияющих на расчеты между правительствами и физическими лицами - резидентами разных стран, несет большие преимущества, чем сохранение такой политики в тайне.

Считается, что периодическая корректировка  такой политики (например, в форме  девальвации валюты) при согласии членов фонда отвечает общим интересам; способствует росту международной торговли и созданию большего числа высокооплачиваемых рабочих мест в условиях общего развития мировой экономики. МВФ кредитует государства-члены, испытывающие трудности в выполнении финансовых обязательств перед другими членами, но только при условии проведения экономических реформ с целью устранения таких трудностей, что отвечает интересам как самих стран, так и всего сообщества.

МВФ не имеет реальных полномочий управлять внутренней экономической политикой своих государств-членов.

К сожалению, государства-члены могут  игнорировать и часто оставляют  без внимания такие советы. При  этом МВФ может только пытаться убедить  страну, используя разумные доводы, что принятие политики, одобренной всем сообществом, несет преимущества как для самой страны, так и для международных отношений. Но о принуждении государства-члена к принятию какой-либо политики и речи быть не может. Единственные полномочия, которыми обладает МВФ, заключаются в требовании к странам-членам предоставлять информацию о денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике и, по возможности, воздерживаться от ограничений на обмен национальной валюты, а также на платежи другим странам-членам.

Государства-члены наделили МВФ  определенными полномочиями в политике платежей, поскольку данная политика оказывает наибольшее влияние на денежные потоки между странами и поскольку, как показывает опыт, современная система расчетов в иностранной валюте просто не может работать без учреждения, которое осуществляло бы общий контроль за нею. Денежный обмен является краеугольным камнем финансовых отношений между странами и незаменимым инструментом мировой торговли, так как любая валюта имеет определенную стоимость в другой валюте.

Информация о работе Экономічні передумови створення мвф