Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:43, курсовая работа
Цель нашей работы: раскрытие и систематизация взглядов выдающихся экономистов, выявление взаимосвязи и преемственности идей основных теоретических школ экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть основные идеи и базовые категории различных школ и направлений экономической теории;
выяснить какие явления экономической и политической сферы стимулировали развитие экономических концепций;
в процессе рассмотрения экономических взглядов дать сравнительную характеристику основных теорий;
обозначить вклад экономистов и их школ в развитие экономической теории;
проследить взаимосвязь экономической теории и экономической политики.
Введение.............................................................................................................................3
Глава 1. Возникновение и развитие первых теоретических школ.........................6
1.1 Первые экономические школы: меркантилизм и физиократия..........................6
1.2 Классическая школа политической экономии......................................................9
1.3 Западноевропейские школы: последователи и оппоненты политической экономии.............................................................................................................................13
Глава 2. Основные школы современной экономической теории..........................19
2.1 "Маржинальная революция". Формирование неоклассической школы..........19
2.2 Институционально-социологическое направление............................................27
2.3 Кейнсианство и его эволюция..............................................................................30
2.4. Неоклассическая экономическая школа сегодня: монетаризм и неолиберализм.................................................................................................32
Заключение......................................................................................................................35
Список использованных источников и литературы...............................................39
Классическая политическая
экономия возникла тогда, когда предпринимательская
деятельность вслед за сферой торговли,
денежного обращения и ссудных операций
распространилась также на многие отрасли
промышленности и сферу производства
в целом. Поэтому уже в мануфактурный период,
который выдвинул на первый план в экономике
капитал, занятый в сфере производства,
протекционизм меркантилистов уступил
свое доминирующее положение новой концепции
—провозглашен принцип "Laissez-faire",
т.е. концепции
экономического либерализма, базирующейся
на принципах невмешательства государства
в экономические процессы, неограниченной
свободы конкуренции предпринимателей.
Указанный период, а именно конец XVII в.
- нач. XVIII в., ознаменовал начало действительно
новой теоретической школы экономической
мысли, которую классической называют
прежде всего за подлинно научный характер
многих ее теорий и методологических положений,
лежащих и в основе современной экономической
науки. Именно благодаря представителям
классической политической экономии экономическая
теория обрела статус научной дисциплины,
изучающей проблемы экономики свободной
конкуренции. В развитии классической
политической экономии с определенной
условностью можно выделить четыре этапа.
Первый этап
охватывает период с конца XVII в. до начала
второй половины XVIII в. Это этап существенного
расширения сферы рыночных отношений,
аргументированных опровержений идей
меркантилизма и его полного развенчания.
Главные представители начала данного
этапа У.Петти и П.Буагильбер безотносительно
друг от друга
первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости, в соответствии с которой источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной товарной продукции или блага. Осуждая меркантилизм и исходя из причинной зависимости экономических явлений, основу богатства и благосостояния государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.
Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. и несомненно связан с именем и трудами А.Смита— центральной фигуры среди всех ее представителей. Его «экономический человек» и «невидимая рука» провидения убедили не одно поколение экономистов о естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов. Последователь А. Смита - Давид Рикардо (1771-1823) - талантливый финансист и один из самых богатых людей финансового мира своего времени - является одновременно человеком, внесшим огромный вклад в развитие классической политической экономии.
Третий этап эволюции классической школы политической экономии приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи и в том числе ученики А.Смита (так называли себя многие из них) подвергли углубленной проработке и переосмыслению основные идеи и концепции своего кумира, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. В числе представителей данного этапа следует особо выделить французов Ж.Б.Сэя и Ф.Бастиа, англичан Т.Мальтуса и Н.Сениора, американца Г.Кэри и др.
Четвертый завершающий этап развития классической политической экономии охватывает период второй половины XIX в., в течение которого упомянутые выше Дж.С.Милль и К.Маркс обобщили лучшие достижения школы. С другой стороны, к этому времени уже обретали самостоятельное значение новые, более прогрессивные направления экономической мысли, получившие впоследствии названия «маржинализм» (конец XIX в.) и «институционализм» (начало XX в.).
Становление политической экономии как науки связано с именем выдающегося английского ученого Адама Смита (1723-1790). Именно благодаря ему политическая экономия выделяется как самостоятельная отрасль знаний из круга гуманитарных наук, становится академической дисциплиной. Вот основные положения труда Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов"(1776):
1. Смит признает, что главным мотивом человеческой деятельности является своекорыстный интерес. Он вводит понятие "экономический человек", который действует ради своей личной выгоды. Естественное стремление людей улучшить свое положение является столь мощным стимулом, что он сам способен привести общество к благосостоянию.
2. Политика невмешательства, или "естественной свободы". Одна из ведущих идей его теории - "невидимая рука рынка". Т.е. рыночная экономика управляется законами конкуренции.
3. Труд является источником богатства,
а разделение труда- важнейший фактор
повышения производительности труда и
умножения общественного благосостояния.
5. Экономическая программа Смита
требует отмены всех мер, ограничивающих
мобильность рабочей силы, отмены правительственной
регламентации промышленности и торговли,
разрешение свободной торговли землей.
Будучи последовательным, Смит выступает
за уменьшение роли государства, сводя
его функции к обеспечению военной безопасности,
отправлению правосудия и обязанности
содержать общественные сооружения и
общественные учреждения.
Заслуга Смита в становлении
классической политической экономии бесспорна,
но не только ему она обязана своим влиянием
на экономическую мысль следующего столетия.
Завершение системы классической политической
экономии связано с именем другого крупнейшего
английского экономиста - Д.Рикардо, именно
в его трудах политическая экономия приобрела
черты науки как системы знаний об экономическом
базисе общества.
На основе трудовой теории стоимости
Рикардо создал и теорию ренты,
в которой источником ренты является не
особая щедрость природы, а прилагаемый
труд.
В области теории заработной платы Рикардо полагал, что заработная плата сводится к стоимости средств существования работника и его семьи, однако, в отличие от Смита, считал, что заработная плата удерживается в жестких пределах прожиточного минимума в силу так называемого естественного закона народонаселения. Согласно взглядам Рикардо, труд имеет естественную и рыночную стоимость. Естественной ценой труда является та, которая необходима, чтобы рабочие имели средства к продолжению рода без увеличения или уменьшения их числа (своеобразная равновесная цена, обеспечивающая стационарный уровень населения). Лишь после того, как лишения, лишив их тех предметов комфорта, которые привычка делает абсолютно необходимыми, сократят их число, рыночная цена поднимется до естественной. Следует отметить, что в рамках посылок классической политической экономии, безработица в рыночной экономике невозможна, ибо избыточное население вымирает. В этом суть т.н. "железного" закона заработной платы.
Д. Рикардо развил теорию
А.Смита о внешней торговле,
дополнив ее теорией "сравнительных
издержек производства" (по другому
ее еще называют теорией "сравнительных
преимуществ").7 Национальные государства,
по мнению Д.Рикардо, получают экономический
эффект за счет производства и экспорта
товаров, которые обходятся им относительно
дешевле, и импорта товаров, которые производятся
за границей сравнительно дешевле, чем
внутри страны. 8
С позиций Рикардо, государство не должно
вмешиваться ни в производство, ни в обмен,
ни в распределение. Государственная политика
в целом должна строиться на экономических
принципах, а основной способ взаимодействия
государства с населением сводится к налогообложению.
Но налоги не должны быть слишком большими,
ибо если государство "замахивается"
на часть капитала, то результатом этого
становится нищета большей части населения,
ибо единственным источником роста богатства
нации является именно накопление. По
мнению Рикардо, "лучший налог - меньший
налог".9
Классической политической экономии принадлежит ряд важных научных открытий. Она сосредоточила внимание на анализе отношений материального производства и объективных закономерностей его функционирования и развития.
Классики, создавшие основы трудовой теории стоимости, исследовали доходы
основных классов буржуазного общества, механизм конкуренции, кредита, денежного обращения. Классическая политическая экономия впервые поставила задачу изучения экономических законов, признавая их объективный характер, исследовала механизм действия, обосновала необходимость учета и использования этих законов в хозяйственной практике и экономической политике. Поэтому представляется интересным проследить эволюцию классической школы, рассмотрев взгляды наиболее известных представителей экономической науки того периода.
1.3 Западноевропейские
школы: последователи и
С именем А.Смита связаны и большинство экономических школ, которые считают его своим основоположником, несмотря на принципиальные различия между ними. Объясняется это тем, что у Смита мирно сосуществуют различные подходы в определении стоимости, заработной платы, прибыли и ряда других вопросов, и каждое направление берет те идеи Смита, которые соответствуют их мировоззрению. Жан Батист Сэй (1767-1832) является представителем французской экономической мысли и сторонником экономических идей А.Смита. Как и Смит, он был последовательным защитником принципов экономического либерализма, требовал "дешевого государства" и сведения экономических функций последнего к минимуму. Свои взгляды Сэй опубликовал в работе "Трактат политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства", который вышел в свет в 1803 году. Наиболее широко известна идея Сэя, которая вошла в историю экономической мысли как "закон Сэя". Совокупный спрос всегда будет равен совокупному предложению, а диспропорции между спросом и предложением могут носить лишь частичный (касающейся одного или нескольких товаров) и временный характер и связаны с тем, что неправильно распределен общественный труд по видам производства: что-то производится в избытке, что-то находится в дефиците. Содержательная часть "закона Сэя" состоит в допущении, что цены товаров в рыночной экономике обладают абсолютной гибкостью и мгновенной реакцией на изменения конъюнктуре хозяйства. Они сами по себе способны выправить диспропорции, которые могут возникнуть в производстве товаров. Особенностью "закона Сэя" является и то, что подразумевается, что товары производятся непосредственно ради удовлетворения потребностей людей и обмениваются при совершенно пассивной роли денег в этом обмене. Этот взгляд восходит к А.Смиту и характерен для всех представителей классического и неоклассического направлений, где деньги рассматриваются как "вуаль", наброшенная на систему реальных рыночных отношений.10
Экономическое учение Т.Мальтуса (Англия).
Не будучи по образованию экономистом, Томас Мальтус
(1766- 1834) вошел в историю экономической
мысли как человек одной идеи, одного закона,
а именно как автор "закона народонаселения".
В 1798 году в Лондоне была издана небольшим
тиражом книга под названием "Опыт о
законе народонаселения в связи с будущим
совершенствованием общества", где
автор доказывал, что население растет
в геометрической прогрессии, а средства
существования (под которыми подразумевались
продукты сельского хозяйства) только
в арифметической прогрессии. По существу
в этой работе Мальтус сформулировал свою теорию народонаселения,
которую можно свести к следующим положениям:
- биологическая способность к размножению
у человека превосходит его способность
увеличивать продовольственные ресурсы,
- сама эта способность к воспроизводству
ограничивается наличными продовольственными
ресурсами.
увеличивал бы цены на продукты сельского хозяйства, снижая уровень реальной заработной платы для работающих. Мальтус был убежден, что рост средств существования немедленно вызовет реакцию в виде увеличения рождаемости и численности населения. В центре внимания мальтузианской теории народонаселения была проблема ограниченных ресурсов земли. Одной из основных посылок данной теории являлось утверждение о невозможности увеличивать средства существования (под которыми подразумевались продукты питания), теми же темпами, которые свойственны росту населения. Почему? Да потому что, во-первых, ресурсы Земли ограничены, а во-вторых, дополнительные вложения труда и капитала в землю будут обеспечивать все меньший и меньший прирост продукции, так как с ростом населения в обработку вовлекаются земли худшего качества, дающие все меньшую отдачу. Эта теория получила название теории "убывающего плодородия почвы" которая явилась прообразом теории "убывающей предельной производительности".
Экономическое учение Дж. С. Милля
(Англия).
Экономическое учение
К. Маркса
Разделяет Маркс и концепцию
представителей классической политической
экономии о производительном
и непроизводительном труде. Как и
Смит, Маркс считает производительным
только труд, занятый в сфере материального
производства, доходы же непроизводительных
лиц он рассматривает как результат процесса
перераспределения созданного исключительно
в сфере материального производства
национального дохода. У Маркса экономические кризисы перепроизводства
выступают как элемент циклического развития
капиталистической экономики и следствие
нарушения условий макроэкономического
равновесия. Следует сказать, что именно
Маркс первый в истории экономической
мысли (если не принимать во внимание попытку
физиократов) сформулировал условия макроэкономического
равновесия, условия реализации совокупного
общественного продукта в стоимостной
и натурально-вещественной форме в условиях
простого и расширенного воспроизводства.