Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 11:34, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрена тема такого основного звена финансовой системы, как государственный бюджет и проблемы его функционирования. Предметом исследования курсовой работы является государственный бюджет, его система и устройство. Объектом исследования выступает Российская Федерация.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации, его уровни и структура………………………………………………………………………………...5
1.1. Сущность бюджетного процесса, его структура и стадии……………………..5
1.2. Бюджетная классификация, доходы, расходы, сбалансированность бюджета...9
1.3. Основные принципы и уровни бюджетной системы…………………………...13
Глава 2. Проблемы государственного бюджета Российской Федерации на современном этапе…………………………………………………………………….19
2.1. Состояние и специфика бюджета переходной экономики Российской Федерации……………………………………………………………………………...19
2.2. Анализ исполнения бюджета Российской Федерации в 2006-2008 гг………...21
2.3. Проблема сбалансированности и механизмы регулирования структуры государственного бюджета Российской Федерации………………………………...27
Глава 3. Основные направления реформирования современного бюджетного устройства Российской Федерации…………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………………40
По итогам 2008 года федеральный бюджет был исполнен со значительным кассовым профицитом, тогда как ненефтегазовый баланс бюджета был отрицательным (-6,5% ВВП). По сравнению с 2007 годом профицит бюджета в 2008 году снизился незначительно, в то время как ненефтегазовый дефицит заметно увеличился.
Доходы федерального бюджета в 2008 году составили 22,3% ВВП11, что на 1,3 % ВВП ниже поступлений 2007 года.
Однако в связи с переходом на квартальную уплату НДС, одновременно учитывая введение рассрочки по уплате НДС за третий квартал, для корректности сравнения лучше использовать сопоставимые показатели доходов по 2007 году. В этом случае разница между показателями доходов федерального бюджета в 2008 году и сопоставимых показателей по 2007 году окажется меньше и составит -0,6 % ВВП.
Налоговые доходы составили 12,6% ВВП, что ниже уровня 2007 года на 0,6 % ВВП, неналоговые же доходы выросли на 0,9 %, составив 9,7% ВВП. Главной причиной превышения неналоговых доходов над показателями 2007 года является увеличение в 2008 году по сравнению с 2007 мировых цен на энергоносители, а также рост физических объемов экспорта газа.
Общий объем поступивших в 2008 году доходов превышает уровень, запланированный в Законе о федеральном бюджете на 2008-2010 годы.
Проведенный анализ показал, что в 2008 году на рост доходов федерального бюджета оказали влияние следующие факторы.
Самым главным фактором увеличения доходов федерального бюджета являлся рост цен на энергоносители.
Увеличение физических объемов экспорта газа и нефтепродуктов также положительно сказалось на доходах федерального бюджета.
Кассовые расходы федерального бюджета за 2008 год составили 7566,6 млрд. рублей или 18.2% ВВП. Непроцентные расходы составили 17,8% ВВП по сравнению с 17,7% в предыдущем году.
Стоит отметить, что начало 2008 года значительно отличалось от 2007 года. Обычно в начале года уровень расходов был крайне низок, в 2007 году расходы января составили лишь 3,3%, а февраля – 4,9% от годового объема непроцентных расходов. В 2008 году январские расходы составляют 5,2%, а февральские – 6.2% от запланированного объема непроцентных расходов. Расходы в апреле – октябре оказались также более высокими по сравнению с 2007 годом. Однако в ноябре расходы оказались значительно ниже, чем в предшествующем году. Это преимущественно объясняется значительными одноразовыми расходами в ноябре 2007 года (трансферты в институты развития из федерального бюджета). В декабре 2008 года расходы были значительно выше (по отношению к годовому объему) по сравнению с предыдущим годом, что объясняется началом реализации антикризисных мер в декабре 2008 года, а также тем, что, в отличие от предыдущих двух лет, в 2008 году кассовые расходы по итогам года практически совпали с запланированной в бюджете величиной (расходы составили 7566,6 млрд. рублей, что даже немного выше запланированных 7536 млрд. рублей). В 2006 и 2007 году, напротив, часть расходов переносились на следующий год.
В функциональной классификации наибольший объем непроцентных расходов в 2008 году пришелся на межбюджетные трансферты (6,4% ВВП), расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (в общем объеме 4,5% ВВП), расходы на общегосударственные вопросы (1,6%) и национальную экономику (2,5%). Расходы по остальным направлениям составили менее 1% ВВП.
Можно
отметить, что в сравнении с
предыдущим годом повысились расходы
на национальную экономику, здравоохранение
и спорт, социальную политику, межбюджетные
трансферты. Такое повышение
Кассовый профицит за 2008 год составил 1707,5 млрд. рублей или, в относительном выражении, 4,1% ВВП, что на 1,3 % ВВП ниже величины в 2007 году.
Первичный профицит составил 1860,8 млрд. руб. или 4,5% ВВП против 5,9 % в предыдущем году.
Ненефтегазовый дефицит бюджета по данным Казначейства составил в 2008 году 6,5% ВВП по сравнению с 3,3% в 2007 году.
На погашение внешнего долга в 2008 году было направлено около 159,0 млрд. руб. (0,4% ВВП).
Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке, составил 266,3 млрд. рублей (0,6% ВВП) при затратах на погашение обязательств в объеме 94,7 млрд. рублей (0,2% ВВП). В законе о бюджете на 2008 год чистые внутренние заимствования были установлены в объеме 369,0 млрд. рублей (0,9% ВВП). Недовыполнение плана по внутренним заимствованиям (на 0,5% ВВП) связан с началом финансового кризиса, недостатком ликвидности на российском рынке, в результате чего с сентября 2008 года заимствования практически не производились.
Суммарная
выручка от приватизации и продажи
государственных запасов составила в
отчетном периоде 4,6 млрд. рублей (менее
0,1% ВВП), а остатки на счетах увеличились
на 1992,3 млрд. рублей или на 4,8% ВВП.
2.3.
Проблема сбалансированности
и механизмы регулирования
структуры государственного
бюджета Российской
Федерации
Сбалансированность бюджета – один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов к источникам их финансирования.
Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним – несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета – обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.
Наилучший
вариант обеспечения
Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.
Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие – при его исполнении.
К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:
В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:
В
бывшем СССР, бюджетная система которого
строилась на принципах единства
и централизма, за сбалансированность
бюджета отвечал
В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа – общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.
На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой – механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.
В
настоящее время
Глава
3. Основные направления
реформирования современного
бюджетного устройства
Российской Федерации
Проблема нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств.
Для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:
Приоритетные задачи финансовой политики:
1)
введение в действие новых
принципов межбюджетных
2)
увеличение доходной базы
Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его функционирования