Инфляция и антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 08:20, курсовая работа

Описание работы

Существует множество определений такого явления как инфляция, но наиболее традиционное - переполнение каналов обращения избыточным количеством бумажных денег, не обеспеченным товарной массой.1 Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения бумажными деньгами нельзя считать полным.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ИНФЛЯЦИЯ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ.

1.1. Причины инфляции

1.2. Виды инфляции

1.3. Измерение инфляции

1.4. Инфляция и безработица. Кривая Филипса

1.5. Социально-экономические последствия инфляции

Глава 2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

2.1. Методы борьбы с инфляцией

2.2. Кредитно-денежная политика государства

2.3.Фискальная политика

2.4. Монетаризм

2.5. Особенности инфляции в России

2.6.Основные направления антиинфляционной политики в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 100.00 Кб (Скачать)

      Недостаточно  обоснованная дифференциация цен способствовала возникновению дефицитности одних  товаров и оседанию других в торговле и промышленности. Все это приводило  к спекуляции, развитию натурального обмена либо затовариванию. У производителей продукции не было стимулов повышать ее качество, снижать себестоимость. В эти годы осуществлялись огромная ежегодная уценка и списание товаров  в торговле (составляющие 1,5-2 млрд. руб.).

      Большую роль в разбалансированности хозяйства  сыграло проведение либерализации  хозяйственных отношений во всех отраслях экономики, включая банковскую и финансовую сферы, внешнеэкономическую  деятельность, валютные отношения, без  создания надлежащих правовых основ  и без учета большой внутренней и внешней задолженности государства.

      Расширение  самостоятельности предприятий, переход  к практике договорных цен и изменение  порядка расходования прибыли, которая  в значительной своей доле оставалась в распоряжении хозяйств, затем принятие закона о кооперации (которая быстро освоила технику обналичивания  безналичных средств) привели к  резкому увеличению в 1990 г. налично-денежной массы, значительно превышающей  товарное предложение. В дальнейшем, когда предприятиям была предоставлена свобода в выборе ассортимента выпускаемой продукции, порядка ее сбыта, а позже в выходе на внешний рынок, товарный дефицит стал тотальным.

      Особое  место в развитии инфляции занимает дефицит государственного бюджета. Радикальная экономическая реформа, начатая в 1985 году, предусматривала  ускоренное развитие производства на базе масштабных увеличений капитальных  вложений в машиностроение, за счет которого предполагалось обновить основные фонды и повысить эффективность  хозяйствования. Для этих целей активно  использовался бюджет, дефицит которого из года в год нарастал: с 47,8 млрд. руб. в 1986 г. до 150,0 млрд. руб. в 1991 г.

      Дефицитность  экономики в определенной степени  сбалансировалась огромными импортными поставками, которые стали возможны за счет интенсивной добычи и экспорта нефти, резкого увеличения цен на нее на мировом рынке. В то же время отсталая структура экспорта сделала внешнюю торговлю уязвимой для колебаний цен на нефть. Их падение повлекло за собой огромные потери для государственного бюджета.

      Сокращение  доходов государства было связано  не только со снижением поступлений  от экспорта энергоносителей, сокращением  импорта товаров народного потребления, с проведением антиалкогольной  политики. В то же время резко  увеличивались непредвиденные расходы  по ведению афганской войны, затраты, связанные с ликвидацией последствий  аварий в Чернобыле, Спитаке. Одновременно государство расширяло круг социальных льгот, включая повышение заработной платы, максимальных размеров пенсий и  т.д.

      Отрицательную роль в стабилизационных мероприятиях союзного правительства сыграл  ЦБ РФ, проводивший политику денежно-кредитной  экспансии, увеличивший почти в 2 раза выдачу наличных денег, бюджетных  кредитов российскому правительству. В результате в 2 раза увеличиваются  денежная масса и количество наличных денег. С этого момента государство фактически потеряло контроль за денежным оборотом и эмиссией денег.

2.6. Основные направления  антиинфляционной  политики в России.

     В мире накоплен богатый опыт форм и  методов антиинфляционной политики. Целью этой политики является создание таких условий функционирования рыночной системы, при которых инфляция была бы управляема, а ее уровень  – умеренным.21

В настоящее  время доминируют два варианта антиинфляционной политики.

1-ый  вариант предполагает максимальное  использование рыночных регуляторов:

  • введение свободных цен при ограниченности роста зарплаты;
  • поддержание плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты;
  • либерализация деятельности предприятий;
  • постепенное сокращение сферы экономической деятельности государства (ограничение деятельности государства проблемами бюджета, регулированием темпов прироста денежной массы в обращении);

2-ой  вариант состоит в более активном  вмешательстве государства в  экономические процессы:

  • регулирование внешней торговли и валютных операций;
  • стимулирование предпринимательства;
  • стимулирование накоплений населения;
  • развитие инфраструктуры рынка;
  • поддержка жизненно важных отраслей и производств;
  • замораживание роста цен и зарплаты;

Опыт  борьбы с инфляцией показывает, что.

  • необходимо осуществлять смешанные антиинфляционные программы, содержащие как монетаристского (1-ый вариант), так и немонетаристского характера (2-ой вариант);
  • целесообразно сочетание долговременных (стратегических) и краткосрочных (тактических) мер.

     Долгосрочные  меры (поддержка малого бизнеса и  предпринимательства, ослабление таможенных и иных барьеров, контроль и борьба с монополизмом и др.) неэффективны, если они не подкреплены работой  по гашению инфляционных ожиданий. Решение проблемы погашения инфляционных ожиданий лежит в достижении доверия  народа государственной политике. Для  этого правительство: разрабатывает  комплекс мер по антиинфляционному  регулированию, постоянно информирует  об их выполнении и результатах, добивается реализации поставленных задач по борьбе с инфляцией. В результате постоянного  соблюдения правительственных обещаний в течение продолжительного времени  у населения начинает появляться доверие к объявляемым очередным  правительственным мерам по обузданию  инфляции, срабатывает так называемый «эффект объявления».

     Все меры антиинфляционной стратегии должны быть подкреплены процессом стабилизации и развития производства. С этой целью государство обязательно  должно разработать политику стимулирования передовых научно-технических разработок, четко определить основные направления  структурной политики, проводить  политику поддержания инвестиционных вложений.

     Одновременное использование стратегических и  тактических мер (увеличение предложения  без изменения спроса и наоборот; разумная организация приватизации; единовременный массированный выброс потребительских товаров на рынок; увеличение процента по вкладам) в итоге  ведут к созданию условий для  достижения и поддержания низких темпов инфляции, не влияющих на развитие рыночной экономики.

     Экономика России находится в переходном периоде  от скрытой инфляции к открытому  ее виду. Как таковой инфляция, как  считают ученые, стала с 1992 года.22 За истекший период правительство России применяло различные варианты борьбы с инфляцией. В ходе реформ большое внимание уделено кредитно-денежной политике, уровень которой колебался от умеренного до жесткого. Это позволило подавить инфляция спроса и частично погасить инфляционные ожидания. Однако денежному ограничению слабо поддаются такие факторы, имеющие место в отечественной рыночной экономике, как: быстрорастущие цены на топливо и энергоресурсы; транспортные тарифы; структурные диспропорции; положение в сельском хозяйстве; разрыв хозяйственных связей; суровые природно-климатические условия; внешний и внутренний долг и т.д. В связи с этим первоначальный толчок росту цен дают не денежные, а производственные и рыночные факторы.

    Резкое  сжатие денежной массы, которое предприняло  правительство России по настоянию  МВФ, привело к снижению уровня инфляции, но одновременно и к кризисному сокращению производства, неплатежам, задержке выплаты  заработной платы. А это, в конечном счете, делает крайне неопределенным само замедление темпов инфляции.

    С целью разрешения денежного кризиса  в стране предпринимаются шаги по:

  • разработке эффективной и регулируемой государством инвестиционной политике с привлечением иностранных и репатриированных российских капиталов;
  • совершенствованию налоговой системы с акцентом на массу прибыли, рост производства товаров, прибылей и доходов населения;
  • совершенствованию платежно-расчетного механизма: использование кредитных карточек; выплата зарплаты через банкоматы и т.п.;
  • заключению межотраслевых отношений по тарифам и ценам;

Важной  составляющей антиинфляционной стратегии  в России является борьба с теневой  экономикой, коррупцией в органах  власти и организованной преступностью. Для чего в стране разработаны  и разрабатываются законы, регулирующие сферы рыночной экономики. Прежде всего, это касается финансового, фондового  и валютного рынков.

Значительные  усилия прилагаются по борьбе с «импортируемой»  инфляцией, прежде всего из США. Однако эта часть антиинфляционной стратегии  реализуется весьма медленными темпами.

     Правительству президента В. Путина удалось добиться значительных успехов в контроле за инфляцией. В 2003 г. Банк России достаточно последовательно проводил политику, направленную на снижение инфляции до 12—14% за год, что соответствует приросту объема ВВП примерно на 4—5%.

В 2004 г. он составил 14-15%, а в последующие годы - снизился до 8-10%.

Таблица 1.23

  Инфляция  за  месяц
2007 год 2008 год 2009 год
январь 1,7 2,3 2,4
февраль 1,1 1,2 1, 7
март 0,6 1,2 1,3
апрель 0,6 1,4 0,7
май 0,6 1,4 0,6
июнь 1,0 1,0 0,6
июль 0,9 0,5 0,6
август 0,1 0,4 0,0
сентябрь 0,8 0,8 0,0
октябрь 1,6 0,9 0,0
ноябрь 1,2 0,8 0,3
декабрь 1,1 0,7 0,4
В целом  за год

(декабрь  к декабрю)

 
11,9
 
13,3
 
8,8
 

     Умеренные темпы инфляции способствуют увеличению благосостояния населения и компаний.

     В целом необходимо отметить, правительство  Российской Федерации проводит большую  работу по борьбе с инфляцией, используя  накопленный опыт мировой практики. Тем не менее, рассмотренные выше особенности российской действительности вносят существенные изменения в  предполагаемые результаты антиинфляционных мер. Без своевременной, постоянной и умелой адаптации к условиям России, опыта мировой теории и  практики на значительные успехи борьбы с инфляцией рассчитывать не приходиться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, мы понимаем, что инфляция - это сложный многопрофильный  процесс, имеющий не только серьезные  экономические, но и социальные последствия. Инфляция в настоящее время в  той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней, с целью ее снижения требует  больших сил и материальных затрат.

     Бороться  с инфляцией необходимо только в  случае, если её темпы превышают  умеренные (до 10% в год). Существует 2 основных метода борьбы с инфляцией: денежные реформы и антиинфляционная политика. Но, как подтверждает практика, ни одно их них не идеально. Для эффективной  борьбы с инфляцией необходимо разумное сочетание двух этих методов. В настоящее  время экономисты всего мира ведут  поиск новых, альтернативных направлений  антиинфляционной политики.

     В России применялись малоэффективные  антиинфляционные методы, потерпевшие  фиаско.

     В настоящее время наметившийся с  конца 1998г. поворот к государственному регулированию экономики даёт надежду «усмирения» инфляционных процессов и предотвращения её тяжких последствий.

     Антиинфляционная  политика эффективна, если не вызывает негативных последствий. Она должна быть основана на системном подходе  и ответственности за приведение её в жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Маленьков Б.И. Экономическая теория. Курс лекций. -М.: Изд-во Ивановский государственный университет,2008.-391с.
  2. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. -М.:Изд-во «АСА», Киров, 1995.-624с.
  3. Бабаев Б.Д. Экономика-4-е изд., перераб. и доп. – М.: Иваново- Москва- Тверь, 2002.-475с.
  4. Видяпина В.Н. Экономическая теория(политэкономия).-М.:ИНФРА-М,1999.-560с.
  5. Деньги, кредит, банки.: Учебник/Под ред. Лаврушина О. И.-М.:Финансы и статистика,2002.-256с.
  6. Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. М.: Москва. Финансы и статистика. 2000г.
  7. Сапир Ж. Проблемы прогнозирования//Каким должен бать уровень инфляции,-2006.-№3.
  8. Усов. Деньги. Денежное обращение. Инфляция.:Учебник для ВУЗов-М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.-544с.
  9. Маконнелл К., Брю С. Экономикс. М.:Республика, 1992,Т.1,2.
  10. Самуэльсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1997.
  11. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001.
  12. Баранова Е. Антиинфляционная политика стран ЕС в условиях становления единой валюты.//Российский экономический журнал.1999.-№11-12.
  13. Пашковский  В. Предпосылки и последствия инфляционных процессов в России.//Общество и экономика.2000.-№1.
  14. Дерябин А. А. Система ценообразования и финансов: пути совершенствования. 1989.
  15. Андрианов В. Инфляция: основные  виды и методы регулирования//Экономист.2006.-№6.
  16. Рафикова Н. Методы оценки уровня инфляции и учета ее влияния на себестоимость. продукции и затраты производства.//Вопросы статистики.1999.-№11.
  17. Ольшевский  В. Теория инфляции в России: исторический аспект//Вопросы экономики.2006.-№1.
  18. Рогова О.Л. Антиинфляционный синдром бюджетной и денежно-кредитной политики//ЭКО.2007.-№1.
  19. Булатов А.С. Экономика.-М.: Москва.Изд-во: Юристъ. 2000
  20. Николаева И. П. Экономическая теория. :Учебник.- М.:Финстатинформ,1997.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика государства