Характеристики внешней и внутренней среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть воздействие маркетинговой среды на развитие предприятия.
Задачи курсовой работы следующие:
1. Рассмотреть факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность фирмы;
2. Представить краткую характеристику деятельности предприятия;
3. Выразить оценку воздействия факторов макросреды на деятельность предприятия;

Содержание

Глава 1 Характеристики внешней и внутренней среды предприятия
Внешняя среда
Характеристики внешней среды
Внутренняя среда
Характеристика внутренней среды
Заключение 1 главы
Глава 2 Микро- и макросреда предприятия, влияние их основных факторов на деятельность предприятия
2.1 Основные факторы микросреды
2.1.1 Предприятие
2.1.2 Поставщики
2.1.3 Маркетинговые посредники
2.1.4 Клиенты
2.1.5 Конкуренты
2.1.6 Контактные аудитории
2.2 Основные факторы макросреды
2.2.1 Демографическая среда
2.2.2 Экономическая среда
2.2.3 Природная среда (Экологические факторы)
2.2.4 Научно-техническая среда
2.2.5 Политическая среда
2.2.6 Культурная среда
2.2.7 Международная среда
Заключение 2 главы
Глава 3 Влияние факторов внешней среды на деятельность предприятия на примере ОАО «Татнефть»
3.1 Общие сведения об организации
3.2 Место компании в отрасли
3.3 Влияние микро- и макро среды на предприятие
Заключение
Список использованной литературы и ресурсов Интернета

Работа содержит 1 файл

курсовой по экономике.docx

— 44.26 Кб (Скачать)

     Дефицит некоторых видов сырья. Например, серьезная проблема возникает в  связи с истощением таких невозобновляемых ресурсов, как нефть, каменный уголь  и другие полезные ископаемые, а  также с использованием возобновляемых ресурсов, таких как лес и др.

     Удорожание  энергии. Самая серьезная проблема обеспечения экономического развития в будущем возникла в связи  с одним из невозобновляемых видов  природных ресурсов - нефтью. Экономика  ведущих промышленно развитых стран  мира во многом зависит от поставок нефти, и до тех пор, пока не будут  найдены экономически выгодные заменители этого энергоносителя, нефть будет  продолжать играть доминирующую роль в мировой политике и экономике.

     Рост  загрязнения среды. Промышленная деятельность почти всегда наносит вред состоянию  природной среды (отходы химических и ядерных производств, опасный уровень содержания ртути в водах морей и океанов, содержание химических загрязнителей в почве и продуктах питания, а также засорение среды бутылками, изделиями из пластмасс и прочими упаковочными материалами, не поддающимися биохимическому разложению и др.). 

     2.2.4 Научно-техническая  среда

     Научно-технический  прогресс играет определяющую роль в  развитии и интенсификации промышленного  производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические  разработки, создание образцов новой  техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение  новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической  базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.

     Техническая и прикладная наука оказалась, пожалуй, наиболее драматичной силой, определяющей людские судьбы. Научно-технический  комплекс породил такие чудеса, как  пенициллин, операции на открытом сердце. Он же одарил мир и такими ужасами, как водородная бомба, нервнопаралитический газ, автомат. Породил он и такие противоречивые блага, как автомобиль, телевидение. Отношение к научно-техническому комплексу зависит от того, восхищается ли человек его чудесами или скорее поражается его грубыми промахами. Любое научно-техническое новшество чревато крупными долговременными последствиями, которые не всегда удается предвидеть. Фирмы должны внимательно следить за ведущими тенденциями в рамках научно-технического комплекса. 
 
 

     2.2.5 Политическая среда

     На  производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются  события, происходящие в политической среде. Эта среда слагается из правовых уложений, государственных  учреждений и влиятельных групп  общественности, которые оказывают  влияние на различные организации  и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли. 
 
 

     2.2.6 Культурная среда

     Люди  растут в конкретном обществе, которое  формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осознавая  того, они воспринимают мировоззрение, определяющее их отношение к самим  себе и взаимоотношения друг с  другом. На принятии маркетинговых  решений могут сказаться следующие  особенности культурного уклада:

     Стойкая приверженность основным традиционным культурным ценностям. В рамках конкретного  общества люди придерживаются множества  взглядов и ценностей. Для основных взглядов и ценностей характерна высокая степень устойчивости. Основные традиционные взгляды и ценности передаются от родителей к детям  и подкрепляются деятельностью  основных институтов общества - законами, церковью, системой предпринимательства  и государственной властью. Второстепенные верования и ценности подвержены изменчивости в большей степени. У занимающихся маркетингом есть некоторые шансы добиться изменения  вторичных ценностей, но почти никаких  шансов добиться изменения первичных.

     Субкультуры в рамках единой культуры. В любом  обществе существуют субкультуры, т.е. группы людей с общими системами  ценностей, возникших в результате общности их жизненного опыта или  обстоятельств. Деятель рынка может  выбрать ту или иную субкультуру  в качестве целевого рынка, основываясь  на нуждах и характеристиках покупательского  поведения ее сторонников.

     Временные изменения вторичных культурных ценностей. Несмотря на значительную стабильность первичных ценностей, в культурной среде все же происходят изменения. Подумайте, какое воздействие оказали, скажем, хиппи, «Битлс», Элвис Пресли и прочие герои культурной сферы  на прически, манеру одеваться и  отношения молодежи к вопросам пола. Деятели рынка кровно заинтересованы в предугадывании культурных сдвигов  для своевременного выявления новых  маркетинговых возможностей. Основные культурные ценности общества находят  выражение в отношениях людей  к самим себе, к другим, к бытующим в обществе институтам, обществу в  целом, природе и мирозданию. 

     2.2.7 Международная среда

     Если  ранее считалось, что международная  среда является объектом внимания только тех организаций, которые работают на экспорт, то теперь изменения в  мировом сообществе затрагивают  практически все предприятия. В  современном мире присутствует тенденция  глобализации рынка. Это значит, что  стираются границы между бизнесом в различных странах, развиваются  транснациональные корпорации, все  большее влияние имеют международные  экономические и политические организации.

     Руководство фирм, действующих на международном  рынке, должно постоянно оценивать  и контролировать изменения в  этой среде. В последние годы усилилась  конкуренция со стороны иностранных  фирм на российском рынке и опасность  вытеснения российских производителей иностранными.

     В этой среде действуют международные  факторы, к которым можно отнести  интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара  и евро на мировом рынке, рост экономической  мощи отдельных государств, становление  международной финансовой системы, более низкие издержки ведения бизнеса  за границей, стремление уйти от торговых ограничений внутри страны, а также  инвестиционные и производственные возможности других стран, открытие новых крупных рынков и др., оказывают  влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

     Международные деловые операции отличаются исключительным разнообразием. Различия между операциями связаны, в первую очередь, с тем, что именно пересекает государственную  границу (товар, услуга, информация, фактор производства). Не менее важно, как  именно осуществляются управленческие воздействия на деловые операции за рубежом (пассивное воздействие, через независимых партнеров, посредством  владения зарубежными предприятиями).

     Эффективное управление разнообразными международными деловыми операциями очевидно требует  использования некоторой их классификации. Разные авторы предлагают огромное множество  классификаций международных деловых  операций (в прежней отечественной  терминологии - форм внешнеэкономической  деятельности). По мнению А.Г. Медведева, первым уровнем классификации могут  служить следующие три класса операций:

     = международные коммерческие операции;

     = операции международного научно-производственного  сотрудничества;

     = операции в рамках международной  институциональной интеграции.

     Международный менеджер, вовлеченный в процесс  принятия решения об осуществлении  тех или иных деловых операций, использует часто различные приемы при подготовке решения и осуществлении этих операций. В частности, могут различаться:

     = способы ведения контрактной  работы (конъюнктурные исследования, характер ведения переговоров  с зарубежными партнерами и  др.);

     = способы экономической оценки  целесообразности осуществления  операций (методические приемы проведения  финансовых обоснований, оформления  кредитных заявок и т. д.);

     = характер формируемых организационных  структур, уровень бюрократизма, степень  централизации (или децентрализации)  управления и ответственности  локальных менеджеров. 

     Заключение  к 2 главе 

     В целом всю внешнюю среду можно  охарактеризовать следующим образом.

     Существует  взаимосвязь факторов среды или  сила воздействия, с которой изменение  одного фактора будет действовать  на другие.

     Среда представлена большим количеством  разнообразных факторов, влияющих на организацию, что показывает ее сложность.

     Среда характеризуется большой степенью изменчивости или подвижности.

     Большое количество факторов и их изменчивость приводят к тому, что теряется точность информации о процессах, происходящих в среде, что повышает неопределенность среды и усложняет процесс  принятия решений.

     Глава 3 Влияние факторов внешней среды  на деятельность предприятия на примере  ОАО «Татнефть» 
 
 
 

     3.1 Общие сведения  об организации 

     Компания  «Татнефть» – одна из крупнейших в  нефтегазовом комплексе России. Основная деятельность компании «Татнефть» осуществляется на территории Российской Федерации. Компания является холдинговой структурой, в  состав которой входят нефтегазодобывающие  управления, нефтегазоперерабатывающие, нефтехимические предприятия, а  также предприятия и сервисные  производства, реализующие нефть, продукты нефтегазо-переработки и нефтехимии. Ежегодный объем добычи нефти  Компанией составляет более 25 миллионов  тонн, газа – более 700 миллионов м3. Одним из основных приоритетов Компании является охрана окружающей среды и  обеспечение производственной и промышленной безопасности. Важнейшей составляющей деятельности Компании «Татнефть» является совершенствование и разработка новых методов нефтедобычи. Развитие прогрессивных наукоемких технологий, а также увеличение объемов и видов предоставляемых высокотехнологичных производственных услуг укрепляет инновационный потенциал Компании и обеспечивает одно из значимых конкурентных преимуществ ОАО «Татнефть» в отрасли. Уставный капитал "Татнефти" составляет 2 млрд. 326 млн. 199 тыс. 200 руб. и разделен на 2 млрд. 178 млн 690 тыс. 700 обыкновенных и 147 млн 508 тыс. 500 привилегированных акций номиналом 1 руб. номинальными держателями акций "Татнефти" являются ОАО "Центральный депозитарий Республики Татарстан" (33,5956%), ИНГ Банк (Евразия)/ИНГ Депозитарий (23,5082%), ЗАО "Депозитарно-клиринговая компания" (22,9939%), ЗАО "Райффайзенбанк Австрия" (6,4%). 
 
 
 
 

     3.2 Место компании  в отрасли 

     Окружением  Компании по сегментам нефтяного  бизнеса являются ведущие российские нефтяные компании, осуществляющие свою деятельность в России: ОАО «ЛУКойл», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Сибнефть», ОАО «ТНК-ВР» и другие. В нефтехимическом  секторе компания конкурирует нарынках шин России и СНГ, главным образом  с другими российскими производителями  шин, такими как ярославский, омский («Сибур»), воронежский («Амтел») заводы.

     К факторам, обеспечивающим высокую конкурентоспособность, относятся:

     развитие  собственных нефтегазоперерабатывающих  и нефтехимических производств

     применение  прогрессивных технологий, обеспечивающих рентабельность разработки запасов  и высокий уровень нефтеотдачи  месторождений ОАО «Татнефть» при  сохранении конкурентоспособного уровня затрат

     наличие в структуре холдинговой компаний сервисных подразделений, занимающихся геологоразведкой, бурением, строительством скважин, транспортным обеспечением, машиностроением и научными исследованиями, что повышает эффективность управления и контроль над капитальными и операционными затратами. 

     3.3 Влияние микро-  и макро среды  на предприятие 

     Изучение  непосредственного окружения предприятия  направлено на анализ состояния тех  составляющих внешней среды, с которыми оно находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что предприятие может оказывать  существенное влияние на характер и  содержание этого взаимодействия, тем  самым оно может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз его дальнейшему существованию.

     ОАО "Татнефть" - шестая по объему добычи нефтяная компания в РФ. Организация  является одной из крупнейших нефтедобывающих  компаний России. Объемы добычи компании достаточно стабильны. По итогам 2007 года доля компании составила 5.2% всей добытой  в стране нефти или 25736 тыс. т. ОАО  «Татнефть» является вертикально-интегрированной  компанией. В состав холдинга входят нефтегазодобывающий комплекс, нефтегазоперерабатывающие  и нефтехимические предприятия, сбытовые, банковские, страховые и  сервисные компании. Основным направлением деятельности Татнефти является добыча нефти. Кроме того, компания занимается геологоразведочными работами, переработкой нефти, сервисным обслуживанием нефтедобывающего производства, реализовывает нефтепродукты через собственную сеть из более 560 автозаправочных станций и комплексов в России и на Украине, выпускает металлопластмассовые трубы, автомобильные шины, синтетические моторные масла, и другую продукцию. В рейтинге «Ведущие предприятия РФ», подготовленным РА АК&M по итогам 2006 года, Татнефть занимает 18 место. Компания поддерживает свободную конкуренцию и предпринимательство, проводит справедливую открытую политику в отношении конкурентов, руководствуясь законами, регулирующим конкуренцию, и, в частности, антимонопольным законодательством.

Информация о работе Характеристики внешней и внутренней среды предприятия