Инвестиции в трансформационной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:детально изучить понятие об инвестициях как факторе экономического роста в трансформационной экономике, а так же выявить перспективные тенденций развития инвестиционной деятельности в Беларуси.

Работа содержит 1 файл

В трансформационный период государства (Автосохраненный)1 (Автосохраненный).docx

— 1.66 Мб (Скачать)

В настоящее время первостепенное значение для нашей страны приобретает  привлечение прямых иностранных  инвестиций. При этом предпочтение отдается инвестициям, направленным на развитие производства наукоемкой и  инновационной продукции, энергосберегающих  технологий, сферы услуг. [12, с. 11-12]

С момента провозглашения независимости  и до совсем недавнего времени  политика, оказывающая воздействие  на ПИИ, и, в общем, на развитие частного сектора в Беларуси, носила изменчивый характер.

 На графике, который можно увидеть в ПРИЛОЖЕНИИ Г, показано, как дирижизм и экономическая либерализация часто переплетались между собой. Всплеск в прямых иностранных инвестициях в 2007 и последовавших за ним годах может быть в значительной степени приписан политике последовательного движения в направлении снижения ограничений и административного давления на бизнес. Данная политика включала цепочку реформ: упрощение процесса регистрации; упразднение со- мнительного «правила золотой акции» и принятие более 60 декретов и указов, оказывающих влияние на различные аспекты ведения бизнеса, изменение в системе налогообложения.

В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира (наиболее значимыми являются Великобритания, Швейцария, Германия, Россия, Австрия).

Для иностранных инвесторов интерес  представляет в первую очередь вложение средств в такие отрасли белорусской экономики, как промышленность (машиностроение, деревообрабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность), строительство, торговля и общественное питание, транспорт, электроника, автомобилестроение, лесопереработка, связь, переработка вторичного сырья, производство медицинского оборудования и др.

Данные по распределению притока  ПИИ по секторам за 2005-2011 (диаграмма ПРИЛОЖЕНИЯ Д) показывают, что подавляющее большинство их сконцентрировано в секторе услуг (79 процентов), за которым следует промышленность (20 процентов).

ПИИ в сельское хозяйство незначительны (1 процент от общей величины). Ниже представлена более подробная информация по каждому сектору.

Промышленность

В промышленности приблизительно две  трети предприятий находятся  в частных руках, включая 2,5% иностранных  компаний (ПРИЛОЖЕНИЕ Е, Таблица 2). Однако, по показателям выпуска продукции и занятости фирмы, находящиеся полностью в частной собственности, представляют только около 13% и 22% от общих показателей соответственно. Совместные предприятия среди государственных предприятий и местных частных предприятий составляют максимальную долю общего выпуска продукции в промышленности, однако крупнейшими нанимателями остаются государственные предприятия, которые составляют 40% общей занятости в промышленности.

ПРИЛОЖЕНИЕ Е (Таблица 3) представляет распределение объема промышленного производства по основным видам деятельности и долю ПИИ для каждого вида деятельности.

Несмотря на то, что на основании  имеющихся данных точный анализ невозможен, оценки показывают, что большая часть ПИИ в промышленность расположена в шести свободных экономических зонах страны (СЭЗ).

Сельское  хозяйство

Сельское хозяйство является сектором, который в настоящее время сужается и составляет около 9% валового внутреннего продукта на данный момент (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).

Исторически данный сектор управлялся через систему колхозов и жесткую политику аренды. Со смягчением политики в области аренды земли и собственности на землю в начале 2000-х годов подсобные хозяйства и мелкие частные фермы стали играть важную роль. Эти хозяйства и частные фермы в настоящее время производят почти половину от всей сельскохозяйственной продукции, занимая при этом всего лишь 20% площади земли17. Несмотря на рост частного фермерства, сельскохозяйственный сектор прочно удерживается в руках государства, так как три четверти всей сельскохозяйственной деятельности осуществляется контролируемыми государством предприятиями, включая факторы производства и сельскохозяйственные услуги. К сожалению, рентабельность кооперативов и агропромышленных предприятий не на должном уровне, что требует субсидий со стороны правительства для поддержания системы. Иностранные инвестиции в данный сектор также весьма ограничены и составляют всего лишь один процент от общего притока ПИИ в период 2005-2011 гг..

Услуги

Сектор услуг составил 43% от ВВП  в 2011 году – показатель, не претерпевавший больших изменений с 1995 года. Услуги, торговля и общественное питание (10,3%), а также транспорт (6,7%) составили самую большую долю в ВВП в 2006 году, что закономерно с 1995 года. Строительные услуги становятся все более и более важными. В 2006 году они составили 7,9% валового внутреннего продукта – отражение стро- ительного бума, который имеет место в настоящее время.

Сектор услуг является сектором, в котором ПИИ являются наиболее заметными, в частности, в банковском деле и сфере связи. В конце 2011 года в Беларуси было 33 банка, большая часть которых представляли собой акционерные общества либо общества с ограниченной ответственностью; 26 банков имели иностранный капитал, включая 10 банков со 100% иностранным участием. Иностранная доля в активах банковского сектора оставалась на уровне 14,7%, и общий совокупный иностранный капитал (пря- мые и портфельные иностранные инвестиции) в данном секторе составил 7,8% в 2011 году (Центральный банк, 2011). Среди иностранных банков, за исключением «Raiffeisen» (Австрия), главным образом, на белорусский рынок привлекались мелкие банки из ряда стран, включая Польшу («Alpha Bank»), Швейцарию («BelSwissBank») и Литву («Технобанк»).

Сектор мобильной связи значительно  развился через ПИИ (см. раздел по воздействию  ПИИ, изло- женный ниже, и Вставку I.4). В 1999 году кипрская фирма «SB Telecom» вошла на рынок через создание совместного предприятия с государственными предприятиями связи и создала первую компанию мобиль- ной связи «Мобильная Цифровая Связь» (МЦС). Она занялась предоставлением услуг мобильной связи под маркой «Velcom» и инвестировала 500 миллионов долларов США. Российская компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) вошла на рынок в 2002 году через совместное предприятие с компанией «Белтелеком» и владеет в настоящее время 49% акций. Она также инвестировала 700 миллионов долларов США в расширение сети. В 2007 году компания «Austria Telkom» приобрела 70-процентную долю в компании «SB Telecom» примерно за 1 миллиард долларов США, став новым владельцем компании «МЦС», то есть ры- нок мобильной связи Беларуси сохраняет свою привлекательность. Самое последнее приобретение 80% государственного предприятия «БеСТ» компанией «Turkcell» за объявленную сумму в 500 миллионов долларов США является дальнейшим свидетельством привлекательности данного сектора для иностранных инвесторов.

Влияние ПИИ на экономическое и  социальное развитие страны обычно оценивается  по показателям положительного вклада в объем производства, занятость, экспорта, передачу технологии и навыков, по связям между поставщиками и производителями, а также государственным доходам и развитию инфраструктуры. Однако ПИИ могут также оказывать отрицательное воздействие на развитие местных предприятий и производительность экономики, в частности, когда они приходят на рынки с высокой степенью защиты.

Беларусь имеет относительно недавнюю историю привлечения ПИИ, и малый объем притока ПИИ, имевший место до сих пор, указывает на то, что их воздействие на экономику Беларуси ограничено. Тем не менее, в секторах с существенным присутствием ПИИ, таких как связь и банковское дело, можно наблюдать такие эффекты, как существенное улучшение оказания услуг и снижение их стоимости. Так же потоки ПИИ помогают повышать уровень занятости населения. Транснациональные корпорации вносят большой вклад в торговые потоки страны, несмотря на то, что их импорт значительно превышает экспорт.

Беларусь сохраняет систему  прямого государственного управления и функционирования экономики, целью которого является повышение уровня жизни населения. В этой связи до недавнего времени развитию частного сектора и прямым иностранным инвестициям не уделялось достаточного внимания на уровне правительства, и политика по их развитию была в течение длительного времени осторожной и часто непоследовательной.

Поэтому нет ничего удивительного  в том, что Беларусь привлекала малые  объемы ПИИ по сравнению с большинством стран в регионе. В результате, воздействие ПИИ на общее экономическое  развитие было ограничено, за исключением  секторов, в которых иностранные  инвестиции активно поощрялись, таких, как связь и банковское дело.

В заключение можно сделать вывод, что в целом на данный момент, тенденции, которые сложились в инвестиционном процессе в Республике Беларусь, достаточно благоприятные, что способствует поддержанию высоких темпов экономического роста и формированию экономики инновационного типа.

