Инвестиции в трансформационной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:детально изучить понятие об инвестициях как факторе экономического роста в трансформационной экономике, а так же выявить перспективные тенденций развития инвестиционной деятельности в Беларуси.

Работа содержит 1 файл

В трансформационный период государства (Автосохраненный)1 (Автосохраненный).docx

— 1.66 Мб (Скачать)

Иностранным инвесторам гарантируется  право на беспрепятственный перевод  за пределы Республики Беларусь прибыли  и доходов, полученных на ее территории, а также выручки от реализации инвестиционного имущества после  прекращения инвестиционной деятельности.

Законодательством оговорены случаи прекращения инвестиционной деятельности и предусмотрена процедура возмещения стоимости национализированного или  реквизированного инвестиционного  имущества.

Нарушение прав инвестора, причинение ему убытков иного вреда действиями или бездействием государственной  власти и должностных лиц в  процессе регулирования хозяйственной  деятельности подлежат возмещению из средств соответствующей казны  по решению суда.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, получившие в установленном порядке  право на внешнеэкономическую деятельность, могут осуществлять инвестиции за пределами  страны.

 

  • Инвестиционная политика Беларуси стала базироваться на основных положениях Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, которая обновляется периодически по степени необходимости.

Это вторая программа, принятая в 2002 г. на срок до 2010 г. С 2001 по 2005 года объем  иностранных инвестиций в основной капитал белорусских предприятий  планировали в объеме не менее 1 млрд. USD в год при общем объеме инвестиционных вложений 3 млрд. USD. Такой объем инвестиций позволил только восстановить простое  воспроизводство, обновить фонды, внедрить новые технологии. Для расширенного воспроизводства необходимо было ежегодно в течение 2006-2010 гг. привлекать по 2 млрд. USD иностранных инвестиций.

Однако объективной реальностью стал низкий уровень инвестиций, недостаточный даже для простого воспроизводства основных производительных фондов республики. Прирост ВВП опережал прирост инвестиций на фоне ускоряющегося износа основных производственных фондов, падения рентабельности. За высокими темпами инвестиций в 1997 и 1998 гг. (120 и 125%) последовал спад до 92% в 1999 г., некоторый рост в 2000 г. – 102% и снижение в 2001 г. – 93,9%.

Источником устойчивого экономического роста могло стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал при возрастающем внутреннем спросе на них. Важнейшая проблема белоруской экономики – инвестиционное обновление производственных фондов. Особенно остро она стоит в экспортноориентированных отраслях промышленности, где износ активной части основных фондов достиг 75-84,4% при критическом – 60%. В последнее время ведущие экспортеры не в состоянии обеспечить воспроизводство продукции, конкурентоспособной на внешних рынках.

Целью национальной программы привлечения  инвестиций является обеспечение высоких  и устойчивых темпов роста инвестиций, необходимых для рациональных преобразований в экономике и социальной сфере, повышения конкурентоспособности  и экономической безопасности государства.

Инвестиционная инфраструктура - одна из наиболее сложных проблем белорусской экономики, от решения которой зависит вероятность реализации, как отдельного инвестиционного проекта, так и инвестиционная привлекательность государства в целом. Ниже я попыталась привести оценки и прогнозы инвестиционно  инфраструктуры, представленных в Национальной программе привлечения инвестиций в экономику РБ.

    • Совершенствования инвестиционной инфраструктуры

Инвестиционные институты должны все больше ориентироваться на создание благоприятных условий для проникновения  иностранного капитала. Инвестиционная инфраструктура должна быть понятной привычной как для инвестора, так и для соискателей инвестиций. Для обеспечения инфраструктуры бизнеса в Беларуси необходимо решение  целого комплекса смежных вопросов, прежде всего в банковском секторе.

В процессе реформы банковской системы  предполагается, что государство  сохранит за собой контрольный пакет  акций лишь в тех банках, которые  будут задействованы в государственных  программах и мероприятиях, а также  в банках, являющихся системообразующими в функциях работы с населением и  Правительством. Это АСБ "Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белпромстройбанк", ОАО "Белинвестбанк". Это ядро банков обеспечит безопасное и надежное функционирование банковской системы при сокращении затрат государства на ее ресурсную поддержку.

