Инфляция и антиинфляционное ругулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования данной курсовой является инфляция - одно из самых негативных макроэкономических явлений.
Инфляция представляет собой многостороннее явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и в обесценивание денежных знаков по отношению к реальным активам. Не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно является инфляцией. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внешней торговли, другими факторами.
Инфляция – одно из самых тяжелых заболеваний экономики. Она распространяется как в рыночных, так и в нерыночных хозяйствах. В мире почти нет стран, где когда-либо не существовала инфляция.

Содержание

Введение............................................................................................................................................. 3
1. Инфляция как социально- экономическое явление....................................................................4
1.1 Признаки и сущность инфляции. Внутренние и внешние причины, признаки, показатели инфляции.............................................................................................................................................4
1.2 Типы и виды инфляции................................................................................................................6
1.3 Взаимосвязь инфляции и безработицы.....................................................................................8
1.4 Экономические и социальные последствия инфляции.........................................................10
2. Подходы к проведению антиинфляционной политики...........................................................13
2.1 Сущность антиинфляционной политики.................................................................................13
2.2 Кейнсианский подход к проведению антиинфляционной политики...................................14
2.3 Антиинфляционная политика: монетаристское направление...............................................15
3. Состояние инфляционных процессов в Беларуси и их особенности ....................................18
4. Антиинфляционная политика белорусского государства.......................................................23
Заключение......................................................................................................................................29
Список использованных источников.............................................................................................31
Приложения А..................................................................................................................................32
Приложение Б...................................................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ МОЙ.doc

— 858.00 Кб (Скачать)

    Считается, что политика градуирования успешна в том случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20—30% в год. Если их темпы выше сотни или тысячи процентов в год, то ее использование не приносит успеха.

    Выбор метода шоковой терапии и метода постепенно снижения темпов роста денежной массы зависит от социально-экономической обстановки в стране. Дилемма шоковая терапия—градуирование вызывает необходимость разработки моделей “оптимальной” антиинфляционной политики.

    Одним из альтернативных вариантов монетарным методам борьбы с инфляцией является политика регулирования цен и доходов, предусматривающая согласование между ростом доходов и ростом цен. Этот подход появился связи с тем, что сокращение инфляции посредством роста безработицы стоит огромных издержек, определяемых так называемым коэффициентом потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема производства нужно “принести в дар”, чтобы сократить уровень инфляции на один процентный пункт. Эти потери выражаются в снижении уровня жизни населения, поэтому государство оценить величину ожидаемых потерь в связи с высокой инфляцией.

    Политика регулирования цен и доходов означает, что правительство или замораживает цены и номинальные доходы (вариант шоковой терапии), или ограничивает увеличение денежной заработной платы увеличением средней (по стране) производительности труда, а повышение цен ограничивает повышением затрат на заработную плату (вариант градуирования).

    В последние годы инфляция происходит в условиях дефицита государственного бюджета, который не только порождает инфляцию, но и обостряет ее. Следовательно, чтобы понизить инфляцию, нужно дефицит устранить, что можно обеспечить или увеличив доходную часть бюджета посредством увеличения налогов, или уменьшив государственные расходы. Ряду развитых стран необходимо в первую очередь сократить военные расходы.

    Выбор конкретных мер по борьбе с инфляцией обусловлен характером инфляции, который для каждой страны обладает специфическими особенностями и глубиной. В зависимости от характера инфляции (монетарный, структурный) определяется и комплекс мер в борьбе с ней. В качестве причин инфляции может быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) либо опережающий рост заработной платы и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек), низкий курс национальной валюты и др., которые и предопределяют набор мероприятий, нацеленных на сдерживание инфляционных процессов.[9,C.201-202]

    Считается, что для предотвращения высокой инфляции необходимы единые действия правительства и частного сектора. Что касается правительства, то оно должно обеспечить в процессе:

    а) фискальной политики необходимую устойчивость государственных расходов и налоговую систему;

    б) кредитно-денежной политики — одинаковые темпы увеличения денежной массы и темпы увеличения национального дохода;

    в) валютной политики — предотвращение импорта инфляции.

