Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 23:18, курсовая работа
Объектом исследования является Старооскольский городской округ.
Предметом исследования – процесс функционирования потребительского рынка на территории города Старый Оскол.
Задачи работы:
Рассмотреть особенности структуры потребительского рынка в условиях рыночной экономики.
Охарактеризовать социально-экономическое развитие города Старый Оскол.
Проанализировать особенности функционирования потребительского рынка на территории Старооскольского городского округа.
В период преобразований
экономической жизни России возникает
множество проблем
Необходимость изучения функционирования и регулирования потребительского рынка обусловлена быстрым переходом к развитым рыночным отношениям, что в свою очередь требует глубокого анализа составляющих и закономерностей формирования потребительских рынков.
Основные разработки в этой сфере начали появляться нашей стране в конце восьмидесятых – начале девяностых годов. Современный подход характеризуется изучением всей системы в целом, а также рассмотрением отдельных компонентов: товарных бирж, розничной торговли, оптовой торговли и маркетинговых систем.
В современных условиях
проблемы рынка необходимо изучать
с позиции не только макро- и микроэкономики,
но и пространственной стратегии
и региональной политики. Это особенно
важно в условиях Российской Федерации,
с ее значительными
Цель данной работы заключается в оценке структуры потребительского рынка на территории Старооскольского городского округа.
Объектом исследования является Старооскольский городской округ.
Предметом исследования – процесс функционирования потребительского рынка на территории города Старый Оскол.
Задачи работы:
Цель исследования определила структуру работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Для написания курсовой работы были использованы работы Атаманчука Г.В., В. М. Меpкулова, официальные сайты Администрации Белгородской области и Старооскольского городского округа.
Региональный
потребительский рынок
Региональный
потребительский рынок –
Региональный
потребительский рынок
Спрос на региональном потребительском рынке проявляется в форме пространственно распределенных потребностей населения региона, выраженных в денежной форме. Предложение проявляется в виде пространственно рассредоточенной совокупности товаров и услуг, которые продавцы могут поставить на рынок при том или ином уровне цен. Цены на региональном потребительском рынке существенно различаются в пространстве, что обусловлено влиянием системы региональных факторов.(4)
Региональный
потребительский рынок
Региональный
потребительский рынок включает
в себя три укрупненных сегмента:
рынок продовольственных
В
процессе изучения регионального потребительского
рынка сформировались различные
теоретические подходы и
Так, теория поведения потребителей главное внимание уделяет формированию спроса под влиянием социальных, экономических, психологических факторов, потребительских предпочтений и мотиваций на основе изучения механизмов принятия покупателями решений о покупках товаров. При этом акцентируются влияние региональных факторов и особенности поведения потребителей регионального рынка.
В рамках концепции геомаркетинга региональный потребительский рынок рассматривается с позиции определения размеров рыночных зон и пространственных характеристик спроса и предложения потребительских товаров и услуг. При оценке параметров рыночных зон используются теории центральных мест и пространственного взаимодействия. Авторы концепции геомаркетинга к числу главных проблем развития регионального потребительского рынка относят территориальную организацию розничной торговой системы, основанную на иерархии торговых центров и рыночных зон, размеры которых варьируют от сельских населенных пунктов до крупных экономических районов. Современные представители научной школы геомаркетинга Дэвис, Берри и Парр, развивая эти идеи, используют теории центральных мест и пространственного взаимодействия для комплексного исследования регионального потребительского рынка, изучения территориальной структуры спроса и предложения товаров и услуг, определения оптимальных размеров и пространственных стандартов новых торговых центров, а также для прогнозирования развития региональных потребительских рынков, рыночных зон и размещения розничной и оптовой торговой сети, предприятий сферы услуг.(1)
Новейшие исследования развития регионального потребительского рынка в рамках концепции геомаркетинга связаны с изменениями и структурными сдвигами в потреблении и торговле под влиянием научно-технического прогресса, информатизации общества, глобализации и интернационализации торговли потребительскими товарами, а также изменениями в пространственной организации потребительского рынка. Сторонники институционального подхода рассматривают региональный потребительский рынок как совокупность фирм, вовлеченных в куплю-продажу потребительских товаров в пределах определенной рыночной зоны. Институциональная структура регионального потребительского рынка включает фирмы, осуществляющие торгово-посредническую деятельность, хранение, транспортировку, реализацию товаров, страхование, кредитование торговли и др., а также систему прямых, обратных и комбинированных связей, обеспечивающих потоки товарных, финансовых, информационных ресурсов, осуществление переговоров, заказов и платежей, регистрацию отношений собственности – владения и распоряжения товарными ресурсами. В последние годы состав институциональной структуры регионального потребительского рынка дополнился экономико-правовыми, организационно-управленческими и общественными институтами, а также соответствующими связями, обеспечивающими взаимодействие между этими институтами в рамках общей структуры рынка.(1)
В
отечественной экономической
Представители воспроизводственного подхода при изучении регионального потребительского рынка исходят из теоретических положений о роли рыночных процессов в региональном воспроизводстве, о социально-экономической среде и локальных воспроизводственных циклах, определяющих внутреннее экономическое пространство, об открытом характере региональных рынков и внешнем экономическом пространстве.
Для оценки состояния регионального потребительского рынка используются региональные пропорции воспроизводства, отражающие уровень соответствия между различными элементами локальных воспроизводственных циклов (продовольственных и непродовольственных товаров, потребительских услуг). Приближение к устойчивому равновесию на региональном потребительском рынке становится возможным, если достигается сбалансированность между платежеспособным спросом населения и предложением товаров и услуг, между оборотом денежных и товарных ресурсов, между объемом товарооборота и товарных запасов и др.
Региональные
пропорции формируются под
Под воздействием экономических реформ, процессов приватизации, конверсии производства, научно-технического прогресса происходят глубокие структурные сдвиги в региональной экономике, усиливается специализация производства потребительских товаров, возникают новые предприятия, осваивается выпуск новых товаров, происходит реконструкция и техническое перевооружение предприятий пищевой и легкой промышленности на основе современных технологий. Эти процессы во многом связаны с усилением интеграции регионов в мировую экономику. Формы сотрудничества промышленных предприятий, производящих потребительские товары и услуги, с зарубежными фирмами различны: создание совместных предприятий; приобретение патентов, лицензий на производство товаров, товарных марок иностранных фирм; организация сборки готовой продукции из импортных деталей; импорт оборудования, сырья, упаковочных материалов и др. В результате расширяется ассортимент производимых товаров, повышается их качество, ускоряются темпы обновления продукции.
Расширение ассортимента потребительских товаров, а также рост импорта усиливают конкуренцию на региональном потребительском рынке и осложняют реализацию товаров.
При всем многообразии факторов, оказывающих воздействие на региональный потребительский рынок, существенная роль принадлежит социально-демографическим и географическим сдвигам в структуре населения; изменениям потребительских предпочтений; изменениям в уровне и структуре цен и их стремлению к ценам индустриально развитых стран мира; формированию новых современных форм торгового обслуживания; интенсивному развитию рекламной деятельности; переоснащению материально-технической базы торговли и сферы услуг на основе нового оборудования, информационных технологий, автоматизации управления товародвижением и др.
Нормальное функционирование регионального потребительского рынка предполагает соблюдение пропорции между ростом денежных доходов и развитием сферы обращения, где происходит реализация основной массы денежных доходов населения. Нарушение этих пропорций приводит к тому, что часть денежных доходов населения, которая не может быть использована для покупки товаров и оплаты услуг, реализуется за пределами региона, а также накапливается в виде наличных денег. Это означает, что деньги изымаются из обращения и не возвращаются в денежно-кредитную систему, не участвуют в кругообороте товарных и денежных ресурсов региона.(6)
В
каждом регионе налично-денежный и
безналичный обороты
Оборот денежных ресурсов населения, хотя он и представляет собой относительно автономную подсистему кредитно-денежного оборота региона, органически связан с оборотом потребительских товаров и услуг. Первичному распределению денежных доходов населения предшествует образование денежных фондов производственной сферы региона. Обращение денег населения сопровождается формированием денежных фондов организаций торговли и сферы услуг региона. Через финансово-кредитный механизм формирование денежных сбережений населения региона связано с движением финансово-кредитных ресурсов в сфере накопления. Таким образом, оборот денежных ресурсов населения региона зависит от формирования и использования доходов всех хозяйствующих субъектов региональной системы.(6)