Инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной работы является рассмотрение инструмента кредитно-денежной политики Центрального банка.

Согласно этой цели были определены следующие задачи исследования:

исследовать состояние и уровень развития банковской системы Украины;

определить особенности реализации денежно-кредитной политики Национального банка Украины на современном этапе;

обосновать целесообразность и приоритеты использования отдельных методов и инструментов денежно-кредитной политики;

обосновать направления взаимодействия и сотрудничества центральных банков отдельных стран в области реализации денежно-кредитной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….5

1.ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ………...8

1.1Политика обязательных резервов………………………………….8

1.2 Рефинансирование коммерческих банков………………………..9

1.3 Операции на открытом рынке…………………………………….11

2.СВЕДЕНИЯ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ……………...14

2.1Сведения кредитно-денежной политики ЦБ РФ…………………14

2.2Сведения кредитно-денежной политики НБУ…………………...16

3. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НБУ…………....................22

3.1Проблема кредитно-денежной политики…………………………22

3.2Пути решения проблем кредитно-денежной политики………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………35

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Украины.doc

— 742.50 Кб (Скачать)

       Мы  видим, что изменение официальной  процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

       Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

       Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность [2 с.343].

       Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками" [3 с.259].

       1.3 Операции на  открытом рынке.

 

       Постепенно  два вышеописанных метода кредитно-денежного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

       Этот  метод заключается в том, что  центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

       Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

       "По  форме проведения рыночные операции  центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. “Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам”. Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности [4, с.65]. 
 
 
 
 
 
 
 

       2. СВЕДЕНИЯ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 

       Кредитно-денежная (или монетарная) политика — это  политика государства, воздействующая на количество денег в обращении  с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения  и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

       Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством кредитно-денежного  регулирования.

       Обычно  кредитно-денежная политика НБУ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны [5, с.37] . 

       2.1 Сведения кредитно-денежной политики  ЦБ РФ 

       В I квартале 2007 года объем ВВП увеличился на 7,9%. Промышленное производство в январе — мае по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросло на 7,4%. Высокими темпами росло предложение отдельных видов услуг, особенно связи и розничной торговли. Расширение производства поддерживалось значительным увеличением внутреннего спроса. Рост реальных денежных доходов населения обусловливал увеличение потребительских расходов. В январе—апреле расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении возросли, по оценке, на 13% к соответствующему периоду предыдущего года. Инвестиции в основной капитал увеличились на 19,9%. Потребительские цены в мае 2007 года повысились по сравнению с декабрем предыдущего года на 4,7% (в мае 2006 года — на 5,9%). Инфляция за скользящий 12-месячный период в мае 2007 года составила, по оценкам, 7,8%. Замедление роста потребительских цен по сравнению с предыдущим годом было связано, прежде всего, со снижением темпов прироста цен на товары до 3,2% по итогам января-мая 2007 года по сравнению с 4,8% за соответствующий период 2006 года. Базовая инфляция в мае 2007 года по сравнению с декабрем предыдущего года составила 2,5% (в соответствующий период 2006 года— 3,6%). В мае 2007 года за скользящий 12-месячный период она была равна, по оценкам, 6,8%, что на 1,0 процентного пункта меньше, чем в декабре предыдущего года. По оценке, в 2007 году базовая инфляция составит около 7%. Замедление инфляции в соответствии с поставленными целями будет способствовать укреплению доверия к проводимой денежно-кредитной политике, снижению инфляционных ожиданий, формированию условий для перехода к инфляционному таргетированию, что соответствует стратегии обеспечения стабильности общего уровня цен в долгосрочной перспективе.

       Платежный баланс в январе—марте 2007 года формировался под влиянием снижения цен на мировом рынке нефти, что вызвало ухудшение условий внешней торговли Российской Федерации. Значительное замедление роста экспорта товаров и ускорение роста импорта было основной причиной сокращения положительного сальдо счета текущих операций в I квартале 2007 года более чем на четверть — до 21,8 млрд. долларов США (в январе—марте 2006 года оно составило 30,5 млрд. долларов США). Внешние обязательства экономики увеличились на 42,5 млрд. долларов США. Определяющим фактором их роста было активное привлечение иностранного капитала частным сектором, прирост внешних финансовых обязательств которого по сравнению с I кварталом 2006 года возрос в 2,3 раза и составил 43,8 млрд. долларов США. Обязательства органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования сократились на 1,3 млрд. долларов США. В 2007 году активное сальдо счета текущих операции может составить 50,7 млрд. долларов США. Чистый приток частного капитала может составить 70,0 млрд. долларов США, что связано с ожидаемым увеличением объема публичного размещения акций российскими компаниями. Рост валютных резервов по сравнению с 2006 годом может ускориться: прогнозируется их увеличение на 114,9 млрд. долларов США (в 2006 году они возросли на 107,5 млрд. долларов США).

