Эффективность использования оборотного капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 05:39, курсовая работа

Описание работы

Целью является рассмотрение проблем эффективного использования оборотных средств предприятия.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы эффективного использования оборотных средств предприятия;
проанализировать состояние и эффективность использования оборотных средств предприятия;
предложить рекомендации, способствующие рациональному размещению и эффективному использованию оборотных средств предприятия.

Содержание

Введение 5
Оборотные средства предприятия: основные понятия 7
Состав и структура оборотного капитала предприятия 7
1.2 Методика анализа оборотных средств 15
1.3 Нормирование оборотных средств 19
Оценка эффективности использования оборотного капитала на
предприятии 27
2.1 Организационная структура и правовой статус предприятия 27
2.2 Производственно-экономические показатели работы предприятия 30
2.3 Оценка состава и структуры оборотных средств предприятия 34
2.4 Анализ оборачиваемости и эффективности использования оборотных средств 39
Основные направления повышения эффективности использования
оборотного капитала 47
3.1 Пути повышения эффективности использования оборотных средств на предприятии 47
3.2 Совершенствования системы управления оборотным капиталом на основе бюджетирования 51
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложение А 68
Приложение Б 69
Приложение В 70
Приложение Г 71

Работа содержит 1 файл

последний вариант курсовой.doc

— 569.00 Кб (Скачать)

    Следующий этап составления бюджета - определение  размера денежных поступлений, тесно  связан с анализом данных о состоянии  расчетов с дебиторами и кредиторами  (привлекаются данные о средних сроках погашения покупателями и заказчиками задолженности, сложившейся в прошедших периодах; наличии маловероятной ко взысканию и безнадежной задолженности; условиях коммерческого кредитования предприятия его партнерами и т.д.), что объясняется наличием взаимозависимости между изменениями показателей их оборачиваемости и параметрами денежных потоков. Немаловажным фактором, влияющим на характеристики этих потоков является принятая в организации методика определения выручки от реализации, как элемент учетной политики предприятия. Отечественная и зарубежная практика финансового менеджмента выделяет два метода, позволяющих спрогнозировать объем и сроки поступления денежных средств.

    Метод, предполагающий использование балансового  уравнения, где расчет суммы предполагаемых поступлений осуществляется по формуле Сумма поступлений = Реализация + Дебиторская задолженность на начало периода - Дебиторская задолженность на конец периода (при учете реализации по отгрузке и выставлению счетов) и Сумма поступлений = Реализации (для случая учета реализации по факту оплаты). Дебиторская задолженность на конец периода определяется исходя из формулы средней продолжительности ее погашения, при условии сохранения характера расчетов в прогнозируемом периоде. Формула позволяет, в некоторой степени, моделировать экономические ситуации путем изменения длительности периода погашения дебиторской задолженности, вызванной изменениями в условиях кредитования предприятием своих контрагентов. К потенциальным недостаткам модели, мы можем отнести усредненный характер получаемых прогнозных данных, что можно несколько компенсировать использованием информации о соотношении последующей и предварительной оплаты в расчетах с покупателями и подстановкой в формулу выручки получаемой исключительно на условиях последующей оплаты.

    Второй  метод планирования денежных поступлений  основан на составлении графика  погашения задолженности покупателями и отслеживания среднего периода  времени необходимого для оплаты покупателями выставленных к оплате счетов. Дебиторская задолженность классифицируется в зависимости от сроков погашения, с определением удельного веса оплаченных обязательств по каждому подпериоду. Поступление денежных средств, прогнозируемое на следующие подпериоды, оценивается согласно тем же пропорциям. Определение конечных остатков дебиторской задолженности на предстоящий отрезок времени не вызывает трудностей, к начальной задолженности прибавляется ожидаемый объем реализации за минусом сумм предполагаемых к получению. Большей реалистичности составляемого бюджета будет способствовать накопление статистической информации и постоянный мониторинг сроков погашения задолженности, как база для оперативного изменения процентных соотношений, а также учет влияния факторов макроэкономического характера. Прогнозирование прочих поступлений денежных средств (внереализационные операции, реализация, активов и прочая реализация), как правило, затруднена в силу их эпизодического характера, однако если их доля существенна, оценка может производиться методом прямого счета (полученная сумма добавляется к сумме реализации за данный подпериод).

    Расходы предприятия и предполагаемые выбытия  денежных средств более предсказуемы, их параметры определяются перспективными и текущими планами, а также количеством и объемом выплачиваемых налогов (информация может быть получена из смежных бюджетов, в частности из бюджета доходов и расходов и операционных бюджетов).

    Бюджет  доходов и расходов. Основное назначение этого финансового плана (прогноза) - оперативное управление по принципу "план-факт" важнейшим финансовым показателем деятельности предприятия, прибылью и текущей рентабельностью.

    Весьма  полезным, будет использование при планировании не только финансовых, но и натуральных показателей. Это в значительной степени позволит избежать искажений в структуре затрат на производство продукции. Действующий порядок планирования затрат базируется на расчете полной себестоимости продукции и предполагаемых объемах производства. Корректировка производственных планов, в ту или иную сторону, приводит к изменению удельного веса условно-постоянных расходов в себестоимости продукции. При значительных объемах постоянных затрат искажения и потери могут быть весьма значительными. Кроме того, это отрицательно влияет на точность расчетов финансовых планов (бюджетов).

    Постановка  бюджета доходов и расходов поднимает  ряд проблем, описанных нами выше, которые не имеют оптимального решения. Прежде всего, это трудности в  определении финансовых результатов  деятельности отдельных центров  финансового учета и способов разнесения общефирменных затрат на соответствующие подразделения. Если первая из них лежит в области ограничений, накладываемых методикой бухгалтерского учета, то вторая проблема носит чисто управленческий характер. Проблема решаема, если центр финансового учета является производством с конечной технологической Цепочкой. В противном случае возникают проблемы по внутрифирменному трансфертному ценообразованию и необходимости образования внутреннего расчетного центра, что потребует дополнительных затрат. В данном случае руководству необходимо, либо осознанно идти на упрощение бюджетов отдельных ЦФУ до строки затрат, либо вообще не производить разнесения общепроизводственных затрат, и покрывать затраты из валовой прибыли (при использовании метода "директ-костинг").

    Бюджет  по балансовому листу (прогнозный баланс). Это заключительный и наиболее сложный  с методической точки зрения документ. Необходимость формирования, диктуется  его способностью проверять корректность составления бюджета движения денежных средств и бюджета доходов и расходов и служить индикатором их надлежащего исполнения. Главными переменными, учитываемыми при разработке являются:

    - величина собственного капитала (уставный капитал, как правило,  берется неизменным по данным  последнего отчетного периода);

    -  величина формируемых фондов  и резервов (рассчитывается исходя  из прогнозов возможного изменения  финансовых результатов);

    - стоимость основных фондов и  нематериальных активов (информация  бизнес-планов и оперативных инвестиционных подбюджетов);

    -  стоимость товарно-материальных  ценностей и прочих элементов  текущих активов (информация о  процентных соотношениях в структуре  издержек);

    -  величина привлеченных кредитных  ресурсов (кредитные планы и информация  бюджета движения денежных  средств,   в  части  временных кассовых разрывов и потребности в кредитных ресурсах);

    Объемы  кредиторской и дебиторской задолженности (информация о средних сроках погашения  и предполагаемых объемах продаж). Первым этапом может стать выделение центров финансового учета и постановка нескольких операционных бюджетов. Одновременно внедряются элементы бюджета движения денежных средств и остальные бюджеты. Объединяющей методической основой построения системы основных и операционных бюджетов, служит представление информации последними сразу для всех трех бюджетов:

    - бюджета движения денежных средств;

    - бюджета доходов и расходов;

    - прогнозного баланса.

    Немаловажным  фактором выступает правильная организация  информационных потоков и распределение  задач по отделам.

    Логика  функционирования экономических процессов  и реальная практика финансового  управления предполагают постоянное взаимодействие краткосрочных и долгосрочных тенденций  в деятельности предприятия. Оперативное  управление финансами предприятия  должно интегрироваться в общую стратегию развития, что предполагает наложение долгосрочных целей, в виде инвестиционных проектов, на текущую деятельность. Таким образом, в системе операционных бюджетов необходимо выделить бюджет инвестиций.

    Еще одним важным элементом системы оперативного управления и планирования финансами предприятия, являются взаимоотношения с налоговыми органами. Отсутствие внимания руководства к проблемам налогового планирования несет в себе риск финансовых потерь. Это обуславливает необходимость организации и интеграции в систему управления финансами, бюджета налоговых изъятий (налогового бюджета), как одного из операционных бюджетов.

    Отправной точкой планирования является определение  прогнозных величин объема продаж и  соответствующих им расходов. Решающими факторами здесь выступают структура себестоимости продукции и политика предприятия в области ценообразования. Обязательным условием является классификация затрат на переменные и постоянные. Большая детализация возможна, и обуславливается потребностями руководства и уровнем управления.

