Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:43, курсовая работа
Цель нашей работы: раскрытие и систематизация взглядов выдающихся экономистов, выявление взаимосвязи и преемственности идей основных теоретических школ экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть основные идеи и базовые категории различных школ и направлений экономической теории;
выяснить какие явления экономической и политической сферы стимулировали развитие экономических концепций;
в процессе рассмотрения экономических взглядов дать сравнительную характеристику основных теорий;
обозначить вклад экономистов и их школ в развитие экономической теории;
проследить взаимосвязь экономической теории и экономической политики.
Введение.............................................................................................................................3
Глава 1. Возникновение и развитие первых теоретических школ.........................6
1.1 Первые экономические школы: меркантилизм и физиократия..........................6
1.2 Классическая школа политической экономии......................................................9
1.3 Западноевропейские школы: последователи и оппоненты политической экономии.............................................................................................................................13
Глава 2. Основные школы современной экономической теории..........................19
2.1 "Маржинальная революция". Формирование неоклассической школы..........19
2.2 Институционально-социологическое направление............................................27
2.3 Кейнсианство и его эволюция..............................................................................30
2.4. Неоклассическая экономическая школа сегодня: монетаризм и неолиберализм.................................................................................................32
Заключение......................................................................................................................35
Список использованных источников и литературы...............................................39
В целом множество идей, положений, теорий и методология К. Маркса имеют огромную эвристическую ценность, выдержали проверку временем и используются ведущими экономистами многих стран мира.
Историческая
школа Германии.
Историческая школа — одно из направлений западной экономической мысли, причинами возникновения исторической школы, а также маржинализма были недостатки марксистской теории, классической школы политической экономии, а также процесс вульгаризации политической экономии, обусловленный углублением противоречий капиталистического способа производства, стремлением представителей данного направления найти пути решения названных проблем эволюционным путем в рамках капиталистического способа производства.
Возникла в Германии в середине XIX в. Название получила от своеобразного определения предмета политической экономии и исторического метода исследования, в соответствии с которым данная наука не изучает экономические законы, а описывает конкретно-исторические формы экономической жизни в той или иной стране. Экономические явления, по мнению представителей исторической школы, обусловлены исторической обстановкой. Поэтому само название «политическая экономия» они отождествляли с понятием «национальная экономика».
Самыми известными представителями исторической школы были немецкие экономисты В.Рошер, В.Гильдебранд, В.Зомбарт, М.Вебер и др., справедливо полагавшие, что политическая экономия должна изучать не отношение людей к вещам, а отношения между людьми. Считая, что рынок не способен обеспечить устойчивое равновесие экономической системы, эти экономисты выступали за активное вмешательство государства в экономику, рассматривая такое вмешательство как единственное условие ее эффективного функционирования. Для выживания общества, по их мнению, необходимо предоставлять бедным слоям населения больше благ, созданных благодаря прогрессу. Они считали, что психологические и исторические факторы не менее важны, чем экономические, отстаивали целесообразность широкого подхода к изучению экономической и социальной жизни. В.Зомбарт уделял большое внимание организационным и технологическим факторам, но смешивал экономические и юридические аспекты исследуемых явлений. Сопоставляя индивидуума и общество, сторонники исторической школы отдавали предпочтение обществу.
М.Вебер, необоснованно отрицая идею Маркса об отчуждении средств производства от непосредственных производителей, заменил ее тезисом о бюрократизации политической и общественной жизни. Он утверждал, что социализм приведет к усилению бюрократизации общественной жизни. Некоторые представители исторической школы выступали за централизованное управление экономикой, внедрение планирования, законодательное регулирование, полагали, что государственные финансы могут стать эффективным орудием достижения социальной справедливости, отстаивали необходимость социальных реформ. Основными теоретико-методологическими недостатками исторической школы являются игнорирование объективного характера экономической жизни, изъятие из предмета политической экономии экономических законов, переоценка национальных особенностей развития экономики, вольное трактование принципа историзма, антиисторический подход к капиталистическому способу производства, субъективистская трактовка ценностей (стоимости) и т. п.
Глава 2. Основные направления современной экономической теории.
2.1 "Маржиналистская
революция".
В последней трети XIX в. с развитием внутренних экономических и социальных противоречий капитализма начинается стадия, характеризующаяся возникновением монополий и активным вмешательством государства в развитие экономики, ее огосударствлением. Эта стадия неоднозначно трактовалась представителями различных направлений и школ экономической теории.
Вся совокупность течений, школ западной экономической мысли, развивающихся в
этот период, условно подразделяется
на:
Методологической основой либерализма является принцип индивидуализма, согласно которому в обществе должна существовать естественная свобода человека, его независимость от социума, а отстаивание своих интересов отдельными индивидуумами ведет к удовлетворению общественных интересов, к общественному благополучию. Такие взгляды в значительной мере отражали специфику капитализма эпохи свободной конкуренции. Идеи экономического либерализма господствовали до кризиса 1929-1933 гг. На смену им пришло учение Дж. Кейнса.
В последней трети
XIX в. возникло новое направление экономической
мысли – маржинализм. Основная идея
маржинализма – исследование предельных
экономических величин как взаимосвязанных
явлений экономической системы в масштабе
фирмы, отрасли, народного хозяйства. В
центре нового учения стоял субъект с
его потребностями. Предметом изучения
стало не производство (предложение), а
спрос (потребление).
Австрийская школа маржинализма:
Идея о заработной плате как источнике «для поддержания жизни» будет всегда приводить к увеличению числа работников и снижению цены труда до прежнего (минимального) уровня. Поэтому во избежание регулирования цены простого труда по принципу минимума средств существования им рекомендуется сведение более высокой цены остальных видов труда на затрату капитала, на ренту с таланта и т. д. По его словам, всякий экономический обмен благ для обменивающихся индивидов означает присоединение к их имуществу нового имущественного объекта, и поэтому обмен можно сравнить в хозяйственном смысле с продуктивностью промышленной и сельскохозяйственной деятельности. Вместе с тем обмен — это не только выгода, но и экономическая жертва, вызванная меновой операцией, отнимающей «часть экономической пользы, которую можно извлечь из существующего менового отношения»15, что нередко делает невозможной реализацию там, где она была бы еще мыслима.
Фридрих фон Визер - ученик Менгера. Развивал теорию ценности в своих работах «О происхождении и основных законах экономической ценности» (1884), «Естественная ценность» (1899), «Теория общественного хозяйства» (1914). Он ввел в научный оборот такие термины, как «предельная полезность», «законы Госсена», «вменение». Визером была разработана теория альтернативных издержек, предполагающая альтернативные способы использования ресурсов.
Эйген фон Бем-Баверк. Также был учеником Менгера, продолжил развитие маржиналистской теории в книгах «Капитал и прибыль» (1884), «Позитивная теория капитала» (1889), «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886). Он исследовал не только индивидуальный обмен, но и целостный рынок. Рассмотрел проблему распределения как проблему установления цен на факторы производства. Важное место в его работах занимает «теория ожидания», центральной идеей которой является возникновение прибыли (процента) на капитал. В связи с продолжительностью времени производительные средства превращаются в продукт, возникает разница в ценах этих средств и продукта, в которой скрывается прибыль на капитал.
Лозаннская школа представлена Л.Вальрасом и
В.Парето.
Вильфредо
Парето — крупный итальянский представитель
неоклассической экономической теории,
продолжатель традиций лозаннской школы
маржинализма. Этого ученого наряду с
экономикой интересовали также политика
и социология, что отразилось и в разнообразии
его публикаций. К основным трудам В.Парето
относят двухтомный «Курс политической
экономии» (1898), «Учение политической экономии»
(1906) и «Трактат по общей социологии» (1916).
В.Парето, как и Л.Вальрас, более всего
сосредоточился на исследовании проблем общего
экономического равновесия. Парето
преодолел присущий Вальрасу субъективизм,
что позволило ему отказаться от полезности
(потребности) как единственной причины
обмена и перейти к характеристике экономической
системы в целом, где и спрос (потребление),
и предложение (производство) рассматриваются
как элементы равновесия в экономике.
Парето сформулировал понятие общественной
максимальной полезности, т.е. то самое
понятие, которое теперь принято называть «оптимум Парето».
Это понятие предназначено для оценки
таких изменений, которые либо улучшают
благосостояние всех, либо не ухудшают
благосостояния всех с улучшением благосостояния
по крайней мере одного человека. Концепция
«оптимума Парето» позволяет, таким образом,
принять оптимальное решение по максимизации
прибыли (соответственно и полезности),
если теоретическая аргументация базируется
на таких предпосылках, как: только личная
оценка собственного благосостояния;
определение общественного благосостояния
через благосостояние отдельных людей;
несопоставимость благосостояния отдельных
людей. Равновесие рынка, достигаемое
благодаря механизму свободного ценообразования
и конкуренции, как утверждают одни теории,
противопоставляется роли государства
в регулировании экономики, рассматриваемой
как важнейший элемент стабильности в
других школах экономической мысли.
Суть первого закона Госсена: величина удовлетворения от каждой дополнительной единицы данного блага в одном непрерывном акте потребления неуклонно снижается и при насыщении равна нулю. Это ни что иное, как закон убывающей предельной полезности. По мнению Госсена, каждое удовольствие представляет собой математически определенную величину, убывающую по мере того, как продолжается удовольствие. Это допущение позволило ему предположить, что существуют вполне определенные моменты, когда человек должен прервать одно удовольствие и перейти к другому. Формулировка правила, на основании которого определяются эти моменты, получила в экономической науке название второго закона Госсена.
Суть второго закона Госсена: максимальное удовлетворение потребностей при ограниченном количестве доступных благ достигается тогда, когда потребление каждого блага останавливается в точке, где интенсивность удовольствия (полезность) выравнивается, становится одинаковой для всех. Другими словами, чтобы получить максимальную полезность от потребления заданного набора благ за определенный период времени, необходимо потребить их в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ была бы равна одной и той же величине. Законы Госсена легли в основу микроэкономической теории последующего столетия, а методология максимизации полезности, предложенная им, вошла в экономическую науку в качестве классической логики принятия решений.
Англо-американская
школа:
Исходя из закона убывающей
предельной производительности Кларк
делает вывод, что при неизменном размере
капитала каждый дополнительный работник
производит меньше продукции, чем ранее
принятый. Производительность труда последнего
работника называется предельной производительностью
труда. По мнению Кларка, только тот продукт,
который создается предельным рабочим,
можно вменить труду и считать продуктом
труда, остальная же часть продукции, то
есть разница между "продуктом промышленности"
и "продуктом труда" представляет
собой продукт капитала.16
Основополагающим в теории
Кларка является утверждение, что предельный
продукт в денежной форме определяет справедливый,
естественный уровень дохода, выплачиваемый
каждому фактору производства. По утверждению
Кларка, если нет препятствий для конкуренции,
заработная плата, процент и рента будут
представлять собой цены факторов производства,
совпадающие по величине с их предельным
продуктом, или с их предельной производительностью.
Интересно отметить, что в модели ценообразования
на факторы производства Кларка впервые
после классиков политической экономии
процесс производства и распределения
имеют единую основу - предельный продукт
факторов.
Теория предельной производительности
- это не более чем теория формирования
цен спроса на производственные факторы.
Именно таков современный статус теории
предельной производительности и именно
в таком виде она вошла в теорию поведения
фирмы.