Государственный бюджет и проблемы его функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрена тема такого основного звена финансовой системы, как государственный бюджет и проблемы его функционирования. Предметом исследования курсовой работы является государственный бюджет, его система и устройство. Объектом исследования выступает Российская Федерация.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации, его уровни и структура………………………………………………………………………………...5

1.1. Сущность бюджетного процесса, его структура и стадии……………………..5

1.2. Бюджетная классификация, доходы, расходы, сбалансированность бюджета...9

1.3. Основные принципы и уровни бюджетной системы…………………………...13

Глава 2. Проблемы государственного бюджета Российской Федерации на современном этапе…………………………………………………………………….19

2.1. Состояние и специфика бюджета переходной экономики Российской Федерации……………………………………………………………………………...19

2.2. Анализ исполнения бюджета Российской Федерации в 2006-2008 гг………...21

2.3. Проблема сбалансированности и механизмы регулирования структуры государственного бюджета Российской Федерации………………………………...27

Глава 3. Основные направления реформирования современного бюджетного устройства Российской Федерации…………………………………………………..31

Заключение…………………………………………………………………………….37

Список использованной литературы…………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Госбюджет курсовая.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

      По  итогам 2008 года федеральный бюджет был исполнен со значительным кассовым профицитом, тогда как ненефтегазовый баланс бюджета был отрицательным (-6,5% ВВП). По сравнению с 2007 годом профицит бюджета в 2008 году снизился незначительно, в то время как ненефтегазовый дефицит заметно увеличился.

      Доходы  федерального бюджета  в 2008 году составили 22,3% ВВП11, что на 1,3 % ВВП ниже поступлений 2007 года.

      Однако  в связи с переходом на квартальную  уплату НДС, одновременно учитывая введение рассрочки по уплате НДС за третий квартал, для корректности сравнения лучше использовать сопоставимые показатели доходов по 2007 году. В этом случае разница между показателями доходов федерального бюджета в 2008 году и сопоставимых показателей по 2007 году  окажется меньше и  составит  -0,6  % ВВП.

      Налоговые доходы составили 12,6% ВВП, что ниже уровня 2007 года на 0,6 % ВВП, неналоговые же доходы выросли на 0,9 %, составив 9,7% ВВП. Главной причиной превышения неналоговых доходов над показателями 2007 года является увеличение в 2008 году по сравнению с 2007 мировых цен на энергоносители, а также рост физических объемов экспорта газа.

      Общий объем поступивших в 2008 году доходов  превышает уровень, запланированный  в Законе о федеральном бюджете  на 2008-2010 годы.

 

          Проведенный анализ показал, что в 2008 году на рост доходов федерального бюджета оказали влияние следующие факторы.

      Самым главным фактором увеличения доходов  федерального бюджета являлся рост цен на энергоносители.

      Увеличение  физических объемов экспорта газа и нефтепродуктов также положительно сказалось на доходах федерального бюджета.

      Кассовые  расходы федерального бюджета за 2008 год составили 7566,6 млрд. рублей или 18.2% ВВП. Непроцентные расходы составили 17,8% ВВП по сравнению с 17,7% в предыдущем году.

      Стоит отметить, что начало 2008 года значительно отличалось от 2007 года. Обычно в начале года уровень расходов был крайне низок, в 2007 году расходы января составили лишь 3,3%, а февраля – 4,9% от годового объема непроцентных расходов. В 2008 году январские расходы составляют 5,2%, а февральские – 6.2% от запланированного объема непроцентных расходов. Расходы в апреле – октябре оказались также более высокими по сравнению с 2007 годом. Однако в ноябре расходы оказались значительно ниже, чем в предшествующем году. Это преимущественно объясняется значительными одноразовыми расходами в ноябре 2007 года (трансферты в институты развития из федерального бюджета). В декабре 2008 года расходы были значительно выше (по отношению к годовому объему) по сравнению с предыдущим годом, что объясняется началом реализации антикризисных мер в декабре 2008 года, а также тем, что, в отличие от предыдущих двух лет, в 2008 году кассовые расходы по итогам года практически совпали с запланированной в бюджете величиной (расходы составили 7566,6 млрд. рублей, что даже немного выше запланированных 7536 млрд. рублей). В 2006 и 2007 году, напротив, часть расходов переносились на следующий год.

