Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 11:34, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрена тема такого основного звена финансовой системы, как государственный бюджет и проблемы его функционирования. Предметом исследования курсовой работы является государственный бюджет, его система и устройство. Объектом исследования выступает Российская Федерация.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации, его уровни и структура………………………………………………………………………………...5
1.1. Сущность бюджетного процесса, его структура и стадии……………………..5
1.2. Бюджетная классификация, доходы, расходы, сбалансированность бюджета...9
1.3. Основные принципы и уровни бюджетной системы…………………………...13
Глава 2. Проблемы государственного бюджета Российской Федерации на современном этапе…………………………………………………………………….19
2.1. Состояние и специфика бюджета переходной экономики Российской Федерации……………………………………………………………………………...19
2.2. Анализ исполнения бюджета Российской Федерации в 2006-2008 гг………...21
2.3. Проблема сбалансированности и механизмы регулирования структуры государственного бюджета Российской Федерации………………………………...27
Глава 3. Основные направления реформирования современного бюджетного устройства Российской Федерации…………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………………40
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
Принцип прозрачности (открытости) означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Принцип
единства кассы означает зачисление
всех кассовых поступлений и осуществление
всех кассовых выплат с единого счета
бюджета, за исключением операций по исполнению
бюджетов, осуществляемых в соответствии
с нормативными правовыми актами органов
государственной власти Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, муниципальными
правовыми актами органов местного самоуправления
за пределами территории соответственно
Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования,
а также операций, осуществляемых в соответствии
с валютным законодательством Российской
Федерации.
Глава 2. Проблемы государственного бюджета Российской Федерации на современном этапе
2.1.
Состояние и специфика
бюджета переходной
экономики Российской
Федерации
В условиях постоянного давления финансового кризиса, Госдума Российской Федерации все-таки приняла федеральный бюджет на 2009 год и на плановый период 2010–2011 годов. При этом бюджет был подвергнут существенным изменениям в соотношении с начальным вариантом. Никто из экспертов не берется давать прогнозы по успешности экономической и социальной политики. В рамках второго чтения депутаты утвердили бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов федерального бюджета. Был рассмотрен вопрос о распределении между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и на плановый период. Утверждены и программы государственных внутренних и внешних заимствований, а также программа госгарантий в российской валюте в период «скользящей трехлетки». Также стоит отметить и то, что в бюджете особое внимание уделено как раз антикризисным мерам, а именно: поддержанию финансового сектора, в частности банковского, возвращению утраченных позиций на фондовом рынке и развитию энергетической отрасли.
Основные показатели федерального бюджета по доходам в 2008 году превысили аналогичные показатели 2007 года. Кроме того, исполнение бюджета по доходам по итогам 2008 года оказалось существенно лучше показателей, заложенных в Законе о бюджете4. Показатели первоначального Закона о бюджете на 2008 год были превышены на 40%, а Закона о бюджете с учетом последних поправок - на 3%5. Основной вклад в превышение доходов над поступлениями 2007 года внесли нефтегазовые доходы. Ненефтегазовые доходы в 2008 году снизились по сравнению с 2007 годом, главным образом, из-за изменений в администрировании НДС – перехода на поквартальную уплату в первом полугодии и «рассрочки» уплаты налога за третий квартал во втором.
Практически в течение всего 2008 года доходы федерального бюджета превышали показатели 2007 года, лишь только в последние месяцы доходов пришло существенно меньше, чем ожидалось: кризис серьезно сказался на поступлениях НДС и налога на прибыль, а снижение мировых цен на нефть – на экспортных пошлинах и НДПИ.
Непроцентные расходы федерального бюджета за 2008 год (выраженные в процентах ВВП) оказались немного выше, чем в 2007 году, даже без учета однократных перечислений в институты развития из федерального бюджета в конце 2007 года. Такой рост объясняется преимущественно началом реализации антикризисных мер в конце 2008 года, дополнительными перечислениями во внебюджетные фонды и региональные бюджеты.
