Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:45, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть основы информационного обеспечения экономики.
Задачи исследования:
1. Изучить основные понятия и структуру информационной системы в экономике.
2. Проанализировать использование программных продуктов в планировании и бюджетировании на предприятиях.
3. Определить особенности организации выбора Системы Планирования Ресурсов Предприятия.
4. Рассмотреть основные факторы успеха внедрения интегрированных информационных систем управления предприятием.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Значение информационных технологий в современных условиях………………………………………………………………………….…..5
Основные понятия и структура информационной системы в экономике………………………………………………………………………...5
Цели и задачи в финансовом планировании…………………………………...7
ГЛАВА 2. Анализ использования программных продуктов в планировании и бюджетировании на предприятиях…………………........................................9
2.1. Информационные технологии планирования и бюджетирования…………..........................................................................................9
2.2. Пакеты программ для бизнес-планирования……………………………...…14
2.3. Особенности организации выбора Системы Планирования Ресурсов Предприятия………………………………………………………………………...20
ГЛАВА 3. Основные факторы успеха внедрения интегрированных информационных систем управления предприятием………………………..23
3.1. Основные факторы успеха внедрения интегрированных информационных систем управления предприятием……………………………………………...…23
3.2. Основные причины неудач внедрения ИС управления предприятием……………………………………………………………………….27
3.3. Рекомендации по организации процесса внедрения Системы Планирования Ресурсов Предприятия………………………………………………………..……28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..…
-будущие значения плановых финансовых показателей объектов финансового планирования;
-финансовые отношения предприятия и его структурных единиц;
-доходы, расходы и финансовые результаты в разрезе объектов финансового планирования;
-активы, пассивы, источники формирования финансовых ресурсов и направления использования финансовых ресурсов предприятия;
-денежные поступления и выплаты.
В рыночной экономике в процессе финансового планирования не просто констатируют факт о том, какие и в каком размере финансовые ресурсы необходимы для функционирования фирмы, но и определяют рациональную структуру источников финансирования с учетом обеспечения финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия и эффективности использования ресурсов.
Итак, финансовое планирование (при широком понимании его сущности) должно осуществляться на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях и охватывать:
-планирование доходов, расходов и финансовых результатов;
-планирование активов и пассивов (балансовое планирование);
-планирование
денежных поступлений и выплат.
ГЛАВА
2. Анализ использования
программных продуктов
в планировании и
бюджетировании на предприятиях
2.1. Информационные технологии планирования и бюджетирования
Процесс составления, принятия годового бюджета коммерческой организации и последующий контроль за его использованием называется бюджетированием. Наличие процедуры бюджетирования является нормой для зарубежных компаний, и в последние годы уже становится нормой в России. Однако существуют определенные трудности, которые возникают при внедрении бюджетирования на предприятиях в условиях России. Изначально это недостаток информации. Отсутствуют структуры, которые собирали бы информацию, необходимую для внедрения бюджетирования, и анализировали во всем его многообразии. Ту информацию, которой обладает бухгалтерия, можно использовать для финансовой отчетности, но ее недостаточно - она не годится ни по форме, ни по регламенту для бюджетного управления. Это обеспечивает невозможность применения в существующей информационной среде готовых западных технологий финансового планирования.
Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариев изменения финансового состояния предприятия, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды. В современных условиях коммерческие организации не могут работать эффективно, если они полагаются на процесс бюджетирования, который не синхронизирован с динамикой развития бизнеса. Процесс формирования и согласования бюджета составляет наиболее трудоемкую часть всего цикла планирования, при этом более 50% коммерческих организаций вообще не учитывают бизнес-планирование при формировании бюджета. В связи с этим необходимы изменения в технологии планирования, под которой понимают более широкое использование бухгалтерской технологии (бюджетирование на уровне проводок), а также применение последовательного метода бюджетного управления (все бюджеты последовательно выводятся из базового, как правило, бюджета продаж). Эти подходы позволяют получить значительный эффект только в сочетании с современными программными средствами.
Бюджетирование как управленческая технология включает три составные части:
-технологию
бюджетирования (виды, формы бюджетов,
систему финансово-
-организацию процесса бюджетирования;
-использование информационных технологий, позволяющих не только разобрать различные сценарии будущего финансового состояния коммерческой организации (или отдельного бизнеса), но и осуществлять оперативный сбор, обработку и консолидацию физических данных, необходимых для бюджетного контроля. Применение информационных технологий в области бюджетирования возможно лишь при наличии сплошного управленческого учета.
Новое качество планирования, обусловленное развитием рыночных отношений, сложность и разнообразие применяемых методов, многовариантных и оптимизационных расчетов, ускорение процесса составления плановых документов, требуют более эффективного использования информационных технологий.
Информационные технологии – понятие более широкое, чем компьютерные продукты. Это совокупность программного обеспечения, технических средств и телекоммуникаций, кадров и их организация.
Выделяют следующие классы программных средств, используемые в качестве инструментария поддержки финансовых решений:
-пакеты общего назначения;
-пакеты для решения задач фундаментального анализа (программы, ориентированные на решение конкретных задач, пакеты для оценки и управления инвестиционными проектами, пакеты для анализа финансового состояния предприятия);
-интегрированные системы управления предприятиями;
-пакеты для решения задач технического анализа;
-статистические и математические пакеты программ;
-системы искусственного интеллекта.
Наиболее
примитивные функции
На средних и крупных предприятиях необходимы специализированные программные средства, полностью автоматизирующие весь бюджетный процесс, подготовка финансовых планов и бюджетов с помощью таблиц Excel представляет собой весьма раздробленный процесс. Таблицы не могут обеспечить документооборот, который присущ бизнес-циклу финансового планирования, т.е. не являются процессорно-ориентированными. При подобной организации процесса у менеджеров практически не остается времени на анализ финансового состояния предприятия и принятие решений, поскольку большая часть времени уходит на поддержку таблиц. Несмотря на то, что составление финансовых планов (бюджетов) практикуется уже более 70 лет, «бюджетное» программное обеспечение появилось сравнительно недавно. Многие компании, разрабатывающие бухгалтерские программы, встраивали в свои программные продукты различные средства, которые облегчали процесс составления бюджетов.
В настоящее время на отечественном рынке представлено довольно ограниченное число спецпродуктов, ориентированных на решение задач планирования и бюджетирования. Среди российских программ в области формирования и оптимизации финансового планирования наиболее известными являются «Альт-Прогноз», «БЭСТ-План», «Бизнес-Микро».
Сравнительно
длительное время в нашей стране
и за рубежом не спадает интерес
к новейшим информационным технологиям,
основанным на использовании компьютерной
техники для принятия управленческих
решений в производственно-
Корпоративные
интегрированные системы
Рассмотрим подробнее программный продукт R/3 фирмы SAP (Германия), который применяется в любых отраслях промышленности и в любых сферах деятельности. Он включает практически полный набор различных интегрированных прикладных и инструментальных программных модулей. Разработка под конкретного клиента производится путем интеграции уже существующих модулей. Система R/3 позволяет осуществить полный оперативный контроль за всеми этапами деятельности предприятия, начиная со стратегического планирования и заканчивая отгрузкой продукции покупателям. Единство информации гарантирует достоверность источника данных для принятия финансовых решений на долгосрочную перспективу. ERP-система SAP R/3 интегрирует все три типа технической поддержки бизнес-процессов:
-технологию управления рабочими потоками (workflow);
-систему
управления документами
-систему классификации объектов (бизнес-процессов).
Определение потока операций строится с помощью специального инструментального средства, называемого «Построитель потоков операций». Поток операций состоит из шагов, которые объединяются в обычные конструкции процедурного программирования: последовательное выполнение, параллельное выполнение, цикл с предусловием, цикл с постусловием, альтернативный выбор, множественный выбор. Определение (активированная конструкция) потока операций отвечает на 5 вопросов для каждой операции бизнес-процесса:
-кто является субъектом;
-какую операцию выполняет субъект;
-когда субъект выполняет операцию;
-с каким
бизнес-объектом выполняет
-в каком порядке выполняются операции.
Активированные потоки операций могут запускаться и управляться внешними событиями, фиксируемыми в системе SAP R/3. Система управления документами (SAP Document Management System) создает, изменяет и просматривает документы корпоративного содержания в электронном архиве системы SAP R/3.
Модель
автоматизированного управления бизнес-процессами
в системе SAP R/3 используется на Нижнетагильском
металлургическом комбинате. Эта модель
возникла как обобщение опыта построения
автоматизированных бизнес-процессов
в корпоративной информационной системе.
Во всем мире действует огромное число
систем R/3 (более 9 тысяч). Некоторые из
установок обслуживают в оперативном
режиме более 3 тысяч пользователей, обрабатывая
в год до 35 млн. первичных бухгалтерских
документов.
2.2.
Пакеты программ для бизнес-
При подготовке бизнес-плана может быть использовано как универсальное, специальное, так и специализированное программное обеспечение.
К универсальному программному обеспечению относят текстовые редакторы и электронные таблицы, как в рамках офисных пакетов, так и отдельных, самостоятельных программ. К первым относятся Microsoft Office, а так же офисные пакеты от Sun Microsystems - Star Office, офисный пакет от канадской фирмы Corel Corp. - WordPerfect Office, пакет офисных программ OpenOffice.org (распространяется на бесплатной основе), созданный в рамках проекта Open Source Projects и другие.
Ко
второй группе универсального программного
обеспечения относят
Как показала практика, в большинстве случаев разработка бизнес-плана с использованием универсального программного обеспечения ведется в офисном пакете Microsoft Office. Это обстоятельство говорит о том, что пользователи считают его наиболее удобным как для подготовки текстовой, так и расчетно-аналитической составляющих бизнес-плана. В некоторых случаях в нем же разрабатываются и презентации (для привлечения и первичного ознакомления инвесторов и партнеров).