Государственный долг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является анализ современного состояния Государственного долга РФ. Для достижения поставленной цели реализованы следующие задачи:
изучить сущность и особенности государственного долга;
рассмотреть этапы, методы и задачи управления государственного долга РФ;
выявить причины возникновения государственного долга РФ;
рассмотреть понятие, сущность и виды государственного долга РФ;
изучить внутренний и внешний долг РФ, управление государственным долгом и схему его размещения;
проанализировать государственный долг РФ на современном этапе;
выявить пути совершенствования управлением государственным долгом;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Сущность и особенности государственного долга 5
1.2 Этапы, методы и задачи управления государственным долгом РФ 8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Причины возникновения государственного долга, понятие, сущность и виды государственного долга РФ 13
2.2 Внешний и внутренний государственный долг РФ, управление государственным долгом и схема его размещения 18
2.3 Государственный долг РФ на современном этапе 24
2.4 Пути совершенствования управления государственным долгом 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЯ 32
Приложение 1 35

Работа содержит 1 файл

курсовая моя (Автосохраненный).docx

— 96.80 Кб (Скачать)

    Пятый этап – 1998г. – долговой кризис. Объявленный  российским правительством дефолт вызвал (в результате девальвации рубля) стремительное увеличение внешнего долга – до исторического пика в 160 млрд. долларов. Соотношение размеров внешнего долга и источников его погашения стало угрожающим.

    В 1998-2002гг. (шестой этап), когда Россия оказалась неспособна обслуживать  долг, правительство предприняло  усилия по реструктуризации внешнего долга. Нерыночные долговые обязательства  перед Лондонским клубом кредиторов, а затем и выверенная часть  коммерческой задолженности, образовавшейся в результате импортных операций ВЭО, были переоформлены в еврооблигации, что положило начало секьюритизации (другими словами, обеспеченности) внешнего долга.

    На  последнем по времени седьмом  этапе (с 2002г.) устойчивый приток нефтедолларов позволил России не только обслуживать внешний долг в полном объеме, но и перейти к стратегии досрочного погашения внешней задолженности с использованием средств Стабилизационного фонда.[11,с.74]

     Государственный долг РФ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

     Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну.

    Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов  федерального бюджета для погашения  долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.

    Схематично  государственный долг можно представить следующим образом [24,с.45].

                             ┌──────────────────────────────────────────┐

                         ┌───┤  1   Государственный  внутренний долг РФ  │

                         │   └──┬───────────────────────────────────────┘

                         │      │   основная номинальная сумма долга по

                         │      ├── государственным  ценным бумагам

                         │      │

                         │      │   объем основного долга по  кредитам,

 ┌─────────────────┐     │      ├── полученным в РФ

 │  Государственный ├─────┘      │

 │       долг      │            │   объем основного долга по  бюджетным

 │    Российской   │   1 + 2    ├── кредитам,  полученным   от   бюджетов

 │    Федерации    ├─────┐      │   других уровней

 └─────────────────┘     │      │

                         │      │   объем обязательств по государственным

                         │      └── гарантиям,  предоставленным РФ

                         │

                         │   ┌──────────────────────────────────────────┐

                         └───┤  2   Государственный  внешний долг РФ     │

                             └──┬───────────────────────────────────────┘

                                │

                                │   объем обязательств по  государственным

                                ├── гарантиям, предоставленным  РФ

                                │

                                │   объем основного долга   по  полученным

                                │   Российской Федерацией  кредитам прави-

                                └── тельств иностранных государств, кре-

                                    дитных  организаций, фирм и междуна-

                                    родных финансовых организаций

    Схема 1.

    Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в  форме:

  1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  2. государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  3. договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  4. договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

    Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше  пяти лет и до 30 лет). Срок погашения  долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение  условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том числе  сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения [17,с.564].

    Государственный долг можно классифицировать по различным  критериям. По валютному критерию государственный  долг делится на внешний и внутренний. Рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются [26,с.74]:

  1. объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
  2. объем основного долга по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

    В объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации включаются [25,с.88]:

    1. основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;
    2. объем основного долга по кредитам;
    3. объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;
    4. объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

2.2 Внешний и внутренний государственный долг РФ, управление государственным долгом и схема его размещения

 

     Исследования  проблемы связанные с государственным  долгом должны опираться на изучение страны государственного долга: внешнего и внутреннего. 

   Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 ноября 2011 года 
 
 
   
   Категория долга    млн. долларов США    эквивалент  млн. евро**
   Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего  Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )    35 964,4    25 369,9
              
   Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации
   577,9    407,7
              
   Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба    1 484,1    1 046,9
              
   Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ    1 043,1    735,8
              
   Коммерческая  задолженность бывшего СССР***    57,8    40,8
              
   Задолженность перед международными финансовыми  организациями    2 626,7    1 852,9
              
   Задолженность по внешним облигационным займам    29 183,4    20 586,5
        внешний облигационный заем с  погашением в 2015 году    2 000,0    1 410,8
        внешний облигационный заем с  погашением в 2018 году    3 466,4    2 445,2
        внешний облигационный заем с  погашением в 2020 году    3 500,0    2 469,0
        внешний облигационный заем с  погашением в 2028 году    2 499,9    1 763,5
        внешний облигационный заем с  погашением в 2030 году    17 717,1    12 498,0
              
   Задолженность по ОВГВЗ    24,6    17,3
              
   Государственные гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте    966,8    682,0
                Таблица 1.
 
 
    
            
         * в  соответствии со статьей 6 Бюджетного  кодекса Российской Федерации  внешним долгом являются обязательства,  возникающие в иностранной валюте
              
         ** объем  государственного внешнего долга  Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой
              
         *** обязательства, не урегулированные  по завершении переоформления  коммерческой задолженности бывшего  СССР и расчетов с Лондонским  клубом кредиторов.
   

    Верхний предел государственного внешнего долга  Российской Федерации (далее - внешнего долга) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро, или 3,4 % ВВП, что превышает на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, показатель, утвержденный на 1 января 2011 года (53 млрд. долларов США, или 41,7 млрд. евро).[30]

Объем государственного внутреннего  долга                                       Российской Федерации
     
По состоянию на Объем государственного внутреннего долга                               Российской Федерации, млрд. руб.
всего в т.ч. государственные  гарантии Российской Федерации в  валюте Росийской Федерации
01.01.1993 3,57 0,08
01.01.1994 15,64 0,33
01.01.1995 88,06 2,14
01.01.1996 187,74 7,46
01.01.1997 364,46 17,24
01.01.1998 490,92 3,47
01.01.1999 529,94 0,88
01.01.2000 578,23 0,82
01.01.2001 557,42 1,02
01.01.2002 533,51 0,02
01.01.2003 679,91 8,62
01.01.2004 682,02 5,58
01.01.2005 778,47 12,93
01.01.2006 875,43 18,86
01.01.2007 1064,88 31,23
01.01.2008 1301,15 46,68
01.01.2009 1499,82 72,49
01.01.2010 2094,73 251,36
01.01.2011 2940,39 472,25
     
     

    Верхний предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации (далее – внутренний долг) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 года.

Динамика  объема и структуры внутреннего  госдолга представлена в следующей  таблице. На 1 января 2010 года На 1 января 2011 года На 1 января 2012 года На 1 января 2013 года На 1 января 2014 года 2013 г.  к 2010 г., %
отчет Закон № 308-ФЗ (с изм.) проект  проект  проект 
млрд. рублей струк-тура, % млрд. рублей струк-тура, % млрд. рублей струк-тура, % млрд. рублей струк-тура, % млрд. рублей струк-тура, %
Государственный внутренний долг, всего 2 094,7 100 3 726,7 100 5 148,4 100 6 976,4 100 8 826,3 100 236,8
в том числе:
государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО) 1 837,1 87,7 2 933,0 78,7 4 076,7 79,2 5 621,1 80,6 7 147,5 81,0 243,7
государственные гарантии 251,4 12 787,1 21,1 1 064,8 20,7 1 355,3 19,4 1 678,8 19,0 213,3
прочая  задолженность  6,2 0,3 6,6 0,2 6,9 0,1 0,0 0 0,0 0

Информация о работе Государственный долг РФ