Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:43, курсовая работа
Цель нашей работы: раскрытие и систематизация взглядов выдающихся экономистов, выявление взаимосвязи и преемственности идей основных теоретических школ экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть основные идеи и базовые категории различных школ и направлений экономической теории;
выяснить какие явления экономической и политической сферы стимулировали развитие экономических концепций;
в процессе рассмотрения экономических взглядов дать сравнительную характеристику основных теорий;
обозначить вклад экономистов и их школ в развитие экономической теории;
проследить взаимосвязь экономической теории и экономической политики.
Введение.............................................................................................................................3
Глава 1. Возникновение и развитие первых теоретических школ.........................6
1.1 Первые экономические школы: меркантилизм и физиократия..........................6
1.2 Классическая школа политической экономии......................................................9
1.3 Западноевропейские школы: последователи и оппоненты политической экономии.............................................................................................................................13
Глава 2. Основные школы современной экономической теории..........................19
2.1 "Маржинальная революция". Формирование неоклассической школы..........19
2.2 Институционально-социологическое направление............................................27
2.3 Кейнсианство и его эволюция..............................................................................30
2.4. Неоклассическая экономическая школа сегодня: монетаризм и неолиберализм.................................................................................................32
Заключение......................................................................................................................35
Список использованных источников и литературы...............................................39
Началась переоценка ценностей, поиск новых рецептов. Был выдвинут лозунг «Назад к Смиту», что означало отказ от методов активного государственного вмешательства в экономику. Немаловажное влияние в процессе разработки новой концепции и пересмотра экономической политики получили рекомендации монетаристов. Хотя их лидер американец Милтон Фридмен (р. 1912) опубликовал свои основные работы еще в 50-х гг., признание и популярность его теория получила позднее. Позитивный вклад монетаризма в экономическую теорию, прежде всего в теорию денег, заключается в обстоятельном исследовании механизма обратного воздействия денежного мира на товарный мир, монетарных инструментов и монетарной (money — деньги, monetari — денежный) политики — на развитие экономики. Можно сказать, что монетаризм — это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это целостная теория, представляющая собой специфический подход к регулированию экономики с помощью денежно-кредитных инструментов. Регулирующий фактор — деньги: в соответствии с количественной теорией денег на первый план выдвигается их стабильная эмиссия независимо от экономического положения и состояния конъюнктуры. Объем денежной массы становится главным объектом денежно-кредитной политики.
Итак, согласно взглядам монетаристов деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту (что определяется, в частности, склонностью к сбережениям), и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение .(определенным темпом) денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.
Неолиберализм.
Современные представители экономического либерализма следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная форма хозяйствования создает наилучшие условия для экономического роста. Во-вторых, они отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют эти условия.
К неолиберализму обычно относят три школы: чикагскую (Милтон Фридмен); лондонскую (Фридрих фон Хайек); фрайбургскую (Вальтер Ойкен, 1891—1950; Людвиг Эрхард, 1897— 1977). Современных либералов объединяет общность методологии, а не концептуальные положения. Неолибералы, например Н. Бэрри, А. Лернер, выступают не только против кейнсианства, но и против монетаризма, обвиняя эти школы в увлечении макроэкономическими проблемами в ущерб микроэкономике.
Представители современного неолиберализма оказывают немалое влияние на экономическую политику. Теоретические постулаты неолибералов были использованы при формировании экономических курсов, названных «рейганомикой» и «тэтчеризмом». В них делался упор на ограничение государственного участия в экономической жизни, создание максимально благоприятных условий для развития конкуренции — важнейшего регулирующего механизма,
Сторонники экономического либерализма ведут речь не об отказе от государственного регулирования, а о его совершенствовании, эффективности. Дискуссии, теоретические разработки, рекомендации остаются в рамках традиционной проблемы — оптимального сочетания государственного регулирования и стихийного функционирования рыночного механизма — применительно к конкретным условиям и возможностям национальных экономик.
Заключение.
Итак, мы проследили развитие теоретических школ экономической теории с начала зарождения первых из них и до научных концепций современности. Можем сделать следующие выводы.
Заслугой представителей первых экономических школ являлось стремление уяснить, какими проблемами призвана заниматься экономическая наука. От чисто практических рекомендаций в области хозяйственной сферы они обратились к поиску взаимосвязей и закономерностей в развитии отдельных сфер экономики. Меркантилизм - первая теория международной торговли, основа политики упрочения политического и военного могущества страны. Физиократы переключили анализ из сферы торговли в сферу производства.
Во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. сложилась классическая школа политической экономии, представители которой рассматривали процессы, происходящие в экономике как сферу взаимосвязанных законов и категорий, как логически стройную систему отношений. Источником богатства считали трудовую деятельность, а трудовая теория стоимости стала одним из исходных положений политэкономии. "Классики" обосновали принцип экономической свободы, повернули анализ в сферу выявления внутренних причин, лежащих в основе функционирования рыночной экономики. Их заключения логичны и последовательны, поэтому классическая школа стала фундаментальной основой науки, которая получила дальнейшее развитие в трудах последователей и оппонентов.
К первым
мы можем отнести
Заслугой исторической школы, несомненно, стала разработка вопросов экономической политики, обосновании активной роли государства. Экономисты исторической школы подчеркивали, что экономическую деятельность надо рассматривать не изолировано, а с учетом правовых, социальных, религиозных и психологических факторов. В. Зомбарт и М. Вебер положили начало формированию новой дисциплины - экономической социологии. "Историки" критиковали классическую школу за абстрактность, игнорирование национальных особенностей. И как показали в дальнейшем наука и практика, исторические исследования и теоретический анализ должны не противостоять, а дополнять друг друга.
Образец синтеза
теоретического и
В конце XIX - начале XX вв. капитализм свободной конкуренции перерос в монополистическую стадию. Усилилась концентрация производства и капитала, произошла централизация банковского капитала. В результате капиталистическая система породила острые противоречия. Интересам "среднего класса" был нанесен значительный ущерб. Эти обстоятельства привели к появлению направления - институционализма. Отличительной особенностью представителей институционализма является то, что в трактовке социально - экономических явлений они исходят из определяющей роли не индивидуальной (как в политической экономии классического направления), а групповой психологии. Анализ экономических процессов они тесно связывают с анализом социальных, правовых, политических и др. процессов. Широкий социологический подход к предмету экономической теории сближает их с исторической школой. Институционализм отрицает обусловленность развития человеческого общества производственными отношениями (отношениями собственности), движущей силой общественного развития считает психологические, политические, социально-правовые факторы
Во второй половине XIX в. классическая школа политической экономии испытала натиск сторонников субъективного направления в экономической теории, предложивших новый подход к пониманию экономических процессов. Их интересовали не объективные закономерности, а поведение отдельного субъекта. В основе анализа был не процесс производства, а формирование спроса, исследование полезности товаров и услуг, потребление. Экономические процессы рассматривали с учетом индивидуальных предпочтений участников, так сформировалась теория - маржинализм, которая исходила из того, что в принятии экономических решений ключевое значение приобретает предельная полезность. К указанному направлению относятся три школы: австрийская, лозаннская и англо-американская. Маржинальное направление заложило основы формирования неоклассической школы экономической теории.
