Инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной работы является рассмотрение инструмента кредитно-денежной политики Центрального банка.

Согласно этой цели были определены следующие задачи исследования:

исследовать состояние и уровень развития банковской системы Украины;

определить особенности реализации денежно-кредитной политики Национального банка Украины на современном этапе;

обосновать целесообразность и приоритеты использования отдельных методов и инструментов денежно-кредитной политики;

обосновать направления взаимодействия и сотрудничества центральных банков отдельных стран в области реализации денежно-кредитной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….5

1.ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ………...8

1.1Политика обязательных резервов………………………………….8

1.2 Рефинансирование коммерческих банков………………………..9

1.3 Операции на открытом рынке…………………………………….11

2.СВЕДЕНИЯ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ……………...14

2.1Сведения кредитно-денежной политики ЦБ РФ…………………14

2.2Сведения кредитно-денежной политики НБУ…………………...16

3. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НБУ…………....................22

3.1Проблема кредитно-денежной политики…………………………22

3.2Пути решения проблем кредитно-денежной политики………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………35

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Украины.doc

— 742.50 Кб (Скачать)

       Так, в І квартале в условиях оттока средств из банковской системы Нацбанк преимущественно осуществлял операции по поддержанию ликвидности банков. Начиная с ІІ квартала в условиях стабилизационных тенденций на рынке начал формироваться профицит ликвидности, на что также существенно влияли фискальные факторы. При таких обстоятельствах операции Национального банка Украины по регулированию ликвидности, начиная с ІІ квартала, постепенно приобрели мобилизационную направленность. Это проявлялось в уменьшении объема операций по рефинансированию банков и увеличении объема мобилизационных операций.

       Так, объем операций рефинансирования на протяжении ІІ полугодия 2009 года составлял 8,6 млрд. грн., тогда как в І полугодии  — 55,8 млрд. грн. Вместе с тем основная часть мобилизационных операций осуществлялась во ІІ–ІV кварталах. В этот период Нацбанком были привлечены средства на сумму 86,1 млрд. грн., тогда как в целом за 12 месяцев — 96,7 млрд. грн.

       Кроме того, на протяжении августа-сентября были усилены требования к формированию банками обязательных резервов. В частности, было внедрено требование относительно хранения части обязательных резервов на отдельном счете в НБУ. В декабре объем обязательных резервов, который был перечислен банками на отдельный счет, составлял 5,8 млрд. грн. На остатки средств обязательных резервов, перечисленных банками на отдельный счет, начисляется плата в размере 30% учетной ставки.

       Общий объем обязательных резервов, сформированных банками за декабрь 2009 года (с учетом средств, перечисленных на отдельный  счет), составлял 12,2 млрд. грн.

       Процентная  политика в текущем году проводилась  адекватно макроэкономической ситуации и была направлена на удержание стоимости  денег на положительном уровне относительно инфляции с целью стимулирования возврата вкладов в банковскую систему, нивелирования девальвационного давления и инфляционных рисков. В соответствии со снижением инфляционного давления и стабилизации ситуации на денежно-кредитном рынке Национальный банк корректировал свои процентные ставки.

       Так, на протяжении июня-августа дважды снижалась учетная ставка, которая сейчас определена как базовая ставка относительно других процентных ставок Национального банка Украины. В частности, с 15.06.09 г. размер учетной ставки снижен с 12% до 11%, а с 12.08.09 г. — до 10,25%.

       Средневзвешенная процентная ставка по операциям по рефинансированию была положительной относительно инфляции и составляла в 2009 году 16,7% (в декабре — 12,7%). Средневзвешенная ставка по мобилизационным операциям составляла 6,6% (в декабре — 5,4%).

       Меры  НБУ по стабилизации ситуации на кредитно-денежном рынке направлялись преимущественно на ограничение спекулятивного спроса на иностранную валюту и не имели целью ограничение банками кредитной поддержки экономического развития. Несмотря на уменьшение общего объема остатков кредитных вложений (в 2009 году на 2,1% — до 718,7 млрд. грн.), объем остатков по кредитам в национальной валюте увеличился на 16,9%. Это произошло за счет роста объема остатков по кредитам, предоставленным юридическим лицам в национальной валюте — на 27,7%.

