Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:51, курсовая работа
Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является анализ современного состояния Государственного долга РФ. Для достижения поставленной цели реализованы следующие задачи:
изучить сущность и особенности государственного долга;
рассмотреть этапы, методы и задачи управления государственного долга РФ;
выявить причины возникновения государственного долга РФ;
рассмотреть понятие, сущность и виды государственного долга РФ;
изучить внутренний и внешний долг РФ, управление государственным долгом и схему его размещения;
проанализировать государственный долг РФ на современном этапе;
выявить пути совершенствования управлением государственным долгом;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Сущность и особенности государственного долга 5
1.2 Этапы, методы и задачи управления государственным долгом РФ 8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Причины возникновения государственного долга, понятие, сущность и виды государственного долга РФ 13
2.2 Внешний и внутренний государственный долг РФ, управление государственным долгом и схема его размещения 18
2.3 Государственный долг РФ на современном этапе 24
2.4 Пути совершенствования управления государственным долгом 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЯ 32
Приложение 1 35
Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО).
Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту, в 2011 году составит 4 076,7 млрд. рублей, или больше на 39 %, чем в 2010 году. За 2011 – 2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего долга.
Под
управлением государственным
Схематично управление государственным долгом можно представить таким образом [24].
┌─────────────────────────────
│ Управление публичным долгом │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Управление публичным
┌──────────────────┴─────────
│бюджетные, учетные и организационные и иные процедуры, направленные на│
│эффективное регулирования публичного долга и снижения влияния долговой│
│нагрузки на экономику государства (субъекта федерации, муниципального │
│
образования)
└────────────────────────────
┌─────────────────────────────
┌──┤сохранение объема публичного долга на экономически│
│ │безопасном уровне
│ └──────────────────────────
│ ┌──────────────────────────
┌────────┐
├──┤снижение стоимости
│
Цели ├─┤ └────────────────────────
└────────┘
│ ┌──────────────────────────
│ │обеспечение исполнения обязательств государства (публич-│
└──┤но-территориального образования) в полном объеме по как│
│можно более низкой цене на средне- и долгосрочную перс-│
│пективу
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
┌────┤ погашение публичного долга │ │ обслуживание
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
├────┤ выплата процентов │ │
│ └─────────────────────────────
┌────────┐
│ ┌─────────────────────────────
│
Методы ├─┼────┤отсрочка
└────────┘
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
├────┤ рефинансирование
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
├────┤ реструктуризация
│ └──────────────────┬──────────
│ ┌─────────┴─────────────┐
│ ┌────────┴─────────┐ ┌───────────┴──────────┐
│ │ консолидация │ │ конверсия │
│ │(изменение сроков)│ │(изменение доходности)│
│ └──────────────────┘ └──────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────
│ │аннулирование (отказ от публичного│
└────┤ долга) │
└─────────────────────────────
Схема 2.
Управление
государственным долгом является одним
из элементов макроэкономической политики.
Эффективное использование
Управление размещением государственного долга характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления долгом. Можно выделить 3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов:
-
финансовое размещение, когда из
внешнего источника
-
бюджетное использование, при
котором привлеченные ресурсы
направляются на
-
смешанное бюджетно-финансовое
Управление погашением государственного долга. Погашение долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований. В российской практике новые заимствования играют существенную роль в обслуживании задолженности. Золотовалютные резервы направлялись на погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991-1992 годах.
Основным методом урегулирования внешнего долга стала его реструктуризация на максимально выгодных для России условиях.
Термин "реструктуризация" означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений - такого графика, в котором предусматривается рыночный льготный период [17, c.116].
Из
выше сказанного можно сделать вывод,
что основная денежная масса вращается
на вторичном рынке ценных бумаг.
Государство не может на прямую размещать
ценные бумаги на вторичном рынке и делает
размещение ценных бумаг через Центральный
Банк Российской Федерации. По своей сути
и значению Центральный Банк Российской
Федерации тоже не может размещать ценные
бумаги государственного долга на вторичном
финансовом рынке по этому он их размещает
на первичном финансовом рынке среди коммерческих
банков, которые в последствии размещают
их на вторичном финансовом рынке ценных
бумаг физическим и юридическим лицам.
Представим выше сказанное в виде схемы.
Схема 3.
Для России проблема государственного долга (как внешнего, так и внутреннего) стала актуальной, начиная с 1992 г. (на тот момент государственный внешний долг был в пределах от 89 до 102 млрд дол.).
К середине 1990-х гг. в России был создан развитый инструментарий финансирования государственного долга, в основном соответствующий требованиям не только национального, но и международного финансовых рынков. Прежде всего, это государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), государственные долгосрочные обязательства (ГДО), золотые сертификаты (ЗС), краткосрочные облигации (КО), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). Со второй половины 1995 г. основным источником финансирования дефицита бюджета стали ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, а также внешние кредиты международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕВРР и др.) [16].
ГКО
представляют беспроцентные краткосрочные
государственные облигации, которые
выпускались в безбумажной
ОВЗ
- это среднесрочные
Краткосрочная форма выпуска и безбумажная основа в виде записей, обеспечивая удобство работы на рынке, являлась сильнейшим стимулом для привлечения инвесторов. Объем рынка ГКО - ОВЗ составил более 230 трлн руб [16].
Значительные
обороты рынка ГКО - ОВЗ обусловили
его важность для России. С помощью
этих ценных бумаг правительство
России профинансировало значительную
часть дефицита государственного бюджета.
Вместе с тем, операции с государственными
облигациями позволили
Облигации
государственного сберегательного
займа (ОГСЗ) появились в 1995 г. с целью
привлечения денежных средств широких
слоев населения для
ОГВВЗ - единственная ценная бумага, использующая валюту в качестве расчетов. Зависимость рынка ОГВВЗ от поведения иностранных инвесторов сделала его неустойчивым. Присвоение в 1996 г. российским ценным бумагам международного кредитного рейтинга повысило надежность ОГВВЗ и спрос на них.
Современному российскому государственному долгу присущи следующие черты: