Государственный долг: виды, источники, последствия, пути преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе изучена сущность государственного долга, причины его возникновения, экономические последствия и приведены механизмы сокращения. В своей работе я так же рассмотрела государственный долг РФ, тенденцию его развития и меры, которые применяются на сегодняшний день по сокращению государственного долга.
Целью данной работы является изучение сущности государственного долга, его видов, экономических последствий и путей погашения, в том числе в Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Основные понятия теории государственного долга……………..4
1.1. Сущность государственного долга………………………......4
1.2. Причины формирования государственного долга…………………6
1.3. Виды государственного долга……………………………………….7
1.4. Экономические последствия государственного долга……………..8
1.5. Экономические школы о государственном долге…………………..9
1.5.1. Традиционная точка зрения на государственный долг…..…9
1.5.2. Рикардинская точка зрения на государственный долг…….10
1.6. Механизмы сокращения государственного долга………………...12
2. Особенности государственного долга в РФ……………………………..….14
2.1. Проблемы внешнего долга РФ………………………………………...14
2.1.1. Анализ формирования и развития внешнего государственного долга в период 1990-2006 гг……………………………………………….………….1 4
2.1.2. Структура внешнего долга……………………………………...18
2.1.3. Источники и пути погашения внешнего государственного долга……………………………………………………………………………………19
2.2. Внутренний долг РФ: причины формирования, структура, пути погашения……………………………………………………………………………...21
2.2.1. Причины формирования внутреннего долга…………………...22
2.2.2. Структура внутреннего долга РФ………………………………23
2.2.3. Управление внутренним государственным долгом…………....24
Заключение……………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

      Внутренний  государственный долг - задолженность государства гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

      1.4. Экономические последствия  государственного  долга

      Зададимся вопросом: может ли государственный долг привести государство к банкротству? Очевидно, что нет, и тому есть ряд причин:

      1) Когда подходит ежемесячный срок выплаты части долга, государство может рефинансировать свой долг, т. е. выпустить новые серии государственных ценных бумаг, выручка от которых пойдет на выплату процентов по предыдущим сериям.

      2) По Конституции государство может облагать население и бизнес налогами для того, чтобы иметь источник выплат по долгу.

      3) Государство вправе печатать  деньги, которыми можно выплатить  и основную сумму долга, и  проценты по нему.

      Однако  эти доводы имеют и свои недостатки:

      1) Рефинансирование долга возможно лишь до известных пределов.

      2) Повышать налоги для финансирования  выплат по долгу можно, скорее, теоретически, т. к. в современных  промышленно развитых странах  устанавливается верхняя граница  налоговых изъятий в государственный  бюджет и она составляет около 50% ВВП1.

      3) Финансирование долга с помощью  эмиссии денег – это прямой  путь в гиперинфляцию.

      Следующим последствием накопления государственного долга можно привести предположение о том, что бремя долга ляжет на плечи будущему поколению. Однако эта проблема является мнимой, и мнимой по отношению к внутреннему долгу, т. е. к тому, что мы должны самим себе. Если государственная облигация является пассивом для государства, то для инвестора, приобретшего эту облигацию, она будет являться активом, по которому он будет получать доход. И поэтому именно будущее поколение получит выплаты по государственным облигациям, которые приобрели их родители. Однако, если судить о внешнем долге, то мнимая проблема может перейти в реальную.

      Крупный внешний долг может породить вполне реальные проблемы из-за того, что эта часть государственного долга не является «задолженностью самим себе», и фактически выплата процентов и основной суммы такого долга требует передачи части реального продукта страны другим государствам, т. е. происходит утечка ресурсов из страны-должника.

      С другой стороны, государственный долг все же может послужить источником реального экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что вытеснение частных инвестиций в результате государственных займов  в долгосрочной перспективе приведет к сокращению производственного потенциала нации, т. е.  будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средств производства). Это связано с эффектом вытеснения, суть которой состоит в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.

      1.5. Экономические школы о государственном долге

      Поведение потребителей в условиях роста государственной задолженности весьма противоречиво, что находит свое отражение в дискуссии между сторонниками традиционной и рикардинской точек зрения на государственный долг.

      1.5.1. Традиционная точка зрения на государственный долг

      Как  снижение  налогов  и  бюджетный  дефицит  повлияют  на  состояние  экономики  с  традиционной  точки  зрения?

      Снижение  налогов,  финансируемое  правительством  за  счет  займов,  будет  оказывать  воздействие  на  экономику  по  многим  направлениям.  Снижение  налогов  сразу  же  вызовет  рост  потребительских  расходов.  Рост  потребительских  расходов  влияет  на  состояние  экономики,  как  в  краткосрочном,  так  и  долгосрочном  периоде. На  протяжении  краткосрочного  периода  увеличение  потребительских  расходов  приводит  к  росту  спроса  на  товары  и  услуги  и,  таким                                                         образом,  к  росту  объема  производства  и  занятости.  Однако  ставка  процента  будет  также  расти  из-за  обострения  конкуренции  между  инвесторами  в  связи  со  снижением  объема  сбережений.  Повышение  ставки  процента  будет  сдерживать  инвестиции  и  стимулировать  приток  иностранного  капитала.  Курс  национальной  валюты  по  отношению  к  иностранным  валютам  будет  расти,  что  приведет  к  снижению  конкурентоспособности  национальных  фирм  на  мировом  рынке.

      В  долгосрочном  плане  сокращение  национальных  сбережений,  вызванное  снижением  налогов,  приведет  к  уменьшению  размеров  накопленного  капитала  и  росту  внешней  задолженности.  Поэтому  объем  национального  продукта  снизится,  а  доля  в  нем  внешнего  долга  возрастет.

      Трудно  оценить  конечные  результаты  воздействия  снижения  налогов  на  экономическое  благосостояние  страны.  Жизнь  современного  поколения  улучшится  благодаря  росту  дохода  и потребления, но тяжелое  бремя  последствий  такого  бюджетного  дефицита  ляжет  в  основном  на  плечи  будущих  поколений:  они  будут  рождены  в  стране  с  меньшими  размерами  накопленного  капитала  и  большим  внешним  долгом.

      1.5.2. Рикардинская точка зрения на государственный долг

      Рикардианский  анализ  влияния  бюджетной  политики  на  государственный  долг  основывается  на  логике  поведения  потребителя,  учитывающего  интересы  будущего.

      Какую  же  реакцию  может  вызвать  снижение  налогов  у  думающих  о  будущем  потребителей?

      Заботящийся  о  будущем  потребитель  понимает,  что  наличие  в  настоящее  время  государственного  долга  означает  повышение  налогов  в  будущем.  При  снижении  налогов,  финансируемом  за  счет  роста  государственного  долга,  сами  налоги  не  уменьшаются:  они  просто  перераспределяются  во  времени.  Не  увеличивается  и  постоянный  доход  потребителя,  а,  следовательно,  и  потребление.

      Общий  принцип  заключается  в  том, что  сумма  государственного  долга  равна  сумме  будущих  налогов,  и  если  потребитель  в  достаточной  мере  учитывает  будущие  события,  то  будущие  налоги  для  него  эквивалентны  текущим.  Следовательно,  финансирование  государственных  расходов  за  счет  долга  равносильно  их  финансированию  за  счет  налогов.2 

      Вывод  из  равенства  Рикардо заключается в том,  что финансируемое за  счет  долга  снижение  налогов  не  изменяет  потребления.  Домашние  хозяйства  сберегают  прирост  располагаемого  дохода  для  оплаты  предстоящего  в  будущем  повышения  налоговых  обязательств,  обусловленного  снижением текущих налогов.  Этот  прирост личных  сбережений  равен по  величине  снижению  государственных сбережений.  Национальные  сбережения  -  сумма  личных  и  государственных  сбережений  -  остаются  неизменными.  Поэтому  снижение  налогов  не  приводит  к  тем  последствиям,  на  которые  указывает  традиционный  анализ.

      Однако  из  логики  анализа  равенства  Рикардо  не  следует,  что  любые  изменения  в  бюджетно-налоговой  политике  бесполезны.  Они  могут  существенно  повлиять  на  расходы  потребителя,  если  приводят  к  изменению  текущего  или  будущего  объема  государственных  расходов.  Предположим,  например,  что  правительство  снижает  налоги  сегодня  потому,  что  оно  планирует  уменьшить  государственные  закупки  в  будущем.  Если  потребитель  считает,  что  это  снижение  налогов  не  вызовет  роста налогов  в  будущем,  он  будет  считать  себя  более  обеспеченным  и  увеличит  расходы  на  потребление.  Однако  именно  снижение  государственных  расходов,  а  не  уменьшение  налогов  стимулирует  потребление:  объявление  о  будущем  снижении  государственных  расходов  привело  бы  к  росту  текущего  потребления  даже  при  неизменном  уровне  существующих  налогов,  поскольку  это  предполагает,  что через некоторое время налоги  уменьшатся.

      1.6. Механизмы сокращения  государственного  долга

      Выкуп долга - предоставление стране должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена «в дар» данной стране.

      Обмен долга на акционерный капитал (своп) - предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях иностранный инвестор получает «долю» в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается.

      Рефинансирование  долга – это выпуск новых серий государственных ценных бумаг, выручка от которых идет на выплату процентов по предыдущим сериям.

      Секьюритизация - переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках; 
          Аннулирование - отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.
дотлдорлдоророрлорорлоролроролролроророророрд 
          
Механизмы сокращения государственного долга также включают в себя конверсию и консолидацию.

      Конверсия-это  изменение  условий  займа,  касающихся  доходности,  то  есть уменьшения  или  увеличения  размеров  выплачиваемых  процентов  по  займам.

      Консолидация- это изменение условий займа, связанное с их сроками.

      Унификация  государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может  быть проведена и вне нее. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.

      В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГ ДОЛГА РФ

      Согласно  Бюджетному кодексу долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (с одного года до пяти лет) и долгосрочными (с пяти лет до 30 лет).

      Долговые  обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

      Изменение условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том числе  сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается3.

      В соответствии со ст. 98 Бюджетного Кодекса  долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

      - кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

      - государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

      - договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

      - договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

      - соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

      2.1. Проблемы внешнего  долга РФ

      2.1.1. Анализ формирования  и развития внешнего  государственного долга в период 1990-2006 гг.

      Основная  часть этого долга возникла во время перестройки при М.С. Горбачеве за счет западных кредитов, ибо до перестройки ее размеры не превышали 30 млрд. долл.

      После распада Советского Союза внешняя задолженность РФ приобрела огромное значение. Приблизительно около 40 млрд. долл. приходилось на бывшие союзные республики СССР и около 60 млрд. долл. на Российскую Федерацию. По сути, реально выплачивать свою часть долга была способна только  Россия.  Страны СНГ после длительных переговоров договорились с Россией о так называемом нулевом варианте, т.е. об отказе как от обязательств по отношению к другим странам, так и от требований, которые имелись у бывшего СССР. 2 апреля 1993г. правительство РФ сделало специальное заявление о принятии на себя целиком и полностью внешнего долга СССР. В первой официальной публикации о внешней задолженности России, принятой от бывшего СССР, на 1 января 1994 г. была названа сумма 103,9 млрд. долл. Из этой суммы странам – членам Парижского клуба приходилось 34,8 млрд. долл., официальным кредиторам, не входящим в Парижский клуб, - 33,0 млрд. долл., Банкам – членам Лондонского клуба – 28,3 млрд. долл. и поставщикам (Венский клуб) – 7,8 млрд. долл.4

Информация о работе Государственный долг: виды, источники, последствия, пути преодоления