2.3 Меры по повышению  эффективности инвестиционной деятельности

Частные инвестиции – как местные, так и иностранные – в Беларуси все еще малы по сравнению с большинством других стран СНГ, графически этот факт проиллюстрирован в ПРИЛОЖЕНИИИ К. Как указывалось в Главе 2, белорусская экономика стоит перед лицом ряда проблем, которые обострились в условиях глобального экономического и финансового кризиса. В данном контексте, приверженность правительства идее реформ является важным фактором в осуществлении наиболее необходимых улучшений. Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций и обновление местного государственного и частного сектора, в том числе через ПИИ, требует устранения остающихся замедляющих факторов, таких как чрезмерное регулирование деловой активности, неадекватность режима конкуренции и присутствие довлеющего контроля заработной платы и цен. Оно требует также эффективных и целенаправленных консультаций, координации и реализации таким образом, чтобы недавние и будущие реформы могли достичь среднего уровня управления для снижения уровней бюрократии, а также в региональную и местную администрацию, где все еще существуют узкие места и преобладающее предпочтение плановой экономики.

 Стратегия привлечения большего потока частных чистых инвестиций может быть разделена на четыре комплекса мер, направленных на:

1) усовершенствование нормативных  актов

2) улучшение общего инвестиционного  климата; 

3) устранение препятствий для  развития малых и средних предприятий 

4) утверждение целенаправленной  политики для стимулирования  развивающей роли прямых инвестиций  для сектора средних и малых  предприятий.

Основные рекомендации стратегического  подхода, могут быть обобщены следующим образом:

1. Усовершенствование нормативных актов, конкретно относящихся к прямым иностранным инвестициям

Юридические рамки для прямых инвестиций в  Беларуси являются открытыми, а сохраняющиеся ограничения являются немногочисленными и относительно стандартными. Однако отношение к инвесторам и защита инвесторов в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях отстает от стандартов, принятых в международном масштабе, и двусторонних соглашений о защите инвестиций, подписанных Беларусью. Усовершенствование нормативных актов, конкретно относящихся к прямым инвестициям, потребует:

  • Приведение отношения к инвесторам и их защиты в соответствие с международными стандартами. Данная мера в большем объеме отражает интересы иностранных инвесторов. Она может быть достигнута путем введения в Инвестиционный кодекс положений о защите, касающихся честного и справедливого отношения, и перечисления условий, при которых стандартное «не менее благоприятное» отношение к иностранным инвесторам не применяется; введения условий, при которых экспроприация будет считаться законной; гарантии перевода средств в полной мере в соответствии с двусторонними инвестиционными соглашениями и доступ к местным и международным механизмам разрешения споров для иностранных инвесторов.
  • Согласование регионального и национального инвестиционного законодательства. Инвестиционное законодательство на всех уровнях Правительства следует гармонизировать для обеспечения непротиворечивости и предотвращения излишнего дублирования в процессах государственной регистрации и других процессах получения разрешений.
  • Укрепление инфраструктуры для содействия инвестициям.

2. Улучшение  общего инвестиционного климата

Улучшение инвестиционного климата  в таких областях, как налогообложение, конкуренция и собственность  на землю является необходимой предпосылкой не только для привлечения прямых инвестиций, но также для стимулирования развития конкурентоспособного белорусского частного сектора, который может  эффективно конкурировать с транснациональными корпорациями и осуществлять им поставки. В этом отношении ключевыми областями  для усовершенствования являются:

  • Общее налогообложение.

Несмотря на недавние реформы в  данной области, конкурентоспособность  Беларуси в фискальной сфере далеко отстает за счет весьма обременительных  фиксированных налогов с продаж, введенных на местном уровне, за счет специальных взносов в различные инновационные фонды государственного управления и за счет сложности, которую создают для бизнеса налоговая отчетность и уплата налогов. Основными рекомендациями  области налогообложения могут стать: установление переноса налогового убытка на будущие периоды, как минимум на пять лет, фиксацию ставки амортизации капитала у верхнего предела текущих диапазонов; отмену налога с продаж и налога на услуги, замену взносов в «инновационные фонды» и других специальных взносов на «платежи за предлагаемые услуги» и замену ежемесячных выплат налога на прибыль и большинства других налогов тремя платежами в год [3, с. 225].

Информация о работе Инвестиции в трансформационной экономике