Инфляция и антиинфляционное ругулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования данной курсовой является инфляция - одно из самых негативных макроэкономических явлений.
Инфляция представляет собой многостороннее явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и в обесценивание денежных знаков по отношению к реальным активам. Не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно является инфляцией. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внешней торговли, другими факторами.
Инфляция – одно из самых тяжелых заболеваний экономики. Она распространяется как в рыночных, так и в нерыночных хозяйствах. В мире почти нет стран, где когда-либо не существовала инфляция.

Содержание

Введение............................................................................................................................................. 3
1. Инфляция как социально- экономическое явление....................................................................4
1.1 Признаки и сущность инфляции. Внутренние и внешние причины, признаки, показатели инфляции.............................................................................................................................................4
1.2 Типы и виды инфляции................................................................................................................6
1.3 Взаимосвязь инфляции и безработицы.....................................................................................8
1.4 Экономические и социальные последствия инфляции.........................................................10
2. Подходы к проведению антиинфляционной политики...........................................................13
2.1 Сущность антиинфляционной политики.................................................................................13
2.2 Кейнсианский подход к проведению антиинфляционной политики...................................14
2.3 Антиинфляционная политика: монетаристское направление...............................................15
3. Состояние инфляционных процессов в Беларуси и их особенности ....................................18
4. Антиинфляционная политика белорусского государства.......................................................23
Заключение......................................................................................................................................29
Список использованных источников.............................................................................................31
Приложения А..................................................................................................................................32
Приложение Б...................................................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ МОЙ.doc

— 858.00 Кб (Скачать)

    В целом высокая инфляция снижает реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, ухудшает условия жизни большей части населения страны, углубляет имущественное неравенство между людьми и усиливает социальную напряженность в обществе. [4,C.127 - 130]

 

     2.Подходы к проведению антиинфляционной политики 

    1. Сущность антиинфляционной политики
 

      Основными методами стабильности денежного обращения является антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Главными составляющими антиинфляционной политики, являются регулирование и контроль совокупного спроса и предложения.

      Основным  инструментом воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение  являются контроль над заработной платой и ценами, налогово-бюджетная и  денежно-кредитная политика, индексация.

      Довольно  эффективным преодолением инфляции, сопряженной со спадом, является контроль над заработной платой и ценами. Такой контроль должен сократить уровень ожидаемой инфляции. Не ожидая повышения цен на привлекаемые факторы производства, фирмы повышать цены и сокращать объем производства. Проблема применения контроля над заработной платой и ценой состоит, в том, что им часто подменяют управление спросом, вместо того, чтобы его дополнять.

      При спаде налогово-бюджетная политика направлена на рост совокупного спроса, с помощью наращивания государственных  капитальных вложений и понижения налогов.

      Что касается денежно-кредитного регулирования, то оно отличается более гибким косвенным  воздействием на совокупный спрос путем  изменения ставки ссудного процента и количества денег в обращении. При помощи этого регулирования  можно добиться замедления инфляционного процесса, хотя к нему относятся те же издержки, что и к налогово-бюджетной политике.

      По  мнению экономиста Милтона Фридмена инфляция связана с избыточным спросом, может сдерживаться индексацией. Индексация предполагает, что все контракты на поставку промышленной продукции, договора с профсоюзами о заработной плате и предоставлении ссуд должны одновременно корректироваться с изменением цен. Что может привести к быстрой реакции темпа инфляции на замедление роста совокупного спроса, а, следовательно, и его замедление. [6,C.45]

      Существуют  общие меры антиинфляционной политики, такие как:

      • оздоровление экономики (устранение структурных перекосов, гипертрофии отраслей группы "А" и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);

      • наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);

      • нормализацию торговли, так как самовольное накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;

      • активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров, использование золота для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;

      • развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно.

      Можно много говорить о мерах по ликвидации инфляции, и они будут различны, это может быть и чрезмерный спрос либо опережающий рост заработной платы, и цен на материалы, и комплектующие, низкий курс национальной валюты и др., которые нацеленных на сдерживание инфляционных процессов.

      Также следует отметить, что не малую роль играет и правительство, которое должно обеспечить:

  • эффективную налоговую систему и устойчивость государственных расходов;
  • одинаковые темпы увеличения денежной массы и национального дохода;
  • предотвращение «импорта инфляции».

      Антиинфляционная политика включает в себя регулирование совокупного спроса и регулирование совокупного предложения.

      Первое  направление (регулирование совокупного спроса) предпочитали кейнсианцы, второе (регулирование совокупного предложения) – монетаристы.[7,C.78-79] 

    1. Кейнсианский подход к проведению антиинфляционной политики
 

    До 30-х гг. нашего века инфляция однозначно считалась негативным явлением. Однако в 30-х гг. рыночная экономика испытала сильнейшее потрясение в виде Великой депрессии. Стало очевидным, что классический подход, признававший только саморегулирование рыночной экономики, уже устарел. Требовалось регулирование рыночной экономики посредством государственного вмешательства. При этом оно должно быть косвенным. Такой инструмент косвенного вмешательства государства в рыночную экономику и разработан в теории выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Он и стал основоположником «реабилитирующей» инфляцию концепции. Ее начали рассматривать как такое негативное явление, которое, при умело направленной финансовой политике, способно все-таки дать позитивный импульс всей экономике. Этим Кейнс совершил своеобразный переворот в воззрениях экономистов, создав концепцию, согласно которой активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос в период депрессии, способна обеспечить рост производства и снизить массовую безработицу.

    Смысл рассуждений Кейнса состоял в следующем. Дополнительная денежная эмиссия означает рост платежеспособного спроса населения. В свою очередь такой рост должен явиться стимулом для увеличения предложения товаров. Произойдет это потому, что в погоне за деньгами покупателей производители расширят объем производства и тем обеспечат товарное покрытие возросшего (в результате дополнительной денежной эмиссии) платежеспособного спроса.

    Приведенное теоретическое рассуждение трансформировалось в экономическую политику, получившую название «контролируемая инфляция».

    Однако реальность оказалась сильнее теории: превышение платежеспособного спроса над товарным предложением привело к обыкновенному росту цен. Производитель предпочел направиться по более легкому пути: вместо увеличения предложения он стал «выбирать» инфляционный избыток денежных знаков у покупателя простым повышением цены. Неудача попытки контролировать инфляцию была предопределена еще и тем, что многие секторы рыночной экономики были фактически монополизированы, а кейнсианский подход предполагал свободный конкурентный рынок.(рисунок 4) [8,C.120-121] 

    

    Рисунок 4 - Кейнсианская антиинфляционная политика 

    Кейнсианцы считают, что поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который для предпринимателей должен стать внешней активизирующей силой. Другим рычагом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции, подстегнутые дешевым кредитом. Эффективный спрос правительство создает тем, что оно предоставляет крупным частным фирмам весомый государственный заказ. Фирмы, связанные со смежниками, дают им тоже соответствующие заказы. В результате создается мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий. Спад сокращается, безработица снижается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевыми кредитами, растет, что приводит, в конечном счете, к падению цен, к сокращению инфляции. Основная причина, на мой взгляд - неразвитость частного сектора. Проще говоря, вряд ли найдутся такие крупные частные фирмы, которые смогли бы “поднять” такой государственный заказ.

    Также неприятной особенностью кейнсианских рецептов является углубление бюджетного дефицита. Государственный заказ частному бизнесу представляет собой дополнительный государственный расход. Общественные работы, которые Кейнс рекомендовал в качестве условия выживаемости для безработных, также становились дополнительными расходами.

    Дефицит государственного бюджета, как неизбежное следствие кейнсианских программ, ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег.[9,C.96-97]

    Сегодня в нашей стране имя Кейнса упоминается не только в студенческих лекциях. Многие сторонники государственного регулирования экономики, независимо от того, о каких инструментах и методах регулирования идет речь, готовы опереться на его авторитет. Мол, даже Кейнс был за регулирование! На самом деле все не так очевидно. Во-первых, следует помнить, что кейнсианская теория и политика исходят из существования развитой рыночной экономики. Мы же находимся в стадии перехода к этой экономике со всеми ее особенностями, нелепостями и трудностями. Поэтому прямое "наложение" кейнсианской теории на нашу экономику не подходит.

    Во-вторых, многие из теперешних "знатоков" кейнсианства критикуют жесткую политику стабилизации, направленную на снижение бюджетного дефицита и инфляции. Их привлекает идея более активного использования бюджетного дефицита и денежной экспансии в качестве того горючего, которое якобы способно помочь росту экономики. Скорее всего, они не знают - но именно об этом шла речь в данной ,  что дефицитное финансирование в условиях инфляции оказалось как раз тем слабым местом кейнсианской теории и политики, которое вызвало кризис прежней ее модели и определило пути дальнейшей ее коррекции. Поэтому скорее следовало бы прислушаться к голосу современных посткейнсианцев, которые советуют относиться к бюджетному дефициту крайне осторожно, перенося акценты с бюджета и роста государственных расходов на кредитно-денежную политику в качестве основного инструмента косвенного воздействия на экономику.

    В-третьих, наша переходная экономика требует особого подхода к роли государства, поскольку это период одновременно и ломки старой государственной системы управления, и создания государством новой рыночной инфраструктуры, без чего рынок превращается в "дикое поле" разбоя. А кроме того, переходная экономика требует проведения активной структурной политики. Все эти проблемы непосредственного отношения к теории Кейнса не имеют. Однако знать ее, как и всю экономическую теорию Запада, а не отдельные вырванные из исторического контекста положения, необходимо. Знание теории и опыта развитых стран, понимание условий, в которых дает эффект та или иная мера экономической политики, способны и помочь, и уберечь от ошибок в ходе ненужного экспериментаторства или очередного "изобретения велосипеда". [9,C.52]

    2.3 Антиинфляционная политика: монетаристское направление.

 

    Монетаристское направление антиинфляционной политики возникло позже, когда кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были не только уже достаточно апробированы, но и их недостатки стали очевидными. В частности, в ряде стран существенно возрос государственный долг, и увеличивать его дальше практически было невозможно. В этих условиях появилось новое направление, которое предлагало более радикальные методы борьбы с инфляцией, — монетаризм основателем которого был М. Фридмен.

    Монетаризм исходит из ограничения совокупного спроса, поскольку, согласно его утверждению, усиление совокупного предложения может обеспечить успех лишь по истечении продолжительного периода времени Сократить совокупный спрос можно путем проведения денежной реформы конфискационного типа, что позволит сократить денежную массу в стране и уменьшит спрос. Монетаристы предлагают сократить бюджетный дефицит за счет сокращения расходов на реализацию социальных программ, ввести дорогой кредит, сократить налоговые ставки.

    Поскольку предлагаемые ими меры тяжело переносятся населением, то антиинфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткое время.

    Поскольку монетаризм исходит из утверждения, что инфляция является чисто денежным феноменом, то предлагают метод шоковой терапии, который позволяет резко сократить темпы роста денежной массы и быстро сбить инфляцию.

    Однако этот метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости.

    Вариантом шоковой терапии выступает реформа конфискационного типа посредством обмена старых денег на новые в определенном соотношении, без изменения номинального уровня доходов и цен.

    Большинство стран мира в борьбе с инфляцией не использовали шоковую терапию, ибо эта политика сопровождалась затяжным спадом, большой безработицей, резким снижением уровня .жизни населения.

    Другим методом монетаристского направления антиинфляционной политики является метод постепенного снижения темпов роста денежной массы (метод градуирования). Этот метод предполагает постепенно сбивать темпы роста денежной массы посредством многократного, но незначительного снижения. Однако политика постепенного снижения темпов роста денежной массы нередко порождает так называемую инфляционную инерцию — прошлая инфляция порождает будущую, которая вызывается, в частности, индексацией денежных доходов. Индексация - это механизм, посредством которого заработная плата, цены и контракты могут быть частично или полностью защищены от изменений общего уровня цен.[9бС,150-151]

Информация о работе Инфляция и антиинфляционное ругулирование