Инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной работы является рассмотрение инструмента кредитно-денежной политики Центрального банка.

Согласно этой цели были определены следующие задачи исследования:

исследовать состояние и уровень развития банковской системы Украины;

определить особенности реализации денежно-кредитной политики Национального банка Украины на современном этапе;

обосновать целесообразность и приоритеты использования отдельных методов и инструментов денежно-кредитной политики;

обосновать направления взаимодействия и сотрудничества центральных банков отдельных стран в области реализации денежно-кредитной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….5

1.ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ………...8

1.1Политика обязательных резервов………………………………….8

1.2 Рефинансирование коммерческих банков………………………..9

1.3 Операции на открытом рынке…………………………………….11

2.СВЕДЕНИЯ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ……………...14

2.1Сведения кредитно-денежной политики ЦБ РФ…………………14

2.2Сведения кредитно-денежной политики НБУ…………………...16

3. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НБУ…………....................22

3.1Проблема кредитно-денежной политики…………………………22

3.2Пути решения проблем кредитно-денежной политики………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………35

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Украины.doc

— 742.50 Кб (Скачать)

       2) Запрет кредитования в валюте. Тем самым НБУ, снижает спрос на иностранную валюту со стороны заемщиков и, следовательно, со стороны банков. Это мера НБУ также нацелена на сокращение валютного риска в банковской системе. Запрет на кредитование в валюте не увеличивает пропорционально кредитование в национальной валюте, тем самым НБУ достигает двух целей: снижает девальвационное давление, через сокращение спроса на валюту, а также снижает инфляционное давление, через сокращение кредитования экономики.

       Из  Рис.1 мы можем увидеть, что под  влиянием рестрикционной монетарной политики НБУ денежная масса за 10 месяцев 2009г сократилась более чем на 46 млрд. грн.

       

Также, следует сказать, что в условиях финансового кризиса экономика  страны сжимается, поэтому потребность  ее в долгосрочных кредитах сокращается. Кроме того снижается уровень доверия вкладчиков к коммерческим банкам и национальной валюте, это ведет к значительному сокращению долгосрочных депозитов в банковской системе, а также способности банков мультиплицировать денежную массу, что в своей совокупности также снижает уровень общей денежной массы (М2) в обращении (Рис.2). 

       

Главной задачей текущей монетарной политики НБУ является извлечение избыточной ликвидности, с целью сокращения темпов инфляции, а также давления на валютный курс. С поставленной задачей НБУ пока успешно справляется, не без финансовой помощи международных организаций. Однако, в условиях снижения ВВП, а также рестрикционной политики НБУ, будет продолжать снижаться совокупный спрос в экономике, увеличиваться безработица, снижаться покупательная способность населения. Но все это не вина НБУ, а последствия финансового кризиса, который в условиях массового кредитования, проявился так остро. НБУ лишь формирует безинфляционные условия для возможного будущего экономического роста. Можно сказать, что от НБУ не зависит напрямую экономический рост, регулятор только может создать финансовые благоприятные условия для возобновления экономического роста. Одним из таких условий является низкая инфляция, а также стабильность валютного курса.

Однако в 2010г. все еще остаются значительные суммы обязательств украинских учреждений к погашению, также из-за высоких экономических и политических рисков продолжается отток инвестиций из Украины. Все это увеличит спрос на иностранную валюту, особенно в первом полугодии 2010, поэтому, для того, чтобы поддержать стабильный валютный курс, НБУ должен будет выходить с интервенциями на межбанковский валютный рынок. Но, в условиях значительного спроса на иностранную валюту, НБУ придется изымать из обращения значительное количество национальной валюты. Другими словами, НБУ окажется в ситуации, когда, с одной стороны НБУ необходимо будет поддерживать стабильность валютного курса, а с другой стороны, из-за гривневой недостаточности экономический спад усугубиться из-за повышения стоимости гривневых ресурсов и увеличения неплатежей по экономике.

Либо  валютная стабильность, либо усугубление  экономического спада из-за гривневой  недостаточности.

Чтобы избежать этой дилеммы у НБУ есть два варианта:

1) В  период пикового спроса на иностранную валюту, отпустить валютный курс и позволить ему девальвировать до нового равновесного значения. В этих условиях спрос, при новом курсе, значительно снизиться. Многие заемщики не смогут выполнять обязательства в иностранной валюте, поэтому будет массовое объявление дефолтов. Отказ от выплаты долгов и банкротства должников будет иметь следующие шоковые, но положительные последствия. Ситуация с долгами разрешится в краткосрочном периоде – банкротствами неэффективных заемщиков, а не в долгосрочном периоде – длительной и безрезультатной реструктуризацией. Поэтому в экономике будут заложены предпосылки для быстрого обновления за счет появления новых предприятий и учреждений, не обремененных долгами.

