Инфраструктура потребительского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является Старооскольский городской округ.
Предметом исследования – процесс функционирования потребительского рынка на территории города Старый Оскол.
Задачи работы:
Рассмотреть особенности структуры потребительского рынка в условиях рыночной экономики.
Охарактеризовать социально-экономическое развитие города Старый Оскол.
Проанализировать особенности функционирования потребительского рынка на территории Старооскольского городского округа.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа инфраструктура потребительского рынка.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

     Изучать механизм товарно-денежного обращения  региона необходимо в динамике, в  единстве всех его стадий: формирование денежных доходов, их реализация в сфере  торговли и платных услуг, перераспределение в финансово-кредитной системе, личные накопления.

     Методология изучения механизма товарно-денежного  обращения региона должна учитывать  региональные особенности товарного  обращения, формирования и распределения  денежных ресурсов в различных сферах экономики региона, межрегионального перераспределения денежных ресурсов через финансово-кредитную систему, межрегиональной миграции денег.

     Механизм  формирования денежных ресурсов населения  региона включает систему экономических, административных и правовых рычагов, оказывающих прямое и косвенное воздействие на размеры заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности, а также пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других выплат. Система рычагов и стимулов, формирующаяся в ходе рыночных реформ, приводит к значительному росту выплат наличных денег в сфере частного предпринимательства, банковской, страховой и торгово-посреднической деятельности. Ускоренный рост налично-денежной массы в сфере обращения, вызванный рыночными реформами, вызывает диспропорции в сфере обращения потребительских товаров и услуг.

     Важным  фактором, влияющим на товарно-денежное обращение в регионе, становится межрегиональная миграция денег. Ввоз и вывоз денег из региона идет по нескольким каналам: торгово-посредническими  фирмами, использующими наличные деньги для расчета за товары; населением в связи с поездками в отпуск и командировки; предпринимателями, привозящими товары из других регионов для реализации на рынке; сезонными рабочими из других регионов и др. Отсутствие статистических данных делает точные количественные расчеты миграции денег невозможными. Поэтому приходится довольствоваться ее приблизительной оценкой, сделанной на основе данных региональных балансов денежных доходов и расходов населения, отражающих превышение денежных доходов над расходами (или превышение расходов над доходами), денежные переводы, командировочные расходы, покупку иностранной валюты и т.д. Дополнительно используются данные торговой статистики о продаже продуктов на рынках и материалы обследований семейных бюджетов.(4)

     Для большинства регионов России (за исключением  столичных) характерно постоянное превышение денежных доходов населения над  расходами, положительная разница  между количеством денег, отсылаемых по переводам, и получаемыми суммами, а также то, что количество вывозимых из региона наличных денег больше количества ввозимых.

     Структура денежных доходов и расходов населения  России существенно различается  в отдельных регионах. В большинстве  регионов доля расходов на покупку  товаров значительна, а на оплату услуг – мала. Сопоставление структуры расходов населения России и других стран показывает, что в силу неразвитости сферы услуг в нашей стране доля расходов на услуги составляет всего 10,1%, в то время, как в США – 53,5, Великобритании – 42,0%.

     Анализ данных о величине и структуре денежных доходов и расходов населения регионов России позволяет увидеть существенные региональные различия, которые оказывают влияние на емкость рынка потребительских товаров.

     Все регионы России по признаку среднедушевого дохода населения могут быть разбиты на 3 группы.

     I группа – регионы со среднедушевым доходом на селения ниже среднероссийского уровня.

     II группа – регионы со среднедушевым доходом на селения, превышающим среднероссийский уровень в пределах 20%.

     III группа – регионы с высоким среднедушевым доходом населения.1

     Различия  в уровне денежных доходов населения  регионов России во многом обусловлены  отраслевой структурой хозяйства и  характером структурных преобразований в экономике регионов. Так, для  регионов с преобладанием сырьевых отраслей промышленности (угольная, нефтегазовая), а также для регионов с высокоразвитой рыночной инфраструктурой характерны высокие доходы населения. В регионах, где преобладают предприятия агропромышленного комплекса или оборонных отраслей, уровень денежных доходов населения низкий.

     Значительны региональные различия и в структуре  использования денежных доходов. Здесь  выделяются две группы регионов. В  первой группе, с удельным весом  расходов на покупку товаров и  оплату услуг ниже среднероссийского уровня (40–60% от уровня денежных доходов), наблюдается недостаточно высокий уровень развития региональных потребительских рынков, рыночной инфраструктуры и высокий уровень миграции денег.

     Вторая  группа регионов, где удельный вес  расходов на покупку товаров и оплату услуг выше среднероссийского уровня (61–80%), характеризуется относительно высоким уровнем развития потребительского рынка и рыночной инфраструктуры и меньшими значениями показателей миграции денег. Для Московской области – центра оптовой торговли России с высоким уровнем развития торгово-посреднической и финансово-кредитной инфраструктуры, характерно превышение притока денежных средств над его оттоком (превышение денежных расходов над доходами за счет миграции денег из других регионов России).(2)

     Анализ  структуры денежных доходов и  расходов населения регионов России за несколько последних лет показывает, что в структуре денежных расходов сокращается доля покупки товаров  и увеличивается доля расходов на оплату услуг и сбережения – во вкладах, ценных бумагах и наличных деньгах (в рублях и иностранной валюте).

     Наряду  с отмеченными тенденциями в  ряде регионов России наблюдается стагнация  производства продовольственных и  непродовольственных товаров. Темпы  роста денежных доходов во многих регионах страны выше темпов роста производства товаров народного потребления.

     Неполноценность денег, с которыми выходил на рынок  покупатель, отрицательно повлияла на социально-экономическое развитие регионов. Снизилась роль заработной платы в стимулировании производительности и качества труда. Заработанные деньги из-за высоких темпов инфляции не позволяли основной массе населения приобретать даже товары минимальной потребительской корзины, производители стали диктовать покупателям цены и правила поведения.

     Таким образом, произошедшее в результате реформ повышение оптовых и розничных цен дало сильный импульс ускорению инфляции, резко ухудшило материальное положение населения и не вызвало стимулов к росту производства товаров и услуг.

     Инфляционные  процессы имеют глубокие корни во всех сферах экономики. Основной формой денежного оборота в экономике страны многие годы была безналичная, на долю наличного оборота приходилось не более 10% денежных операций. В ходе реформ в связи с высокими темпами роста цен и доходов, не увязанных с ростом производства, доля наличного оборота стала возрастать. Вместе с экономической свободой, предприятия различных форм собственности получили право повышать цены на производимую продукцию и высоко оплачивать труд своих работников, одновременно сокращая объемы производства. Особенно резко возросли выплаты наличных денег в частных фирмах, на малых предприятиях и в других негосударственных структурах. Важным фактором, влияющим на развитие потребительского рынка является изменение цен на потребительские товары.(2)

     При определении индекса потребительских  цен важно обосновать ассортиментный набор включаемых в расчеты товаров. Поскольку государственная статистика учитывает в этом наборе далеко не все товарные группы, результирующий индекс цен оказывается существенно заниженным. Чтобы оценить реальный индекс цен, необходимо учитывать при определении стоимости потребительской корзины цены товаров и услуг, которые представляют все товарные группы и виды услуг, а не только товары и услуги первой необходимости.(2)

     При определении стоимости потребительской  корзины необходимо принимать во внимание региональные факторы, которые  также должны быть учтены при индексации доходов населения и выплате  соответствующих компенсаций. Не учет этого обстоятельства приводит к существенным региональным различиям в отношении среднедушевого денежного дохода к прожиточному минимуму. При среднем значении этого показателя по стране 2,4 его значение по регионам колеблется от 1,1 до 3,9 раза.

     Формирование  развитых региональных рынков потребительских товаров и услуг – довольно сложный и длительный процесс, включающий структурные изменения в производстве, обращении и потреблении товаров. Поэтому в каждом регионе должна быть разработана долгосрочная концепция развития регионального потребительского рынка, включающая несколько этапов с возможными альтернативными сценариями и вариантами развития, выбор которых будет определяться конкретными условиями социально-экономической и политической ситуации в стране.

1.2. Особенности функционирования потребительского рынка на территории Белгородской области

     В современных условиях перехода от административно-командной  модели экономики к рыночной формирование предложения на потребительском  рынке претерпело значительные изменения. Переходный период характеризуется преобладанием в структуре товарных ресурсов импортных товаров.

     Для анализа сегодняшнего потребительского рынка и выявления причин изменения  структуры товарного предложения  в России ниже представлены исследования рынка потребительских товаров  одного из регионов (Белгородская область), так как обстановка в целом примерно та же.

   Основные  стратегические цели и задачи региона, определенные губернатором Белгородской области, – повышение качества жизни населения, обеспечение высоких темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития – прямо или косвенно пересекаются с проблемами развития внутреннего потребительского рынка.

   В 2008 году потребительский рынок области характеризуется как относительно стабильный, с высокими темпами роста объемов продаж товаров и оказанных услуг, с соответствующим уровнем насыщенности торговой сети основными продуктами питания, непродовольственными товарами и услугами.

   Оборот  розничной торговли в 2008 году составил 58,7 млрд. рублей и вырос в сопоставимых ценах на 19,3 % к уровню 2007 года, это выше среднего показателя по Центральному Федеральному округу по сравнению с 2007 годом. (11)

   В истекшем году сохранена тенденция  формирования оборота розничной  торговли в основном за счет продажи  товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети, оборот которых возрос на 29 % по сравнению с предыдущим годом, тогда как продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках снизилась на 1,1 %.

   В структуре формирования оборота  розничной торговли удельный вес  продажи товаров торгующими организациями  и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной сети, в 2008 году составил 73 %, доля рынков – 27 % (в 2007 году соответственно 68 % и 32 %).

   В 2008 году в структуре оборота розничной торговли отмечался более динамичный рост реализации непродовольственных товаров (130,8 %), по сравнению с продуктами питания (106,6 %). В результате их соотношение составляет: 43 % – продовольственные товары и 57 % – непродовольственные товары, против 47,6 % и 52,4 % соответственно в 2007 году.

   Отмечается  положительная динамика в развитии оборота общественного питания, объем которого в 2008 году составил 1912,3 млн. рублей, что в сопоставимых ценах больше уровня 2007 года на 7 %.

   В области сохранена система потребительской  кооперации, на ее долю приходится около 3 % от общего объема розничного товарооборота и более 9 % оборота общественного питания области.

   По  состоянию на 31.12.2008 года на потребительском рынке области функционировало 6698 магазинов и 2085 предприятий общественного питания. На тысячу жителей в среднем приходится 312 квадратных метров торговой площади.

   Рост  покупательной способности населения  стимулирует появление новых торговых объектов. За 2008 год число магазинов розничной торговли увеличилось на 367 единиц. (11)

   В сфере торговли постоянно проводится работа по совершенствованию организации торгового процесса путем формирования крупных торговых сетей, универсализации продовольственной торговли, развития специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки и внедрения других современных направлений торгового процесса.

   В настоящее время на территории области  осуществляют торговую деятельность три гиппермаркета: гиппермаркет «Вестер Гипер» (ЗАО «Содружество») в Белгороде, 2 гиппермаркета «Линия» (ЗАО «Корпорация ГРИНН») в городах Белгороде и Старом Осколе; сетевая торговля представлена следующими компаниями: ЗАО »Тандер»: магазины «Магнит», ООО «Белхладосеть»: магазины «Пятерочка», ТД «Союз Квадро»: магазины «Меридиан», ООО »Розничная сеть Провиант»: магазины «Провиант Эконом», ООО «Копейка – Воронеж»: магазины «Копейка».

Информация о работе Инфраструктура потребительского рынка