Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:50, курсовая работа
Итак, целью данной работы является рассмотрение инструмента кредитно-денежной политики Центрального банка.
Согласно этой цели были определены следующие задачи исследования:
исследовать состояние и уровень развития банковской системы Украины;
определить особенности реализации денежно-кредитной политики Национального банка Украины на современном этапе;
обосновать целесообразность и приоритеты использования отдельных методов и инструментов денежно-кредитной политики;
обосновать направления взаимодействия и сотрудничества центральных банков отдельных стран в области реализации денежно-кредитной политики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….5
1.ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ………...8
1.1Политика обязательных резервов………………………………….8
1.2 Рефинансирование коммерческих банков………………………..9
1.3 Операции на открытом рынке…………………………………….11
2.СВЕДЕНИЯ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ……………...14
2.1Сведения кредитно-денежной политики ЦБ РФ…………………14
2.2Сведения кредитно-денежной политики НБУ…………………...16
3. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НБУ…………....................22
3.1Проблема кредитно-денежной политики…………………………22
3.2Пути решения проблем кредитно-денежной политики………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………35
В-третьих, не наблюдается корреляции между независимым статусом ЦБ и динамикой экономического роста. Иными словами, производство и занятость в средней и долгосрочной перспективе не сокращаются в результате предоставления большей независимости ЦБ [11, с.4].
Основные
доводы против наделения ЦБ большей
автономией основаны скорее на политических,
нежели на экономических аргументах.
Один из них — тезис о
Другой аргумент «против» состоит в том, что независимый центральный банк будет препятствовать эффективной координации фискальной и монетарной политики. На самом же деле НЦБ, основной задачей которого является контроль над инфляцией, будет способствовать достижению фискальной стабильности и экономического роста в долгосрочной перспективе.
Какая независимость необходима?
В общем виде, независимость ЦБ можно определить как его законодательно закрепленную институциональную способность осуществлять монетарную политику независимо от директив, инструкций и других форм вмешательства со стороны правительства, отраслевых лобби и других групп интересов.
Понятие
институциональной
Целевая независимость предоставляет ЦБ право самостоятельно определять собственную цель. Установка единственной цели или, как минимум, четкое определение главной цели политики создает лучшие предпосылки для обеспечения отчетности ЦБ о ее результатах.
Инструментальная независимость заключается в возможности ЦБ использовать полный спектр инструментов монетарной политики без ограничений со стороны органов государственной власти.
Вопрос, должен ли быть ЦБ наделен полной независимостью, непосредственно связан с проблемой обеспечения его подотчетности и прозрачности. Очевидно, что подотчетность достигается труднее, когда ЦБ самостоятельно выбирает (и изменяет) собственные задачи и невозможность достижения одной цели (например, ценовой стабильности) может оправдывать большую приоритетность другой, (например, связанной с обменным курсом, платежным балансом, занятостью, стабильностью финансового сектора).
Поэтому ЦБ не должен иметь права самостоятельно выбирать собственные цели относительно проведения политики. В то же время цель, установленная извне, должна быть подкреплена его полной инструментальной независимостью.
Подотчетность,
прозрачность и коммуникации. В демократическом
обществе подотчетность является естественным
дополнением независимости
Обеспечение прозрачности означает открытость процесса принятия внутренних решений, разъяснение того, как с помощью различных инструментов монетарной политики ЦБ выполняет свои задачи. Прозрачность требует четкой формулировки стратегии монетарной политики и своевременной публикации всех статистических данных и прогнозов, на которых ЦБ основывает свои решения.
Прозрачность и стратегия эффективной коммуникации имеют решающее значение для формирования ожиданий финансового сообщества относительно политического курса ЦБ, а также инфляционных ожиданий общественности. Лишь путем успешного воздействия на ожидания и применения соответствующих мер центральный банк может укрепить доверие к себе и поддержать свою реальную независимость.
Является ли независимым Национальный банк Украины? Проанализировав сложившиеся в нашей стране реалии, эксперты пришли к выводу, что положение дел с осуществлением денежно-кредитной политики в Украине еще далеко от лучших мировых аналогов.
Основные проблемы законодательного обеспечения независимости НБУ (формальная независимость):
—стабильность
цен не является однозначно первичной
целью Национального банка
—должность председателя НБУ не выглядит достаточно защищенной законодательно, как это должно быть в контексте предоставления ему иммунитета против политического давления;
—роль правления четко не урегулирована в действующем законе;
—не исключается возможность прямого влияния политических органов власти (посредством членов Совета НБУ);
—финансовая независимость НБУ ставится под угрозу неудовлетворительным порядком распределения его прибыли;
—текущее распределение полномочий между Советом и правлением НБУ относительно того, кто ведет экономические исследования, является неблагоприятным для (инструментальной) независимости и доверия к центральному банку.
Практика и условия проведения денежно-кредитной политики содержат следующие основные недостатки:
—в настоящее время отсутствует доказанный факт существования политических конфликтов, которые были бы известны общественности и которые были бы выиграны НБУ. Однако репутация «консервативного центрального банка», преданного целям поддержания ценовой стабильности, создается только с помощью такого опыта;
—НБУ
в прошлом не достиг успеха в разработке
последовательной рабочей стратегии
денежно-кредитной политики, например,
относительно планирования и управления
некоторыми монетарными агрегатами,
или непосредственного
—отсутствие достаточно емкого рынка государственных ценных бумаг с длительным сроком погашения жестко ограничивает фактическую независимость центрального банка в выборе соответствующих инструментов;
—на практике применяются менее жесткие ограничения кредитования правительства, чем предусмотрено законом;
—признание приоритетности фиксации обменного курса вместо таргетирования ценовой стабильности.
Выводы и рекомендации экспертов относительно изменений в законодательстве:
—стабильность
цен в смысле сохранения внутренней
покупательной способности
—некоторые нынешние полномочия Совета НБУ (в частности, по разработке основ денежно-кредитной политики, прогнозирования, права вето) должны быть переданы правлению;
—срок полномочий председателя должен быть значительно длиннее, нежели сейчас (пять лет). Целесообразно было бы невозобновляемое пребывание в должности в течение 8—10 лет. Сроки пребывания на должностях членов Совета НБУ должны быть, соответственно, также невозобновляемыми, а сам Совет — формироваться поэтапно, чтобы исключить одномоментную замену большей части его членов;
—количество членов правления должно быть сокращено с нынешних 16 до 9 (это максимум). Член правления должен иметь срок полномочий, сравнимый со сроком пребывания в должности председателя. Как и в случае с Советом, ротация на должностях членов правления должна быть организована поэтапно. Решения правления должны приниматься большинством голосов в ходе голосования;
—члены Совета и члены правления не могут активно заниматься политикой, быть членами парламента или членами правительства;
—председатель НБУ и другие члены органов, ответственных за принятие его решений (Совет, правление), должны быть защищены от снятия с должности. Требования к снятию должны быть четко ограничены: не соответствует квалификационным условиям, необходимым для выполнения должностных обязанностей; не может выполнять обязанности в течение более шести месяцев; признан виновным в совершении серьезного (уголовного) преступления;
—механизм
распределения прибыли НБУ
—должны быть установлены прозрачные процедуры решения конфликтов между правительством и Нацбанком Украины.
Рекомендации по усилению фактической независимости НБУ, не требующие изменений в законе:
—внедрение прямого таргетирования темпов инфляции. Речь идет о заключении публичного соглашения с правительством о темпах инфляции на последующие 24 месяца (в пределах коридора +/-1%, который пересматривался бы с регулярностью один раз в год). В случае возникновения экстраординарных ситуаций (например, шокового изменения условий торговли, изменений в непрямых налогах), цель может быть изменена после консультаций между правительством и НБУ (при условии раскрытия общественности информации как о самом изменении, так и о его причинах). Важно подчеркнуть, что за НБУ сохраняется полная инструментальная независимость, в то время как правительство разделяет с ним публично ответственность за запланированную инфляцию;
—прогнозы
инфляции НБУ и результаты их регулярного
пересмотра должны обнародоваться. Совет
и правление должны удостовериться
в том, что они «говорят на одном
языке». Отдел экономических
—заседания правления по вопросам денежно-кредитной политики должны проводиться регулярно, а их результаты — широко обнародоваться, в основном на пресс-конференциях председателя НБУ, где разъясняются перспективы политики Национального банка и последние решения относительно процентных ставок;
—НБУ
должен оказывать настойчивое давление
на правительство с целью развития
внутреннего рынка
3.3
Кредитно-денежная политика
В 2009г. жесткая монетарная политика НБУ по сокращению гривны в обращении обусловлена необходимостью снижения девальвационного давления на валютный курс, а также с целью снижения инфляции (подробнее в статье «Влияние валютного курса на уровень инфляции»). С этой целью НБУ действует по двум направлениям: сокращение предложения (увеличение спроса) гривны, а также сокращение спроса (увеличение предложения) на иностранную валюту. Для этого по указанным направлениям совершаются следующие действия:
1) Сокращение
объемов рефинансирования
2) Привлечение ресурсов с помощью депозитных сертификатов НБУ.
3) Поддержание официального курса гривны по отношению к доллару США за счет интервенций на межбанковском валютном рынке. Происходит изъятие гривны из обращения за счет продажи иностранной валюты.
Сокращение спроса на иностранную валюту:
1) Изменения в расчете валютной позиции банков, которые привели к необходимости вынужденной продажи значительных объемов иностранной валюты коммерческими банками. Такая мера является чисто административным увеличением предложения иностранной валюты на рынке.
Информация о работе Инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка