Инфляция и антиинфляционное ругулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования данной курсовой является инфляция - одно из самых негативных макроэкономических явлений.
Инфляция представляет собой многостороннее явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и в обесценивание денежных знаков по отношению к реальным активам. Не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно является инфляцией. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внешней торговли, другими факторами.
Инфляция – одно из самых тяжелых заболеваний экономики. Она распространяется как в рыночных, так и в нерыночных хозяйствах. В мире почти нет стран, где когда-либо не существовала инфляция.

Содержание

Введение............................................................................................................................................. 3
1. Инфляция как социально- экономическое явление....................................................................4
1.1 Признаки и сущность инфляции. Внутренние и внешние причины, признаки, показатели инфляции.............................................................................................................................................4
1.2 Типы и виды инфляции................................................................................................................6
1.3 Взаимосвязь инфляции и безработицы.....................................................................................8
1.4 Экономические и социальные последствия инфляции.........................................................10
2. Подходы к проведению антиинфляционной политики...........................................................13
2.1 Сущность антиинфляционной политики.................................................................................13
2.2 Кейнсианский подход к проведению антиинфляционной политики...................................14
2.3 Антиинфляционная политика: монетаристское направление...............................................15
3. Состояние инфляционных процессов в Беларуси и их особенности ....................................18
4. Антиинфляционная политика белорусского государства.......................................................23
Заключение......................................................................................................................................29
Список использованных источников.............................................................................................31
Приложения А..................................................................................................................................32
Приложение Б...................................................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ МОЙ.doc

— 858.00 Кб (Скачать)

      Сведения  о средневзвешенном курсе белорусского рубля по отношению к иностранным валютам на валютном рынке Республики Беларусь за 2011 год можно увидеть и проанализировать в таблице 1.[11] 

      Таблица 1 - Сведения о средневзвешенном курсе белорусского рубля по отношению 
к иностранным валютам на валютном рынке Республики Беларусь за 2011 год рублей

Период Средневзвешенный курс белорусского рубля по отношению к:
Евро Российскому рублю Украинской гривне Доллару США
Январь 4042,69 100,77 366,20 3030,73
Февраль 4151,52 103,75 368,87 3039,85
Январь-февраль 4085,81 102,37 367,48 3034,93
Март 4265,26 107,97 384,26 3059,34
1 квартал 4135,10 104,51 376,48 3043,13
Апрель 4723,03 124,57 454,04 3241,44
Январь-апрель 4275,85 109,38 433,04 3093,51
Май 6672,23 165,46 535,23 4506,05
Январь-май 4580,01 120,58 472,76 3262,00
Июнь 6701,39 179,36 630,55 5014,44
2 квартал 5772,58 157,03 501,25 4078,35
1 полугодие 4795,81 130,66 481,78 3484,65
Июль 7157,93 179,57 627,61 5001,35
Январь-июль 5034,27 137,88 487,57 3672,49
Август 7171,96 176,73 630,85 5039,52
Январь-август 5267,47 142,78 492,01 3858,61
Сентябрь 7748,96 200,03 831,11 5642,01
3 квартал 7469,80 185,31 713,77 5298,70
Январь-сентябрь 5709,74 149,10 508,20 4150,19
октябрь 10000,34 248,02 998,42 6970,44
Январь-октябрь 6150,70 157,11 536,44 4508,74
 

    В результате кризиса установленный Нацбанком курс доллара за январь-ноябрь вырос с 3000 до 8700 белорусских рублей, совокупная девальвация за неполные десять месяцев составила 189%. Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах в марте-апреле сформировался черный рынок, где курс доллара достиг 8000-9000 рублей к сентябрю. Свободный курс в обменных пунктах, по которому можно купить наличную валюту, и курс на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи удерживаются на уровне 8500-9000 рублей, то есть в три раза выше курса на начало года. В то же время, физические лица могут теперь покупать иностранную валюту только по паспорту.