2) В  период пикового спроса на  валюту, поддерживать валютный курс за счет золотовалютных резервов и финансовой помощи международных организаций. В этих условиях возникнет проблема гривневой недостаточности, чтобы ее избежать НБУ начинает массово рефинансировать банки, повышая предложение гривны. Если у банка есть обязательства в иностранной валюте и НБУ ему предоставляет кредит, то этот банк фактически перекредитовывается в НБУ, но только меняет валюту обязательств. Другими словами, НБУ берет на себя роль рынка, отбирая эффективные банки от неэффективных.

Первый  вариант более реален и эффективен, так как в этом случае рынок  сам установит равновесный валютный курс и отберет эффективные предприятия  и учреждения от неэффективных. Во втором случае, остается очень большое поле для злоупотреблений и неадекватной оценки НБУ платежеспособности рефинансируемых банков.

С нашей  точки зрения, в первом полугодии  стоит ожидать валютного шока – девальвации, но которая в итоге, более продуктивная с точки зрения экономического роста, чем затягивание  проблемы реструктуризацией долгов и создание ситуации с гривневой недостаточностью.

Тем не менее, давайте представим оптимальный  вариант развития экономических  событий:

1) Снижение  гривневой ликвидности;

2) Снижение  инфляции и инфляционных ожиданий;

3) Стабилизация  валютного курса;

4) Политическая  стабильность;

5) Реструктуризация  большей части внешних долгов;

6) Получение  финансовой помощи международных  финансовых институтов;

7) Восстановление  мировой экономики;

8) Повышение  спроса на украинскую продукцию  на мировом и национальном рынке;

9) Рост  положительно сальдо платежного  баланса как по счету текущих  операций, так и по финансовому  счету;

10) Благодаря  возобновлению кредитования в  стабильных экономических условиях, повысится предпринимательская  деятельность, особенно в импортозамещающем направлении, так как производство и сборка импортных товаров, потребляемых в Украине, будет намного дешевле в долларовом эквиваленте, чем в додевальвационный период;

11) Рост  положительного сальдо платежного  баланса, золотовалютных резервов  НБУ, рост экономики, увеличения доходной части бюджета, позволит улучшить качество обслуживания и погашения реструктуризированных кредитов;

12) Возобновление  устойчивого роста экономики  Украины. 

Что может  пойти не так?

1) Политический  фактор. Неопределенность в президентских выборах, но при любом новом президенте, поменяется руководство НБУ, что может значительно изменить денежную и валютную политику.

2) Политический  фактор. Президентские выборы могут  перейти в парламентские, а  если в этих условиях увеличатся  социальные дотации  и произойдет эмиссионное покрытие дефицита бюджета, то тогда повыситься инфляция и инфляционные ожидания, значительное давление будет оказываться на валютные курс.

3) Политический  фактор. Политическая несогласованность  между ветвями власти, еще больше снизит доверие иностранных инвесторов и международных финансовых институтов, что еще больше усложнит процесс реструктуризации и обслуживания внешних долгов.

4) Продолжение  мирового кризиса, по W-образному  сценарию. Мировой кризис может  получить новый импульс из-за обострения финансовых проблем в Китае в азиатском регионе в целом. 

Следует сказать, что в Украине, особенно в первом полугодии 2010г, имеется  значительное количество рисков для  еще большей дестабилизации экономической  ситуации. Однако отслеживание и анализ экономических показателей коммерческих банков и экономики Украины,  позволит адекватно подготовиться к возможным финансовым изменениям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Итак, переход Украины к рыночным отношениям диктует необходимость создания эффективной банковской системы и проведение Национальным банком действенной денежно-кредитной политики, которое бы лучшее стимулировала развитие новых экономических процессов. Такая денежно-кредитная политика, ее задача и условия реализации определяются уровнем развития экономики государства, политическими процессами, состоянием банковской системы и денежно-кредитного рынка в целом. Соответственно Закону Украины "О Национальном банке Украины" функции изготовления и реализации денежно-кредитной политики положен на Национальный банк Украины, которая формулирует общие основы, определяет методы и конкретные инструменты ее реализации, разрабатывает соответствующие нормативные и инструктивные документы, а также осуществляет контроль за выполнением этих инструкций уполномоченными банками.

       Денежно-кредитная  политика является важнейшей составной  общей экономической политики государства. Формирование основ и принципов  денежно-кредитной политики государства  происходит из времени создания Национального  банка Украины. Относительно изменений в экономической политике и банковской системе Украины существенно изменились не только методы, а и инструменты реализации денежно-кредитной политики, усовершенствуются при этом денежно-кредитные, открытый, межбанковский рынки, условия использования соответствующих инструментов и т.п.. Однако в связи с динамическими изменениями в экономике, в финансово-кредитной сфере и банковской системе существует настоятельная потребность усовершенствования методов и инструментов реализации денежно-кредитной политики, оперативного решения проблем сбалансирование денежного рынка, отладка надлежащего контроля за соблюдением коммерческими банками регулирующих нормативов, рефинансирование банков, осуществление надзорных функций и т.п.

       Применение  того ли другого инструмента регулирования денежно-кредитного рынка (проведение денежно-кредитной политики) зависит от исторических традиций использования финансовых инструментов в государстве, развитости рыночных отношений, наличия банковско-финансовых учреждений, общегосударственного состояния экономики, урегулирования вопросов фискальной политики и т.д.

       Также в процессе работы над курсовой были сделаны следующие выводы и обобщения, согласно поставленным задачам.

  1. Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними.
  2. Основным исполнителем кредитно-денежной политики государства является НБУ.
  3. При проведении кредитно-денежной политики НБУ использует не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты: политика обязательных резервов, рефинансирование коммерческих банков, операции на открытом рынке, но и собирается расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям. 
  4. Проводимая в настоящее время кредитно-денежная политика Украины имеет некоторые недостатки, которые неблагоприятно сказываются на состоянии экономики страны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

       1. Демкивский А. В. Деньги и  кредит : Учеб. пособ. /  Демкивский А. В.  - К. : Дакор, 2007. - 527 с.

       2. Ивасив, Б. С. Деньги и кредит : Учебник / Ивасив Б. С.  - Тернопль. : Карт-бланш, 2005. - 527 с.

       3. Любунь, О. C. Национальный банк Украины:  основные функции, денежно-кредитная  политика, регуляция банковской деятельности: [Учеб. пособ. для вузов] / Любунь О. С.  - К.: Центр науч. л-ры, 2004. - 351 с.

       4. Лютый И.О. Денежно-кредитная политика  в условиях переходной экономики:  Лютый И.О. Монография.-К.: Атика, 2000. – 240 с.

       5. Чухно А.А. Природа современных денег, кредита и денежно-кредитной политики /Финанси Украины. – 2007. - №1 . – 97 с.

       6. Щетинин А. И. Деньги и кредит : учеб. для вузов / Щетинин А.  И. -  [2-е издв.] - К. : Центр науч. л-ры, 2006. - 432 с.

       7. Национальный банк и денежно-кредитная  политика : Учебник /  Под ред.  д-ра экон. Наук., проф.. А.М.Мороза  и канд.. эконом наук., доц. М.Ф. Пудовкиной – К.6 КНЕУ, 1999. - 368 с.

       8. Жуков Е.Ф.Деньги. Кредит. Банк. : Учебник  / Жуков Е.Ф.,Максимова Л.М., Печникова  А.В. ; Под ред. Академ. РЕАН Е.Ф.  Жукова. – [2-е изд.], перераб. и  доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 600 с.

       9. Савлук М. И. Деньги и кредит : Учебник / Савлук М. И., Мороз А. М., Лазепко И. М. и др. - [4-е изд. ] - К. : КНЕУ, 2006. - 744 с.

       10. Денежно - кредитная политика  в Украине / [Стельмах В.С., Епифанов  А.О., Гребенюк Н.И., Мищенко В.И.]. - К.: Общ-во „Знания”, КОО, 2000. - 305 с.

       11.Финанси  Украины : научно – теоретический  и информационно – практический  журнал Министерства Финансов  Украины   / Лунина И.О. –  К: 2010. -150 с.

       12.Банковские  новости Украины : электронные  ресурсы в области экономики  Украины : (итоги денежно –  кредитного рынка за 2009 год) [Электронный ресурс ] /  "Профи-ньюс", 2009-2010. – Режим доступа к журн. : http://banknews.com.ua/7615.html 
 

Информация о работе Инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка