Следовательно,
дефицитное финансирование в России
пока еще не является инструментом
ускорения экономического развития.
2.4
Пути совершенствования
управления государственным
долгом
Для
совершенствования управления государственным
долгом необходимо проведение ряда неотложных
мер:
- создание
особого агентства по управлению государственным
долгом с независимым статусом, принимающим
решения по управлению государственным
долгом страны оперативно и без политического
давления, допускающим согласованные
и реалистичные бюджеты. Эти функции не
могут выполнять ни ЦБ, ни Минфин России,
у которых свои приоритеты (поддержание
курса рубля, выполнение бюджетных назначений),
плохо сочетающиеся со стратегическим
управлением государственным долгом;
- создание
системы эффективного управления государственным
долгом, минимизирующей совокупные издержки
и максимизирующей сокращение номинального
объема долга и ускорение экономического
роста;
- дальнейшее
совершенствование налоговой системы,
поскольку доходы бюджета в настоящее
время являются основным источником покрытия
государственного долга;
- опережающее
погашение части долговых обязательств,
приходящихся на 2002 - 2008 гг., для сглаживания
платежей в предстоящие годы.
Эти
действия государства будут не только
способствовать снижению долгового
бремени, но и повысят эффективность
использования дефицитного финансирования
- кредиты и займы государства
будут направлены на развитие базовых
для отечественной экономики
отраслей, высоких технологий, на социальные
нужды общества.
Основные
принципы государственной долговой
политики России были изложены Минфином
на заседании Правительства РФ 21
апреля с.г. Согласно этим принципам, ключевой
задачей правительства в области
управления государственным долгом
России является увеличение веса внутренних
заимствований в структуре долга
при общем сокращении величины государственного
долга.
Принципы
государственной долговой политики
Российской Федерации:
- замещение
государственного внешнего долга
внутренними заимствованиями;
- развитие
рынка государственных ценных
бумаг;
- использование
государственных гарантий для
ускорения экономического роста;
- использование
инструментов долговой политики
с целью осуществления дополнительной
стерилизации излишней денежной
массы и борьбы с инфляцией.
В
результате решения указанных задач
планируется достижение следующих
целей:
- Возможность
государства гарантированно выполнять
обязательства по погашению и обслуживанию
государственного долга в будущем независимо
от состояния государственного бюджета;
- Стимуляция
институционального развития отечественного
фондового рынка за счет активного увеличения
внутренних государственных секьюритизированных
заимствований (в виде ОФЗ и ГСО).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, в результате исследования можно
сделать следующие выводы:
- основными
задачами государства, направленными
на поддержание стабильности рынка внешних
и внутренних заимствований является:
сохранение объемов и структуры государственного
долга, позволяющих гарантированно выполнять
обязательства по его погашению и обслуживанию;
осуществление государственных внутренних
заимствований в объеме, изменение структуры
государственного долга Российской Федерации
в части дальнейшего увеличения удельного
веса внутреннего долга в структуре совокупного
государственного долга.
- снижение
внешних государственных заимствований
за счет увеличения внутренних, позволяет
избежать перекладывания долгов нынешних
поколений на плечи будущих. Также данная
политика способствует укреплению национальной
валюты и снижению экономической зависимости
государства от ситуации на иностранных
финансовых рынках. На основании проведенного
исследования мною сделаны следующие
заключения:
- Нарастание
внутреннего долга менее опасно для национальной
экономики по сравнению с ростом ее внешнего
долга. Утечки товаров и услуг при погашении
внутреннего долга не происходит, однако
возникают определенные изменения в экономической
жизни, последствия которых могут быть
весьма значительны. Это связано с тем,
что погашение государственного внутреннего
долга приводит к перераспределению доходов
внутри страны.
- Обычно в
государственном долге видят две опасности:
во-первых, возможность банкротства нации,
и, во-вторых, опасность переложения долгового
бремени на будущие поколения.
По
поводу первой «опасности» можно
отметить следующее: никто не может
запретить правительству выполнять
свои обязательства по обслуживанию
государственного долга. Эти финансовые
обязательства складываются из: рефинансирования
(при наступлении срока погашения облигаций
правительство продает новые облигаций
и использует выручку для выплаты держателям
погашаемых облигаций); взимания новых
налогов (с целью получения достаточных
доходов для выплаты процентов по долгу
и основной его суммы), выпуска в обращение
новых денег.
Что
касается второй «опасности», то специфика
внутреннего долга такова, что
страна как бы должна сама себе; В
большинстве случаев — внутренний
долг это только отношения между
гражданами страны. Он является одновременно
и государственным кредитом.
- Рост государственного
долга влечет за собой реальные негативные
экономические последствия.
Во-первых,
выплата процентов по государственному
долгу увеличивает неравенство
в доходах, поскольку значительная
часть государственных обязательств
сконцентрирована у наиболее состоятельной
части населения. Погашение государственного
внутреннего долга приводит к тому, что
деньги из карманов менее обеспеченных
слоев населения переходят к более обеспеченным,
т.е. те, кто владеет облигациями, становится
еще богаче.
Во-вторых,
повышение ставок налогов как
средство выплаты государственного
внутреннего долга или его
уменьшения, может подорвать действие
экономических стимулов развития производства,
снизить интерес к вложениям
средств в новые рискованные
предприятия, а также усилить
социальную напряженность в обществе.
В-третьих,
существование внешнего долга предполагает
передачу части созданного внутри страны
продукта за рубеж (в случае выплаты
процентов или сумм основного
долга).
В-четвертых,
рост внешнего долга снижает международный
авторитет страны.
В-пятых,
когда правительство берёт займы
на рынке капиталов для рефинансирования
долга или уплаты процентов по
государственному, долгу, это неизбежно
приводит к увеличению ставки процента
на капитал. Рост процентной ставки влечет
за собой снижение капитализированной
стоимости, сокращение частных капиталовложений,
в результате последующие поколения могут
унаследовать экономику с уменьшенным
производственным потенциалом и всеми
вытекающими отсюда отрицательными последствиями.
Актуальность
темы раскрыт. Цель курсовой работы выполнена,
поставленные задачи достигнуты.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Брагинская
Л.С. / Государственный долг. Анализ системы
управления и оценка ее эффективности
– М.: Университетская
книга, 2007. -
128 с.
- Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31 июля
1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (с изменениями и дополнениями)
. – Система Гарант. – 2008.
- Бюджетный
кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство
«Омега-Л», 2007г. – 277 с.
- Вавилов
Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие
для вузов. – Изд. 3-е, перераб. и дополн.
– М.: Перспектива, 2007. – 256 с.
- Выборный
В.В. Организация бюджетного процесса
в США и России (организационно-правовые
аспекты) /В.В. Выборный //Российская юстиция.
– 2007 - N 10.
- Дадашев А.З.,
Д.Г.Черник. Финансовая система РФ.– М.:
Инфа, 2005.-247с.
- Закон Российской
Федерации №3877-1 «О государственном внутреннем
долге Российской Федерации» от 13.11.1992г.//«Российская
газета», N 279, 29.12.1992
- Курс экономической
теории / Под ред. Чепурина М.Н. – 5-е издание.
– Киров: "АСА". - 2005. – 832с.
- Курс экономической
теории: Общие основы экономической теории.
Микроэкономика. Макроэкономика. Основы
национальной экономики: Учебное пособие
/ под ред. д.э.н. проф. А.В. Сидоровича; МГУ
им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб.
и доп. – М.: Издательство ″Дело и сервис″.
– 2005. – 832с.
- Лебеда К.
Бюджетный дефицит и государственный
долг: проблемы моделирования / К. Лебеда
// Теория и практика управления. – 2005 -
№ 1.
- Макроэкономика:
Учебное пособие / Н.И. Базылев, М.И. Базылева,
С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ. – 2006. – 214с.
- Малеева
А.В., Ушвицкий Л.И., Катренко В.С., Савцова
А.В. / Государственный
и муниципальный долг.
– М.: Финансы и статистика. – 2007, -192 с.
- Основные
результаты и направления бюджетной политики
на 2007 г. и среднесрочную перспективу.
// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих
организациях, 2007. - N 5, 6.
- Постановление
правительства РСФСР №78 «О выпуске и обращении
ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР»
от 28.12.1991г.//Собрание Постановлений Правительства
РСФСР, 1992 г., № 5, ст. 26
- Постановление
Правительства Российской Федерации №931
«Об урегулировании коммерческой задолженности
бывшего СССР перед иностранными коммерческими
кредиторами» от 29.12.2001г. (в редакции Постановлений
Правительства РФ от 15.11.2002г. №829)//Собрание
законодательства РФ, 18.11.2002г., №46, ст. 4598
- Постановление
Правительства Российской Федерации №980
«Об организации работы по погашению отдельных
видов государственных ценных бумаг»
от 17.08.1998г.//Собрание законодательства
Российской Федерации,1998г., № 34, ст. 4098
- Постановление
Правительства Российской Федерации №1007
«О погашении государственных краткосрочных
бескупонных облигаций и облигаций федерального
займа с постоянным и переменным купонным
доходом со сроками погашения до 31.12.1999г.
и выпущенных в обращение до 17.08.1998г.» от
25.08.1998г.//Собрание законодательства Российской
Федерации, 1998г., №35, ст. 4409
- Постановление
Правительства Российской Федерации №1306
«О новации облигаций внутреннего государственного
валютного облигационного займа III серии»
от 29.11.1999г.//Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999г., № 49, ст. 5999
- Постановление
Правительства Российской Федерации №245
«О единой системе управления государственным
долгом РФ» от 04.03.1997г. //Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997г., № 10, ст. 1184
- Райзберг
Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.
Современный экономический словарь. 5-е
изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. —
495 с.
- Сажина М.А.
Эффективность бюджетной политики государства.
/М.А. Сажина // Бухгалтерский учет в бюджетных
и некоммерческих организациях",2005.
- N 12.
- Фархутдинов
И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право:
учеб.-практ. пособие. - Волтерс Клувер,
2006 г. - 202 с.
- ФЗ №198 «О
федеральном бюджете на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов» от 24.07.2007г.//Собрание
Законодательства РФ, 2007г., № 31, ст. 3995
- Финансовое
право России: альбом схем / под ред. А.Н.
Козырина. – Система Гарант. – 2008.
- Финансы,
денежное обращение и кредит: учебник
/ М.В. Романовский и др. /под ред.: М.В. Романовского,
О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007
– 342 с.
- Финансы,
деньги, кредит: учебное пособие / Е.Г. Чернова
и др. / под ред. Е.Г. Черновой. – М.: ТК Велби,
изд-во Проспект, 2005. – 240 с.
- Бюджетный
кодекс РФ. Консультант-Плюс //http://www.consultant.ru/
- Крупнейшие
достижения Алексея Кудрина. Университетская
информационная система России//http//www.cir.ru/
- Министерство
финансов РФ. Структура долга//http://www.minfin.ru/ru/
Приложение
1
Объем
государственного внутреннего
долга Российской
Федерации |
млн.
рублей |
|
По
состоянию
на 01.12.2011 |
|
Объем
государственного внутреннего долга
Российской Федерации - всего, |
4 003 321,757 |
в
том числе: |
|
государственные
гарантии Российской Федерации в
валюте Российской Федерации |
459 358,172 |
Государственный
внутренний долг Российской
Федерации, выраженный
в государственных
ценных бумагах (млн.
руб.)
на 1 декабря 2011 года |
3
537 185,346 |
|