Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:14, реферат
Инвестиционная политика — совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе.
Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации.
Инновации
становятся важнейшим условием экономического
подъема страны. Обеспечение необходимого
уровня инновационной активности в экономике
региона — ключевая экономическая проблема
успешности его развития.
В то же время инновационная активность в российской экономике пока еще достаточно низка, что вызвано слабой проработанностью организационно-экономических моделей деятельности экономических агентов.
Политика
инноваций состоит в
Механизм эффективной реализации инновационных проектов включает в себя:
Принципами формирования обоснованной региональной инвестиционной политики являются: эффективность, структурное равновесие, целенаправленность, общенациональная значимость.
1. Ориентир на эффективное инвестирование. Инвестиции, направляемые в экономику региона, должны приносить прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта, периодом его реализации, привлекаемыми под него ресурсами. Целесообразно вкладывать средства в проекты, эффективность которых заранее подтверждена, сроки окупаемости невелики, а условия реализации не имеют дополнительных рисков. Следовательно, инвестиции должны направляться в первую очередь на создание новых некапиталоемких или стратегически важных производств, ориентированных на конкретные внутренние и внешние рынки сбыта, или реконструкцию и модернизацию традиционной промышленной базы. Следует отказаться от финансирования и поддержки безнадежно убыточных предприятий, а также от создания новых производств, продукция которых будет неконкурентоспособна по сравнению с аналогичными завозимыми товарами или ресурсами.
2. Стремление
к достижению структурного
равновесия. В региональной экономике
инвестиционные потоки имеют определенные
ограничения структурного характера.
Каждое структурное соотношение нуждается
в установлении некоторых предельных
уровней развития или текущего состояния.
Предельные значения должны устанавливаться
взвешенно, в зависимости от тактических
условий реализации того или иного этапа
программы и возможности вмешательства
государства в решение этих проблем, поскольку
возможно сознательное манипулирование
подобными соотношениями.
3. Целенаправленность инвестирования. Необходимость этого принципа связана с ограниченностью инвестиционных ресурсов. Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числа проектов, имеющих конкретное обоснование и практическую пользу.
4.
Общенациональная значимость.
Проведение инвестиционной политики в
регионах (особенно в национальных республиках)
не предполагает осуществление той или
иной национальной идеологии, оно аккумулирует
материализацию корпоративных, групповых
и частных интересов сторон, лишь опосредованно
представляя собой реализацию интересов
общества в целом. В этом ее уязвимость.
Интересы различных групп пересекаются
и зачастую тормозят развитие экономики.
Поэтому основными условиями реализации
инвестиционной политики должны стать
концентрация и общая направленность
финансовых и иных интересов основных
субъектов инвестиционного процесса,
их ответственность в принятии решений
и реализации тех или иных программ. Формирование
такого подхода должны взять на себя государственные
органы региона.
1.3 Источники и структура региональных инвестиций
Основными источниками региональных инвестиций являются: государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции. К государственным инвестициям в регионе относятся:
Региональный бюджет развития является ключевым институтом государственного участия в сфере региональных воспроизводственных отношений.
В бюджете развития региона источники инвестиций подразделяются на безвозмездные и возвратные.
Безвозмездные инвестиции, в основном государственные ресурсы, направляются в социальную сферу.
Возвратные ресурсы включают в себя займы государства (иностранные кредиты и эмиссия ценных бумаг), государственные инвестиционные кредиты и кредиты, предоставляемые под государственные гарантии. Из-за крайне сложного финансового положения региона заемные государственные ресурсы больше не являются перспективным источником. Ввиду ограниченности средств регионального бюджета развития необходимо введение принципа обязательной возвратности и платности в качестве основы формирования бюджета развития региона.
Принципами разработки бюджета развития региона являются:
Внебюджетные фонды как средство реализация инвестиционной политики в регионе. Деятельность многих внебюджетных фондов, в частности, фонда занятости, фонда социального страхования, департамента пенсионной службы, универсальна для всех регионов России. Вместе с тем в некоторых регионах созданы специальные институты, занимающиеся инвестиционной деятельностью.
Так, в Республике Саха (Якутия) создан целевой фонд будущих поколений по образцу регионального фонда развития штата Аляска (США), в 1993-1996 гг. он являлся одним из крупнейших эмитентов собственных ценных бумаг в республике. Цель его деятельности заключалась в приращении выделенных государственных ресурсов и использовании их для прироста благосостояния населения. В 1996 г. за счет средств фонда было профинансировано 14,2% инвестиционной программы Республики Саха (Якутия); в 1997 г. - 5,6; в 1998 г. - 3,5% (87,6 млн руб.). В основном инвестиции целевого фонда будущих поколений направлялись на строительство социальных объектов в сфере народного и высшего образования, культуры и спорта.
К важнейшим проблемам разработки региональных бюджетов развития относятся:
Стимулирование частных инвестиций населения
В странах с развитой рыночной экономикой население выступают традиционным поставщиком денежных ресурсов на фондовый и кредитный рынки, где спрос на них предъявляют как предприниматели, так и государство.
Средства населения, направляемые в инвестиции, по своей сути являются сбережениями. Их можно подразделить на следующие три группы: текущие сбережения, сбережения на приобретение товаров длительного пользования или недвижимости, сбережения на непредвиденный случай.
Текущие сбережения населения имеют наиболее ликвидный характер. К ним относятся наличные денежные средства, счета до востребования, «пластиковые деньги», чековые книжки. Данные виды сбережений по определению не являются потенциальными источниками инвестиций.
Сбережения на приобретение товаров длительного пользования
или недвижимости образуются, когда граждане откладывают деньги на покупку товара с ценой, превышающей размер текущего дохода. Для аккумуляции сбережений этого вида они размещаются на сберегательных банковских счетах и срочных депозитах.
Сбережения на непредвиденный случай (и старость) долгосрочны по своему характеру, они могут размещаться в виде покупки корпоративных ценных бумаг, акций и облигаций, иных долгосрочных финансовых активов.
С точки зрения общественных интересов сбережения населения являются специфическим инвестиционным ресурсом, поскольку потенциал его привлечения и использования в большей части определяется не столько финансовыми параметрами, сколько степенью доверия инвесторов к государственным и частным финансовым структурам.
Объектами
инвестиций населения являются материальные
и финансовые активы. К первым относятся
движимое и недвижимое имущество, здания
и сооружения, драгоценные металлы, товары
длительного пользования, использующиеся
как средства производства, например,
автомобили, компьютеры и оргтехника и
т.д. Финансовые активы включают все виды
платежных и финансовых обязательств,
в том числе наличные деньги, вклады в
текущих счетах, прочие по срочности виды
вкладов в банках, различные краткосрочные
долговые обязательства, облигации, а
также титулы собственности на капитал,
например акции, и другие финансовые документы,
подтверждающие заключение сделки по
поводу движения финансовых ресурсов.
Фактическая
разница между совокупными
Для активизации частных инвестиций населения необходима новая региональная политика доходов, которая включает в себя три следующих блока: обеспечение роста номинальных и реальных доходов населения, стимулирование сбережений, управление активами.
Первый блок является основополагающим. Повышение уровня доходов непосредственно приводит к росту частных инвестиций. Наиболее реальным шагом в этом направлении было бы снижение налогового бремени на доходы частных лиц. Это в большей степени прерогатива федеральных властей.
Однако
и региональные власти могут оказать
воздействие на повышение уровня
доходов в регионе путем