Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:44, курсовая работа
Цель работы:детально изучить понятие об инвестициях как факторе экономического роста в трансформационной экономике, а так же выявить перспективные тенденций развития инвестиционной деятельности в Беларуси.
Иностранным инвесторам гарантируется
право на беспрепятственный перевод
за пределы Республики Беларусь прибыли
и доходов, полученных на ее территории,
а также выручки от реализации
инвестиционного имущества
Законодательством оговорены случаи
прекращения инвестиционной деятельности
и предусмотрена процедура
Нарушение прав инвестора, причинение
ему убытков иного вреда
Юридические лица и индивидуальные
предприниматели Республики Беларусь,
получившие в установленном порядке
право на внешнеэкономическую
Это вторая программа, принятая в 2002 г.
на срок до 2010 г. С 2001 по 2005 года объем
иностранных инвестиций в основной
капитал белорусских
Однако объективной реальностью стал низкий уровень инвестиций, недостаточный даже для простого воспроизводства основных производительных фондов республики. Прирост ВВП опережал прирост инвестиций на фоне ускоряющегося износа основных производственных фондов, падения рентабельности. За высокими темпами инвестиций в 1997 и 1998 гг. (120 и 125%) последовал спад до 92% в 1999 г., некоторый рост в 2000 г. – 102% и снижение в 2001 г. – 93,9%.
Источником устойчивого экономического роста могло стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал при возрастающем внутреннем спросе на них. Важнейшая проблема белоруской экономики – инвестиционное обновление производственных фондов. Особенно остро она стоит в экспортноориентированных отраслях промышленности, где износ активной части основных фондов достиг 75-84,4% при критическом – 60%. В последнее время ведущие экспортеры не в состоянии обеспечить воспроизводство продукции, конкурентоспособной на внешних рынках.
Целью национальной программы привлечения
инвестиций является обеспечение высоких
и устойчивых темпов роста инвестиций,
необходимых для рациональных преобразований
в экономике и социальной сфере,
повышения
Инвестиционная инфраструктура - одна из наиболее сложных проблем белорусской экономики, от решения которой зависит вероятность реализации, как отдельного инвестиционного проекта, так и инвестиционная привлекательность государства в целом. Ниже я попыталась привести оценки и прогнозы инвестиционно инфраструктуры, представленных в Национальной программе привлечения инвестиций в экономику РБ.
Инвестиционные институты
В процессе реформы банковской системы
предполагается, что государство
сохранит за собой контрольный пакет
акций лишь в тех банках, которые
будут задействованы в
Реализация этих задач банками, принадлежащими государству, может быть обеспечена через увеличение их капитала путем последовательного осуществления инвестиций в уставные фонды со стороны государства и организаций, основанных на государственной собственности.
Увеличение уставных фондов банков,
в которых государство
Еще одним слабым звеном в финансовой системе Беларуси являются институты, ориентированные на долгосрочные инвестиции. В стране практически отсутствуют инвестиционные фонды, мобилизующие ресурсы (в первую очередь мелких частных инвесторов). Это - негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, выступающие в странах с развитой рыночной экономикой в качестве крупнейших институциональных инвесторов. В значительной мере их рост сдерживается из-за отсутствия адекватного законодательства (в части пенсионных и страховых сбережений) и достаточного количества профессиональных управляющих компаний.
Для обеспечения системы работы инвестора в "одном окне" будет продолжено совершенствование функций органов государственного управления в рамках проводимой реформы структуры власти в стране.
Использование лизинга как одной из форм инвестирования в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов имеет широкую перспективу в решении проблем технического перевооружения производства.
Существенные изменения
Дальнейшее развитие возможностей
рынка ценных бумаг позволит расширить
источники финансирования инвестиций,
будет способствовать развитию инструментов
банковского инвестиционного
Отсутствует рынок производных ценных бумаг. Необходимость создания биржевого рынка производных ценных бумаг обусловлена тем, что они позволяют:
В Республике Беларусь сегодня действует шесть свободных экономических зон ("БРЕСТ", "ВИТЕБСК", "ГРОДНО-ИНВЕСТ", "МИНСК", "МОГИЛЕВ"). СЭЗ в Беларуси согласно мировой практике рассматривается как часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
Поддерживая СЭЗы, Республика Беларусь стремится реализовать такие задачи, как:
В целях создания благоприятных
условий для инвестирования в
СЭЗ законодательно установлен специальный
правовой режим, устанавливающий особый
порядок и условия
Именно состав участников определяет успех или неудачу этой новой формы хозяйствования в экономической системе страны, а они зависят, прежде всего, от реакции инвесторов, которые захотели бы вложить свои капиталы в зоны. Анализ мирового опыта показывает, что разработчики свободных экономических зон сталкиваются с трудностями, связанными не только с различием стимулирующих факторов для иностранных и национальных инвесторов, но и с противоположным, а порой взаимоисключающим характером таких стимулов. То, что может быть основным стимулом для иностранного инвестора (например, выход на внутренний рынок), может иметь второстепенное значение для национального инвестора.
Расхождение в оценках привлекательности
свободных экономических зон
не исключает возможности «
Не менее важно для них
объем и возможность
Прямые иностранные инвестиции в свободные экономические зоны возможно рассматривать как метод постепенной интеграции иностранных фирм в национальную экономику. Поэтому уже на стадии планирования СЭЗ необходимо предусмотреть возможности установления прямых и обратных связей иностранных фирм с местными предпринимателями. Такие связи призваны обеспечить получение местных сырьевых товаров, компонентов, полуфабрикатов, комплексного оборудования и услуг. Доступ к местным ресурсам является важным стимулом для иностранных инвесторов. Но на практике добиться этого для иностранных фирм, действующих в зоне, может оказаться достаточно трудным делом и потребовать длительного времени.
Из приведенных выше преобразований,
произведенных в инвестиционной
сфере Республики можно заключить,
что инвестиционная политика Республики
Беларусь - часть государственной
экономической политики, направленной
на установление структуры и масштабов
инвестиций, путей их использования
и источников получения в разных
отраслях экономики. Основной ее целью
является экономическая стабилизация,
обеспечение положительной
Все или почти все страны мира
испытывают недостаток в инвестициях,
необходимых для развития производства,
предпринимательства, получения прибыли
и других конечных результатов. Что
касается государственной
Информация о работе Инвестиции в трансформационной экономике