Реализация этих задач банками, принадлежащими государству, может  быть обеспечена через увеличение их капитала путем последовательного  осуществления инвестиций в уставные фонды со стороны государства  и организаций, основанных на государственной  собственности.

Увеличение уставных фондов банков, в которых государство участвовать  не будет, должно происходить преимущественно  за счет средств иностранных инвесторов. Для достижения негосударственными банками уровня европейских стандартов участие нерезидентов Республики Беларусь в формировании уставных фондов должно увеличиться за 2008-2012 г.г.  в 4,5 раза.

Еще одним слабым звеном в финансовой системе Беларуси являются институты, ориентированные на долгосрочные инвестиции. В стране практически отсутствуют  инвестиционные фонды, мобилизующие ресурсы (в первую очередь мелких частных  инвесторов). Это - негосударственные  пенсионные фонды и страховые  компании, выступающие в странах  с развитой рыночной экономикой в  качестве крупнейших институциональных  инвесторов. В значительной мере их рост сдерживается из-за отсутствия адекватного  законодательства (в части пенсионных и страховых сбережений) и достаточного количества профессиональных управляющих  компаний.

Для обеспечения системы работы инвестора в "одном окне" будет  продолжено совершенствование функций  органов государственного управления в рамках проводимой реформы структуры власти в стране.

Использование лизинга как одной  из форм инвестирования в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов имеет широкую перспективу в  решении проблем технического перевооружения производства.

Существенные изменения планируется  произвести в формировании фондового  рынка. В настоящее время в  республике имеются необходимые  атрибуты рынка ценных бумаг. На основе действующего законодательства созданы  и функционируют республиканский  орган регулирования рынка ценных бумаг, валютно-фондовая биржа, депозитарная система для регистрации прав на ценные бумаги, профессиональные участники  рынка ценных бумаг, эмитенты ценных бумаг. Однако, практическое отсутствие вторичного рынка ценных бумаг, тесно  связанного с вопросами приватизации и разгосударствления, а также  механизмами определения реальных рыночных цен на ценные бумаги, находящиеся  в обращении, негативным образом  сказывается на активности фондового  рынка.

Дальнейшее развитие возможностей рынка ценных бумаг позволит расширить  источники финансирования инвестиций, будет способствовать развитию инструментов банковского инвестиционного кредитования (залоговые механизмы и ипотечное  кредитование). Кроме того, акционирование юридических лиц и последующее  формирование финансово-промышленных групп предполагает налаживание  адекватных сегментов фондового  рынка (биржевые операции с акциями  организаций, облигациями, векселями, т.п.). Это позволит создать механизмы  не инфляционного кредитования организаций  и Правительства под залог  ценных бумаг, обеспеченных имуществом.

 Отсутствует рынок производных ценных бумаг. Необходимость создания биржевого рынка производных ценных бумаг обусловлена тем, что они позволяют:

  • снизить инвестиционный риск, связанный с изменчивостью рынков;
  • повысить, что важно в современных условиях, норму прибыли портфеля инвестиций, когда традиционные портфели таких финансовых активов, как акции и облигации, дают ограниченный эффект;
  • выходить на новые рынки и участвовать в широком спектре новых финансовых инструментов, недоступных для традиционных методов инвестирования;
  • обеспечить создание единого биржевого пространства Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • сформировать механизм кредитных деривативов, позволяющий осуществлять кредитование организаций и Правительства под залог ценных бумаг, обращающихся на Развитие рынка ценных бумаг позволит усовершенствовать также и рыночный механизм рефинансирования банков посредством выдачи им льготных централизованных кредитов.
    • Еще одним шагом на пути к либерализации экономики стало создание свободных экономических зон.

