Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:44, курсовая работа
Цель работы:детально изучить понятие об инвестициях как факторе экономического роста в трансформационной экономике, а так же выявить перспективные тенденций развития инвестиционной деятельности в Беларуси.
В настоящее время первостепенное значение для нашей страны приобретает привлечение прямых иностранных инвестиций. При этом предпочтение отдается инвестициям, направленным на развитие производства наукоемкой и инновационной продукции, энергосберегающих технологий, сферы услуг. [12, с. 11-12]
С момента провозглашения независимости и до совсем недавнего времени политика, оказывающая воздействие на ПИИ, и, в общем, на развитие частного сектора в Беларуси, носила изменчивый характер.
На графике, который можно увидеть в ПРИЛОЖЕНИИ Г, показано, как дирижизм и экономическая либерализация часто переплетались между собой. Всплеск в прямых иностранных инвестициях в 2007 и последовавших за ним годах может быть в значительной степени приписан политике последовательного движения в направлении снижения ограничений и административного давления на бизнес. Данная политика включала цепочку реформ: упрощение процесса регистрации; упразднение со- мнительного «правила золотой акции» и принятие более 60 декретов и указов, оказывающих влияние на различные аспекты ведения бизнеса, изменение в системе налогообложения.
В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира (наиболее значимыми являются Великобритания, Швейцария, Германия, Россия, Австрия).
Для иностранных инвесторов интерес представляет в первую очередь вложение средств в такие отрасли белорусской экономики, как промышленность (машиностроение, деревообрабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность), строительство, торговля и общественное питание, транспорт, электроника, автомобилестроение, лесопереработка, связь, переработка вторичного сырья, производство медицинского оборудования и др.
Данные по распределению притока ПИИ по секторам за 2005-2011 (диаграмма ПРИЛОЖЕНИЯ Д) показывают, что подавляющее большинство их сконцентрировано в секторе услуг (79 процентов), за которым следует промышленность (20 процентов).
ПИИ в сельское хозяйство незначительны (1 процент от общей величины). Ниже представлена более подробная информация по каждому сектору.
Промышленность
В промышленности приблизительно две трети предприятий находятся в частных руках, включая 2,5% иностранных компаний (ПРИЛОЖЕНИЕ Е, Таблица 2). Однако, по показателям выпуска продукции и занятости фирмы, находящиеся полностью в частной собственности, представляют только около 13% и 22% от общих показателей соответственно. Совместные предприятия среди государственных предприятий и местных частных предприятий составляют максимальную долю общего выпуска продукции в промышленности, однако крупнейшими нанимателями остаются государственные предприятия, которые составляют 40% общей занятости в промышленности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е (Таблица 3) представляет распределение объема промышленного производства по основным видам деятельности и долю ПИИ для каждого вида деятельности.
Несмотря на то, что на основании имеющихся данных точный анализ невозможен, оценки показывают, что большая часть ПИИ в промышленность расположена в шести свободных экономических зонах страны (СЭЗ).
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство является сектором, который в настоящее время сужается и составляет около 9% валового внутреннего продукта на данный момент (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).
Исторически данный сектор управлялся через систему колхозов и жесткую политику аренды. Со смягчением политики в области аренды земли и собственности на землю в начале 2000-х годов подсобные хозяйства и мелкие частные фермы стали играть важную роль. Эти хозяйства и частные фермы в настоящее время производят почти половину от всей сельскохозяйственной продукции, занимая при этом всего лишь 20% площади земли17. Несмотря на рост частного фермерства, сельскохозяйственный сектор прочно удерживается в руках государства, так как три четверти всей сельскохозяйственной деятельности осуществляется контролируемыми государством предприятиями, включая факторы производства и сельскохозяйственные услуги. К сожалению, рентабельность кооперативов и агропромышленных предприятий не на должном уровне, что требует субсидий со стороны правительства для поддержания системы. Иностранные инвестиции в данный сектор также весьма ограничены и составляют всего лишь один процент от общего притока ПИИ в период 2005-2011 гг..
Услуги
Сектор услуг составил 43% от ВВП в 2011 году – показатель, не претерпевавший больших изменений с 1995 года. Услуги, торговля и общественное питание (10,3%), а также транспорт (6,7%) составили самую большую долю в ВВП в 2006 году, что закономерно с 1995 года. Строительные услуги становятся все более и более важными. В 2006 году они составили 7,9% валового внутреннего продукта – отражение стро- ительного бума, который имеет место в настоящее время.
Сектор услуг является сектором, в котором ПИИ являются наиболее заметными, в частности, в банковском деле и сфере связи. В конце 2011 года в Беларуси было 33 банка, большая часть которых представляли собой акционерные общества либо общества с ограниченной ответственностью; 26 банков имели иностранный капитал, включая 10 банков со 100% иностранным участием. Иностранная доля в активах банковского сектора оставалась на уровне 14,7%, и общий совокупный иностранный капитал (пря- мые и портфельные иностранные инвестиции) в данном секторе составил 7,8% в 2011 году (Центральный банк, 2011). Среди иностранных банков, за исключением «Raiffeisen» (Австрия), главным образом, на белорусский рынок привлекались мелкие банки из ряда стран, включая Польшу («Alpha Bank»), Швейцарию («BelSwissBank») и Литву («Технобанк»).
Сектор мобильной связи
Влияние ПИИ на экономическое и социальное развитие страны обычно оценивается по показателям положительного вклада в объем производства, занятость, экспорта, передачу технологии и навыков, по связям между поставщиками и производителями, а также государственным доходам и развитию инфраструктуры. Однако ПИИ могут также оказывать отрицательное воздействие на развитие местных предприятий и производительность экономики, в частности, когда они приходят на рынки с высокой степенью защиты.
Беларусь имеет относительно недавнюю историю привлечения ПИИ, и малый объем притока ПИИ, имевший место до сих пор, указывает на то, что их воздействие на экономику Беларуси ограничено. Тем не менее, в секторах с существенным присутствием ПИИ, таких как связь и банковское дело, можно наблюдать такие эффекты, как существенное улучшение оказания услуг и снижение их стоимости. Так же потоки ПИИ помогают повышать уровень занятости населения. Транснациональные корпорации вносят большой вклад в торговые потоки страны, несмотря на то, что их импорт значительно превышает экспорт.
Беларусь сохраняет систему прямого государственного управления и функционирования экономики, целью которого является повышение уровня жизни населения. В этой связи до недавнего времени развитию частного сектора и прямым иностранным инвестициям не уделялось достаточного внимания на уровне правительства, и политика по их развитию была в течение длительного времени осторожной и часто непоследовательной.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Беларусь привлекала малые объемы ПИИ по сравнению с большинством стран в регионе. В результате, воздействие ПИИ на общее экономическое развитие было ограничено, за исключением секторов, в которых иностранные инвестиции активно поощрялись, таких, как связь и банковское дело.
В заключение можно сделать вывод, что в целом на данный момент, тенденции, которые сложились в инвестиционном процессе в Республике Беларусь, достаточно благоприятные, что способствует поддержанию высоких темпов экономического роста и формированию экономики инновационного типа.
Частные инвестиции – как местные, так и иностранные – в Беларуси все еще малы по сравнению с большинством других стран СНГ, графически этот факт проиллюстрирован в ПРИЛОЖЕНИИИ К. Как указывалось в Главе 2, белорусская экономика стоит перед лицом ряда проблем, которые обострились в условиях глобального экономического и финансового кризиса. В данном контексте, приверженность правительства идее реформ является важным фактором в осуществлении наиболее необходимых улучшений. Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций и обновление местного государственного и частного сектора, в том числе через ПИИ, требует устранения остающихся замедляющих факторов, таких как чрезмерное регулирование деловой активности, неадекватность режима конкуренции и присутствие довлеющего контроля заработной платы и цен. Оно требует также эффективных и целенаправленных консультаций, координации и реализации таким образом, чтобы недавние и будущие реформы могли достичь среднего уровня управления для снижения уровней бюрократии, а также в региональную и местную администрацию, где все еще существуют узкие места и преобладающее предпочтение плановой экономики.
Стратегия привлечения большего потока частных чистых инвестиций может быть разделена на четыре комплекса мер, направленных на:
1) усовершенствование
2) улучшение общего
3) устранение препятствий для
развития малых и средних
4) утверждение целенаправленной
политики для стимулирования
развивающей роли прямых
Основные рекомендации стратегического подхода, могут быть обобщены следующим образом:
1. Усовершенствование нормативных актов, конкретно относящихся к прямым иностранным инвестициям
Юридические рамки для прямых инвестиций в Беларуси являются открытыми, а сохраняющиеся ограничения являются немногочисленными и относительно стандартными. Однако отношение к инвесторам и защита инвесторов в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях отстает от стандартов, принятых в международном масштабе, и двусторонних соглашений о защите инвестиций, подписанных Беларусью. Усовершенствование нормативных актов, конкретно относящихся к прямым инвестициям, потребует:
2. Улучшение общего инвестиционного климата
Улучшение инвестиционного климата
в таких областях, как налогообложение,
конкуренция и собственность
на землю является необходимой предпосылкой
не только для привлечения прямых
инвестиций, но также для стимулирования
развития конкурентоспособного белорусского
частного сектора, который может
эффективно конкурировать с
Несмотря на недавние реформы в
данной области, конкурентоспособность
Беларуси в фискальной сфере далеко
отстает за счет весьма обременительных
фиксированных налогов с
Информация о работе Инвестиции в трансформационной экономике