Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:51, курсовая работа
Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является анализ современного состояния Государственного долга РФ. Для достижения поставленной цели реализованы следующие задачи:
изучить сущность и особенности государственного долга;
рассмотреть этапы, методы и задачи управления государственного долга РФ;
выявить причины возникновения государственного долга РФ;
рассмотреть понятие, сущность и виды государственного долга РФ;
изучить внутренний и внешний долг РФ, управление государственным долгом и схему его размещения;
проанализировать государственный долг РФ на современном этапе;
выявить пути совершенствования управлением государственным долгом;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Сущность и особенности государственного долга 5
1.2 Этапы, методы и задачи управления государственным долгом РФ 8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Причины возникновения государственного долга, понятие, сущность и виды государственного долга РФ 13
2.2 Внешний и внутренний государственный долг РФ, управление государственным долгом и схема его размещения 18
2.3 Государственный долг РФ на современном этапе 24
2.4 Пути совершенствования управления государственным долгом 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЯ 32
Приложение 1 35
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Сущность и особенности государственного долга 5
1.2 Этапы, методы и задачи управления государственным долгом РФ 8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Причины возникновения государственного долга, понятие, сущность и виды государственного долга РФ 13
2.2 Внешний и внутренний государственный долг РФ, управление государственным долгом и схема его размещения 18
2.3 Государственный долг РФ на современном этапе 24
2.4 Пути совершенствования управления государственным долгом 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЯ 32
Приложение 1 35
Проблемы,
связанные с управлением
Современная
экономическая теория и практика
уделяют большое внимание проблемам
дефицита бюджета и государственного
долга. В настоящее время это
является существенной проблемой практически
для всех стран мира - развитых, развивающихся,
с переходной экономикой, различного
общественного строя. Именно поэтому
важнейшей задачей
Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным.
Степень
изученности проблемы. По различным
аспектам государственного долга, прежде
всего, государственного долга Российской
Федерации в настоящее время написано
достаточное количество монографий, книг,
журнальных статей. Из работ российских
авторов по данной тематике можно выделить
работы Ю.А.Данилова «Рынки государственного
долга. Мировые тенденции и российская
практика», Д.Л.Головачева «Государственный долг.
Теория, российская и мировая практика»,
Б.А.Хейфеца «Решение долговых проблем»,
А.Г.Саркисьянца «Система международных долгов».
Историю формирования российской экономики
и развития государственного долга как
в целом в России, так и на примере ее отдельных
регионов можно проследить на примере
работ С.Г.Струмилина «Очерки экономической
истории России», П.Я.Дмитриева.
Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является анализ современного состояния Государственного долга РФ. Для достижения поставленной цели реализованы следующие задачи:
Объектом исследования в курсовой работе является концептуальные основы государственного долга.
Предмет исследование курсовой работы является анализ современного состояния государственного долга РФ и проблема его регулирования, путем совершенствования управления.
Информационная база исследования: научные работы, учебники, справочная литература, интернет-ресурсы, Бюджетный кодекс РФ, лекции, Постановления Правительства РФ, Законы РФ, статистические данные.
Методологическую базу исследования составили общенаучные методы, такие как анализ, синтез, метод сравнения.
Структура работы. В первой главе курсовой работы рассматриваются Сущность и особенности государственного, этапы, методы и задачи управления государственным долгом РФ.
Во второй главе курсовой работы выявлены причины возникновения государственного долга РФ, рассматривается внешний и внутренний долг, изучается управление государственным долгом и схема его размещения а также предложены пути улучшения управления государственным долгом.
государственный долг стабилизационный
С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов – неналоговых платежей.
Государственный долг — сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам. Различают внешний государственный долг и внутренний государственный долг. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.[22,с.253.]
Особенность
государственного долга как финансового
явления состоит в
Когда речь идет о государственном долге, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов публичной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования.
Принцип возвратности подразумевает возврат выданных взаймы денежных средств.
Принцип срочности означает, что в кредитном договоре должен устанавливаться срок кредитования и этот срок должен заемщиком соблюдаться.[14,c.83.]
Принцип платности заключается в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору ссудный процент.
Особенностями государственного кредита является отсутствие обеспеченности, отсутствие целевого характера, а также верховенствующая роль государства, несмотря на то, что государство является заемщиком, а не кредитором.
Государственный кредит выполняет три функции как финансовая категория: распределительную, регулирующую и контрольную.
Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени, то есть налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа не увеличиваются.
В зависимости от слагаемых компонентов государственный долг бывает капитальным, основным и текущим.[5,с.159.]
Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.
Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Согласно существующим уровням власти (классификация по типу заемщика) государственный долг делится на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской федерации и муниципальный долг.
Государственный долг может существовать в следующих формах:
По срокам долговые обязательства подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет). В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
Управление
присуще всем сферам человеческой деятельности,
в том числе и финансовой. Под
управлением понимается сознательное
и целенаправленное воздействие
на объект управления с помощью совокупности
приемов и методов для
Важной областью управленческой деятельности является управление государственным долгом.
Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской федерации. [3,с.173.]
Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.
Государственный долг, как и финансы, может являться рычагом и объектом управления. В качестве рычага управления государственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.