Государственный долг: виды, источники, последствия, пути преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе изучена сущность государственного долга, причины его возникновения, экономические последствия и приведены механизмы сокращения. В своей работе я так же рассмотрела государственный долг РФ, тенденцию его развития и меры, которые применяются на сегодняшний день по сокращению государственного долга.
Целью данной работы является изучение сущности государственного долга, его видов, экономических последствий и путей погашения, в том числе в Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Основные понятия теории государственного долга……………..4
1.1. Сущность государственного долга………………………......4
1.2. Причины формирования государственного долга…………………6
1.3. Виды государственного долга……………………………………….7
1.4. Экономические последствия государственного долга……………..8
1.5. Экономические школы о государственном долге…………………..9
1.5.1. Традиционная точка зрения на государственный долг…..…9
1.5.2. Рикардинская точка зрения на государственный долг…….10
1.6. Механизмы сокращения государственного долга………………...12
2. Особенности государственного долга в РФ……………………………..….14
2.1. Проблемы внешнего долга РФ………………………………………...14
2.1.1. Анализ формирования и развития внешнего государственного долга в период 1990-2006 гг……………………………………………….………….1 4
2.1.2. Структура внешнего долга……………………………………...18
2.1.3. Источники и пути погашения внешнего государственного долга……………………………………………………………………………………19
2.2. Внутренний долг РФ: причины формирования, структура, пути погашения……………………………………………………………………………...21
2.2.1. Причины формирования внутреннего долга…………………...22
2.2.2. Структура внутреннего долга РФ………………………………23
2.2.3. Управление внутренним государственным долгом…………....24
Заключение……………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

      Первая попытка российских денежных властей создать рынок государственных ценных бумаг, как известно, окончилась 17 августа 1998 г. полным провалом. К лету 1998 года на выплаты по ГКО/ОФЗ уходило до 70% доходов бюджета.15 Рефинансировать долг на финансовом рынке было невозможно, а на резкое снижение расходов бюджета не соглашалась Госдума. В результате из трех известных способов решения долговой проблемы – увеличение первичного профицита бюджета, эмиссии и дефолта правительство выбрало последнее.

      С 2002 г. ситуация на рынке внутреннего долга радикально меняется. Во-первых, завершается погашение реструктурированного государственного долга. Во-вторых, начинается эмиссия новых долговых обязательств в целях привлечения средств для финансирования дефицита федерального бюджета.

      2.2.2. Структура внутреннего  долга РФ

      На  1 января 2007 года государственный внутренний долг РФ составил 1 028, 06 млрд. рублей, что составляет 3,8 % от ВВП.16

      Гистограмма 2.2.

      Источник: http//www.minfin.ru

      Из  данной гистограммы можно заметить тенденцию к увеличению государственного внутреннего долга.

      Таблица 2.2.2

      Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных  ценных бумагах

      Источник: http//www.minfin.ru

      Таблица 2.2.2 показывает, что в период с 1993 по 2001 гг. внутренний государственный долг РФ повышался. В 2001-2002 гг. он уменьшился с 531,82 млрд. руб. до 511,05 млрд. руб. Произошло это, прежде всего, за счет погашения долговых обязательств, выпущенных в обращение в результате реструктуризации государственного долга после дефолта 1998 г. С 2002 года внутренний долг начал резко повышаться.

      2.2.3. Управление внутренним государственным долгом

      К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего долга.

      Для погашения внутреннего долга используются, в основном, те же инструменты, что и для погашения внешнего долга.

      В условиях долгового кризиса реструктуризация задолженности становится одним из первичных механизмов управления государственным долгом, поскольку предоставляет должнику возможность отсрочки выплаты долга, изменения графика погашения или обслуживания эмитированных ценных бумаг. Промежуточным итогом реструктуризации является предоставление должнику льготного периода, в течение которого выплачиваются только проценты по долговым обязательствам.

      Условия проведения реструктуризации внутреннего  долга определены БК РФ и заключаются  в погашении долговых обязательств путем выпуска новых долговых обязательств в объеме погашаемых с одновременным установлением новых условий обслуживания и сроков погашения размещаемого долга. 
          Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства.

      Уступка права требования представляет собой замену одного кредитора другим. Данный метод регулирования государственного долга может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолженности третьим лицам.

      Правительство РФ осуществляет выпуск облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа для погашения внутреннего валютного долга, который не был учтен при определении первоначального объема эмиссии внутреннего государственного валютного облигационного займа.

      На рынке государственного внутреннего долга за последние годы произошли позитивные перемены: проведена новация по государственным ценным бумагам, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Все это в определенной степени восстановило доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, привело к увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых. 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Теория  государственного долга тесно связана  с дефицитом государственного бюджета, следовательно, основными причинами возникновения государственного долга являются дефициты государственного бюджета, вызванные тяжелыми периодами в экономике. Понятие внутреннего и внешнего дола постепенно смыкаются при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте.

      Наиболее  опасной для  любого государства  является наличие большой внешней  задолженности, нежели внутренней. Она  может привести к утечке ресурсов из страны-должника и вытеснению частных  инвестиций, что может послужить источником экономического бремени для будущих поколений.

      Поведение потребителей в условиях роста государственной  задолженности весьма противоречиво  и поэтому выделяются две точки  зрения на государственный долг: традиционная и рикардинская.

      Основными методами погашения и обслуживания долга являются: выкуп долга, обмен, реструктуризация, рефинансирование, конверсия и консолидация.

      Наиболее  острой проблемой, с которой сталкивается сегодняшняя Россия,  является проблема источников погашения внешней задолженности. Для этих целей в 2004 г. был создан Стабилизационный фонд, главная функция которого – погашение внешней задолженности. На сегодняшний день основными источниками Стабилизационного фонда являются доходы от реализации нефти и торговли углеводородными квотами на мировом рынке. Однако, перечень источников можно было бы увеличить, если бы рационально использовались возможности государства. Например: важным источником погашения внешней задолженности в РФ может стать использование наших финансовых требований к должникам из развивающихся стран. Вместе с тем возможно реально получить хотя бы 1/3 этих требований при приобретении за эти долги у страны-должника недвижимости и других видов собственности, а также предприятий.

      Мало  уделяется внимание привлечению  долларовых сбережений населения в кредитную систему, что составляет примерно 50 млрд. долл., и часть из них можно было бы занять для погашения внешнего государственного долга.

      Надо  применять новые формы погашения, в частности капитализацию долга. Страны Латинской Америки давно этим занимаются. Речь идет об обращении долга в недвижимость и акции.

      По  статистике, государственный долг РФ за последние десять лет имеет  тенденцию к резкому увеличению и поэтому погашению и обслуживанию долга должно уделяться приоритетное значение со стороны правительства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 550 с.
  2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 02.02.2006)
  3. В. Н. Шенаев. Проблемы внешнего долга России // Бизнес и банки. 2005. № 26
  4. Курс экономической теории: Учеб. /Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой - 5-е доп. и переаб. изд. – Киров: «АСА», 2002. – 832 с.
  5. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 1992 – 399 с.
  6. Носова С. С. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2006. – 400 с.
  7. http://www.minfin.ru
  8. http://www.cbr.ru
  9. http://www.NEWSru.com
  10. http://www.cir.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение

      Внешний долг РФ на 1 января 2007 г. (перед нерезидентами)

Наименование Млрд. долл.
      Всего

      I. Органы управления

      1. Федеральные органы Управления

      (1) Новый российский долг

      а) Кредиты МФО, в том числе

      (МБРР)

      прочие

      б) Прочие кредиты (включая страны –  члены Парижского клуба)

      в) Ценные бумаги в инвалюте

      Еврооблигации, по открытой подписке и  при реструктуризации ГКО

      Еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности  перед Лондонским клубом кредиторов

      ОВГВЗ - VI и VII транши и ОГВЗ 1999 г.

      Ценные  бумаги в российских рублях (ОФЗ)

      Прочая  задолженность

      (2) Долг бывшего СССР

      2. Субъекты Российской Федерации

      II. Органы денежно-кредитного регулирования

      кредиты

      наличная  национальная валюта и депозиты

      III. Банки (без участия в капитале)1

      долговые  обязательства перед прямыми  инвесторами

      кредиты

      текущие счета и депозиты

      долговые  ценные бумаги

      прочая  задолженность

      IV. Прочие секторы (без участия в капитале)

      долговые  обязательства перед прямыми  инвесторами

      кредиты

      долговые  ценные бумаги2

      задолженность по финансовому лизингу

      прочая  задолженность

      309,7

      45,1

      43,6

      33,8

      5,4

      4,8

      0,7 

      2,6

      25,0 

      4,7 

      19,3

      1,0

      0,5

      0,3

      9,8

      1,5

      3,9

      3,0

      0,9

      101,2

      0,4

      67,8

      27,8

      3,3

      1,9

      159,5

      21,0

      116,7

      18,5

      2,8

      0,4

      Источник: www. cbr. ru

      Примечание:

      1Включаются обязательства кредитных организаций, в том числе Внешэкономбанка. Внешняя задолженность, учитываемая Внешэкономбанком как агентом Правительства России, отражается в обязательствах органов государственного управления.

      2Включается рыночная стоимость привилегированных акций, находящихся в собственности нерезидентов. Привилегированные акции классифицируются в качестве компонента внешнего долга в связи обязательством эмитента выплачивать по ним дивиденды, при этом эмитент не принимает на себя обязательств по выкупу их по рыночной цене. 
 
 
 
 

Информация о работе Государственный долг: виды, источники, последствия, пути преодоления