Характеристики внешней и внутренней среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть воздействие маркетинговой среды на развитие предприятия.
Задачи курсовой работы следующие:
1. Рассмотреть факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность фирмы;
2. Представить краткую характеристику деятельности предприятия;
3. Выразить оценку воздействия факторов макросреды на деятельность предприятия;

Содержание

Глава 1 Характеристики внешней и внутренней среды предприятия
Внешняя среда
Характеристики внешней среды
Внутренняя среда
Характеристика внутренней среды
Заключение 1 главы
Глава 2 Микро- и макросреда предприятия, влияние их основных факторов на деятельность предприятия
2.1 Основные факторы микросреды
2.1.1 Предприятие
2.1.2 Поставщики
2.1.3 Маркетинговые посредники
2.1.4 Клиенты
2.1.5 Конкуренты
2.1.6 Контактные аудитории
2.2 Основные факторы макросреды
2.2.1 Демографическая среда
2.2.2 Экономическая среда
2.2.3 Природная среда (Экологические факторы)
2.2.4 Научно-техническая среда
2.2.5 Политическая среда
2.2.6 Культурная среда
2.2.7 Международная среда
Заключение 2 главы
Глава 3 Влияние факторов внешней среды на деятельность предприятия на примере ОАО «Татнефть»
3.1 Общие сведения об организации
3.2 Место компании в отрасли
3.3 Влияние микро- и макро среды на предприятие
Заключение
Список использованной литературы и ресурсов Интернета

Работа содержит 1 файл

курсовой по экономике.docx

— 44.26 Кб (Скачать)

     Предприятие

     При разработке маркетинговых планов руководители службы маркетинга должны учитывать  интересы прочих групп внутри самого предприятия: высшее руководство, финансовая служба, служба НИОКР, служба материально-технического снабжения, производство, бухгалтерия  и т.д. Для разработчиков маркетинговых  планов все эти группы как раз  и составляют его микросреду. 

     Поставщики

     Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, деловые организации и отдельные  лица, обеспечивающие предприятию и  его конкурентов материальными  ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг. События  в «среде поставщиков» могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность предприятия. Нехватка тех или иных материалов, забастовки и прочие события  могут нарушить регулярность поставок и график отгрузки товаров заказчикам. В краткосрочном плане будут  упущены возможности сбыта, а  в долгосрочном - подорвано благорасположение  к фирме со стороны ее клиентуры. 

     2.1.3 Маркетинговые посредники

     Маркетинговые посредники - это организации, помогающие предприятию в продвижении, сбыте  и распространении его товаров  среди клиентов. К ним относятся  торговые посредники, фирмы-специалисты  по организации товародвижения, агентства  по оказанию маркетинговых услуг  и кредитно-финансовые учреждения.

     Торговые  посредники - это деловые организации, помогающие предприятию подыскивать  клиентов и/или непосредственно  продавать им его товары. Торговые посредники могут обеспечить удобство места, времени и процедуры приобретения товара заказчикам с меньшими издержками, чем смогло бы это сделать само предприятие. Удобство места создается  торговыми посредниками путем накопления запасов товаров в местах нахождения самих клиентов. Удобство времени  создается за счет экспонирования и  обеспечения наличия товаров  в периоды, когда потребители  хотят покупать их. Удобство процедуры  приобретения заключается в продаже  товара с одновременной передачей  права владения им.

     Фирмы-специалисты  по организации товародвижения помогают предприятию создавать запасы своих  изделий и продвигать их от места  производства до места назначения. Склады - это предприятия, обеспечивающие накопление и сохранность товаров  на пути к их очередному месту назначения. В число транспортных фирм входят железные дороги, организации автотранспортных перевозок, авиалинии, грузовой водный транспорт и прочие грузообработчики, перемещающие товары из одного места  в другое.

     Агентства по оказанию маркетинговых услуг - фирмы  маркетинговых исследований, рекламные  агентства, организации средств  рекламы и консультационные фирмы  по маркетингу - помогают компании точнее нацеливать и продвигать ее товары на подходящие для них рынки. 

     К числу кредитно-финансовых учреждений относятся банки, кредитные, страховые  компании и прочие организации, помогающие предприятию финансировать сделки и/или страховать себя от риска в  связи с покупкой или продажей товаров. Большинство компаний и  клиентов не могут обойтись без помощи кредитно-финансовых учреждений при  финансировании своих сделок. Серьезное  влияние на эффективность маркетинговой  деятельности компании могут оказать  повышение стоимости кредита  и/или сокращение возможностей кредитования. С учетом этого компании необходимо наладить прочные связи с наиболее важными для нее кредитно-финансовыми  учреждениями. 

     2.1.4 Клиенты

     Предприятию необходимо тщательно изучать своих  клиентов. Оно может выступать  на пяти типах рынков:

     Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для  личного потребления.

     Рынок производителей - организации, приобретающие  продукцию производственно-технического назначения.

     Рынок промежуточных продавцов - организации, приобретающие товары и услуги для  последующей перепродажи их с  прибылью для себя.

     Рынок государственных учреждений - государственные  организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров  и услуг тем, кто в них нуждается (оптовые покупатели продукции для  государственных нужд).

     Международный рынок - покупатели за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов и государственные  учреждения.

     2.1.5 Конкуренты

     Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение  наивысшей прибыли. Предприятиям для  производства конкурентоспособной  продукции необходимо постоянно  изучать своих конкурентов, разрабатывать  и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.