       В 2007 году курсовая политика Банка России, как и прежде, направлена на сдерживание инфляции при недопущении чрезмерного укрепления рубля и предотвращении резких колебаний курса национальной валюты. При значительном влиянии внешнеэкономических условий на состояние внутреннего финансового рынка Банк России продолжает использовать режим управляемого плавающего валютного курса. Такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок [6 с.280].  

       2.2 Сведения кредитно-денежной политики  НБУ 

       Кредитно-денежная политика в 2009 году проводилась при  сложных условиях экономического и  финансового кризиса и направлялась на выполнение основной функции Национального банка Украины — обеспечение стабильности денежной единицы.

       Согласно  изменениям в макроэкономической и  политической среде, развитие кредитно-денежного  рынка на протяжении 2009 года имело  существенные отличия. Ухудшение экономической  ситуации, пик которого пришелся на І квартал 2009 года, на кредитно-денежном рынке находило отражение в продолжении оттока средств из банков, снижении ликвидности банковской системы, дефиците иностранной валюты и пр. Вместе с тем улучшение показателей развития реального сектора экономики, платежного баланса и отмена законодательных ограничений в проведении денежно-кредитной политики, начиная с ІІ квартала, способствовали улучшению ситуации. Еще одним весомым фактором, который положительно повлиял на ситуацию в финансовой сфере, было получение эффекта от стабилизационных мероприятий, примененных Нацбанком Украины, и продолжение сотрудничества с МВФ в рамках программы stand-by.

       Как результат, начиная с апреля 2009 года наблюдался ежемесячный прирост  депозитов населения (кроме незначительного снижения в сентябре). Впрочем, такая динамика не смогла компенсировать падения депозитов населения в І квартале, и годовые темпы их прироста остались отрицательными. В целом за 2009 год депозиты физических лиц снизились на 1,9% — до 211,4 млрд. грн. (в декабре увеличились на 1,9%). Депозиты юридических лиц за этот же период снизились на 18,0% — до 116,5 млрд. грн. (в декабре увеличились на 3,8%).

       Как следствие, общий объем депозитов  в прошлом году снизился на 8,3% —  до 328 млрд. грн. (в декабре увеличился на 2,6%).

       Снижение  объема депозитов с начала года соответствующим  образом повлияло на динамику денежной массы, объем которой в 2009 году уменьшился на 5,5% — до 487,5 млрд. грн. (в декабре  увеличился на 3,6%). Падение показателя широких денег было отображением сокращения экономической активности в целом.

       Вместе  с тем объем монетарной базы по итогам 2009 года увеличился на 4,4% (в т. ч. в декабре — на 7,5%) — до 195,0 млрд. грн. Такой показатель прироста денежной массы за год находится в пределах прогнозного индикатора, определенного основными принципами кредитно-денежной политики на 2009 год (6%). Также НБУ на протяжении года обеспечивал выполнение критерия эффективности по монетарной базе программы stand-by, которая реализуется при поддержке МВФ.

       На  динамику монетарной базы в прошлом  году существенно влияли фискальные факторы. В частности, объем средств  правительства в национальной валюте на счетах в Национальном банке Украины  за 2009 год уменьшился на 86,1% — до 1,1 млрд. грн.

       Кроме того, в 2009 году Нацбанк осуществил операции по выкупу у банков государственных облигаций Украины на общую сумму 34,89 млрд. грн. (по номинальной стоимости), подавляющее большинство из которых (на сумму 29,34 млрд. грн.) было проведено согласно ст. 2 Закона Украины «О первоочередных мерах по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» и связано с монетизацией облигаций, выпущенных правительством с целью капитализации банков.

       Правительство в 2009 году для обеспечения финансирования внутренних расходов бюджета конвертировало в гривню значительные объемы своих валютных средств (в т. ч. полученных от МВФ в рамках программы stand-by), что также способствовало увеличению объема монетарной базы. Одновременно рост объемов денежного предложения сдерживался за счет проведения Национальным банком Украины операций по продаже иностранной валюты на межбанковском рынке с целью предупреждения чрезмерных колебаний обменного курса гривни.

       В условиях приоритетного финансирования социальных расходов бюджета значительная доля средств, которая поступала в обращение вследствие действия фискальных факторов, превращалась в денежную наличность. Это нашло соответствующее отражение в динамике отдельных составных монетарной базы. Так, объем корсчетов банков на протяжении  2009 года уменьшился на 6,5% (в декабре увеличился на 20,6%) — до 17,4 млрд. грн. Вместе с тем  объем денежной наличности вне банков увеличился за год на 1,5% (в т. ч. в декабре — на 6,2%) — до 157,0 млрд. грн.

       В условиях нестабильности на финансовом рынке НБУ применял гибкие подходы  к регулированию ликвидности  банков, изменяя направленность своих  операций в зависимости от ситуации на кредитно-денежном рынке.     

Информация о работе Инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка