Использование заемного капитала для финансирования деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:45, реферат

Описание работы

Использование заемного капитала для финансирования деятельности предприятия, как правило, выгодно экономически, поскольку плата за этот источник в среднем ниже, чем за акционерный капитал. Кроме того, привлечение этого источника позволяет собственникам и топ-менеджерам существенно увеличить объем контролируемых финансовых ресурсов, т.е. расширить инвестиционные возможности предприятия.

Формирование заемного капитала предприятия должно быть основано на принципах и способах разработки и исполнения решений, регулирующих процесс привлечения заемных средств, а также определяющих наиболее рациональный источник финансирования заемного капитала в соответствии с потребностями и возможностями развития предприятия. Основными объектами управления при формировании заемного капитала являются его цена и структура, которые определяется в соответствии с внешними условиями [6, c. 21].

Работа содержит 1 файл

Использование заемного капитала для финансирования деятельности предприятия.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     Использование заемного капитала для финансирования деятельности предприятия, как правило, выгодно экономически, поскольку  плата за этот источник в среднем  ниже, чем за акционерный капитал. Кроме того, привлечение этого  источника позволяет собственникам  и топ-менеджерам существенно увеличить объем контролируемых финансовых ресурсов, т.е. расширить инвестиционные возможности предприятия.

     Формирование  заемного капитала предприятия должно быть основано на принципах и способах разработки и исполнения решений, регулирующих процесс привлечения заемных средств, а также определяющих наиболее рациональный источник финансирования заемного капитала в соответствии с потребностями и возможностями развития предприятия. Основными объектами управления при формировании заемного капитала являются его цена и структура,  которые определяется в соответствии с внешними условиями [6, c. 21].

     В структуре заемного капитала присутствуют источники, требующие своего покрытия для их привлечения. Качество покрытия определяется его рыночной стоимостью, степенью ликвидности либо возможностью компенсации привлеченных средств. 

     В литературе этот вопрос рассмотрен достаточно просто: заемный капитал подразделяется на источники, требующие покрытия и  не требующие покрытия. Некоторые  авторы [7, c. 68] предлагают дополнить классификацию заемного капитала в отношении требующих своего покрытия источников. Банковский кредит может быть в виде не требующей покрытия ссуды, а может выдаваться под предстоящую выручку от продаж, под недвижимость в виде закладной. Использование лизинговой схемы возможно с залогом активов, покрытием депозитом или другим дополнительным обеспечением, гарантией (поручительством) третьих лиц или дополнительным страхованием. Исполнение обязательств по облигациям также может быть с покрытием и без покрытия. Облигации с покрытием представляют собой ценную бумагу, исполнение обязательств по которой покрывается залогом, поручительством, банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией.

     Один  из главных принципов заимствования средств - платность. Уплата процентов, возвращение основной суммы долга является неотъемлемой частью процесса привлечения капитала. По определению цена привлечения капитала - это общая сумма средств, которую необходимо уплатить за привлечение и использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему. Практика показывает, что при расчете затрат, связанных с привлечением и использованием заемного капитала, могут возникнуть трудности с определением общей суммы средств, потраченных на привлечение капитала, которые не всегда установлены заранее. Для расчета суммы потраченных средств необходимо учитывать затраты, сопровождающие привлечение капитала таким образом, чтобы на этапе расчета цены капитала была определена реальная ставка привлечения средств.

     Выбор структуры внешних источников финансирования во многом определяется их ценой. Многие предприятия рассчитывают только на собственный капитал, не используя  эффект финансового рычага. Решение  данной проблемы возможно только путем создания условий для нормального извлечения прибыли в сфере товарно-материального производства, и тогда предприятия будут иметь большую степень свободы в использовании различных источников финансирования, что, в свою очередь, позволит минимизировать цену используемого капитала [17, c. 93].

     Существуют  два основных варианта мобилизации  ресурсов на рынке капитала: долевое  и долговое финансирование.

     В первом случае предприятие выходит на рынок со своими акциями, т. е. получает средства от дополнительной продажи акций либо путем увеличения числа собственников, либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников [12, c. 157].

     Инструменты, представленные на долговом рынке, предъявляют  различный объем требований к  компании-заемщику. Наиболее упрощенную схему выпуска имеют вексельные займы, являющиеся краткосрочным инструментом и направляемые, как правило, на финансирование текущих потребностей компании. Следующей ступенью выхода на долговой рынок являются облигационные займы. Биржевой характер данного инструмента предопределяет более сложную процедуру выпуска, занимающую длительный период времени, необходимый для разработки параметров и плана размещения, подготовки документов для регистрирующих органов, разработки меморандума и презентационных мероприятий. Соблюдение более высоких требований по раскрытию информации и наличие высоких стандартов корпоративного управления создает для компании возможность привлечь финансирование на международном рынке капитала с использованием таких совершенных инструментов, как синдицированные кредиты, кредитные ноты (Credit Linked Notes или CLN) и еврооблигации [32, c. 275].

     По  сравнению с самофинансированием  рынок капитала как источник обоснованного  финансирования конкретной компании практически «бездонен». Если условия вознаграждения потенциальных инвесторов привлекательны в долгосрочном плане, можно удовлетворить инвестиционные запросы в достаточно больших объемах. Однако подобное развитие событий возможно лишь теоретически, а на практике далеко не каждая компания может воспользоваться рынком капитала как средством мобилизации дополнительных источников финансирования, функционирование рынков, в том числе и требования, предъявляемые к его участникам, в известной степени регулируются как государственными органами, так и собственно рыночными механизмами. В частности, роль государства проявится в антимонопольном законодательстве, препятствующем суперконцентрации финансового и производственного капиталов; что касается рыночных механизмов, ограничивающих возможность привлечения необоснованно больших объемов финансирования, то здесь следует упомянуть о зависимости структуры капитала и финансового риска и эффекте резервного заемного потенциала предприятия.

     Развитие  мировой экономики показывает, что  в системе стратегического финансирования крупных хозяйствующих субъектов, в особенности субъектов, являющихся системообразующими для экономики мирового, национального и регионального масштабов, рынки капитала, безусловно, занимают доминирующее место [18, c. 311].

     Основной целью формирования капитала создаваемого предприятия является привлечение достаточного его объема для финансирования приобретения необходимых активов, а также оптимизация его структуры с позиций обеспечения условий последующего эффективного использования [10, c. 428].

     Кредит  представляет собой систему денежных отношений, посредством которых  государство осуществляет мобилизацию  временно свободных денежных средств  бюджета, народного хозяйства и  населения и может использовать их на условиях срочности, платности, возвратности на нужды расширенного воспроизводства.

     Кредит – это экономические отношения между кредиторами и заемщиками, которые заключаются в передаче ссуженной стоимости для использования на условиях возвратности, срочности, платности и в интересах общественных потребностей.

     Кредит  возникает из-за несоответствия потребностей в деньгах и их наличии. Основными  условиями для осуществления кредита являются: кредиторы и заемщики должны быть самостоятельными субъектами, которые гарантируют выполнение обязательств и необходимо удовлетворение интересов как кредиторов, так и заемщиков.

     Кредит  выполняет следующие функции: перераспределительную (т.е. перераспределяется стоимость  общественного продукта) и замены действительных денег кредитными деньгами (в оборот входит ссуженная стоимость и выполняет работу, свойственную обычным деньгам).

     В зависимости от классификации выделяют разные формы кредита:

     по  форме ссуженной  стоимости – товарный, денежный или смешанный;

     в зависимости от участников – банковский, коммерческий, государственный, международный, гражданский;

     в зависимости от цели кредитования – производственный или потребительский.

     Также классифицируют кредит по видам:

     в зависимости от отрасли – торговый, промышленный, сельскохозяйственный;

     по  срочности – краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный [26, c. 58].

     Лизинг  предполагает имущественные отношения, складывающиеся следующим образом: одна сторона (потенциальный лизингополучатель) в силу недостаточности финансовых средств для приобретения имущества  в собственность либо испытывая необходимость лишь во временном его использовании обращается ко второй стороне (потенциальному лизингодателю) с просьбой приобрести необходимое имущество у третьей стороны (продавца) и предоставить это имущество лизингополучателю во временное владение и пользование. То есть в данном случае речь идет о системе имущественных отношений, возникающих в связи с приобретением лизингодателем в собственность указанного лизингополучателем имущества у определенного продавца и последующим предоставлением этого имущества во временное владение и пользование за определенную плату.

2.2. Организация подсистемы  управления привлечением  облигационного займа

 

     Одним из источников привлечения заемных  средств является эмиссия предприятием собственных облигаций. К этому источнику формирования заемного капитала могут прибегать предприятия, созданные в форме акционерных и других видов хозяйственных обществ.

     Облигации – это вид ценных бумаг, удостоверяющих внесение их владельцами денежных средств и подтверждающих обязательство эмитентов этих бумаг возместить их номинальную стоимость в установленный срок с уплатой определенного процента [30, c. 271].

     Сущность  облигации и ее отличие от других ценных бумаг состоит в том, что  это эмиссионная основная ценная бумага, представляющая собой свидетельство о займе.

     Основная  функция облигации – получение  заемных средств эмитентом и  дохода инвестором.

     Отличия облигации от других ценных бумаг:

    • свидетельство о займе;
    • известен механизм и порядок выплат основного долга (номинала) и дохода по нему;
    • срок погашения облигации превышает год;
    • облигации, при прочих равных условиях, являются более надежными в сравнении с акциями и потому имеют, как правило, меньшую доходность [20, c. 284].

     Существует  множество видов облигаций и они классифицируются по ряду признаков:

     По  сроку действия – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1 – 5 лет), долгосрочные – свыше 5 лет, вечные – без даты погашения;

     По  возможности досрочного выкупа – безотзывные (не допускается досрочное погашение (отзыв)) и отзывные (могут быть погашены (отозваны) в любой срок, что оговаривается в проспекте эмиссии);

     По  виду закрепления  собственности – именные и на предъявителя;

     По  форме обращения – конвертируемые (могут обмениваться на другие ценные бумаги (акции, облигации)) и неконвертируемые;

     По  обеспеченности активами – обеспеченные или закладные (обеспечены имуществом, ценными бумагами, другими активами), гарантированные (например, банком) и необеспеченные (беззакладные);

     По  методу получения  дохода – с плавающим доходом (например, для компенсации инфляции) и фиксированным доходом;

     По  способам получения  дохода – процентные (выплачивается процент плюс номинал при погашении) или дисконтные (продается с дисконтом ниже номинала, погашается по номиналу – доход равен разнице) облигации;

     По регулированию срока погашения – с расширением срока погашения (возможен обмен на более поздние облигации) и сериальные (погашаются постепенно с одновременным уменьшением процентных выплат);

     По назначению – ипотечные, сберегательные и др.;

     По типу эмитента – государственные, субфедеральные, муниципальные, Банка России, корпоративные, банковские, отраслевые и т.д. [24, c. 164].

     Определение вида облигации связано с целями привлечения облигационного займа, а также с возможностями их размещения на фондовом рынке с учетом сложившихся требований к их инвестиционной привлекательности.

     Организация подсистемы управления привлечением облигационного займа проходит следующим образом:

     - На первом этапе необходимо исследовать возможности эффективного размещения предполагаемой эмиссии облигаций предприятия. Выбор облигационного займа в качестве альтернативного источника привлечения предприятием заемных средств может быть продиктован в первую очередь низкой стоимостью этого вида заемного капитала и условиями быстрого размещения предполагаемой эмиссии облигаций на фондовом рынке. Оба эти условия связаны с состоянием конъюнктуры фондового рынка и уровнем инвестиционной привлекательности намечаемых к эмиссии облигаций. Поэтому принципиальное решение об эмиссии облигаций может быть принято лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих облигаций.

Информация о работе Использование заемного капитала для финансирования деятельности