    Инфляция за январь-октябрь составила 88,7%, базовая инфляция (без учета цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно изменяющиеся) за этот же период-101,5%. Это самый высокий показатель в Европе и СНГ. Цены на продукты питания 9в том числе, контролируемые государством) за этот же период выросли в среднем на 107,5%, на непродовольственные товары- на 97,5%, на услуги- на 40,3%,на пассажирские перевозки- на 59,3%. К ноябрю ставки по потребительским кредитам выросли до 120% годовых. При этом зарплата в долларовом эквиваленте упала с 500 долларов до 170- 220 долларов, то есть ниже уровня Киргизии, Молдавии, Армении, Украины и Азербайджана. Уровень доходов населения упал примерно до уровня 2005 года. Официальный курс белорусского рубля можно увидеть в представленной таблице 2. [12] 

    Таблица 2 - Официальный курс белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, устанавливаемый Национальным банком Республики Беларусь ежедневно на 01.12.2011

Наименование Курс 
1 австралийский доллар 8 574.11
1 болгарcкий лев 5 834.01
1 гривна 1 071.14
1 датская крона 1 534.30
1 доллар США 8 590.00
1 евро 11 410.00
1 злотый 2 510.89
1 исландская крона 71.58
1 канадский доллар 8 308.35
1 китайский юань 1 347.42
1 кувейтский динар 30 972.81
1 латвийский лат 16 332.35
1 литовский лит 3 304.74
1 молдавский лей 723.55
1 норвежская крона 1 464.91
1 российский рубль 274.00
1 СДР 13 353.24
1 сингапурский доллар 6 622.47
1 сом 183.90
1 тенге 58.15
1 турецкая лира 4 628.23
1 фунт стерлингов 13 361.32
1 чешская крона 445.08
1 шведская крона 1 240.89
1 швейцарский франк 9 310.14
10 иен 1 101.28
1000 иранских риалов 789.7
 
    Средний курс белорусского рубля в 2012г., по расчетам властей страны, может составить от 9,3 тыс. руб./долл. до 22 тыс. руб./долл. Основной вариант предполагает, что средний курс доллара в 2012г. будет на уровне 9,7 тыс. руб. При этом эмиссионное кредитование госпрограмм в следующем году не превысит в эквиваленте 804,6 млн долл., прирост ВВП - 1,5%, инфляция - 19%, прирост реальных доходов населения - 0,5%.

    Министерство разработало также проект развития национальной экономики с уровнем инфляции в 12%. Он подразумевает полный отказ от эмиссионого кредитования, снижение ВВП на 5%, реальных доходов населения - на 4%. Тогда средний обменный курс составит 9,3 тыс. руб.

    При инфляции на уровне 25% средний обменный курс доллара может составить 11,2 тыс. руб. При этом эмиссия будет 804,6 млн долл., рост ВВП - 1,3%, снижение реальных доходов населения - на 5%.

    Есть также вариант, при котором эмиссионное кредитование составит 3,45 млрд долл. Именно столько денег запросили организации для финансирования госпрограмм на 2012г. При этом прирост ВВП составит 7,1%, средний обменный курс доллара - 22 тыс. руб., инфляция - 218%.

      По предварительным данным Минэкономики, инфляция в стране за 10 месяцев 2011г. составила 89%. По итогам 2011г. она ожидается на уровне 118%.[13]

 

 

  1. Антиинфляционная политика белорусского государства
 

    В настоящее время  резервы увеличения производства за счет организационных  факторов и загрузки  неиспользуемых  мощностей, которые сыграли существенную роль, в основном  исчерпаны.  Поэтому необходимо улучшение качественных параметров  функционирования  национальной экономики и повышение конкурентоспособности  отечественной  продукции, что требует направления дополнительных  финансовых  ресурсов в   капитальные вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными источниками инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также  и кредитные  централизованные  бюджетные  ресурсы. 

      Решение  задачи   снижения инфляции, которое  будет  достигаться  применением  комплекса  мер  денежно- кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики,  предусматривает  плавную траекторию ее снижения. 

      Макроэкономическая, монетарная и фискальная  политика  должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции  необходимо использовать соответствующие меры, как  монетарного  характера,  так  и  со стороны издержек производства. Глубинной причиной  инфляции в  республике  является низкий  уровень эффективности функционирования реального сектора экономики, что подтверждается наличием большого  удельного веса убыточных предприятий и планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за  счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета,  а  также эмиссионных ресурсов  банковской  системы.  Неплатежи  и  дефицит оборотных средств у предприятий в реальном  секторе экономики,  обусловленные низкой эффективностью  хозяйствования,  создают постоянный  спрос на   финансовые ресурсы.

