Инфраструктура потребительского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является Старооскольский городской округ.
Предметом исследования – процесс функционирования потребительского рынка на территории города Старый Оскол.
Задачи работы:
Рассмотреть особенности структуры потребительского рынка в условиях рыночной экономики.
Охарактеризовать социально-экономическое развитие города Старый Оскол.
Проанализировать особенности функционирования потребительского рынка на территории Старооскольского городского округа.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа инфраструктура потребительского рынка.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

     - ст. 4 «Качество товара (работы, услуги)»  - 8 или 23,3 % 

     - ст. 8-10 «Право потребителя на информацию о товаре» - 1 или 2,3 % 

     - ст. 18-25 «Защита прав потребителей  при продаже товаров потребителям»  - 25 или 58,1 % 

     - ст. 27-29 «Защита прав потребителей  при выполнении работ (оказании  услуг)» - 5 или 11,6 %

     В отчётном периоде уменьшилось количество обратившихся граждан по сравнению с соответствующим периодом прошлых лет. Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению темпов роста обращений граждан, в целом положение на потребительском рынке товаров и услуг остается сложным. (13)

     Проблема  на потребительском рынке - низкое качество непродовольственных товаров и некачественное оказание услуг.

     В группу товаров и услуг, в отношении  которых наиболее часто поступают  жалобы потребителей, входит: сложнобытовая  техника, сотовые телефоны, мебель, оказание услуг по изготовлению пластиковых окон, установки дверей.

     Основной  рост обращений граждан приходится на устные консультации, их количество увеличилось с 64 в I квартале 2005 г. до 433 в I квартале 2009 г.

     Большинство обращений рассмотрено в досудебном порядке. За I квартал 2009 г. рассмотрено 39 обращений (90,7%) и потребителям возвращено ущерба на сумму 162,3 тыс. рублей. По 1 обращению подготовлено исковое заявление в суд.

     Кроме обращений граждан совместно  с специалистом ТО Управления Роспотребнадзора проведена проверка по соблюдению законодательства по защите прав потребителей торговых павильонах находящихся на территории ОАО «Старооскольский автовокзал». В ходе проверки составлено 7 протоколов об административных правонарушениях, наложено штрафных санкций на сумму 8,4 тыс. руб.

     Специалист  управления развития потребительского рынка и защиты прав потребителей входил в состав рабочей группы по проверке торговли в неустановленных  местах. За период работы рабочей группой  проверены стихийные торговые точки  в разных районах города, составлено 67 протоколов об административных правонарушениях, наложено штрафов на сумму 52,3 тыс. руб., утилизировано 81 кг изьятой продукции, которая по результатам исследования признана непригодной.(13)

     В рамках проведения Всемирного дня потребителей и акции «Потребительские знания — в каждую семью!» в центральной городской библиотеке установлен стенд с методической литературой по защите прав потребителей, организованы и проведены встречи с читателями по основам закона РФ «О защите прав потребителей».

     В редакции газеты «Зори» проведен «Круглый стол», в котором принимали участие  специалист управления развития потребительского рынка и защиты прав потребителей, зам. начальника ОБППР и АЗ УВД, специалист ТО Управления Роспотребнадзора. 

     Организована и проведена «Горячая линия» в управлении развития потребительского рынка и защиты прав потребителей (поступило 26 звонков) и ТО Управления Роспотребнадзора (17 звонков).

     На  рынке «Восточный» совместно  со специалистом экспертом ТО Управления Роспотребнадзора проведена работа по рассмотрению спорных вопросов на месте совершения сделок, за период работы рассмотрено 17 жалоб от покупателей и предпринимателей.

     В целях развития у школьников и  студентов навыков грамотного потребительского поведения были проведены семинары совместно с Белгородской региональной общественной организацией «Центр защита прав потребителей» в школе № 27 и Воронежском экономико - правовом институте. Кроме того специалист управления развития потребительского рынка и защиты прав потребителей принял участие в областном семинаре по теме «Формирование потребительской культуры обучающихся на уроках и внеклассной работе», который состоялся в школе № 27.

     Проведено совещание с руководителями хозяйствующих  субъектов на котором освещался  вопрос о необходимости повышения квалификации работников потребительского рынка. Управление развития потребительского рынка и защиты прав потребителей ведет работу по просвещению населения по законодательству о защите прав потребителей через средства массовой информации.(13)

     На  основании постановления правительства  Белгородской области от 05.05.2006г. № 102-пп «О мерах по реализации закона Белгородской области от 03.05.2006 года № 33 «О лицензировании розничной продажи  алкогольной продукции», в целях  контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, а также за недопущением розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта боле 15 % на прилегающих территориях, определенных требованиями действующего законодательства, управлением ведется работа по согласованию заявлений на выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции. Так за I квартал 2009 года управлением было выдано 4 рекомендации на получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

     В целях исполнения закона Белгородской области от 04.06.2007г. № 117 «О розничных рынках и организации деятельности ярмарок на территории Белгородской области» и в соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 08.10.2007г. № 221-пп «Об утверждении порядка организации ярмарок на территории Белгородской области» и постановлением главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 15.05.08г. № 794 «Об определении уполномоченного органа по организации и проведению муниципальных (межмуниципальных) ярмарок на территории Старооскольского городского округа» за I квартал 2009 года на территории Старооскольского городского округа были организованы и проведены 83 ярмарки, в т.ч. еженедельно проводятся ярмарки в селах Владимировка, Шаталовка, Роговатое и Монаково и 9 ярмарок, организованных на территории города по продаже продовольственных товаров, сельскохозяйственной продукции по ценам от производителей. За осуществление торговой деятельности на ярмарках-выставках, организованных в МУК ДКиТ «Комсомолец» и МУК СЦКиИ, сумма уплаты налога составила 27 314 руб. 91 коп.(13)

     В целях стимулирования покупательского  спроса по различным видам товаров  предприятиями потребительского рынка  за I квартал 2009 год проведено 3 стимулирующие  лотереи.

     В целях приведения территории муниципального района в надлежащее санитарно-техническое состояние после зимнего периода, предприятиями потребительского рынка проводится работа по благоустройству, санитарной очистке, озеленению прилегающих территорий.

     За  многолетний труд и в связи с профессиональным праздником награждены почетными грамотами и благодарностями администрации Белгородской области – 3 человека отрасли, почетными грамотами главы администрации городского округа – 5 чел, благодарностью главы городского округа – 11 чел.

     2.3. Перспективы развития  потребительского  рынка

     В условиях рыночной экономики при  наличии большого количества стационарных торговых предприятий, в конкурентной борьбе, покупателя привлекает не только цена товара, но и качество услуги. Проведение процедуры сертификации услуг одновременно  с подписанием комиссией  акта ввода в эксплуатацию предприятий розничной торговли, общественного питания позволит улучшить качество обслуживания покупателей и усилит защиту их прав.

     С учетом наметившихся тенденций развития потребительского рынка, целью деятельности Департамента экономического развития Старооскольского городского округа является обеспечение организационно-правового механизма доведения качественных и безопасных товаров и услуг до потребителя.(13)

     Для достижения этой цели необходимо обеспечить населению города доступность потребительского рынка в цивилизованных формах его организации и реализацию обозначившихся приоритетных направлений:

     1. Общими принципами развития розничной  торговли должно стать развитие сети специализированных и узкоспециализированных магазинов в центрах жилой застройки, в соответствии с генеральным планом развития города и с учетом имеющейся  дислокации по микрорайонам. 

     2. В  период 2004-2010 года  в районах жилой застройки и во внутри домовых территориях планируется проведение поэтапной замены киосков на современные павильоны, а также строительство и ввод в эксплуатацию более 80 магазинов продовольственного и непродовольственного типа. 

     3. Одним из приоритетных направлений  развития потребительского рынка является строительство торговых центров и торговых комплексов с универсальным ассортиментом товаров  в  каждом  микрорайоне города  в пределах пешеходной доступности.

     В связи с этим,  необходимо предусмотреть  целевое выделение земельных участков под комплексную застройку объектов потребительского направления, которые могут  позволить человеку решить проблемы не только потребительского характера, но и  быта и досуга.

     4. Для удовлетворения возросшего  спроса на строительные и отделочные материалы, садово-огородный инвентарь и элементы ландшафтного дизайна (саженцы, цветы, фонтаны, горки и т.п.), связанного со значительным ростом числа объектов индивидуального жилищного строительства, на территории города необходимо ввести в сеть имеющихся рынков «зеленый» рынок и рынок строительных материалов.

     5. С целью обеспечения горожан,  проживающих на окраинах города, не  имеющих стационарной розничной  торговли, необходимо возродить  систему доставки товаров первой  необходимости по заказам (автолавки).

     6. В сфере общественного питания содействовать:

     - развитию сети общедоступных  предприятий общественного питания,  ориентированной на различные  группы потребителей, в том числе  детских стационарных и сезонных кафе;

     - восстановлению  и развитию сети  социально-ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, школьников, учащихся профтехучилищ, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений, пенсионеров.

      Уделять внимание вопросам диетического и лечебно - профилактического питания для рабочих с вредными условиями труда.

     7.  В целях содействия развитию малого  бизнеса в городе Старый Оскол совершенствовать комплексную сбалансированную систему поддержки, которая включает в себя следующие направления:

     - финансово-кредитную поддержку;

     - совершенствование механизмов использования  муниципального имущества для  развития  малого бизнеса;

     - инвестирование проектов малых   предприятий, занимающихся торговлей и оказанием услуг для населения.(13)

     8. Важным элементом развития торговли должна стать организация выставочно-ярмарочной деятельности, проведение смотров-конкурсов предприятий торговли, общественного питания, бытовых услуг и конкурсов на звание лучшего по профессии в различных номинациях.

     9. На краткосрочную перспективу приоритетными направлениями деятельности в сфере оказания бытовых услуг населению является обеспечение территориальной и ценовой доступности предприятий сферы услуг, восстановление сети комплексных  пунктов по приёму заказов на бытовые услуги и повышение квалификации работников данной сферы.

     Таким образом, решение  проблем  позволит обеспечить правовое регулирование основных процессов в сфере потребительского рынка, выработать согласованную политику стабильного и динамичного развития отраслей торговли и  бытового обслуживания, направленную  на обеспечение качества и безопасности товаров и услуг, создать общедоступную сеть предприятий общественного питания, восстановить и расширить сеть социально-ориентированных предприятий,  что будет способствовать формированию цивилизованных форм торговли, постепенному замещению торговых  палаток и контейнеров магазинами и торговыми комплексами нового типа, внедрению современных сетевых технологий.

Заключение

 

     Товарное предложение на потребительском рынке формируется за счет приоритета импортных товаров (65-70%), причем наблюдается дальнейшее вытеснение отечественного производителя. Торговые агенты и покупатели отмечают низкую конкурентоспособность отечественных непродовольственных товаров.

     Засилье импорта показывает отсталость отдельных отраслей российской экономики, и прежде всего, легкой промышленности, производства товаров длительного пользования. Можно определить приоритеты развития потребительских товаров в нашей стране, по которым необходимо дальнейшее развитие отечественных производителей (например, большая часть продовольственных товаров, ткани, товары хозяйственного назначения).

     Приоритетным  направлением на современном этапе  развития страны является насыщение  внутреннего потребительского рынка  отечественными конкурентоспособными товарами. Это необходимо не только для того, чтобы обеспечить экономическую безопасность страны, но и чтобы способствовать преодолению безработицы, развития инвестиций в экономику России. Формирование и развитие рынка должно идти по двум направлениям: развитие отечественного производства и переработка продуктов питания; развитие торговли продовольственными товарами отечественного производства.

     Опыт  работы региональных товаропроизводителей подтверждает необходимость внедрения  новых технологий для достижения успеха на рынке.

Информация о работе Инфраструктура потребительского рынка