Система,
разработанная А. Маршаллом,
В условиях глубокой экономической депрессии 20-х-начала 30-х годов вышел в свет труд Дж.М. Кейнса. Он уловил назревшую потребность - перейти от анализа частных вопросов к рассмотрению фундаментальных условий функционирования экономики, из области микроэкономики - в сферу макроанализа. Кейнс раскрыл взаимосвязь отдельных рынков - товара, рабочей силы, денег, обосновал необходимость выработки общей теории. Кейнс показал роль государства как активной экономической силы, важнейшего участника и регулятора экономической деятельности. Его теория эффективного спроса заключалась в том, чтобы путем стимулирования спроса воздействовать на производство и предложение товаров, снизить безработицу. В качестве регулятора спроса Кейнс предложил использовать денежно - кредитную политику.Кейнсианские теоретические разработки , его положения и идеи, подходы к макроанализу, вошли в арсенал науки и практики, продолжают разрабатываться и уточняться. Кейнсианская теория господствовала до начала 70-х годов, но изменившаяся хозяйственная ситуация, обострение инфляционных процессов в сочетании со стагнацией производства, потребовали поиска новых инструментов и методов экономического регулирования.
Именно в
это время приобрел
Современные представители экономического либерализма следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная форма хозяйствования создает наилучшие условия для экономического роста.
Во-вторых, они отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют эти условия.
К неолиберализму относят три школы: чикагскую, лондонскую, фрайбургскую . Представители современного неолиберализма оказывают немалое влияние на экономическую политику. Они делают упор на ограничение государственного участия в экономической жизни, создание максимально благоприятных условий для развития конкуренции, свободы рынка. Сторонники экономического либерализма ведут речь не об отказе от государственного регулирования, а о его совершенствовании, эффективности. Дискуссии, теоретические разработки, рекомендации остаются в рамках традиционной проблемы - оптимального сочетания государственного регулирования и стихийного функционирования рыночного механизма применительно к конкретным условиям и возможностям национальных экономик.
Итак, рассмотрев основные направления и школы экономической теории, мы можем сказать, что каждая из этих концепций отражает реальность своего времени, но в свою очередь и каждая из концепций взаимосвязана с экономической политикой. Взгляды экономистов и их теории оказывали влияние на принятие стратегических и оперативных решений. Современные экономисты приходят к выводу, что решение экономических проблем не должно сводиться к научным изысканиям в рамках одной концепции. Кроме того, новые социально-экономические и политические условия XXI века диктуют необходимость выработки новых подходов и осмысления изменившихся потребностей практики. На повестку дня экономисты выдвигают проблему поиска новой взаимосвязанной системы взглядов, убеждений, ценностей, способов научного анализа, а не корректировки традиционных концепций, средств и инструментов. Экономическая наука ищет пути обновления теоретических и эмпирических основ и это задача не одной научной школы, а общая задача всех школ и теорий.
Список использованных источников и литературы.
1. Агапова И.И. История экономических учений: Учебное пособие М.: Экономистъ,
2007. 285с.
2. Бейтон А. 25 ключевых книг по экономике. Челябинск, 1999
3. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник М.: Магистр, 2007. 478с.
4. Бартенев С.А. Экономическая теория в вопросах и ответах. М.: Юристъ, 1998. 270с.
5. История экономических учений: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.С. Адвадзе,
проф. А.С. Квасова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 391с.
6. История экономических учений: (современный этап): Учебник / Под общ. ред.
А.Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 2007. 733с.
7. История экономических учений: Учебное пособие / З.Т. Новикова, В.Г. Смирнова,
А.А. Чуб. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. 225с.
8. История экономических учений: Часть I / Под ред. В.А. Жамина, Е.Г Василевского.
М.: ИНФРА-М, 1989. 259с.
9. Покидченко М.Г., Чаплыгина И. Г. История экономических учений: Учебное
пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. 271с.
10. Седов В.В. Экономическая теория: В 2-х частях.: Учебное пособие / ЧелГУ.
Челябинск, 2002. 115с.
11. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник М.: ИНФРА, 2008. 480с.
1 Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. М., 2008. С. 66.
2Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. М., 2008. С.96.
3 Новикова З.Т. История экономических учений: учебное пособие. М., 2007.С. 31
4 Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: учебное пособие. М.,2008. С. 45.
5 Бартенев С.А. История экономических учений: учебник. М., 2007. С.78.
6 Бартенев С.А.История экономических учений: учебник. М.:2007. С. 86.