Государственный долг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является анализ современного состояния Государственного долга РФ. Для достижения поставленной цели реализованы следующие задачи:
изучить сущность и особенности государственного долга;
рассмотреть этапы, методы и задачи управления государственного долга РФ;
выявить причины возникновения государственного долга РФ;
рассмотреть понятие, сущность и виды государственного долга РФ;
изучить внутренний и внешний долг РФ, управление государственным долгом и схему его размещения;
проанализировать государственный долг РФ на современном этапе;
выявить пути совершенствования управлением государственным долгом;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Сущность и особенности государственного долга 5
1.2 Этапы, методы и задачи управления государственным долгом РФ 8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Причины возникновения государственного долга, понятие, сущность и виды государственного долга РФ 13
2.2 Внешний и внутренний государственный долг РФ, управление государственным долгом и схема его размещения 18
2.3 Государственный долг РФ на современном этапе 24
2.4 Пути совершенствования управления государственным долгом 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЯ 32
Приложение 1 35

Работа содержит 1 файл

курсовая моя (Автосохраненный).docx

— 96.80 Кб (Скачать)

 

     Наиболее  значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО).

     Объем внутреннего долга, выраженного  в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту, в 2011 году составит 4 076,7 млрд. рублей, или больше на 39 %, чем в 2010 году. За 2011 – 2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего долга.

     Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению  условий уже выпущенных займов, определению  условий и выпуску новых государственных  ценных бумаг.[30]

    Схематично  управление государственным долгом можно представить таким образом [24].

                ┌───────────────────────────────────────┐

                │      Управление публичным  долгом      │

                └───────────────────────────────────────┘

                    ┌────────────────────────────────┐

                    │  Управление публичным долгом   │

 ┌──────────────────┴────────────────────────────────┴──────────────────┐

 │бюджетные, учетные и организационные и иные процедуры, направленные на│

 │эффективное регулирования публичного долга и снижения влияния долговой│

 │нагрузки на экономику государства (субъекта федерации, муниципального │

 │                             образования)                             │

 └──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

               ┌────────────────────────────────────────────────────────┐

            ┌──┤сохранение  объема  публичного  долга  на   экономически│

            │  │безопасном уровне                                       │

            │  └────────────────────────────────────────────────────────

            │  ┌────────────────────────────────────────────────────────

 ┌────────┐  ├──┤снижение стоимости обслуживания  публичного долга        │

 │   Цели  ├─┤  └────────────────────────────────────────────────────────┘

 └────────┘  │  ┌────────────────────────────────────────────────────────

            │  │обеспечение исполнения обязательств государства (публич-│

            └──┤но-территориального образования) в полном  объеме по как│

               │можно более низкой цене на средне- и долгосрочную  перс-│

               │пективу                                                 │

               └────────────────────────────────────────────────────────┘

                 ┌───────────────────────────────────┐   ─┐

            ┌────┤     погашение публичного  долга    │   │  обслуживание

            │    └───────────────────────────────────┘   │  публичного

            │    ┌───────────────────────────────────┐   │     долга

            ├────┤         выплата  процентов         │   │

            │    └───────────────────────────────────┘   ─┘

 ┌────────┐  │    ┌───────────────────────────────────┐

 │  Методы ├─┼────┤отсрочка погашения  публичного долга│

 └────────┘  │    └───────────────────────────────────┘

            │    ┌───────────────────────────────────┐    погашение долга

            ├────┤ рефинансирование публичного  долга │    за счет выпуска

            │    └───────────────────────────────────┘      новых займов

            │    ┌───────────────────────────────────┐

            ├────┤ реструктуризация публичного  долга │

            │    └──────────────────┬────────────────┘

            │             ┌─────────┴─────────────┐

            │    ┌────────┴─────────┐  ┌───────────┴──────────┐

            │    │   консолидация   │ │      конверсия       │

            │    │(изменение сроков)│  │(изменение доходности)│

            │    └──────────────────┘  └──────────────────────┘

            │    ┌───────────────────────────────────┐

            │    │аннулирование  (отказ от публичного│

            └────┤               долга)              │

                 └───────────────────────────────────┘

Схема 2.

    Управление  государственным долгом является одним  из элементов макроэкономической политики. Эффективное использование долга  может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические  флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы.

    Управление  размещением государственного долга характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления долгом. Можно выделить 3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов:

    - финансовое размещение, когда из  внешнего источника осуществляется  финансирование инвестиционных  проектов и развития экономики;

    - бюджетное использование, при  котором привлеченные ресурсы  направляются на финансирование  текущих бюджетных расходов, в  том числе на обслуживание  внешней задолженности;

    - смешанное бюджетно-финансовое размещение, когда заимствования используются  как на финансирование текущих  бюджетных потребностей, так и  на развитие экономики в целом.

