Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:14, реферат
Инвестиционная политика — совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе.
Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации.
Повышение денежных доходов населения возможно также путем разрешения регионального бюджетного кризиса, решения проблемы неплатежей, проведения своевременной индексации заработной платы, оптимизации структуры занятости.
Второй
блок призван обеспечить стимулы к созданию
долгосрочных сбережений. Здесь, помимо
чисто экономических механизмов, политика
доходов должна включать определенные
пропагандистские установки. Каждый человек
должен знать, что государство заинтересовано
в его доходах и сбережениях и гарантирует
это право, что его деньги могут приносить
реальный доход, а его собственность умножаться
в результате свободного выбора инвестиций.
При этом не стоит стимулировать рост
потребительских расходов на предметы
роскоши, товары, не имеющие инвестиционной
цели. Исходным критерием нормы сбережений
должны стать 15-20% годового дохода, что
является стандартным показателем для
среднего класса США.
Третий блок политики доходов - разработка системы управления активами. Это сфера государственных интересов и государственных гарантий. Государство заинтересовано в том, чтобы сбережения направлялись преимущественно в недвижимость, ценные бумаги и банковские депозиты, т.е. были в обороте. Валютные и рублевые «кубышки», золотые украшения, являющиеся традиционными средствами сбережения в России, практически не работают на финансовых рынках и сужают резервы частных инвестиций. Сложной проблемой в рамках этого являются государственные гарантии частным инвесторам, легализующим свои доходы.
До тех пор пока условия для официальной институционали-зации теневых капиталов не созданы, они не станут легально инвестироваться в экономику, а следовательно, приносить прибыль собственнику и налоги государству. Данные средства по-прежнему будут уходить на центральные и зарубежные финансовые рынки, фактически обескровливая экономику региона.
Успешная реализация инвестиционного бюджета требует определения отраслевых приоритетов инвестирования.
А.Структурное соотношение между производственным и социальным направлениями в инвестиционных программах регио-на определяет не только структуру государственных инвестиций, но и динамику воспроизводственного процесса.
Здесь потенциально существуют два различных подхода. Промышленные круги считают, что государство должно стимулировать развитие местной промышленности, напрямую ее субсидируя. Сторонники поддержки социальной сферы стоят за то, чтобы финансирование затрат на ее развитие полностью перешло в ведение местных органов власти. Поэтому при составлении бюджета развития региона на будущее оба эти направления инвестирования активно лоббируются обеими сторонами.
Б. Соотношение в развитии реального и финансового секторов. Курс на приоритетную поддержку и развитие реального сектора крайне важен для региональной экономики, но его реализация, использование преимущественно государственных инвестиций пока не приносят ожидаемых результатов. С другой стороны, в условиях формирующейся рыночной экономики большое значение приобретает проблема поддержки развития институтов финансового сектора.
В. Наиболее крупной статьей производственной части инвестиционной программы должны стать расходы на развитие объектов производственной инфраструктуры: ремонт, содержание и строительство автодорог, линий электро- и энергоснабжения, складских помещений, линий связи и пр. Нужно отметить, что это направление имеет стабильную нормативную базу - транспортный налог.
Глава II
Инвестиционный климат
региона и пути его
2.1 Методы измерения состояния инвестиционного климата региона
Для анализа
условий рационального
Инвестиционный климат региона — обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих инвестирование в региональную хозяйственную систему.
Можно выделить три подхода к оценке инвестиционного климата.
Первый подход базируется на оценке совокупности макроэкономических показателей, таких, как: динамика ВВП, национального дохода и объемов производства промышленной продукции; характер и динамика распределения национального дохода, пропорции сбережения и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; ход приватизационных процессов, развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.
Второй подход (многофакторный) основывается на взаимосвязанной характеристике широкого набора факторов, влияющих на инвестиционный климат.
К таковым относятся:
Обобщающим
показателем инвестиционного климата
при факторном подходе
выступает сумма множества средневзвешенных
оценок по группам факторов:
где Q - обобщающая взвешенная оценка инвестиционного климата региона; Х- средняя балльная оценка j-ro фактора для региона; Р,- весу-го фактора.
Сводный
показатель оценки инвестиционного
климата не может служить единственным
критерием привлекательности
Третий подход к оценке инвестиционного климата базируется на оценке риска инвестиций. При этом в качестве элементов, формирующих инвестиционный климат региона, анализируются два направления оценки инвестиционных рисков: либо со стороны инвестиционного потенциала, либо со стороны социально-экономического потенциала.
Первое направление реализовано специалистами журнала «Эксперт». Этот подход рассчитан в первую очередь на «стратегического инвестора». Инвестиционный потенциал региона при этом оценивается на основе таких макроэкономических показателей, как:
Инвестиционные риски оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода. При этом в числе рисков учитываются все его разновидности: экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный и законодательный.
В основе второго направления лежит оценка уровня инвестиционного климата с позиции развития региональной общественной системы в целом. Этот подход помимо прочих показателей учитывает человеческий потенциал, материальную базу развития, социально-политическую обстановку, факторы политического риска, состояние экономики и уровень управления ею.
Проблемы адекватной оценки инвестиционного климата региона. Изучение отечественного и зарубежного опыта оценки инвестиционного климата показывает, что часто не учитывается ряд важных методологических положений, выработанных современной экономической наукой.
Факторный подход к оценке инвестиционного климата в наибольшей степени соответствует большинству этих требований. К его преимуществам можно отнести: учет взаимодействия многих факторов, использование статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок, дифференцированный подход к различным уровням экономики при определении их инвестиционной привлекательности.
Рисковый
метод анализа и оценки инвестиционного
климата представляет интерес прежде
всего для стратегического
Новые
возможности для анализа
Инвестиционная привлекательность региона
При исследовании сравнительной инвестиционной привлекательности регионов и стран применяется широкий набор показателей, таких, как тип экономической системы, объем ВВП, структура экономики, обеспеченность природными ресурсами, состояние инфраструктуры, участие государства в экономике и т.п.
В связи
с тем что на инвестиционный климат
регионов оказывают влияние различные
факторы и условия, многие из которых подвержены
быстрым изменениям, разовое, однократное
определение инвестиционного климата
не может служить ориентиром для принятия
каких-либо решений по инвестициям. Поэтому
при оценке инвестиционного климата регионов
необходимо проведение регулярных, периодических
наблюдений, т.е. мониторинга инвестиционного
климата.
Инвестиционный климат региона рассматривался как комплексная система, состоящая из трех важнейших подсистем: