Инфляция и антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 08:20, курсовая работа

Описание работы

Существует множество определений такого явления как инфляция, но наиболее традиционное - переполнение каналов обращения избыточным количеством бумажных денег, не обеспеченным товарной массой.1 Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения бумажными деньгами нельзя считать полным.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ИНФЛЯЦИЯ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ.

1.1. Причины инфляции

1.2. Виды инфляции

1.3. Измерение инфляции

1.4. Инфляция и безработица. Кривая Филипса

1.5. Социально-экономические последствия инфляции

Глава 2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

2.1. Методы борьбы с инфляцией

2.2. Кредитно-денежная политика государства

2.3.Фискальная политика

2.4. Монетаризм

2.5. Особенности инфляции в России

2.6.Основные направления антиинфляционной политики в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 100.00 Кб (Скачать)

    • Обязательные резервы –  это та часть суммы  депозитов,  которую коммерческие банки обязаны  хранить в виде беспроцентных  вкладов в центральном банке.  Чем норма выше, тем меньше  кредитов могут предоставлять  коммерческие банки, и это ограничивает  количество находящихся в обращении  денег. Снижение нормы резервов  действует в обратном направлении. 

    • Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

    • Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Получило в последние 5-6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся). Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

      Денежную  эмиссию Центральный банк осуществляет через приобретение каких-либо уже  функционирующих в экономике  активов. В связи с этим можно  выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:

1. Валютный канал эмиссии. Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.

2. Фондовый канал эмиссии. Этот канал активно используется в некоторых странах, например в Японии и Германии. Правительство выпускает и размещает облигации займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы ЦБ,  который обменивает их на деньги.

3. ЦБ РФ непосредственно кредитует коммерческие банки или гибко управляет их ликвидностью. Данный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка.

      Монетарные  методы воздействия на инфляцию могут  быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда  изменение денежного предложения  затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение  несоответствия между денежной и  товарной массами,  расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной  политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики») можно, главным образом монетарными  методами, воздействующими на экономику  в целом в основном путем сжатия денежного предложения.

2.3.Фискальная  политика.

      Фискальная  политика –  это  манипулированием  государственным  бюджетом(правительственными расходами и налогообложением) для  достижения  выдвинутых целей увеличения производства и занятости или  снижения инфляции. 17

      Рассмотрим  дискреционную сдерживающую фискальную политику, под  которой понимается  сознательное  манипулирование  налогами   и   правительственными расходами  с  целью  контроля  над  инфляцией.  Она  включает  в  себя:

  1. Уменьшение правительственных расходов
  2. Увеличение налогов
  3. Сочетание  1 и 2

      Во  всех  этих   случаях   наблюдается   сокращение равновесного чистого национального  продукта.

      Либеральные экономисты, которые  считают,  что  государственный  сектор должен  быть  расширен,  для   того   чтобы   компенсировать   разнообразные  погрешности рыночной системы,  могут  рекомендовать  ограничение  совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов.  Консервативные экономисты,  считающие,  что  государственный  сектор   излишне   раздут   и неэффективен, могут выступать  за сокращение  совокупных  расходов  в  период роста  инфляции  за  счет  сокращения  государственных  расходов.   Активная фискальная  политика,  направленная   на   стабилизацию   экономики,   может опираться как на  расширяющийся,  так  и  на  сокращающийся  государственный  сектор.  В  некоторой  степени  необходимые  изменения  в  относительные  уровни государственных  расходов  и  налогов  вводятся   автоматически.   Эта   так называемая  автоматическая,  или  встроенная  стабильность  не  включена   в рассмотрение дискреционной фискальной политики.18

      Если  налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и  ЧНП, то бюджетные излишки, которые  имеют тенденцию  автоматически  появляться  во время экономических  подъемов,  будут  содействовать  преодолению  возможной инфляции.

      Автоматическая  фискальная политика.

      Тот  тип  фискальной   политики   -   изменение   заказов,   касающихся государственных закупок  и заказов, структуры налогообложения  и  трансфертных платежей с целью  повышения  или  понижения  совокупного  спроса,  называется дискреционной  налогово-бюджетной политикой. Однако на практике  уровень  государственных  заказов,  так  же  как  и уровень  чистых налогов, может  измениться  даже  при  отсутствии  каких-либо изменений в законах, их регулирующих.  Это  происходит  потому,  что  многие законы,  касающиеся  структуры  налогообложения  и   затратных   механизмов, составлены таким образом, что параметры  фискальной  политики  автоматически изменяются   при   перемене   экономических   условий.    Такие    изменения государственных закупок и  заказов  и  чистых  налогов,  которые  называются автоматической  налогово-бюджетной  политикой,  наиболее  тесно  связаны   с изменениями реального объема производства товаров  и  услуг,  уровня  цен  и процентных ставок.

      Изменения  реального  объема  производства.  Уровень  реального  объема производства – один из базовых экономических  параметров –  в  данном  случае приобретает  особую  важность,  ибо  воздействует  как   на   доходную   (от поступления  налогов),  так  и  на  расходную  части   бюджета.   Увеличение реального  объема производства  повышает  реальные  доходы  от  всех  главных источников налоговых поступлений, включая  подоходные налоги , отчисления  на социальное страхование, налоги на прибыли  корпораций, с продаж и с  оборота. В то же время увеличение реального  объема  производства  сокращает  реальные расходы правительства  на трансфертные платежи. В основном это происходит  за счет того, что  увеличение реального объема производства естественно  снижает безработицу. Учитывая оба эти обстоятельства, можно считать, что  увеличение реального  национального продукта сокращает  дефицит государственного  бюджета  как в реальном, так и в номинальном  его измерении.

      Изменения уровня цен. Повышение уровня цен  также  воздействует  на  обе  части государственного  бюджета  –  доходную  и  расходную.  При  неизменном уровне реального  объема производства повышение цен  увеличивает  номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Там, где  налоговые  ставки не индексируются, т.е. не  изменяются  автоматически  при  изменении  темпов инфляции, инфляция  также  может  вызвать  увеличение  доходов  от  налогов. (Классический пример  –  федеральный  подоходный  налог.  Однако  подоходные налоги  в  экономической  практике  США  ныне  индексируются  и  не  ложатся дополнительным  бременем  на  плечи  налогоплательщиков).  В  то  же   время повышение  уровня  цен  увеличивает  номинальные  расходы.  Это   происходит тчасти потому, что большинство трансфертных  программ  не  индексированы  в зависимости от роста стоимости жизни, отчасти – так как  инфляция  поднимает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в  рамках госзаказа. Заметим, что некоторые виды  государственных  закупок  «проходят» по статьям бюджета в номинальной величине. Такое положение вещей приводит  к тому, что номинальное увеличение  расходов  будет  меньше  необходимого  при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся. Если все статьи бюджета индексируются , то повышение уровня  цен  никак не влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На  практике  бюджет индексирован  далеко  не  полностью,  вследствие  чего  номинальные  размеры налогов как в абсолютном, так и в процентном отношении растут  быстрее,  чем номинальные  величины  государственных  закупок  и  затрат.  Таким  образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный  объем дефицита государственного бюджета, а в реальных  переменных  это  сокращение еще более значительно.

      Изменение  процентных  ставок.  Рост  номинальных   процентных   ставок увеличивает  реальные  расходы  на  погашение  государственного  долга.  Это  увеличение лишь  частично  компенсируется  увеличением  номинальных  доходов  государственных органов от повышения  норм  процента  и  банковских  учетных ставок. Так что в целом  повышение номинальных процентных ставок  увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный  дефицит.

      Автоматическая  стабилизация. Существует ситуация, когда  в экономической системе наблюдается  оживление, реальный  объем  производства  увеличивается, уровень цен растет,  а  безработица  сокращается.  Каждое  из  этих  явлений приводит к пополнению государственного бюджета  в  реальном  исчислении,  то есть  к увеличению прямых  поступлений,  сокращению  выплат  и  трансфертов, либо к обоим  этим процессам одновременно.  Какие  бы  вопросы  формирования государственного  бюджета  мы  ни  рассматривали,  заложенные  в   налогово-бюджетной политике механизмы всегда направлены  на  сдерживание  совокупного спроса во время оживления и подъема  экономики.  Наоборот,  при  наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства  замедляются, и возрастает безработица. При  этом  темпы  инфляции  снижаются,  даже  если сокращение  деловой  активности  недостаточно   масштабно,   чтобы   вызвать значительное  снижение   уровня    цен.   Посему   во   время   рецессии   и экономического спада реальный дефицит государственного бюджета возрастает.

      Поскольку встроенные в  налогово-бюджетную  систему  механизмы  обязаны компенсировать изменения в  общем  объеме  и  структуре  плановых  затрат  и инвестиций, такие бюджетные  составляющие, как подоходные  налоги  и  выплата пособий  по  безработице  называются  автоматическими  стабилизаторами.  Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической  системы  на  изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.

      Проблемы  фискальной политики:

1. Временной  лаг распознавания. Проходит  некоторый  промежуток  времени   между началом инфляции и тем  моментом, когда происходит сознание  этого факта.

2. Административная  задержка.  Колеса  правительства   часто  крутятся  довольно медленно.

3.Функциональное  запаздывание. Имеет место временной  лаг между  тем  моментом, когда принимается решение о  фискальных мерах, и  временем,  когда  эти  меры начнут  оказывать воздействие на уровень  цен.

4. Политические  проблемы.  Фискальная  политика  формируется  на  политической  арене, и это в значительной  степени осложняет  ее  использование   для  целей стабилизации экономики.

5. Эффект  вытеснения некоторых инвестиционных  капиталов на денежном рынке.

6. Эффект  чистого экспорта. Сокращая внутреннюю  ставку  процента  сдерживающа  фискальная политика имеет тенденцию  увеличивать чистый экспорт.  Результатом этого  является  снизившийся   внешний   спрос   на   национальную   валюту, обесценение  этой  валюты  и,  следовательно,  увеличение  чистого  экспорта.

2.4. Монетарная политика.

     Монетарная  политика - инструмент, при помощи которого правительства стараются воздействовать на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу. 19Монетарная политика - один из четырех основных макроэкономических инструментов, опирающийся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и, соответственно, на ставку процента, а через нее на инвестиции и реальный ВВП.

Различают три основных составляющих монетарной политики:

- эмиссия  новых денег;

- прямой  контроль над массой денег  в денежном секторе;

- операции  на открытом рынке.

      Монетаристский  подход состоит в том, что рынки  в достаточной мере конкурентны  и что система рыночной конкуренции  обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы  являются сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается  неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику.

      Монетаристы видят в денежном предложении  единственный фактор, определяющий уровень  производства, занятости и цен. Теоретические  рассуждения монетаристов проистекают  из того, что расширение денежного  предложения повышает спрос на все  виды активов, а также на текущий  объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме  того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной –  в том смысле, что ее колебания  невелики и она не изменяется в  ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Значит, изменения  денежного предложения оказывает  предсказуемое воздействие на уровень номинального ЧНП.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика государства