      Поэтому решение задачи  поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации стабилизационной программы  должны предшествовать кардинальная инвентаризация и пересмотр  объемных ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с  финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и сельского хозяйства.

      Политика  финансовой стабилизации должна  сопровождаться  активной приватизацией и реструктуризацией  реального сектора экономики, созданием стимулирующей институциональной  среды для развития  предпринимательства и привлечения иностранных  инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления экономики является кардинальное  реформирование  колхозно-совхозной  системы ведения сельскохозяйственного производства, которая в силу своей неэффективности ложится тяжелым бременем  на  государственные финансы, предъявляя перманентный спрос на  финансовые  ресурсы.  Без продвижения по этим направлениям ликвидация государственной  финансовой  подпитки  чревата массовыми  банкротствами  предприятий, ростом  безработицы и социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.

      С целью минимизации издержек и  негативных эффектов  стабилизационной политики необходимо придерживаться плавной траектории снижения  инфляции и ужесточения монетарных   параметров, углубление которых должно быть синхронизировано с динамикой структурных реформ в реальном секторе. Иными словами,  интенсивность применения макроэкономических финансовых инструментов должна  усиливаться  по  мере  адаптации предприятий к новым условиям самостоятельного полноценного функционирования.

      Важнейшим условием и предпосылкой перехода к  таргетированию  (установление целевых ориентиров денежной системы, регулирование прироста денежной массы, которых придерживаются в своей политике центральные банки) инфляции является обеспечение независимости Национального банка и самостоятельности в выборе монетарных инструментов  для  достижения  конечной  цели.  Решение этого вопроса предполагает устранение  давления  на  Национальный  банк  со стороны правительства, которое  заинтересовано  в  выполнении  им активной экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс с целью восстановления правовых основ  его  независимости.  Достижение этой цели предполагает изменение отдельных законодательных положений, регламентирующих статус и взаимоотношения   Национального банка с исполнительной властью.[14]

      Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно  отметить, что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ, услуг) в целом по народному хозяйству составляют  более  60%, затраты на энергоресурсы (топливо,  электроэнергию  и  теплоэнергию) - соответственно около 20%.

    Сокращение  ресурсопотребления достигается, с  одной стороны, на  основе снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях,  с другой - посредством осуществления структурных сдвигов на  уровне  народного хозяйства и  отдельных  отраслей. Первый путь  в  большей  мере связан с модернизацией производства и заменой устаревших технологий (хотя, безусловно, определенный эффект могут дать и организационные меры, усиление режима экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения), что требует соответствующих финансовых и инвестиционных  вложений  при определенном временном лаге.

      Второй  путь позволяет получить более быстрый эффект, поскольку

    способствует  развитию эффективных и менее ресурсоемких отраслей и производств, предоставляет возможность в какой-то мере маневрировать материальными ресурсами на существующих производственных мощностях и ускоренно развивать перспективные направления, получая тем самым дополнительный кумулятивный эффект.

      Характерной особенностью работ по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов,  сырья и материалов в ближайшей перспективе должен стать комплексный и предметный подход  к их осуществлению, реальное обеспечение ресурсов  энергосберегающих мероприятий финансовыми и другими видами  ресурсов.  При  этом  значительная активизация работ предусматривается по следующим направлениям:

      • совершенствование отраслевой, технологической и  территориальной структуры народного хозяйства в направлении  сокращения  доли  ресурсов и энергоемких производств;

      • увеличение масштабов внедрения  ресурсов и энергосберегающих мероприятий на основе внедрения прогрессивных технологических процессов и оборудования во всех сферах народного хозяйства;

      • расширение спектра организационно-экономических  мер, направленных на сокращение потерь при добыче, производстве, хранении, транспортировке, использовании топлива и энергии, сырья и материалов;

Информация о работе Инфляция и антиинфляционное ругулирование