    Управление  погашением государственного долга. Погашение долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований. В российской практике новые заимствования играют существенную роль в обслуживании задолженности. Золотовалютные резервы направлялись на погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991-1992 годах.

    Основным  методом урегулирования внешнего долга  стала его реструктуризация на максимально  выгодных для России условиях.

    Термин "реструктуризация" означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений - такого графика, в котором предусматривается рыночный льготный период [17, c.116].

    Из  выше сказанного можно сделать вывод, что основная денежная масса вращается  на вторичном рынке ценных бумаг. Государство не может на прямую размещать ценные бумаги на вторичном рынке и делает размещение ценных бумаг через Центральный Банк Российской Федерации. По своей сути и значению Центральный Банк Российской Федерации тоже не может размещать ценные бумаги государственного долга на вторичном финансовом рынке по этому он их размещает на первичном финансовом рынке среди коммерческих банков, которые в последствии размещают их на вторичном финансовом рынке ценных бумаг физическим и юридическим лицам. 

      Представим выше сказанное в виде схемы. 

    

    Схема 3.

2.3 Государственный долг РФ на современном этапе

 

    Для России проблема государственного долга (как внешнего, так и внутреннего) стала актуальной, начиная с 1992 г. (на тот момент государственный внешний долг был в пределах от 89 до 102 млрд дол.).

    К середине 1990-х гг. в России был  создан развитый инструментарий финансирования государственного долга, в основном соответствующий требованиям не только национального, но и международного финансовых рынков. Прежде всего, это государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), государственные долгосрочные обязательства (ГДО), золотые сертификаты (ЗС), краткосрочные облигации (КО), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). Со второй половины 1995 г. основным источником финансирования дефицита бюджета стали ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, а также внешние кредиты международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕВРР и др.) [16].

    ГКО представляют беспроцентные краткосрочные  государственные облигации, которые  выпускались в безбумажной электронной  форме с дисконтом, т.е. их доходность определялась как разница между  ценой покупки и курсом продажи. Срок обращения облигаций составлял  три, шесть и двенадцать месяцев.

    ОВЗ - это среднесрочные государственные  облигации, которые также выпускались  в безбумажной (электронной) форме  с изменяемым процентным купоном, выплачиваемым  поквартально. Срок их обращения превышал один год.

    Краткосрочная форма выпуска и безбумажная  основа в виде записей, обеспечивая  удобство работы на рынке, являлась сильнейшим стимулом для привлечения инвесторов. Объем рынка ГКО - ОВЗ составил более 230 трлн руб [16].

    Значительные  обороты рынка ГКО - ОВЗ обусловили его важность для России. С помощью  этих ценных бумаг правительство  России профинансировало значительную часть дефицита государственного бюджета. Вместе с тем, операции с государственными облигациями позволили Центральному банку регулировать объем денег  в обращении и поддерживать ликвидность  банковской системы. Следствием высокой  доходности государственных ценных бумаг стало вытеснение реальных инвестиций государственным долгом. Поступления от операций с ГКО - ОВЗ  фактически стали одним из источников доходов банков.

    Облигации государственного сберегательного  займа (ОГСЗ) появились в 1995 г. с целью  привлечения денежных средств широких  слоев населения для финансирования дефицита государственного бюджета. Сохраняя все основные свойства государственных  ценных бумаг (надежность, ликвидность, высокая надежность), ОГСЗ стали  важным инструментом аккумуляции прежде всего сбережений населения, для которых доступ на рынок государственных ценных бумаг прежде был практически закрыт.

    ОГВВЗ - единственная ценная бумага, использующая валюту в качестве расчетов. Зависимость  рынка ОГВВЗ от поведения иностранных  инвесторов сделала его неустойчивым. Присвоение в 1996 г. российским ценным бумагам  международного кредитного рейтинга повысило надежность ОГВВЗ и спрос на них.

    Современному  российскому государственному долгу  присущи следующие черты:

  1. понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются; этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;
  2. большую часть российского долга (в том числе долга СССР) составляют краткосрочные заимствования, из-за чего на протяжении последних десяти лет постоянно возникает вопрос о реструктуризации задолженности;
  3. отсутствует система долгового управления, т.е. не существует единого органа, который бы занимался исключительно проблемами долга; сегодня долгами в России занимаются Министерство финансов, Внешэкономбанк, частично Центральный банк;
  4. погашению и обслуживанию государственного долга уделяется приоритетное значение;
  5. правительство стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат по внешнему долгу в ближайшие годы; об этом свидетельствует прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами;
  6. выдаваемые России кредиты принесли ей мало пользы, но привели к увеличению долгового бремени [16].

Информация о работе Государственный долг РФ