В Республике Беларусь сегодня действует  шесть свободных экономических  зон ("БРЕСТ", "ВИТЕБСК", "ГРОДНО-ИНВЕСТ", "МИНСК", "МОГИЛЕВ"). СЭЗ в Беларуси согласно мировой практике рассматривается как часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Поддерживая СЭЗы, Республика Беларусь стремится реализовать такие задачи, как:

  • увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата и привлечения стратегических инвесторов;
  • обеспечение благоприятных условий для привлечения новых и высоких технологий и передового зарубежного опыта;
  • стимулирование экспорта и развитие импортозамещающих производств;

В целях создания благоприятных  условий для инвестирования в  СЭЗ законодательно установлен специальный  правовой режим, устанавливающий особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного  регулирования.

Именно состав участников определяет успех или неудачу этой новой  формы хозяйствования в экономической  системе страны, а они зависят, прежде всего, от реакции инвесторов, которые захотели бы вложить свои капиталы в зоны. Анализ мирового опыта показывает, что разработчики свободных экономических зон сталкиваются с трудностями, связанными не только с различием стимулирующих факторов для иностранных и национальных инвесторов, но и с противоположным, а порой взаимоисключающим характером таких стимулов. То, что может быть основным стимулом для иностранного инвестора (например, выход на внутренний рынок), может иметь второстепенное значение для национального инвестора.

Расхождение в оценках привлекательности  свободных экономических зон  не исключает возможности «консенсуса» с иностранными инвесторами. Фактором, стимулирующим иностранного инвестора  участвовать в зоне, является не качество инфраструктуры (это лишь предварительное условие), на беспошлинный импорт товаров и услуг, освобождение от налогов и другие льготы, а  возможность получения прямого  выхода на внутренний рынок.

Не менее важно для них  объем и возможность использования  средств, получаемых в результате их деятельности в зоне. Проблема здесь  заключается в необходимости  перевода прибыли за рубеж, включая  дивиденды по находящимся в обороте  акциям. Без решения этого вопроса многие фирмы будут воздерживаться от вложения значительных капиталов в свободные экономические зоны.

Прямые иностранные инвестиции в свободные экономические зоны возможно рассматривать как метод постепенной интеграции иностранных фирм в национальную экономику. Поэтому уже на стадии планирования СЭЗ необходимо предусмотреть возможности установления прямых и обратных связей иностранных фирм с местными предпринимателями. Такие связи призваны обеспечить получение местных сырьевых товаров, компонентов, полуфабрикатов, комплексного оборудования и услуг. Доступ к местным ресурсам является важным стимулом для иностранных инвесторов. Но на практике добиться этого для иностранных фирм, действующих в зоне, может оказаться достаточно трудным делом и потребовать длительного времени.

  • Беларусь стала одной из наиболее активных стран с переходной экономикой по показателю числа заключенных двусторонних соглашений о защите инвестиций (ПРИЛОЖЕНИЕ З , которых по состоянию на июнь 2011 года было заключено 60. Период между 1995 и 2001 годами засвидетельствовал быстрый рост сети двусторонних договоров о защите инвестиций, а именно – 32 заключенных соглашения. 42% двусторонних соглашений о защите инвестиций заключены Беларусью с развивающимися странами и 41% – с развитыми странами, экспортирующими капитал. Только 17% соглашений заключено со странами с переходной экономикой.

Из приведенных выше преобразований, произведенных в инвестиционной сфере Республики можно заключить, что инвестиционная политика Республики Беларусь - часть государственной  экономической политики, направленной на установление структуры и масштабов  инвестиций, путей их использования  и источников получения в разных отраслях экономики. Основной ее целью  является экономическая стабилизация, обеспечение положительной динамики устойчивого экономического развития, максимальное привлечение национальных валовых сбережений, внешних инвестиций, а также поиск оптимального правового  регулирования инвестиционной деятельности [8, с. 85-86].

2.2 Привлечение иностранного  капитала в национальную экономику

Все или почти все страны мира испытывают недостаток в инвестициях, необходимых для развития производства, предпринимательства, получения прибыли  и других конечных результатов. Что  касается государственной инвестиционной  политики реализуемой  в Беларуси, то она не является в достаточной  степени эффективной и нуждается  в структурной перестройке, проведение которой невозможно без осуществления  крупных инвестиционных вложений. Внутренние ресурсы для её реализации, являющиеся приоритетным источником, недостаточны.

Информация о работе Инвестиции в трансформационной экономике