    Домашние хозяйства и предприниматели, в свою очередь, должны обеспечить одинаковые темпы увеличения заработной платы и темпы повышения производительности труда.

    Таким образом, управление инфляцией является важнейшим вопросом экономической политики государства. Такое управление предполагает разработку и реализацию антиинфляционной политики, диапазон которой весьма разнообразен. Но независимо от методов ее реализации задача может быть решена или методом осуществления стратегии, или методом  тактики антиинфляционной политики.[9,C.20]

 

  1. Состояние инфляционных процессов в Беларуси и их особенности
 

      Проблема  инфляции занимает немаловажное место в экономической науке страны, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности Республики Беларусь.

      В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте и др. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первой причиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Этим объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного обращения, которое в свою очередь порождает множество новых проблем.

      Так если национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, вытесняясь иностранной валютой, товарами, различными денежными суррогатами, то она наносит народному хозяйству значительный экономический урон:

  • сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в стране,
  • средства из сферы производства уходят в сферу обращения,
  • снижается эффективность государственного контроля за денежными потоками.

      Тяжелое бремя эмиссионного налога несет население, что ведет к дальнейшему спаду производства со всеми вытекающими из этого социально-экономическими последствиями.

      Поэтому задачей экономической политики правительства Республики Беларусь на ближайшую перспективу является не только восстановление кризисного уровня реальных доходов населения, но и его превышение, которое возможно только при поступательном развитии экономики.

      Инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

      Становление национальной денежной системы в Республики  сопровождалось высокими темпами инфляции, использованием механизмов денежно-кредитного и валютного регулирования.

      Если  говорить о начинаниях инфляционных процессы, которые начали набиравшие силу в последний период существования СССР, продолжали развиваться в нашей стране. Особенно высокие темпы роста цен, близкие к гиперинфляции (около 50 % в месяц), имели место в конце 1993г, а также в январе, августе, ноябре 1994г. К лету 1995 г. обозначилось снижение инфляции. Динамика совокупного среднегодового роста цен с 1991г. по 1995г. складывалась следующим образом: 1991 г. - 203 %, 1992 г. - 1176, 1993 г - 1197, 1994 г. - 3067, 1995 г. - 746 %.[10]

      Инфляционные  процессы, сопровождаемые значительным падением реальных доходов населения, вели к превращению основной части граждан Беларуси в малоимущих и бедных. При этом шло обогащение тех, кто занимался торгово-посреднической и спекулятивной деятельностью.

      Характер инфляции определялся дефицитом внешней торговли, структурой народного хозяйства, в которой до 80 % составляли средства производства, инвестиционной политикой, диспропорциями между ростом производительности труда и денежными доходами населения.

      До  лета 1993 г. главным фактором роста цен являлась инфляция спроса. Она была вызвана огромными государственными расходами, часто носивший характер массовыми раздачами денег, неэффективно работающим предприятиям и др. Со второй половины 1993 г. к перечисленным причинам роста цен добавляется инфляция издержек. В немалой степени она носила «импортируемый» характер из-за резкого повышения цен на сырье и энергоносители. В свою очередь падение валютного курса белорусского рубля вело к повышению цен на импортируемые товары.

      В результате достаточно сбалансированной денежно-кредитной и бюджетно-финансовой политики в 1995 г. началось замедление темпов инфляции. Обозначилась и некоторая «дедолларизация» денежного обращения: удельный вес иностранной валюты в денежной массе снизился с 55,5 % на начало 1995.г до З5,8  % к его середине. Резко увеличились темпы роста и соответственно доля рублевых депозитов в банках. Однако закрепить и развить положительные тенденции в денежно-кредитной сфере не удалось. Продолжал углубляться кризис в экономике страны, критическим становится финансовое состояние субъектов хозяйствования, неуклонно росла их кредиторская задолженность.

      В результате жестких административных мер, принятых правительством Республики Беларусь в 1996 г. по стабилизации валютного курса, удалось несколько приостановить рост внутренних цен. Относительная стабильность и предсказуемость белорусского рубля явилась одним из факторов сдерживания инфляции.

      В то же время устойчивость курса, поддерживаемая в основном административными методами, вызвала ряд негативных последствий, таких как:

      - формирование множественности курсов  иностранных валют, что лишило  экономику объективных ориентиров  для развития, создало благоприятную  основу для спекулятивных сделок; 

      - стимулирование импорта и ухудшение  экспорта в результате снижения  ценовой конкурентоспособности продукции, что привело к росту отрицательного сальдо торгового баланса и создало напряженность на валютном рынке;

      - ограничение возможностей покупки  иностранной валюты для импорта.

      Несмотря  на все издержки денежно-кредитного регулирования, 1996г. вошел в  историю денежного обращения как год самого низкого за весь период существования суверенной Беларуси уровня инфляции - около 36.%. Однако в последующий период инфляционные процессы быстро набирают силу и выходят на передний план экономической жизни страны.

      В 1997г. вследствие ряда факторов произошел стремительный рост цен, который принял устойчивый и прогрессирующий характер. К ним относятся:

      - девальвация белорусского рубля,  которая была проведена для  стабилизации экспортно-импортных  операций; в результате за первый квартал 1997г. возросли тарифы на природный газ на 36,6 %, электроэнергию - 41,5, теплоэнергию - больше чем на 40 %;

      - неоднократное повышение минимальной  заработной платы и тарифной  ставки 1-го разряда, что не  было предусмотрено в предварительных расчетах правительства;

      - поступление в денежный оборот кредитных ресурсов Национального банка, выделенных в сельское хозяйство и жилищное строительство, что вызвало существенное увеличение совокупной денежной массы; 

      - низкая степень доверия к белорусскому рублю, которая ведет к усилению «долларизации» экономики.

      В силу отмеченных, а также некоторых других причин в 1997г. индекс потребительских цен вырос больше чем на 163 %, а индекс производственных цен - почти на 189 %.

      Начиная с 2000 года, в республике предпринимаются решительные шаги по снижению уровня инфляции. Принятые меры обеспечили ежегодное замедление роста цен. В результате в 2004 году сложился самый низкий с 1991 года прирост индекса потребительских цен, который составил 1,1%  среднем за месяц против 3,2, 2,5 и 1,9 процента соответственно в 2001, 2002 и 2003 годах.

      В 2004 г. был заложен  рос  ВВП 109-110%.

      Ограничению инфляционных процессов в 2004 году способствовало уменьшение темпов девальвации обменного  курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам и, прежде всего, к доллару. Ключевую роль в ограничении девальвационных и инфляционных процессов в стране оказало прекращение использования кредитов Национального банка для финансирования дефицита государственного бюджета.

      Инфляция  в Беларуси за 2005 год составит 8-8,5%, что соответствует прогнозным показателям. Об этом сообщил министр экономики  Беларуси Николай Зайченко, а за 2006 год снизилось до 8-9%. Что касается 2007 года, то инфляция составила 12,1%, начиная с января по май 2008 года – 6,%, а в 2009 году инфляция колебалась 10-12%.[10]

      На  сегодняшний день необходимости  в  жестких командных  мерах  нет. Правительство знает о проблемах белорусской экономики, в первую очередь, о дефиците инвестиций  в развитии, а также и кризиса в стране.

      Резко снизить темпы инфляции сейчас невозможно. Хотя  положительная процентная ставка по депозитам населения сохраняется, в  Национальном банке понимают, что кредитные ресурсы для коммерческих банков достаточно  дорогие.

      Стратегической задачей Нацбанка является выравнивание темпов  инфляции в Беларуси до темпов инфляции в России. Поэтому на сегодняшний день  видно, что курса белорусского  рубля выравнивается к российскому. Основная задача процентной политики Национального банк, является поддержание реальных процентных ставок  на денежно-кредитном рынке на положительном уровне. Как показал опыт, что подержание ставок на положительном уровне ведет к замедлению инфляционных ресурсов.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционное ругулирование