Государственный долг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является анализ современного состояния Государственного долга РФ. Для достижения поставленной цели реализованы следующие задачи:
изучить сущность и особенности государственного долга;
рассмотреть этапы, методы и задачи управления государственного долга РФ;
выявить причины возникновения государственного долга РФ;
рассмотреть понятие, сущность и виды государственного долга РФ;
изучить внутренний и внешний долг РФ, управление государственным долгом и схему его размещения;
проанализировать государственный долг РФ на современном этапе;
выявить пути совершенствования управлением государственным долгом;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Сущность и особенности государственного долга 5
1.2 Этапы, методы и задачи управления государственным долгом РФ 8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Причины возникновения государственного долга, понятие, сущность и виды государственного долга РФ 13
2.2 Внешний и внутренний государственный долг РФ, управление государственным долгом и схема его размещения 18
2.3 Государственный долг РФ на современном этапе 24
2.4 Пути совершенствования управления государственным долгом 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЯ 32
Приложение 1 35

Работа содержит 1 файл

курсовая моя (Автосохраненный).docx

— 96.80 Кб (Скачать)

    В процессе управления государственным  долгом Российской Федерации решаются следующие общие задачи [11,с.35.]:

    - удержание величины внутреннего  и внешнего государственного  долга на уровне, обеспечивающем  сохранение экономической безопасности  страны, выполнение органами власти  взятых на себя обязательств  без причинения значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;

    - минимизация стоимости долга  на основе удлинения срока  заимствований и снижения доходности  государственных ценных бумаг,  перехода на другие рынки и  переключения внимания на другие  группы инвесторов;

    - сохранение у российского государства  репутации первоклассного заемщика  на основе безупречного выполнения  финансовых обязательств перед  инвесторами;

    - поддержание стабильности и предсказуемости  рынка государственного долга;

    - достижение эффективного и целевого  использования заимствованных государством  средств и гарантированных им  заимствований;

    - диверсификация долговых обязательств  по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим  параметрам для удовлетворения  потребностей различных групп  инвесторов;

    - координация действий федеральных  органов, органов субъектов Российской  Федерации и местного самоуправления  на долговом рынке страны.

    Следует различать этапы управления. Можно  выделить, по меньшей мере, следующие  пять укрупненных этапов, на каждом из которых решаются специфические задачи.[1,с.81.]

    На  первом этапе идет процесс обоснования  предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, предельных объемов государственных внутренних и внешних заимствований, предельных объемов предоставления государственных  гарантий, а также формируются  программы государственных внутренних и внешних заимствований.

    На  втором этапе управления государственным  догом формируется программа  эмиссии государственных ценных бумаг и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование оригинальным и привлекательным для инвесторов резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на втором этапе зависит, в частности, наличие или отсутствие в перспективе «пиков» платежей по долгам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования.

    На  третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование котировок  по государственным долговым обязательствам на вторичном рынке государственного долга. Воздействие на котировки  по государственным облигациям позволяет  регулировать бюджетную эффективность  проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего долга).

    Четвертый этап – антикризисное управление – связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных  долговых ситуаций, обилием которых  отмечена новейшая российская история  в период после распада СССР. Если правительство не в состоянии  обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с  кредиторами на предмет пересмотра графика платежей и сроков погашения  долгов.

    Пятый этап – исполнение оригинальных или  скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственных  внутренних долгов.

    Таким образом, под управлением государственным  долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий  и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка государственных  заимствований, реализации мер антикризисного управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, определению  условий и предоставлению государственных  гарантий, контролю за эффективным использованием заимствованных средств.

    Управление  государственным долгом должно осуществляться на научной основе. Это означает, что органы власти на основе научных данных о глобальных и региональных закономерностях и тенденциях развития долговых отношений, учитывая национальные исторические особенности функционирования государственного долга, зная среднесрочные и отдаленные задачи социально-экономического развития страны, вырабатывают концепцию развития долговых отношений в целом, особенности использования отдельных долговых инструментов, механизм функционирования государственного долга, позволяющий максимально приблизиться к достижению поставленных целей.

    Управление  государственным долгом (англ. national debt management) –

1) совокупность  мероприятий государства, направленных  на погашение долга; 

2) механизм  формирования и реализации одного  из направлений финансовой политики  государства, связанного с его  деятельностью на внешних и  внутренних финансовых рынках  в качестве заемщика, кредитора  или гаранта.

     Методами  управления государственным долгом является конверсия, унификация, рефинансирование, консолидация, новация, отсрочка погашения и аннулирования займов.

     Рефинансирование  – погашения части основного  долга (или всего полностью), а  также процентов по нему из тех  средств, которые были получены от размещения новых займов.

     Аннулирование (дефолт) – отказ государства  от выплаты долга и его процентов  по выпущенным ранее займам.

     Конверсия – принятие решения государством об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого достичь, государство обычно снижает размер выплаты процентов.

     Новация – соглашения между заемщиком  и кредитором о прекращении действия обязательств, а также замене их иными обязательствами, которые  предусматривают другие условия  погашения долгов.

     Унификация  – принятие решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее займов, когда происходит обмен  облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов.

     Консолидация  – увеличение срока действия по выпущенным ранее обязательствам. Государство  всегда заинтересовано в том, чтобы  получить займы на более длительные сроки.

     Отсрочка  погашения займа (или всех выпущенных заранее займов) – проводится в  том случае, когда дальнейший выпуск новых займов не несет для государства  финансовой активности.

     Такие методы управления государственным  долгом, как конверсия, унификация и  консолидация государственных наймов чаще всего осуществляются в отношении  внутренних займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для  внешних займов.

      Управление  государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий несколько этапов: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств. [8,с.432.]

    Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

    Министерство  финансов Российской Федерации ведет  государственные книги внутреннего  и внешнего долга Российской Федерации (Государственная долговая книга  Российской Федерации). [3,с.169.]

    На  достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в  области управления государственным  долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному  соотношению, отсрочка погашения и  аннулирования займов.  
 
 

ГЛАВА 2.  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Причины возникновения государственного долга, понятие, сущность и виды государственного долга РФ

 

    Ни  одно российское правительство на протяжении 230-летней истории государственных  заимствований (первый заем был взят в 1769г. Екатериной Второй в Голландии) не обходилось без привлечения кредитов для финансирования бюджетных дефицитов. Накануне первой мировой войны Российская Империя была крупнейшим должником мира (первое место по объему внешнего долга и второе место по общей сумме государственного долга после Франции) [12,с.67].

    В 1950-х гг. внешние заимствования использовались в узких пределах: в форме краткосрочных и среднесрочных кредитов для финансирования импорта в относительно благоприятных условиях роста экономического потенциала страны, смягчения международной напряженности.

    В 1960-х гг. при оплате импортного оборудования для крупных объектов активно привлекались прямые долгосрочные кредиты западных банков.

    В конце 1980-х гг. экономическое положение  СССР быстро ухудшалось. Резко сократились золотовалютные резервы – с 15,3 млрд. долларов в 1988г. до 7,6 млрд. долларов в 1991г. В 1990г. было продано золота на 2,7 млрд. долларов и в 1991г. – на 3,8 млрд. долларов. Для решения платежных проблем непомерно тратились золотые запасы государства: если в середине 1980-х гг. они составляли около 2,5 тыс. тонн, то к концу 1991г. - уже всего 240 тонн, достигнув небывало низкого уровня за всю историю России XX века.[5,с.43]

    Распад  СССР диктовал необходимость обоснованного  распределения государственного долга  СССР. Итогом первого этапа этой работы было определение расчетных  долей бывших республик СССР по ряду нижеприведенных параметров.

    В 1975-1985гг. внешний долг СССР возрос в 2 раза, тогда как за более короткий период 1986-1992гг. – в 2,5 раза. В целом после 1985г. темп роста задолженности удвоился и составил 41,7% в среднем за год (при падении ВВП).

    Внутренний  государственный долг СССР с 1970г. по 1990г. возрос в 13,1 раза. В конце 1988г. при обсуждении проекта бюджета на 1989г. речь шла об изыскании средств для покрытия его дефицита в размере около 100 млрд. рублей. По итогам 1989г. дефицит государственного бюджета достиг 120 млрд. рублей. В бюджете на 1990г. его намечалось сократить до 60 млрд. рублей, а в 1991 г. – до 27 млрд. рублей. Был впервые обнародован объем государственного внутреннего долга СССР, составивший на конец 1989г. около 400 млрд. рублей.[8,с.232]

    Государственный долг формируется как результат  внутренней и внешней долговой политики. Объем внешнего долга СССР в конце 1990г. при обсуждении проекта бюджета на 1991г. был представлен величиной, которую надо увеличить до 39 млрд. рублей по официальному курсу Госбанка СССР. В то время он составлял 55 копеек за 1 доллар.

    Круг  западных кредиторов России достаточно велик – в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран – Германии, Италии, США, Франции, Австрии и Японии.

    Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета  и наличие свободных денежных средств у физических и юридических  лиц [5, с. 27].

    На  первом этапе (1985-1991гг.) в результате массированных внешних заимствований («кредитов начала перестройки» и  займов советских внешнеэкономических  объединений) образовалась большая  часть внешнего государственного долга  СССР – более 100 млрд. долларов. Кризис экономики первых лет перестройки  и невозможность выплаты краткосрочных  долгов привели 19 ноября 1991г. к объявлению дефолта по долгам СССР. В результате либерализации цен и обесценения рубля в начале 90-х гг. сформировался внутренний долг государства по гарантированным сбережениям граждан (вклады в Сбербанке и Госстрахе) и товарным обязательствам (целевые займы с погашением товарами народного потребления).

    На  втором этапе (1992-1993гг.) новое российское руководство прибегло к займам у  международных финансовых организаций  для смягчения социальных последствий  экономических реформ. Чтобы не оказаться  в международной финансовой изоляции, в апреле 1993г. Правительство Российской Федерации заявило о взятии на себя всех обязательств по погашению  внешнего долга СССР.

    Третий  этап (1993-1995гг.) ознаменован созданием  механизма внутренних заимствований  на рыночной основе. Быстрое развитие рынка ГКО/ОФЗ привело к стремительному росту объема внутреннего долга (до 190 млрд. рублей в 1995г.).

    В 1995-1998гг. (четвертый этап) произошло резкое увеличение как внутреннего долга России (в первую очередь за счет рынка ГКО), так и объема внешних заимствований (активно привлекавшихся с конца 1996г., когда Россия получила высокие кредитные рейтинги). В эти годы российские власти при помощи внутренних и внешних заимствований решали проблемы текущего бюджетного дефицита и политические задачи. Долговая стратегия у государства отсутствовала, рычаги управления рынком внутреннего долга были утрачены, что приблизило наступление пятого этапа.

Информация о работе Государственный долг РФ