     Любая организация сталкивается с множеством разнообразных конкурентов:

     Функциональные  конкуренты, т.е. желания, которые потребитель, возможно, захочет удовлетворить (купить транспортное средство или стереосистему).

     Товарно-родовые  конкуренты, т.е. другие основные способы  удовлетворения какого-либо конкретного  желания (купить мотоцикл или велосипед).

     Товарно-видовые  конкуренты, т.е. прочие разновидности  того же товара, способные удовлетворить  конкретное желание покупателя (купить трехскоростной или пятискоростной велосипед).

     Предметные  конкуренты, различные марки одного и того же товара.

     Современные исследователи выделяют три уровня конкуренции:

     Уровень ключевых компетенций - возможность  создавать новые виды бизнеса  за счет творческого комбинирования навыков и умений (технологии + обучение + распространение информации).

     Уровень ключевых продуктов - возможность быть лидером в разработке новых функциональных характеристик и в скорости разработки продукции.

     Уровень готовых продуктов - конкуренция  по цене, издержкам и ощутимому  качеству (показателям функционирования), борьба за рыночную долю на сложившемся  рынке.

     Способность быть стабильно в чем-то лучше  конкурентов в глазах потребителя  называют конкурентным преимуществом. Различают:

     Преимущества  низкого порядка: дешевая рабочая  сила, дешевые материальные ресурсы, дешевые здания и оборудование, дешевые  финансовые ресурсы, льготно низкие цены приобретения товара для перепродажи  и др.

     Преимущества  высокого порядка: уникальная продукция, уникальная технология, уникальные специалисты, уникальные связи, уникальные ресурсы, знаменитый бренд. 

     2.1.6 Контактные аудитории

     В состав маркетинговой среды входят и различные контактные аудитории  предприятия. Контактные аудитории - это  организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к  предприятию или оказывающие  влияние на его способность достигать  поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации). Контактная аудитория может либо способствовать, либо противодействовать усилиям фирмы по обслуживанию рынков.

     Благотворная  аудитория - группа, интерес которой  к фирме носит очень благотворный характер (например, жертвователи).

     Искомая аудитория - та, чьей заинтересованности фирма ищет, но не всегда находит (например, средства массовой информации).

     Нежелательная аудитория - группа, интереса которой  фирма старается не привлекать, но вынуждена считаться с ним, если он проявляется (например, гринпис).

     Любая организация действует в окружении  контактных аудиторий семи типов:

     Финансовые  круги. Оказывают влияние на способность  предприятия обеспечивать себя капиталом. Основными контактными аудиториями  финансовой сферы являются банки, инвестиционные компании, акционеры.

     Контактные  аудитории средств информации: организации, распространяющие новости, статьи и  редакционные комментарии. В первую очередь это газеты, журналы, радиостанции и телецентры.

     Контактные  аудитории государственных учреждений. Руководство должно обязательно  учитывать все, что происходит в  государственной сфере.

     Гражданские группы действий. Маркетинговые решения, принятые предприятием, могут вызвать  вопросы со стороны организаций  потребителей, групп защитников окружающей среды, представителей национальных меньшинств и т.п.

     Местные контактные аудитории. Любая организация  имеет дело с местными контактными  аудиториями, такими, как окрестные  жители и общинные организации.

     Широкая публика. Предприятию необходимо придирчиво следить за отношением широкой публики  к своим товарам и своей  деятельности. И хотя широкая публика  не выступает по отношению к фирме  в виде организованной силы, образ  фирмы в глазах публики сказывается  на ее коммерческой деятельности.

     Внутренние  контактные аудитории. К внутренним контактным аудиториям организации  относятся ее собственные рабочие  и служащие, добровольные помощники, управляющие, члены совета директоров. Когда рабочие и служащие хорошо настроены по отношению к собственному предприятию, их позитивное отношение  распространяется и на другие контактные аудитории. 
 
 
 

     2.2 Основные факторы  макросреды 

     Предприятия и его поставщики, маркетинговые  посредники, клиенты, конкуренты и контактные аудитории функционируют в рамках более обширной макросреды сил, которые  либо открывают новые возможности, либо грозят организации новыми опасностями. В макросреде предприятия действует  значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна  многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий. 

     2.2.1 Демографическая  среда

     Демография - наука, изучающая население с  точки зрения его численности, плотности  и т.д. Для занимающихся маркетингом  демографическая среда представляет большой интерес, поскольку рынки  состоят из людей. Наиболее существенными  демографическими тенденциями могут  являться: мировой демографический  взрыв (когда народонаселение растет «взрывными» темпами), снижение рождаемости, старение населения, миграция населения, повышение образовательного уровня и др.

     Снижение  рождаемости уменьшает потребность  в товарах на демографических  рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать  свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного  и пенсионного возраста. Изменение  структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась  меньшая часть населения. Это  требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда  путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и  автоматизации производственных процессов. 
 

     2.2.2 Экономическая среда

     Общий уровень покупательной способности  зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания  курса рубля относительно валют  других государств, система налогообложения  и кредитования, спрос и предложение  на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица  и др. 
 

     2.2.3 Природная среда  (Экологические факторы)

     Для природной среды характерны: дефицит  некоторых видов сырья, вздорожание  энергии и усиление вмешательства  государства в процесс рационального  использования и воспроизводства  природных ресурсов, удорожание энергии  и рост загрязнения среды. Изменения  в окружающей среде сказываются  и на товарах, которые предприятия  производят и предлагают рынку.

Информация о работе Характеристики внешней и внутренней среды предприятия