Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:51, курсовая работа
Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является анализ современного состояния Государственного долга РФ. Для достижения поставленной цели реализованы следующие задачи:
изучить сущность и особенности государственного долга;
рассмотреть этапы, методы и задачи управления государственного долга РФ;
выявить причины возникновения государственного долга РФ;
рассмотреть понятие, сущность и виды государственного долга РФ;
изучить внутренний и внешний долг РФ, управление государственным долгом и схему его размещения;
проанализировать государственный долг РФ на современном этапе;
выявить пути совершенствования управлением государственным долгом;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Сущность и особенности государственного долга 5
1.2 Этапы, методы и задачи управления государственным долгом РФ 8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Причины возникновения государственного долга, понятие, сущность и виды государственного долга РФ 13
2.2 Внешний и внутренний государственный долг РФ, управление государственным долгом и схема его размещения 18
2.3 Государственный долг РФ на современном этапе 24
2.4 Пути совершенствования управления государственным долгом 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЯ 32
Приложение 1 35
Пятый этап – 1998г. – долговой кризис. Объявленный российским правительством дефолт вызвал (в результате девальвации рубля) стремительное увеличение внешнего долга – до исторического пика в 160 млрд. долларов. Соотношение размеров внешнего долга и источников его погашения стало угрожающим.
В 1998-2002гг. (шестой этап), когда Россия оказалась неспособна обслуживать долг, правительство предприняло усилия по реструктуризации внешнего долга. Нерыночные долговые обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а затем и выверенная часть коммерческой задолженности, образовавшейся в результате импортных операций ВЭО, были переоформлены в еврооблигации, что положило начало секьюритизации (другими словами, обеспеченности) внешнего долга.
На последнем по времени седьмом этапе (с 2002г.) устойчивый приток нефтедолларов позволил России не только обслуживать внешний долг в полном объеме, но и перейти к стратегии досрочного погашения внешней задолженности с использованием средств Стабилизационного фонда.[11,с.74]
Государственный долг РФ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Государственный
долг РФ полностью обеспечивается всем
находящимся в федеральной
Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.
Схематично государственный долг можно представить следующим образом [24,с.45].
┌─────────────────────────────
┌───┤ 1 Государственный внутренний долг РФ │
│ └──┬──────────────────────────
│ │ основная номинальная сумма долга по
│ ├── государственным ценным бумагам
│ │
│ │ объем основного долга по кредитам,
┌─────────────────┐ │ ├── полученным в РФ
│ Государственный ├─────┘ │
│ долг │ │ объем основного долга по бюджетным
│ Российской │ 1 + 2 ├── кредитам, полученным от бюджетов
│ Федерации ├─────┐ │ других уровней
└─────────────────┘ │ │
│ │ объем обязательств по государственным
│ └── гарантиям, предоставленным РФ
│
│ ┌─────────────────────────────
└───┤ 2 Государственный внешний долг РФ │
└──┬──────────────────────────
Схема 1.
Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
Долговые
обязательства Российской Федерации
могут быть краткосрочными (до одного
года), среднесрочными (свыше одного
года до пяти лет) и долгосрочными (свыше
пяти лет и до 30 лет). Срок погашения
долговых обязательств не может превышать
30 лет. Также не допускается изменение
условий выпущенного в
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний. Рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются [26,с.74]:
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются [25,с.88]:
Исследования
проблемы связанные с государственным
долгом должны опираться на изучение
страны государственного долга: внешнего
и внутреннего.
Структура государственного
внешнего долга Российской Федерации*
по состоянию на 1 ноября 2011 года | |||
Категория долга | млн. долларов США | эквивалент млн. евро** | |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) | 35 964,4 | 25 369,9 | |
Задолженность
перед официальными кредиторами - членами
Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
577,9 | 407,7 | |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 484,1 | 1 046,9 | |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 1 043,1 | 735,8 | |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** | 57,8 | 40,8 | |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 2 626,7 | 1 852,9 | |
Задолженность по внешним облигационным займам | 29 183,4 | 20 586,5 | |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году | 2 000,0 | 1 410,8 | |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году | 3 466,4 | 2 445,2 | |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году | 3 500,0 | 2 469,0 | |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году | 2 499,9 | 1 763,5 | |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году | 17 717,1 | 12 498,0 | |
Задолженность по ОВГВЗ | 24,6 | 17,3 | |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 966,8 | 682,0 | |
Таблица 1. | |||
|
|||
| |||
| |||
|
Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее - внешнего долга) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро, или 3,4 % ВВП, что превышает на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, показатель, утвержденный на 1 января 2011 года (53 млрд. долларов США, или 41,7 млрд. евро).[30]
Объем
государственного внутреннего
долга | ||
По состоянию на | Объем государственного
внутреннего долга | |
всего | в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Росийской Федерации | |
01.01.1993 | 3,57 | 0,08 |
01.01.1994 | 15,64 | 0,33 |
01.01.1995 | 88,06 | 2,14 |
01.01.1996 | 187,74 | 7,46 |
01.01.1997 | 364,46 | 17,24 |
01.01.1998 | 490,92 | 3,47 |
01.01.1999 | 529,94 | 0,88 |
01.01.2000 | 578,23 | 0,82 |
01.01.2001 | 557,42 | 1,02 |
01.01.2002 | 533,51 | 0,02 |
01.01.2003 | 679,91 | 8,62 |
01.01.2004 | 682,02 | 5,58 |
01.01.2005 | 778,47 | 12,93 |
01.01.2006 | 875,43 | 18,86 |
01.01.2007 | 1064,88 | 31,23 |
01.01.2008 | 1301,15 | 46,68 |
01.01.2009 | 1499,82 | 72,49 |
01.01.2010 | 2094,73 | 251,36 |
01.01.2011 | 2940,39 | 472,25 |
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее – внутренний долг) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 года.
Динамика объема и структуры внутреннего госдолга представлена в следующей таблице. На 1 января 2010 года | На 1 января 2011 года | На 1 января 2012 года | На 1 января 2013 года | На 1 января 2014 года | 2013 г. к 2010 г., % | ||||||||||||||||||||||||||||||
отчет | Закон № 308-ФЗ (с изм.) | проект | проект | проект | |||||||||||||||||||||||||||||||
млрд. рублей | струк-тура, % | млрд. рублей | струк-тура, % | млрд. рублей | струк-тура, % | млрд. рублей | струк-тура, % | млрд. рублей | струк-тура, % | ||||||||||||||||||||||||||
Государственный внутренний долг, всего | 2 094,7 | 100 | 3 726,7 | 100 | 5 148,4 | 100 | 6 976,4 | 100 | 8 826,3 | 100 | 236,8 | ||||||||||||||||||||||||
в том числе: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО) | 1 837,1 | 87,7 | 2 933,0 | 78,7 | 4 076,7 | 79,2 | 5 621,1 | 80,6 | 7 147,5 | 81,0 | 243,7 | ||||||||||||||||||||||||
государственные гарантии | 251,4 | 12 | 787,1 | 21,1 | 1 064,8 | 20,7 | 1 355,3 | 19,4 | 1 678,8 | 19,0 | 213,3 | ||||||||||||||||||||||||
прочая задолженность | 6,2 | 0,3 | 6,6 | 0,2 | 6,9 | 0,1 | 0,0 | 0 | 0,0 | 0 |