       Учитывая  положительные тенденции к стабилизации кредитно-денежного рынка, банки  снизили ставки по своим активным операциям. В частности, средневзвешенная ставка по кредитам в экономику в  национальной валюте уменьшилась с 21,6% в декабре 2008 года до 19,6% в декабре 2009 года, в иностранной валюте — с 12,6% до 10,2%.

       Вместе  с тем средневзвешенная ставка по депозитам в национальной валюте выросла с 13,0% в декабре 2008 года до 14,0% в декабре 2009 года, в иностранной  валюте — с 8,2% до 9,5%.

       На  межбанковском кредитном рынке средневзвешенная ставка по соглашениям уменьшилась с 23,5% годовых (в т. ч. по кредитам овернайт — 22,4%) в декабре 2008 года до 7,0% (по кредитам овернайт — 3,3%) в декабре 2009 года.

       В Государственный бюджет Украины  по результатам размещения на первичных аукционах облигаций внутренних государственных займов на протяжении декабря 2009 года поступило средств на общую сумму 2 371,14  млн. грн. (с начала года — 18 841,30 млн. грн.). Средневзвешенная доходность по ОВГЗ во время аукционов по первичному размещению в декабре 2009 года составляла 24,86% годовых (за 2009 год — 20,07% годовых).

       Всего за 2009 год Министерством финансов Украины были размещены облигации  внутренних государственных займов (с учетом ОВГЗ, выпущенных для рекапитализации  и реструктуризации остатка задолженности Кабинета Министров Украины перед Национальным банком Украины, как предусмотрено ст. 4 Закона Украины № 835-VI от 26.12.08 г. «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» (с изменениями) на общую сумму 74 532,64 млн. грн. Средневзвешенная доходность этих ОВГЗ за 2009 год составляла 12,21% годовых.

       Погашение и уплата дохода по ОВГЗ осуществлялись своевременно и в полном объеме, который за 2009 год составлял 22 449,74 млн. грн., в т. ч. основной долг — 17 924,91 млн. грн., уплата дохода — 4 524,82 млн. грн, пишет www.profinews.com.ua [12]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НБУ 

       3.1 Проблемы кредитно-денежной политики 

       Денежно-кредитная  и регуляторная политика Нацбанка Украины  нуждается в усовершенствовании, считают в Ассоциации украинских банков (АУБ). По мнению специалистов Ассоциации, на финансовом рынке Украины существуют серьезные проблемы, связанные с нормативно-методическим обеспечением, оценкой стоимости активов, правовым регулированием доверительных операций и внедрением эффективной системы рейтингования [8, с.487].

       Для решения этих вопросов необходимо направить денежно-кредитную и регуляторную политику НБУ на активизацию инвестиционных процессов, ликвидировать монополизм в сфере обязательного рейтингования и разработать ряд законов. В частности, речь идет о Законе о доверительном управлении финансовыми активами и профильном законе о системе рейтингования в Украине.

       Ситуация  конца 2007 года в отношении денежно-кредитной  политики тревожная. Финансовый блок правительства  Виктора Януковича в нокдауне: с января по октябрь потребительские цены подскочили на 11,7%. Это стало абсолютным рекордом за последние семь лет и превзошло все пессимистичные годовые прогнозы Кабмина. Ведь ранее правительство обещало, что инфляция в 2007 г. не превысит 11%. При этом данные официальной статистики имеют отдалённое отношение к реальному индексу потребительских цен, с которыми сталкиваются граждане Украины», - считает главный редактор журнала "Деньги.ua" Александр Крамаренко. По данным собственных замеров издания, потребительская корзина, характерная для украинского среднего класса, подорожала в октябре на 4,39%, а за десять месяцев - на 21,81%[8, с.489].