      В функциональной классификации наибольший объем непроцентных расходов в 2008 году пришелся на межбюджетные трансферты (6,4% ВВП), расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (в общем объеме 4,5% ВВП),  расходы на общегосударственные вопросы (1,6%) и национальную экономику (2,5%). Расходы по остальным направлениям составили менее 1% ВВП.

      Можно отметить, что в сравнении с  предыдущим годом повысились расходы  на национальную экономику, здравоохранение  и спорт,  социальную политику, межбюджетные трансферты. Такое повышение преимущественно  связано с началом реализации антикризисных мер в конце 2008 года, дополнительными перечислениями в региональные бюджеты и бюджеты внебюджетных фондов. Расходы на общегосударственные вопросы и образование снизились, как и расходы на ЖКХ.

      Кассовый  профицит за 2008 год составил 1707,5 млрд. рублей или, в относительном выражении, 4,1% ВВП, что на 1,3 % ВВП ниже величины в 2007 году.

        Первичный профицит составил 1860,8 млрд. руб. или  4,5% ВВП против 5,9 % в предыдущем году.

      Ненефтегазовый  дефицит бюджета по данным Казначейства составил в 2008 году 6,5% ВВП по сравнению с 3,3% в 2007 году.

      На  погашение внешнего долга в 2008 году было направлено около 159,0 млрд. руб. (0,4% ВВП).

      Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке, составил 266,3 млрд. рублей (0,6% ВВП) при затратах на погашение обязательств в объеме 94,7 млрд. рублей (0,2% ВВП). В законе о бюджете на 2008 год чистые внутренние заимствования были установлены в объеме 369,0 млрд. рублей (0,9% ВВП). Недовыполнение плана по внутренним заимствованиям (на 0,5% ВВП) связан с началом финансового кризиса, недостатком ликвидности на российском рынке, в результате чего с сентября 2008 года заимствования практически не производились.

      Суммарная выручка от приватизации и продажи  государственных запасов составила в отчетном периоде 4,6 млрд. рублей (менее 0,1% ВВП), а остатки на счетах увеличились на 1992,3 млрд. рублей или на 4,8% ВВП. 

      2.3.  Проблема сбалансированности и механизмы регулирования структуры государственного бюджета Российской Федерации 

     Сбалансированность  бюджета – один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов к источникам их финансирования.

     Этот  принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним – несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета – обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

     Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов.

     Если  же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

     Сбалансированность  бюджета достигается разными  методами; одни из них применяются  при формировании бюджета; другие – при его исполнении.

     К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

  • лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;
  • совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;
  • выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
  • построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
  • планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом;
  • сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;
  • жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, необусловленная крайней необходимостью;
  • использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

     В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:

  • введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
  • строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;
  • определения оптимальных сроков осуществления расходов;
  • использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
  • совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;
  • мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов;
  • последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;
  • оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами;
  • использования бюджетных резервов и т.д.

     В бывшем СССР, бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно  союзный центр. Такой порядок  достижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет.

     В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа – общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

     На  стадии исполнения бюджета дополнительными  факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой – механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

     В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение. 
 
 
 
 

      Глава 3.  Основные направления  реформирования современного бюджетного устройства Российской Федерации 

     Проблема  нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств.

     Для обеспечения экономического роста  необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:

  1. Рост ВВП и продукции промышленного производства;
  2. Прекращение спада сельскохозяйственного производства;
  3. Создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
  4. Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;
  5. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения;
  6. Поддержание уровня занятости населения РФ и снижение числа безработных.

     Приоритетные  задачи финансовой политики:

     1) введение в действие новых  принципов межбюджетных отношений,  усиление координации деятельности  всех фискальных органов, завершение  перехода на казначейскую систему  исполнения бюджета;

     2) увеличение доходной базы бюджетов  за счет собираемости налогов;

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его функционирования