Инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной работы является рассмотрение инструмента кредитно-денежной политики Центрального банка.

Согласно этой цели были определены следующие задачи исследования:

исследовать состояние и уровень развития банковской системы Украины;

определить особенности реализации денежно-кредитной политики Национального банка Украины на современном этапе;

обосновать целесообразность и приоритеты использования отдельных методов и инструментов денежно-кредитной политики;

обосновать направления взаимодействия и сотрудничества центральных банков отдельных стран в области реализации денежно-кредитной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….5

1.ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ………...8

1.1Политика обязательных резервов………………………………….8

1.2 Рефинансирование коммерческих банков………………………..9

1.3 Операции на открытом рынке…………………………………….11

2.СВЕДЕНИЯ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ……………...14

2.1Сведения кредитно-денежной политики ЦБ РФ…………………14

2.2Сведения кредитно-денежной политики НБУ…………………...16

3. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НБУ…………....................22

3.1Проблема кредитно-денежной политики…………………………22

3.2Пути решения проблем кредитно-денежной политики………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………35

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Украины.doc

— 742.50 Кб (Скачать)

     Министерство образования  и науки Украины

     Донбасская  государственная машиностроительная академия

     Кафедра экономической теории 
 
 
 

     курсовая  работа

     по  дисциплине «Макроэкономика»

     на  тему:

«ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ  ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА» 
 
 

                                  Исполнитель:

                                  студентка группы УЧ 09–1

                                  Юркова А.В. 

                                  Научный руководитель:

                                  Старший преподаватель  кафедры «экономическая теория»

                                  Кандидат экономических  наук

                                  Шевченко Е.А. 

Работа  допущена к защите «____»___________________с  оценкой________

Работа  защищена                 «____»___________________с оценкой________ 
 

Краматорск 2010

       АННОТАЦИЯ 

       Курсовая  работа, 42 страницы, 12 источников перечня  ссылок, работа состоит из трёх разделов.

       Объектом  исследования курсовой работы является кредитно-денежная политика Центрального банка.

       Цель  работы - охарактеризовать объект в  соответствии с предметом исследования на основании учебно-методической литературы, нормативного законодательства, а также  материалов периодической печати и  монографий.

       Исследования  производятся путём анализа и синтеза имеющихся источников информации, обобщения статистических данных.

       Результатом исследования  можно считать пути решения проблем кредитно-денежной политики.

       ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА, МИНИМАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК, РЕФИНАНСИРОВАНИЕ. 
 
 
 
 
 
 
 

       СОДЕРЖАНИЕ 

       ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….5

       1.ИНСТРУМЕНТЫ  КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ………...8

          1.1Политика обязательных резервов………………………………….8

          1.2 Рефинансирование коммерческих банков………………………..9

          1.3 Операции на открытом рынке…………………………………….11

       2.СВЕДЕНИЯ  КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ……………...14

          2.1Сведения кредитно-денежной политики  ЦБ РФ…………………14

          2.2Сведения кредитно-денежной политики  НБУ…………………...16

       3. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НБУ…………....................22

          3.1Проблема кредитно-денежной политики…………………………22

          3.2Пути решения проблем кредитно-денежной  политики………….25

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………35 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ 

       При определении объективной необходимости денежно-кредитной политики в условиях трансформации экономики в особенности важным есть понимание ее сущности, целей, механизма и инструментов реализации. Денежно-кредитная политика является составной экономической политики государства, одновременно реализует как политические, так и экономические цели. Экономическая сущность денежно-кредитной политики состоит в совокупности экономических и административных мероприятий государства и Национального банка, направленных на использование экономических инструментов денежно-кредитного механизма для осуществлению влияния на субъекты денежно-кредитного рынка с целью стабилизации национальной денежной единицы, регулирование предложения денежной массы, ликвидности и кредитоспособность банковских институтов для обеспечения необходимого экономического возрастания, занятости и сдерживания инфляционных процессов.

       Такое определение сути денежно-кредитной  политики дает возможность выделить иерархическую структуру ее задач  и целей соответственно тех политико-правовых и экономических условий, в которые она осуществляет. Поэтому можно наметить стратегическую цель, которая реализует конечный этап, и текущую денежно-кредитную политику, которая ориентируется на решение конкретных и текущих задач тактического характера. Определение иерархической структуры в интересах денежно-кредитной политики необходимое при конкретизации тактических задач для достижения общего результата. Тактические целые денежно-кредитной политики за своей направленностью могут не совпадать с общеэкономической целью, но они дают возможность достичь отдельных результатов состояния экономики, или отдельных ее составных, которые являются определенной степенью в экономической модели, которая реализует стратегическую цель.

       Ныне  в отечественной экономической  литературе денежно-кредитная политика отождествляется с монетарной политикой НБУ. Основной целью такой политики есть стабилизация национальной денежной единицы и денежного рынка за счет контроля и управление эмиссией денег и банковской системой. Но реализовать эту задачу в условиях переходной экономики монетарная политика может только в совокупности с фискальной политикой государства, причем и фискальная, и денежно-кредитная политика должны составлять единый механизм достижения конкретной цели на соответствующем этапе. Хотя денежно-кредитная и фискальная политика выступают как отдельные составные при достижении конечного макроэкономического результата, эффективность их действий состоит в определении тактических целей и во взаимодействии в походке их реализации. Такое взаимодействие определяет эффективность и действенность как каждой отдельной составной, так и в целом экономической политики государства.

       На  данный момент многие учёный занимаются проблемой денежно-кредитной политики Нацбанка, такие как: Ярёменко О.Л., Гриценко А.А., Соболев В.М. и многие другие.

       Особо ярко занимается этой проблемой  Гальчинский  А.С.— советник Президента Украины, директор Национального института  стратегических исследований, председатель Совета Национального банка Украины, доктор экономических наук, профессор.

       Итак, целью  данной работы является рассмотрение инструмента кредитно-денежной политики Центрального банка.

       Согласно  этой цели были определены следующие  задачи исследования:

       исследовать состояние и уровень развития банковской системы Украины;

       определить  особенности реализации денежно-кредитной  политики Национального банка Украины  на современном этапе;

       обосновать  целесообразность и приоритеты использования  отдельных методов и инструментов денежно-кредитной политики;

       обосновать  направления взаимодействия и сотрудничества центральных банков отдельных стран в области реализации денежно-кредитной политики.

       Объектом  исследования является процесс управления денежным рынком Украины с целью  обеспечения стабильности национальной денежной единицы.

       Предметом исследования является совокупность инструментов и методов реализации денежно-кредитной  политики и управления денежным рынком 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
 

       Теперь  рассмотрим основные инструменты, с  помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

       1.1 Политика обязательных  резервов.

 

       В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

       Минимальные резервы выполняют две основные функции.

       Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

       Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для  регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций [1, с.325] .

       Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

       Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

       В последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что  повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

       1.2 Рефинансирование коммерческих  банков.

 

       Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

       Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

       Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной  дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

       В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать поте потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Информация о работе Инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка