Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:02, курсовая работа
Актуальность разработки данной проблемы обусловлена тем, что государственная информационная политика (ГИП), ее формирование и реализация на современном этапе доктринально и насущно выдвигаются на передний план политики российского государства.
Введение
Глава 1. Государственная информационная политика: содержание и основные концептуальные подходы
1.1. Определение и содержание государственной информационной политики
1.2. Концепция государственной информационной политики
1.3. СМИ как объект и субъект государственной информационной политики России 1.4. Информационное пространство и информационная политика: точки пересечения
Глава 2. Ментальные особенности российского общества как фактор формирования и реализации информационной политики
2.1. Историческая ретроспектива формирования российской ментальности
2.2. Ментальная идентичность как базовый элемент формирования государственной информационной политики
Глава 3. Налаживание эффективных взаимоотношений с другими странами как одна из задач информационной политики
3.1 Виртуальный образ России: день сегодняшний
3.2. Коррекция виртуальных образов России как задача государственной информационной политики
3.3. Оценка предпринимаемых усилий
Заключение
Информационная политика Российского государства на современном этапе
Опубликовано Anonymous в 11 Июль, 2007 - 19:19
Со дня развала Советского Союза прошло 15 лет, но до сих пор не утихают споры по поводу причин крушения столь мощной государственной машины. Я не ставлю целью своей работы перечисление всех факторов, приведших к исчезновению СССР, но лишь предлагаю взглянуть на произошедшее под несколько другим углом.
Содержание
Введение
Глава 1. Государственная информационная политика: содержание и основные концептуальные подходы
1.1. Определение и содержание государственной информационной политики
1.2. Концепция государственной информационной политики
1.3. СМИ как объект и субъект государственной информационной политики России 1.4. Информационное пространство и информационная политика: точки пересечения
Глава 2. Ментальные особенности российского общества как фактор формирования и реализации информационной политики
2.1. Историческая ретроспектива формирования российской ментальности
2.2. Ментальная идентичность как базовый элемент формирования государственной информационной политики
Глава 3. Налаживание эффективных взаимоотношений с другими странами как одна из задач информационной политики
3.1 Виртуальный образ России: день сегодняшний
3.2. Коррекция виртуальных образов России как задача государственной информационной политики
3.3. Оценка предпринимаемых усилий
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность разработки данной проблемы обусловлена тем, что государственная информационная политика (ГИП), ее формирование и реализация на современном этапе доктринально и насущно выдвигаются на передний план политики российского государства.
Со дня развала Советского Союза прошло 15 лет, но до сих пор не утихают споры по поводу причин крушения столь мощной государственной машины. Я не ставлю целью своей работы перечисление всех факторов, приведших к исчезновению СССР, но лишь предлагаю взглянуть на произошедшее под несколько другим углом.
Существует мнение, что Советский Союз погубило не столько экономическая несостоятельность, внутренние противоречия, крушение идеологии и т.д., сколько невозможность государства обеспечить переход к информационному обществу. Вот что говорит по этому поводу Я.Н.Засурский: “Когда мы начинаем думать, почему СССР развалился, то приводим многие данные и многие соображения, но никогда не задумываемся над тем, что с централизованным вертикальным управлением, которое было в СССР, невозможно было войти в новую эпоху, в новую технологию. Для развития информационного общества необходимо расширять горизонтальные и сетевые структуры. Они открывают новые возможности для инициативы каждого гражданина, а это огромный ресурс для среднего, малого бизнеса, для того, чтобы новые идеи не только быстро рождались, но и быстро реализовывались”1. Таким образом, развал Советского Союза был изначально заложен самой системой власти. Не был учтен тот факт, что следующий этап развития индустриального общества – это переход к постиндустриальному обществу, где главенствующая роль отводится не материальным ценностям, а духовным. У человека формируется иное мировоззрение, он начинает страдать от “информационного голода”. Разрешить данное противоречие государственная система не в силах, ибо она базируется на принципах закрытости, цензуры и монополии на информацию.
На сегодняшний день для построения политического курса руководство страны старается учитывать новые тенденции, чтобы избежать ошибок прошлого. Так, если для недавнего прошлого была характерна гонка вооружений в ведущих странах мира, то сегодня – гонка информатизации. И это означает не только обогащение в технической и информационной сферах, но и построение единого информационного пространства, и создание информационного общества. На мой взгляд, в данном ключе будет очень верным и такое высказывание: “Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличить важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть”2. Сегодня мир делится на информационно богатые и информационно бедные страны. Первые развиваются, совершенствуются, процветают и правят, у вторых все эволюционные процессы происходят значительно медленнее, они вынуждены зависеть и подчиняться воле более успешных государств.
Уже в 1997 г. представители власти отмечали катастрофическое отставание нашей страны в формировании информационного общества: “Отставание России в подготовке к вхождению в информационное общество может привести к огромным экономическим и социальным потерям, а также к выпадению страны из цивилизованного мирового сообщества, к потере информационного суверенитета России”3.
На данном этапе стратегически важной задачей становится попадание России в первый “лагерь”. Для этого необходимо создание единого информационного пространства на территории нашей страны, формирование информационного общества и, соответственно, проведение грамотной государственной информационной политики.
Объектом исследования являются информационные процессы, отражающие, выражающие, защищающие права личности, интересы общества и политику государства. В обобщенном смысле, это – государственное управление данными процессами внутри и вовне посредством целенаправленной ГИП.
Предмет данного исследования – тенденции, элементы, перспективы развития ГИП, условия ее успешного формирования и реализации на региональном, федеральном и международном уровнях.
Анализ осуществляется в теоретическом аспекте: оцениваются имеющиеся подходы к проблеме таких ученых и политиков как: В.Д. Попов, Д.Ф. Мезенцев, И.М. Дзялошинский, Ю.А. Нисневич, С.В. Коновченко, Е.П. Тавокин, П.И. Симуш и др.
Сделана попытка выдвижения отдельных новых дополняющих и развивающих положений.
Цель данной работы – обобщение и систематизация знаний и представлений в данной области, выделение ключевых элементов ГИП.
Задачи исследования:
определение понятийного аппарата и исследовательского инструментария;
всесторонний анализ элементов ГИП;
изучение исторической обусловленности ГИП;
рассмотрение путей использования ГИП для налаживания эффективных взаимоотношений России с другими странами.
Методологической основой представленной работы послужили:
метод системного анализа, ориентированный на комплексное изучение процессов регулирования информационных потоков в каналах коммуникации;
метод конкретно-исторического анализа функционирования основных структурных параметров системы информации, этапов её становления в соответствии с основными вехами развития истории общества.
Глава 1. Государственная информационная политика: содержание и основные концептуальные подходы
1.1.Определение и содержание государственной информационной политики.
Политика – это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государственным устройством, социальными институтами, действие которых ведется в соответствии с законом и призвано гарантировать жизнеспособность граждан, сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.
Государственная информационная политика (ГИП) – “это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества”4. В более широком смысле – это “особая сфера жизнедеятельности людей…, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями”5.
Для России проведение грамотной государственной информационной политики означает:
развитие гражданского общества;
обеспечение конструктивного диалога между государством и СМИ и властью и обществом;
признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав;
ориентацию главных компонентов информационного пространства на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство информации и ее распространение;
повышение доверия общества к власти;
налаживание эффективных взаимоотношений России с другими странами и т.д.
9 сентября 2000 г. Президентом РФ была утверждена “Доктрина информационной безопасности Российской Федерации”, подчеркивающая необходимость проведения ГИП, в основе которой должен лежать национальный интерес России. Это значит, что в нашем обществе, где функционирует огромное множество СМИ, проповедующие самые разные политические, культурные и ценностные ориентации, государство должно задать некий вектор единого движения – проводить ГИП, отражающую интересы и потребности всего общества в целом.
Также ГИП должна быть направлена на реализацию национальных интересов России в информационной сфере6:
соблюдение конституционных прав и свобод в области получения и пользования информацией, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны;
информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по политическим и социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;
развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Для эффективной реализации ГИП, естественно, должны быть в полной мере привлечены СМИ – так как это один из важнейших источников и каналов передачи информации. В рамках ГИП деятельность средств массовой информации должна быть направлена на консолидацию общества. Но для оправдания всех надежд, возложенных на ГИП, необходимо разработать ее научную базу, усовершенствовать законодательство в сфере информации и информатизации и создать специальный орган, ответственный за единую государственную информационную политику.
Безусловно, осуществление ГИП должно являться приоритетной задачей нашего государства, поскольку она является важнейшей составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации.
1.2. Концепция государственной информационной политики.
Политика информатизации, принципы и положения которой в России начали формулироваться и развиваться с начала 90-х годов, сводилась “с небольшими вариациями к обеспечению научно-технических, производственно-
Такой вывод делается авторами Концепции государственной информационной политики, одобренной Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи (15 октября 1998 г.) и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации (21 декабря 1998 г.)8.
“На протяжении многих лет государственная информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации”, – говорится в упомянутой Концепции. Только “в последние 2-3 года содержание ГИП было несколько расширено, и в него попали отдельные элементы защиты прав граждан и организаций на общедоступную информацию, гарантированных Конституцией страны”9.
Концепция государственной информационной политики так определяет предмет своего исследования: “государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих”10. Долгосрочной стратегической целью ГИП провозглашается построение демократического информационного общества и вхождение страны в мировое информационное сообщество. Она будет эффективна, если ее основой станут: системность и открытость. Одна из главных целей ГИП – согласование интересов граждан, общества и государства, налаживание диалога между ними.
В Концепции государственной информационной политики ее основные задачи сформулированы следующим образом:
модернизация информационно-
развитие информационных, телекоммуникационных технологий;
эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР), обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;
подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;
создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.
Концепция государственной информационной политики охватывает практически все наиболее значимые положения и принципы, составляющие основу ГИП:
Принцип открытости политики – все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение.
Принцип равенства интересов – политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности (единые для всех “правила игры”).
Принцип системности – при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности.
Принцип приоритетности отечественного производителя – при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.
Информация о работе Информационная политика Российского государства на современном этапе