    Учитывая  сложность и многоплановость  изменений в организационной  структуре и технологии управления предприятием в целом, процесс внедрения  предложенной системы должен предполагать ряд этапов:

    1 . Выработка алгоритма принятия управленческих решений финансового характера и интеграция способов и технологии их реализации в общую стратегию управления предприятием;

    2. Выделение центров финансового  учета и представление структуры  организации, в разрезе выполняемых  ими функций. Определение методик нормирования     основных     параметров     финансовой     системы.     Выбор оптимальной учетной, амортизационной, налоговой и дивидендной политики и системы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

    3. Определение   перечня   необходимых   основных   и   операционных бюджетов,  а также показателей    закладываемых при их разработке. В качестве   основных   процедурных вопросов   должны   быть   рассмотрены: процессы   и   технология   формирования,    согласования,   утверждения   и контроля исполнения бюджетов; планирования отдельных бюджетов и подбюджетов и механизма обеспечения сопоставимости данных в разрезе статей и временных периодов; их структура и иерархия; ответственность и сроки доставления. данных, как по предприятию в целом, так и по отдельным подразделениям (ЦФУ), регламент использования данных в системе управления;

    4. Оптимизация существующей системы  консолидации и разнесения учетной   и   финансовой  информации,   постановка  системы  взаимоувязки  отчетности внутреннего и внешнего пользования;

    5. В  целях  осуществления   оперативного  контроля  за исполнением бюджетов, необходимо использовать многоуровневую систему контроля    финансовых    параметров.    Количество    уровней    и    степень детализации   определяются   конкретными   условиями   (масштаб   бизнеса, иерархия управления) и предпочтениями руководства. Однако, существуют три из них, являющихся типовыми. Нижний уровень - бюджеты (сметы) отдельных центров финансового учета. Средний уровень - операционные бюджеты, в разрезе их функционального назначения и подразделений ответственных за их исполнение. Верхний уровень - контроль за исполнением основных бюджетов. Таким образом, создаются предпосылки организации сквозного контроля и обеспечивается информационная прозрачность организации;

    6. Перераспределение  функций   в  рамках  экономических   служб  и подразделений    отвечающих    за    оперативный    контроль    качества    и своевременности    исполнения    бюджетов    и    экономического    анализа, обобщающих  и   предоставляющих  информацию  руководству   в  режиме реального времени;

    7. Внедрение элементов автоматизации,  предполагающих использование специализированных компьютерных программ. Программа должна обслуживать уже готовый механизм, а не служить его основой, в противном случае может нарушиться логика многих процессов. При выборе программ, приоритет должен отдаваться программам, интегрирующим в себе вопросы финансового планирования  и бухгалтерского  учета,  поскольку существование нескольких раздельных программных  продуктов  ведет  к удорожанию процессов совмещения и консолидации их результатов.

    Создание  надежной и гибкой системы управления финансами, направленной на решение  вопросов перспективного и текущего характера, а также переход на качественно иной уровень оперативного финансового планирования, в совокупности с более тесным взаимодействием всех структурных подразделений, способны, создать необходимые предпосылки для решения проблем, стоящих перед руководством большинства промышленных предприятий России.

    В целом, управление оборотными средствами большинства промышленных предприятий  требует совершенствования.

    Первым  этапом в нормализации состояния  оборотных средств российских предприятий  могло бы стать определение оптимальной  величины оборотного капитала, необходимой для достижения эффективного управления ими. При этом расчет оптимальной величины оборотного капитала необходимо осуществлять на новом качественном уровне. Вторым этапом может стать усиление контроля за использованием оборотных средств.

    На  мой взгляд, использование данных рекомендаций позволит предприятию  повысить эффективность функционирования системы управления оборотным капиталом  и придать ей целевую направленность. 

 

Заключение 

    На  основании вышеизложенного можно  сделать следующие выводы и предложения.

            Оборотные средства — это денежные  средства, авансированные в оборотные  производственные фонды и фонды обращения.

          В работе был проведен анализ оборотных средств ОАО  «Проминвест». На основе полученных данных можно охарактеризовать состояние предприятия  как предкризисное. Оно обусловлено, прежде всего, нарушением ликвидности баланса: иммобилизация текущих активов в расчеты с покупателями и замораживание средств в запасах нарушают платежеспособность предприятия и замедляют оборачиваемость ликвидных активов. Увеличивается недостаток собственных оборотных средств. Наличие собственных оборотных средств, их сохранность характеризуют степень финансовой устойчивости предприятия, его положение на финансовом рынке, степень платежеспособности и ликвидности. Обращает на себя внимание необходимость привлечения долгосрочных и среднесрочных заемных средств и сокращение доли краткосрочных обязательств в общей сумме средств. Материальные ликвидные активы предприятия почти полностью сформированы из привлеченных средств и краткосрочных обязательств. Собственный оборотный капитал имеет незначительный удельный вес в общей сумме активов.          

Информация о работе Эффективность использования оборотного капитала