Инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:14, реферат

Описание работы

Инвестиционная политика — совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе.
Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации.

Работа содержит 1 файл

инвестициионная политика.docx

— 94.72 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГлаваI Инвестиционная политика региона

1.1. Сущность и виды инвестиционной политики

Инвестиционная  политика — совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе.

Сущность  инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации.

Характер  инвестиционной политики определяется степенью государственного вмешательства  в экономические процессы, степенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к которым относятся налоговая, финансово-кредитная, лицензионная и ценовая политика, политика доходов и занятости, привлечения иностранных инвестиций, правовое поле и общий административный уклад. Амортизационная политика входит в общую инвестиционную политику. Амортизационная политика, в свою очередь, должна быть увязана с налоговой политикой. В странах развитого рыночного типа при общем повышении уровня налогов на прибыль компаний, как правило, в фазе экономического кризиса поощряются методы ускоренной амортизации и вводятся льготы по инвестиционным кредитам. В этом случае ускоренная амортизация применяется только к новому оборудованию.

По наличию  и характеру правовой базы можно выделить формализованную и неформализованную государственную инвестиционную политику.

 При этом формализованная инвестиционная политика означает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса, такие, как налоги, цены, доходы, тарифная система, сроки амортизации оборудования и методы учета основных фондов. Как правило, ей присуща высокая степень государственного участия в экономике.

Неформализованная инвестиционная политика характеризуется сравнительно низкой долей государственных капиталовложений (до 30%), большим объемом частного капитала (до 80% от всех хозяйствующих субъектов и объемов промышленного производства), свободным перемещением капитала за рубеж и из-за рубежа и главное - несистематизированной правовой базой.

По  форме управления можно выделить следующие типы инвестиционной политики:

-либеральная

-централизованная. 
 
 
 

Либеральному  типу инвестиционной политики присущи преимущественно экономические методы государственного регулирования инвестиционными процессами, развитая вертикальная система инвесторов (государство - финансовые институты - бизнесмены - мелкие инвесторы), а также разнообразные источники инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), развитая финансовая инфраструктура. Роль государства состоит в установлении «правил игры» во взаимоотношениях «инвестор -государство», что позволяет экономической системе саморегулироваться и развиваться относительно свободно.

Этому типу инвестиционной политики противостоит централизованная инвестиционная политика, основной чертой которой является использование преимущественно жестких административных методов управления. Источники инвестиций в этом случае формируются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса. Участие фондового рынка в инвестиционном процессе чисто номинальное.

Исходя  из этих критериев современную региональную инвестиционную политику, проводимую большинством регионов России, можно оценить как формализованную и централизованную. Роль государственного вмешательства значительна как по объемам контролируемых им инвестиций, так и по степени регулирования данного процесса. Средства государственного инвестиционного бюджета составили чуть больше 60%. Любое решение, касающееся привлечения крупных кредитов государственными или коммерческими предприятиями, так или иначе контролируется государственными ведомствами.

В настоящее  время происходит постепенный переход  от формализованного централизованного типа государственной инвестиционной политики к формализованному либеральному ее типу.

Инвестиционному процессу в регионах Российской Федерации присущи следующие особенности.

Децентрализация инвестиционного  процесса. Можно выделить по крайней мере два направления этого процесса: федеральный центр - регион; региональное правительство - региональные промышленные и финансовые институты. В первом случае происходит передача централизованных управляющих функций в пользу региональных властных структур при одновременном истощении федеральных источников инвестиций. В настоящее время ни в одном регионе России федеральное правительство не осуществляет комплексную инвестиционную политику, поэтому все инвестиционные потоки формируются на локальном уровне.  
 
 
 

Во  втором случае экономическая политика региональных властных структур приводит к постепенному сокращению объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части собственных контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства. Доля прямых государственных инвестиций в валовых капитальных вложениях незначительна.

Следовательно, современный инвестиционный процесс  в регионе характеризуется сокращением доли государственных инвестиций при сохранении государственного контроля над подавляющим объемом капитальных вложений.

Переход к преимущественно  экономическим методам  воздействия.

Государство утрачивает свои функции главного планирующего и распределяющего института  и приобретает иные, ранее не присущие ему, роли: собственника, равноправного участника, долевого партнера, финансового агента, гаранта и кредитора.

Для установления принципиально иных взаимоотношений  в сфере воспроизводства необходим  достаточно большой период времени. Так же как и любой другой развитой системе, экономике присуща инерция, поэтому процесс преобразований встречает сопротивление старой модели управления. К новым формам государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионах страны можно отнести: формирование инвестиционного бюджета как ключевого элемента государственного планирования, долгосрочное государственное кредитование,  государственные гарантии и регулирование деятельности акционированных предприятий посредством управления пакетами акций, принадлежащих государству.

Существуют  значительные резервы во внедрении  новых форм государственного управления инвестиционным процессом и совершенствовании имеющихся. Так, практически не задействованы механизмы долевого участия государства, вяло стимулируется фондовый рынок, нет четкой системы поощрений и преференций для отечественных инвесторов. Поэтому в настоящий момент процесс смены системы управления сопровождается падением управляемости системы.

Появление новых участников инвестиционного  процесса. На управляемость инвестиционным процессом воздействует и его структурное развитие, которое характеризуется появлением большого числа новых субъектов. Примитивная система воспроизводственных отношений «государство — промышленное предприятие» перерастает в разветвленную структуру участников инвестиционного процесса. Изменение количественных и качественных параметров, с одной стороны, усложняет реализацию инвестиционной политики, с другой — позволяет государству передать часть своих инвестиционных обязательств и интересов иным участникам. 
 

В настоящее  время инвестиционное проектирование выступает основным средством реализации инвестиционной политики региона.

Под «проектом» понимается комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели. Разработка инвестиционного проекта предполагает обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, а также описание практических действий по их осуществлению.

Инвестиционные  проекты можно  классифицировать следующим образом (табл. 7.1).

В соответствии с этой классификацией к инвестиционным проектам регионального масштаба относятся  такие проекты, реализация которых  влияет в первую очередь на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 7.1

Классифицирующий  признак  Содержание  классификации   Основное  предназначение классификации
По  типам деятельности Техническая, организационная, экономическая, социальная, смешанная Специфичность аспекта анализа проекта
По  структуре Монопроект, мультипроект,

мегапроект

Сложность

иерархической структуры управления проектом

По  размеру Мелкие, средние, крупные, очень крупные Уровень детализации  информации
По  масштабу Межгосударственные, международные,

национальные, межрегиональные,

региональные, межотраслевые,

отраслевые, корпоративные проекты

одного  предприятия

Специфичность разработки и управления проектом
По  длительности Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные Структурирование  жизненного цикла проекта
По  сложности Простые, сложные, очень сложные Специфичность процесса управления проектами
По  характеру предметной области Инвестиционный, инновационный,  научно-исследовательский, учебно-образовательный,  смешанный Специфика жизненного цикла проекта и учета выгод
По  признаку внедрения 1. Внедряется в действующее предприятие

            2.Создает новое  предприятие

Правильное  исчисление и сравнение приростных потоков доходов и затрат
Смешанный — по

доминирующему

признаку

а) малые;

б) мегапроекты;

в) краткосрочные;

            г) моно- и мультипроекты

Специфика использования  стандартных процедур проектного управления и контроля
 
 
 
 

1.2 Цели инвестиционной политики региона.

В осуществлении  собственной инвестиционной политики каждый регион России может преследовать самые разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам как внутренней региональной экономической политики, так и глобальной цели экономического развития страны.

Целями  текущей инвестиционной политики для большинства регионов в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы (прежде всего, эк-спортоориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания); выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса.

Разработка  обоснованной инвестиционной политики региона на перспективу проистекает из глобальной целевой установки по развитию данного региона. Большинство регионов страны (особенно национальные образования) ставят своей стратегической целью создание структурно и технологически развитой экономики с устойчивым типом воспроизводства. В соответствии с этим определяются принципы инвестиционной политики региона.

Для большинства  регионов России в настоящее время  актуальна проблема разработки и реализации промышленной политики, которая была бы нацелена на более эффективное развитие реального сектора, выделение приоритетных направлений индустриального роста, активизацию вложения в них инвестиционных и финансовых ресурсов.

Промышленная  политика региона  должна включать три блока: политики обновления и модернизации производительных сил; финансово-кредитной политики совместного участия; инновационной политики. Основная задача первого блока - укрепление и развитие промышленности региона, своеобразное закрепление существующих позиций. Второй блок должен быть нацелен, прежде всего, на более эффективное использование традиционных источников производственных инвестиций, а также на привлечение новых финансовых ресурсов. Задача третьего блока - качественное обновление индустриальной базы на основе внедрения новых ресурсосберегающих и эффективных технологий в промышленность.

Инновационный характер инвестиций. Одно из важнейших требований современности - инновационный характер развития экономики регионов.

Информация о работе Инвестиционная политика