       Аналитики Нацбанка, которые отвечает за сдерживание  инфляции, соглашаются, что возросший  спрос на товары действительно вызван ростом доходов граждан. Только за 9 месяцев 2007 г. украинцы получили из госбюджета, Пенсионного фонда и в виде потребительских кредитов банков более 245 млрд. грн.

       Важную  роль эксперты отводят и излишней гривневой массе в экономике. Дело в том, что НБУ для поддержания  фиксированного курса гривны регулярно выкупает на межбанковском рынке избыточную валюту за гривны. Валюта направляется на увеличение золотовалютных резервов, а эквивалентная ей гривневая масса фактически создаётся Нацбанком с нуля. С начала года НБУ уже влил таким способом в экономику 47,7 млрд. грн. В итоге за 10 месяцев денежная масса увеличилась на 36% - до 355 млрд. грн. Растёт и объём кредитов: с начала года он увеличился на 55% - до 381 млрд. грн. А кредитный бум, в свою очередь, подогревает цены на жильё. По данным Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), в 2007 г. в Украине цены на недвижимость росли самыми высокими темпами среди стран СНГ. Причем среднегодовые темпы роста жилищных цен превысили 20%, что намного выше показателей реального роста ВВП. Запланированные Советом Национального банка Украины (НБУ) на 2007 год темпы роста денежной массы могут быть превышены под влиянием высокой макроэкономической динамики и активного роста социальных расходов, считают в Нацбанке. В соответствии с утвержденными Советом НБУ "Основными принципами денежно-кредитной политики на 2007 год" темпы прироста денежной массы в 2007 году должны составлять 28–33%, но уже за январь-сентябрь 2007 года этот монетарный агрегат возрос на 33,4%. Согласно обзору, монетарная база в Украине в третьем квартале увеличилась на 15% (с начала года – на 31,3%) - до 127,7 млрд. грн, денежная масса - на 14,9%, до 348,2 млрд. грн. Рост спроса на деньги также происходил за счет процесса ремонетизации экономики – с начала года уровень монетизации увеличился с 42,32% до 44,9%. Закрепилась тенденция к постепенному уменьшению уровня долларизации экономики: в июле-сентябре ее уровень снизился с 26,1% до 24,8% (в начале года этот показатель составлял 27%, а в мае достиг 28,2%). Удельный вес вложений в национальной валюте в общем объеме депозитов с начала года увеличился с 62% до 65,4%. При этом доля обязательств украинских банков в иностранной валюте в общей сумме обязательств с начала года увеличилась с 51,7% до 52,2%, на фоне активного заимствования долгосрочных ресурсов на внешнем рынке. За январь-сентябрь 2007 года объем срочных средств привлеченных кредитно-финансовыми учреждениями от других банков увеличился на 76,5% (их доля в ресурсной базе за январь-сентябрь возросла с 22,8% до 26,6%) и значительную часть этих средств составляют обязательства в иностранной валюте [8, с.491].

       Согласно  положениям документа "Основные принципы денежно-кредитной политики на 2008 год" предусмотрено удержание курса  гривни в коридоре 4,95-5,25 грн/$1 и рост денежной массы на уровне 25-31% при  инфляции 6,8%. Вместе с тем, по итогам сентября 2007 года правительство заявило о возможности пересмотра прогноза инфляции на 2008 год. Согласно документу, именно рост внутреннего спроса вместе с увеличением цены на газ были главными факторами формирования в январе–августе текущего года дефицита торговли товарами в размере $4,9 млрд. Увеличение импорта по оценке НБУ, имеет ограниченный антиинфляционный потенциал: импорт может удовлетворить дополнительные потребности населения далеко не по всем позициям; оживление импорта негативно влияет на экономический рост, в том числе за счет вытеснения отечественных предприятий; ориентация на импорт усиливает риски внешней нестабильности национальной валюты из-за возможного возникновения дисбаланса между спросом и предложением на валютном рынке [8, с.495].

       НБУ ожидает сокращения уровня долларизации экономики Украины в 2008 году на не менее чем 3-5%. По оценке Нацбанка, активное привлечение банками ресурсов за рубежом приводят к накоплению определенных рисков. "Это способствует росту  долларизации экономики, которая в целом ослабляет управляемость денежно-кредитного рынка (ведь Нацбанк прямо может влиять на динамику объема и стоимости лишь национальной валюты)", отмечается в обзоре. НБУ отмечает в документе необходимость взвешенного подхода к вопросу привлечения внешних заимствований в больших объемах в условиях напряженности на мировом кредитном рынке. Но, вместе с тем, в документе констатируется, что значительный приток долгосрочных ресурсов с внешнего рынка позволил как компенсировать дефицит текущего счета платежного баланса, так и увеличить валютные резервы. Для расчетов проекта госбюджета-2008 взяты такие прогнозные макроэкономические показатели: ВВП - рост 7,2% (номинальный ВВП - 810,1 млрд грн), инфляция - 6,8%, курс гривни за 1 долл США - 4,95-5,25 [6, с.112].  

       3.2 Пути решения проблем кредитно-денежной  политики 

       Какой же должна быть независимость и ответственность  центрального банка, чтобы обеспечить максимальное служение интересам граждан? Что об этом говорит мировая практика? Какие законодательные и другие новшества нужны в нашей стране, чтобы обеспечить соответствие национальной денежно-кредитной политики лучшим мировым стандартам?

       Поиском ответов на эти вопросы еще  в 2005 году занялся Аналитический  центр, работавший под эгидой Программы развития ООН в Украине. Результаты исследований были обобщены в декабре того же года в аналитическом отчете «Независимость, подотчетность и прозрачность центрального банка: случай Украины». Также эксперты подготовили рекомендации по изменению действующей редакции Закона «О Национальном банке Украины».

       В своем исследовании эксперты указывают, что существенные изменения в  работе центральных банков (ЦБ) в  последнее время наблюдаются  во всем мире [7, с.61].

       Во-первых, растет независимость ЦБ по принятию решений в сфере денежно-кредитной политики. Только в 90-х годах прошлого века 34 государства (22 среди которых — члены OЭCР) инициировали законодательные изменения, направленные на усиление оперативной независимости своих центробанков.

       Как теоретические исследования, так и международный опыт свидетельствуют, что страны с более независимым центробанком, как правило, добиваются лучших результатов экономической политики. При этом более низкий уровень инфляции достигается с меньшими потерями для экономического роста и занятости. В то же время, чтобы процесс принятия решений в сфере денежно-кредитной политики был демократичным, такая независимость должна подкрепляться четким и эффективным механизмом подотчетности ЦБ. Цели и политика центробанка должны быть четко определены законодательно, а его деятельность — быть прозрачной для общественности.

       Преимущества  независимого центрального банка (НЦБ). Основной аргумент в пользу более  независимого центрального банка состоит  в том, что для поддержания  долгосрочных темпов экономического роста необходимо обеспечение ценовой стабильности. При этом независимый центральный банк имеет меньше стимулов для генерирования инфляции, чем правительство. Независимость ЦБ также увеличивает возможности для предотвращения эффекта «фискального доминирования монетарной политики» (когда за счет более высокой инфляции увеличивается платежеспособность правительства), что возлагает на правительство большую фискальную ответственность.

       Целесообразность  расширения независимости центрального банка подтверждается результатами ряда исследований.

       Во-первых, существует негативная корреляция (обратная зависимость) между НЦБ и инфляцией  на долгосрочных промежутках времени. Т.е. низкие уровни инфляции с большей  долей вероятности будут наблюдаться  в странах с независимым центральным банком, чем в странах, где ЦБ является объектом жесткого контроля со стороны государства.

       Во-вторых, существует негативная корреляция между  НЦБ и уровнем бюджетного дефицита (в % ВВП) в долгосрочной перспективе. Т.е. страны с независимым ЦБ имеют, как правило, меньший уровень бюджетного дефицита.

Информация о работе Инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка