Использование заемного капитала для финансирования деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:45, реферат

Описание работы

Использование заемного капитала для финансирования деятельности предприятия, как правило, выгодно экономически, поскольку плата за этот источник в среднем ниже, чем за акционерный капитал. Кроме того, привлечение этого источника позволяет собственникам и топ-менеджерам существенно увеличить объем контролируемых финансовых ресурсов, т.е. расширить инвестиционные возможности предприятия.

Формирование заемного капитала предприятия должно быть основано на принципах и способах разработки и исполнения решений, регулирующих процесс привлечения заемных средств, а также определяющих наиболее рациональный источник финансирования заемного капитала в соответствии с потребностями и возможностями развития предприятия. Основными объектами управления при формировании заемного капитала являются его цена и структура, которые определяется в соответствии с внешними условиями [6, c. 21].

Работа содержит 1 файл

Использование заемного капитала для финансирования деятельности предприятия.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     - Вторым этапом организации подсистемы управления привлечением облигационного займа, является определение целей привлечения облигационного займа. К облигационному займу предприятие прибегает, как правило, в целях финансирования своего стратегического развития при ограниченном доступе к другим альтернативным источникам привлечения долгосрочного заемного капитала. Основными из этих целей могут быть:

     • региональная диверсификация операционной деятельности предприятия, обеспечивающая увеличение объема реализации продукции;

     • реальное инвестирование (модернизация, реконструкция и т.п.), обеспечивающее быстрый возврат вложенного капитала за счет прироста чистого денежного потока;

     • иные стратегические цели, требующие  быстрой аккумуляции заемного капитала, привлечение которого из других источников затруднено.

     - Третий этап – оценка собственного кредитного рейтинга. Потенциал размещения облигационного займа и его стоимость существенно зависят от кредитного рейтинга предприятия, определяющего реальный уровень его кредитоспособности с позиций возможного кредитного риска для инвесторов.

     Уровень кредитного рейтинга предприятия (а соответственно и эмитируемой им облигации) формирует на фондовом рынке соответствующий размер "кредитного спрэда", т.е. разницу в уровне доходности и ценах котировки между эмитируемой и так называемой "базисной облигацией" (в качестве базисной принимается обычно государственная облигация, эмитированная на аналогичный период).

     Высокий уровень кредитоспособности предприятия  и его надежная репутация как  заемщика позволяют свести к минимуму кредитный спрэд, который эмитент  дополнительно платит за размещение облигационного займа. И наоборот — низкая кредитоспособность предприятия (а соответственно и низкий кредитный рейтинг его облигаций) определяет необходимость увеличения размера кредитного спрэда для обеспечения реализации облигационного займа. Только в этом случае будет обеспечена инвестиционная привлекательность облигации для инвестора, доход которого формируется как совокупность доходности базисной облигации и кредитного спрэда.

     - На четвертом этапе определяется объем эмиссии облигаций. При определении объема эмиссии облигаций следует исходить из ранее рассчитанной общей потребности предприятия в заемном капитале и возможностей его формирования из альтернативных источников. В процессе определения этого объема необходимо иметь в виду, что в соответствии с законодательными нормами предприятия могут выпускать облигации на сумму не более 25% от размера их уставного фонда.

     - На пятом этапе определяются условия эмиссии облигаций. Формирование условий эмиссии является наиболее сложным и ответственным этапом управления облигационным займом. Эти условия определяют уровень удовлетворения целей привлечения заемных средств, степень инвестиционной привлекательности (а соответственно и реализуемости) облигаций предприятия на фондовом рынке, стоимость привлечения облигационного займа и т.п.

     Номинал облигации определяется с учетом основных категорий предстоящих  их покупателей — наибольшие номиналы облигаций ориентированы на их размещение среди институциальных инвесторов, а наименьшие — на их продажу  населению. С учетом объема эмиссии и номинала облигации устанавливается эмитируемое их количество.

     Обеспечение обязательств по облигационному займу  может быть в виде залога (облигации  с залоговым обеспечением), поручительства, банковской гарантии, государственной или муниципальной гарантии.

     При эмиссии облигаций с обеспечением, его условия должны содержаться  в решении о выпуске облигаций, в проспекте облигаций, а при  документарной форме выпуска  – также в сертификатах облигаций.

     Если  обеспечение по облигациям предоставлено третьим лицом, решение о выпуске облигаций, проспект облигаций, а при документарной форме выпуска и сертификат должны быть подписаны также лицом, предоставившим такое обеспечение.

     Если  обеспечение по облигациям предоставляется  иностранным лицом, к отношениям, связанным с обеспечением облигаций, применяются нормы права РФ. Все споры, возникшие вследствие неисполнения лицом, предоставившим обеспечение, своих обязанностей, подсудны судам РФ.

     Каждый  владелец облигации с залоговым  обеспечением одного выпуска имеет равные со всеми другими владельцами облигаций этого же выпуска права в отношении имущества, являющегося предметом залога.

     Договор залога, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, считается  заключенным с момента возникновения прав на облигации у первого владельца.

     Если  исполнение обязательств по облигациям обеспечивается залогом недвижимого  имущества (ипотекой), необходимо нотариальное удостоверение и государственная  регистрация учреждением юстиции  решения о выпуске облигаций с залоговым обеспечением.

     Нотариальное  удостоверение и государственная  регистрация учреждением юстиции  решения о выпуске облигаций, обеспеченных ипотекой, осуществляются после государственной регистрации  выпуска облигаций. Государственная  регистрация ипотеки осуществляется учреждением юстиции одновременно с государственной регистрацией решения о выпуске облигаций, обеспеченных ипотекой.

     Размещение  облигаций, обеспеченных ипотекой, до государственной регистрации ипотеки  запрещается.

     Неименные ценные бумаги могут быть предоставлены в обеспечение по облигациям только при условии учета прав на них в депозитарии.

     Сведения  об использовании ценных бумаг в  качестве залога должны быть сообщены лицу, ведущему учет прав на эти ценные бумаги (реестр), и необходимо представить документ об этом в орган, осуществивший государственную регистрацию выпуска облигаций.

     Владельцы облигаций с залоговым обеспечением имеют право заявлять неисполненные  требования в течение двух месяцев  со дня наступления срока исполнения обязательств.

     Денежные  средства, полученные от реализации заложенного  имущества, направляются лицам, являющимся владельцами облигаций с залоговым  обеспечением, заявившим свои требования в течение установленного срока.

     Имущество, являющееся предметом залога по облигациям, при неисполнении обязательств по облигациям переходит в общую долевую собственность всех владельцев облигаций, обеспеченных таким залогом.

     Договор поручительства, обеспечивающий исполнение обязательств по облигациям, может  предусматривать только солидарную ответственность поручителя и эмитента за неисполнение или ненадлежащее исполнение эмитентом обязательств по облигациям.

     Банковская  гарантия, предоставляемая в обеспечение  исполнения обязательств по облигациям, не может быть отозвана.

     Срок, на который выдается банковская гарантия, должен не менее чем на шесть месяцев превышать дату погашения облигаций, обеспеченных такой гарантией.

     Условиями банковской гарантии должно быть предусмотрено, что права требования к гаранту  переходят к лицу, к которому переходят права на облигацию.

     Банковская  гарантия должна предусматривать только солидарную ответственность гаранта  и эмитента за неисполнение эмитентом обязательств по облигациям [27, c. 85].

     Размещение  облигаций без обеспечения допускается  не ранее третьего года существования общества и при условии утверждения к этому времени двух годовых балансов. Отсюда следует, что облигации – более надежные ценные бумаги, чем акции. Без обеспечения они могут выпускаться предприятием только на третий год его существования, при достаточной его ликвидности и при полной реализации выпуска акций.

     Размещение  корпоративных облигаций, конвертируемых в акции, должно осуществляться по решению  общего собрания акционеров или по решению совета директоров.

     Предприятие может размещать облигации с единовременным сроком погашения или облигации со сроком погашения по сериям в определенные сроки.

     Погашение облигаций может осуществляться в денежной форме или иным имуществом в соответствии с решением об их выпуске [21, c. 342].

     Совокупность всех условий эмиссии облигации должна быть отражена в эмиссионном проспекте (публикуемой информации об эмиссии), содержание которого регламентируется соответствующими правовыми нормами.

     - На шестом этапе организации подсистемы управления привлечением облигационного займа осуществляется оценка стоимости облигационного займа. Такая оценка проводится на основе условий эмиссии и включает такие элементы расчета, как среднегодовая ставка процента, ставка налога на прибыль, уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии и другие.

     - Седьмой этап – определение эффективных форм андеррайтинга. Если к размещению эмиссии облигации привлекаются андеррайтеры, предприятию необходимо определить их состав, согласовать с ними цены первоначальной продажи облигации и размеры их комиссионного вознаграждения, сформировать график поступления средств облигационного займа.

     -На  завершающем, восьмом, этапе управления облигационным займом определяется размер постоянных отчислений, которые предприятие должно осуществлять для формирования выкупного фонда к моменту их погашения.

     Облигации могут быть выпущены при относительно невысоких финансовых обязательствах по процентам (в сравнении со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечиваются имуществом предприятия и имеют приоритет в удовлетворении претензий по ним в случае банкротства предприятия. Однако эмиссия облигаций связана с существенными затратами финансовых средств и требует продолжительного времени (предприятие должно подготовить специальный документ, называемый индентурой, в котором излагаются права и привилегии владельцев облигации; отпечатать бланки с достаточно высокой степенью их защиты; зарегистрировать их выпуск; решить вопросы андеррайтинга и т.п.). В связи с высоким уровнем расходов по выпуску и размещению облигаций, их эмиссия оправдана лишь на большую сумму, что могут себе позволить только крупные предприятия [14, c. 636].

2.3. Организация подсистемы  управления кредиторской  задолженностью

 

     Кредиторская  задолженность – задолженность предприятия контрагентам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе собственным сотрудникам, образовавшаяся при расчетах за приобретаемые производственные и материальные запасы, работы и услуги, при расчетах с бюджетом, а также при расчетах по оплате труда [27, c. 204].

     Кредитором  следует считать юридическое  или физическое лицо, предоставляющее  предприятию деньги или товары в  кредит и имеющие право на последующее  возмещение этих средств в денежной форме или путем обмена на другие товары либо работы (услуги). В широком смысле к кредиторам относятся банки и другие кредитные учреждения, предприятия, отпускающие продукцию и товары с последующей оплатой (в пределах срока отсрочки платежа), сотрудники, которым начислена, но не выплачена заработная плата, налоговые органы в части начисленных, но не уплаченных налогов и приравненных к ним платежей и др.

     Экономическое понятие кредиторской задолженности  состоит в том, что это не только часть имущества предприятия (как  правило, денежные средства), но и товарно-материальные ценности (например, обязательства по товарному кредиту).

     Поскольку кредиторская задолженность служит одним из источников средств, находящихся  в распоряжении дебитора, ее показывают в пассиве баланса. Учет кредиторской задолженности ведется по каждому кредитору отдельно, а в обобщающих показателях отражают общую сумму кредиторской задолженности.

     Наличие кредиторской задолженности – нормальное состояние для большинства предприятий  различных сфер деятельности, при  этом грамотное управление ей является залогом благополучия предприятия. Главная задача в данном вопросе при управлении предприятием – недопущение увеличения кредиторской задолженности более некой конкретной для каждого предприятия величины, соответствующей его финансовому положению. Однако при управлении кредиторской задолженностью надо также понимать, что её увеличение также увеличивает количество привлеченных на предприятие средств, что является положительным фактором. Кроме того,  её объём на предприятии должен быть вполне определённым образом связан с объёмом его дебиторской задолженности.

     Основной  способ управления кредиторской задолженностью предприятия – выработка наиболее оптимальных вариантов работы с  поставщиками товаров и услуг (контрагентами), определяющих сроки, объёмы и формы расчётов. Также управление должно учитывать ситуацию с каждым кредитором в отдельности, то есть предполагать дифференциацию контрагентов.

Информация о работе Использование заемного капитала для финансирования деятельности