Экономічні передумови створення мвф

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ экономических предпосылок создания МВФ и основне принципы сотрудничества МВФ и Украины. Для достижения поставленной цели были установлены следующие задачи:
Этапы формирования международных экономических организаций;
Описание роли и функции международных экономических организаций;
Анализ МВФ в условиях глобального кризиса;
Особенности Украины и МВФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………….……….3

РАЗДЕЛ 1 ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………..…....….5
Этапы формирования международных экономических организаций...5
1.2. Роль международных экономических организаций…………………..12
1.3. Функции международных экономических организаций………………17

РАЗДЕЛ 2 МИРОВОЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МЭО…………………………………….................................…….…...20
2.1. Сущность и функции МВФ……………………………………………….20
2.2. Организационная структура фонда………………………………………24
2.3. Политика и механизмы финансирования фонда………………………30
2.4. Роль МВФ в преодолении мирового кризисна…………………………..33

РАЗДЕЛ 3 УКРАИНА И МВФ………..…………………………………………...37
Основные принцпы сотрудничества Украины и МВФ………………37
Влияние траншей МВФ на стабилизацию экономики Украины………40

ВЫВОДЫ…...………………………………………………………………….….….45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...47

Работа содержит 1 файл

kursova 4 курс.doc

— 290.00 Кб (Скачать)


 СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………….……….3

 

РАЗДЕЛ 1 ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………..…....….5

    1. Этапы формирования международных экономических организаций...5

1.2. Роль международных экономических организаций…………………..12

1.3.   Функции международных экономических организаций………………17

 

РАЗДЕЛ 2 МИРОВОЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МЭО…………………………………….................................…….…...20

2.1. Сущность и функции  МВФ……………………………………………….20 
2.2. Организационная структура фонда………………………………………24 
2.3. Политика и механизмы финансирования фонда………………………30 
2.4. Роль МВФ в преодолении мирового кризисна…………………………..33

 

РАЗДЕЛ 3 УКРАИНА И МВФ………..…………………………………………...37

    1. Основные принцпы сотрудничества Украины и МВФ………………37
    2. Влияние траншей МВФ на стабилизацию экономики Украины………40

 

ВЫВОДЫ…...………………………………………………………………….….….45

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...47

 

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………...50 
ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от экономики других стран. Это проявляется в многообразии связей, складывающихся между странами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные взаимосвязи. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между странами, миграцию рабочей силы, научно - технический обмен.   

Международные экономические организации представляют собой, прежде всего специфическую форму проявления и организации экономического сотрудничества между различными странами. При этом необходимо отметить, что на современном этапе общественного развития пределы действия международного права, характер международных организаций, а также их возможности играть относительно активную роль в становлении международного сотрудничества представляют собой как бы равнодействующих двух объективных тенденций.

Международный Валютный Фонд является институтом сотрудничества добровольных участников, состоящим почти из 180 стран, для которых очевидна польза консультаций с другими странами в рамках данного форума для поддержания стабильной системы купли и продажи валют, с тем чтобы платежи в иностранной валюте могли осуществляться между странами беспрепятственно и без задержек. Страны-члены МВФ полагают, что информирование других стран о предполагаемых мерах политики, влияющих на расчеты между правительствами и физическими лицами - резидентами разных стран, несет большие преимущества, чем сохранение такой политики в тайне.

Считается, что периодическая  корректировка такой политики (например, в форме девальвации валюты) при  согласии членов фонда отвечает общим  интересам; способствует росту международной торговли и созданию большего числа высокооплачиваемых рабочих мест в условиях общего развития мировой экономики. МВФ кредитует государства-члены, испытывающие трудности в выполнении финансовых обязательств перед другими членами, но только при условии проведения экономических реформ с целью устранения таких трудностей, что отвечает интересам как самих стран, так и всего сообщества.

Поэтому эта тема является актуальной.

Объектом исследования является структура и ососбенности экономических международных экономических организаций.

Предметом исследования является  МВФ в системе международных экономических отношений.

Целью исследования является анализ экономических предпосылок создания МВФ и основне принципы сотрудничества МВФ и Украины. Для достижения поставленной цели были установлены следующие задачи:

    • Этапы формирования международных экономических организаций;
    • Описание роли и функции международных экономических организаций;
    • Анализ МВФ в условиях глобального кризиса;
    • Особенности Украины и МВФ.

Работа состоит из введения, трех разделов, выводов и списка использованной литературы и приложения.

В первом разделе «Принципы функционирования международных экономических организаций», проводится анализ этапов формирования международных экономических организаций, анализ роли международных экономических организаций, а также раскрывается функции международных экономических организаций.

Во втором разделе  «Мировой валютный фонд на современных етапах развития МЭО», анализируется сущность и функции МВФ, организационная структура фонда, также раскрывается политика и механизм финансирования фонда и роль МВФ в преодоления мирового кризиса.

В третьем разделе  «Украина и МВФ» анализируется основне принципы сотрудничества Украины и МВФ и раскрывается влияние траншей МВФ на стабилизацию экономики Украины. В работе используется 25 источников

 

РАЗДЕЛ 1

ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

    1. Этапы формирования международных экономических организаций

 

Интеграция мирохозяйственных  связей, глобальный характер проблем мировой экономики, которые невозможно решить в рамках одного государства или одной национальной организации, способствовали возникновению такого институционального образования, как международные организации. Беспрецедентный рост их количества в XX в., особенно после Второй мировой войны, является индикатором нестабильности глобальной экономики. Поиск предсказуемости, относительной управляемости международными процессами, стремление предупредить кризисы и прямое столкновение интересов — вот общие цели всех международных организаций [1].

В современных международных  отношениях международные организации  играют существенную роль как форма  сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Для современных международных  организаций характерны дальнейшее расширение их компетенции и усложнение структуры.

Международные экономические  организации как субъекты МЭО  появились в ответ на возникшую  объективную необходимость межгосударственного  регулирования МЭО после Второй мировой войны [2].

К основным международным организациям относятся:

Охарактеризуем некоторые из них:

  1. Всемирная торговая организация (ВТО). Является организацией глобального значения. Основана в 1995 году. Целью является упорядочение правил международной торговли. На 2008 год в ВТО насчитывала 153 страны-участницы. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). ВТО создана на базе ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле). Согласно уставу, ВТО может урегулировать только торгово-экономические вопросы.
  2. Европейский Союз (ЕС). Организация Европейских государств, созданная в 1993 году на базе трех организаций, две из которых входят в него и сейчас - ЕЭС (европейское экономическое сообщество - теперь Европейское сообщество), ЕОУС (европейское объединение угля и стали - прекратила существование в 2002 году), Евратом (европейское сообщество по атомной энергетике). Это уникальная организация, которая являет собой нечто среднее между международной организацией и государством. Имеет общий рынок, общую валютную систему и т. д. Сфера деятельности касается многих направлений - экономика, политика, валюта, рынок труда и т. д. На 2007 год в состав ЕС входило 27 государств.
  3. Лига Арабских Государств (ЛАГ). Организация создана в 1945 году. Цель - объединение арабских и дружественных им государств для сотрудничества в разных сферах, в том числе и касающихся обороны. Штаб-квартира находится в Каире (Египет). В состав входит более 20 государств, в том числе и признанное не всем мировым сообществом государство Палестина.
  4. Организация Объединенных Наций (ООН). Межгосударственная организация, созданная в 1945 году странами антигитлеровской коалиции. Цель организации - поддержание мира между государствами, укрепление мира, развитие и безопасность международных отношений, развитие международного сотрудничества в различных сферах. В состав ООН входят шесть главных органов (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Секретариат, Международный Суд и Совет по Опеке). Существует множество различных структурных подразделений ООН и различных организаций, работающих под эгидой ООН в разных сферах международной деятельности. Штаб-квартира большинства основных подразделений ООН находится в Нью-Йорке (США), но есть и филиалы в разных частях мира. На 2007 год ООН насчитывала 192 государства-члена. Является самой крупной международной организацией.
  5. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Существует с 1975 года. Является наиболее крупной региональной организацией мира, которая занимается вопросами безопасности. Цель - предотвращение и урегулирование конфликтов в регионе, ликвидация последствий конфликтов. На 2008 год в состав ОБСЕ объединяла 56 государств, которые находятся не только в Европе, но и в Центральной Азии и Северной Америке.
  6. Организация Североатлантического Договора (НАТО). Является международным союзом военно-политической направленности. Создана в 1949 году по инициативе США. Основная цель - безопасность и свобода всех стран-членов в соответствии с принципами ООН, как в Северной Америке, так и в Европе. Для достижения своих целей НАТО использует военный потенциал и политическое влияние. Штаб-квартира находится в Брюсселе (Бельгия). В 2009 году в состав НАТО входило 28 государств.
  7. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Организация межправительственного уровня созданная в 1960 году по инициативе Венесуэлы. Цель - контроль мировой нефтяной политики, стабилизация цен на нефть. ОПЕК устанавливает ограничения на объемы производства нефти. Штаб-квартира находится в Вене (Австрия). На 2009 год в составе ОПЕК было 12 стран.
  8. Содружество Независимых Государств (СНГ). Организация создана в 1991 году бывшими республиками СССР. Основными целями являются сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, в том числе создание общего экономического пространства. Постоянно действующий орган СНГ - Исполком СНГ находится в Минске (Белоруссия). Межпарламентская Ассамблея СНГ находится в Санкт-Петербурге (Россия). В данный момент живейший интерес к деятельности СНГ проявляют Монголия и Афганистан, имеющие статусы наблюдателей [22].

Класс международных  организаций не однороден. Предлагается их оригинальная классификация. По функциям выделяются программные и операциональные  организации. По силе авторитета программные  организации подразделяются на строго привязывающие к решениям и свободно привязывающие к решениям. Операциональные организации по этому же критерию подразделяются на организации строгого выполнения решений и организации свободного выполнения решений. Каждый из четырех классов по критерию делегирования полномочий государствами подразделяется на межправительственные и надгосударственные организации [3].

Межгосударственное регулирование международных отношений — это совокупность добровольно принимаемых на себя разными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей [4].

Главные предпосылки  возникновения такой необходимости:

  • либерализация международной торговли путем снижения таможенных тарифов;
  • крах мировой колониальной системы и обеспечение развития освободившихся стран;
  • сырьевые и энергетические кризисы 70—80-х годов, осложняемые действиями стран — экспортеров нефти, структурные кризисы в РСРЭ;
  • глобализация мировой экономики, усиление взаимосвязей и взаимозависимости стран, приспособление национальных экономических систем к происходящим изменениям в мировом хозяйстве;
  • усиление мощи транснациональных корпораций;
  • интенсивное развитие процессов международной экономической интеграции;
  • распад мировой социалистической системы;
  • интенсивное развитие экономических отношений между странами в условиях несогласованности национальных законодательств и различий в методах регулирования внешнеэкономических связей;
  • обострение глобальных проблем развития человеческой цивилизации [23].

Международные экономические  организации (МЭО) — это система образований различного вида, создаваемых на договорной основе государственными или хозяйственными органами заинтересованных стран для решения хозяйственных и политико-экономических вопросов или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники, отраслях производства. Таким образом, Международные экономические организации служат инструментом объединения усилий и средством аккумуляции материальных, финансовых, информационных, человеческих ресурсов в целях решения социально-экономических проблем, в том числе и глобальных [5].

По характеру деятельности различают Международные экономические организации координирующие, оперативные и консультационные.

Координирующие Международные  экономические организации — это организации, обладающие собственными полномочиями и финансовыми средствами, на основе которых координируют международное, региональное, национальное, финансовое и социально-экономическое развитие.

Оперативные Международные экономические организации существуют в виде различных форумов, где высказывается точка зрения (требование) правительств стран мира и вырабатываются подходы и рекомендации по проведению экономической политики в отдельных странах и регионах.

Консультативные Международные экономические организации занимаются исследовательской работой, на основе сбора и анализа статистической информации предоставляют отчеты и прогнозы развития стран, регионов и всей мировой экономики в целом.

По форме Международные  экономические организации могут  быть неправительственными и межправительственными, по периоду деятельности — временными и постоянными, по масштабу деятельности — региональными и всемирными, по характеру рассматриваемых проблем — глобальными, универсальными, специализированными.

Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 — межправительственные) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т.п.) [6].

Главным признаком неправительственных  международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и  объединяют физических и/или юридических лиц (например. Ассоциация международного права, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная федерация научных работников и др.).

Для классификации международных  организаций могут быть применены  различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.

По кругу участников межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия  всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства. Организация американских государств).

Межгосударственные организации  подразделяются также на организации  общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).

Информация о работе Экономічні передумови створення мвф