Процентные расходы федерального бюджета в 2008 году соответствуют их величине в 2007 году, при этом около половины расходов связаны с выплатой процентов по внутреннему долгу.
По итогам 2008 года федеральный бюджет был исполнен со значительным кассовым профицитом, тогда как ненефтегазовый баланс бюджета был отрицательным (-6,5% ВВП). По сравнению с 2007 годом профицит бюджета в 2008 году снизился незначительно, в то время как ненефтегазовый дефицит заметно увеличился.
«Федеральный
бюджет станет ядром для создания
инфраструктуры, вложения в человеческий
капитал, в обеспечение макроэкономической
устойчивости и обеспечение обороноспособности
страны», – заявил вице-премьер, министр
финансов Алексей Кудрин6. «Правительство,
отметил он, считает своей задачей
обеспечить приоритетное финансирование
расходов на здравоохранение, образование,
инновационное развитие экономики, развитие
инфраструктуры и обеспечение безопасности
граждан».
Впервые расходы на национальную экономику превышают ассигнования, выделяемые на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Это самый высокий рост расходов в структуре федерального бюджета.
В
бюджете увеличивается
Увеличивается средний размер трудовой пенсии, студенческие стипендии. Будет завершено обеспечение жильем нуждающихся ветеранов ВОВ.
Существует определенные проблемы с объемами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, однако они носят технический характер и их решение связано с внесением изменений в Бюджетный кодекс. Проблема в другом. Новые условия, сложившиеся в мировой финансовой системе, потребуют пересмотра ключевых макроэкономических показателей, а значит, и бюджета.
В
условиях финансового кризиса нам поможет
большой объем накопленных золотовалютных
резервов. Возможно, банковской системе
придется предоставить больше ликвидности
в связи с оттоком капитала на западные
рынки, где ликвидности также не хватает.
Доля источников внутреннего финансирования
дефицита федерального бюджета в общем
объеме ВВП несколько увеличивается, что
связано именно с решением проблемы ликвидности.
2.2.
Анализ исполнения бюджета
Российской Федерации
в 2006-2008 гг.
Рассмотрим доходную и расходную части бюджета Российской Федерации за 2005-2008 гг. и за плановые периоды 2009-2012 гг7.
Таблица 1
Сравнительная характеристика бюджета Российской Федерации
за 2005-2012 гг.
Отчет | 2009 год8 | проект | ||||||
2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | ||
Доходы, млрд. рублей | 5 127,2 | 6 278,9 | 7 781,1 | 9 274,1 | 6 713,8 | 6 950,0 | 7 455,7 | 8 069,6 |
%% к ВВП | 23,7 | 23,3 | 23,5 | 22,3 | 17,2 | 16,1 | 15,5 | 15,0 |
Нефтегазовые доходы | 2 162,1 | 2 943,5 | 2 897,4 | 4 389,4 | 2 797,6 | 3 194,7 | 3 311,8 | 3 503,1 |
%% к ВВП | 10,0 | 10,9 | 8,8 | 10,5 | 7,2 | 7,4 | 6,9 | 6,5 |
Доходы без учета нефтегазовых доходов, млрд. рублей | 2 965,1 | 3 335,3 | 4 883,7 | 4 886,5 | 3 916,2 | 3 755,3 | 4 143,9 | 4 566,5 |
%% к ВВП | 13,7 | 12,4 | 14,7 | 11,7 | 10,0 | 8,7 | 8,6 | 8,5 |
Нефтегазовый трансферт | 2 135,0 | 2 531,1 | 1 943,4 | 1 778,7 | 1987,3 | |||
%% к ВВП | 5,1 | 6,5 | 4,5 | 3,7 | 3,7 | |||
Расходы, млрд. рублей | 3 514,3 | 4 284,8 | 5 986,6 | 7 566,6 | 9 931,4 | 9 886,9 | 9 389,8 | 9 681,0 |
%% к ВВП | 16,3 | 15,9 | 18,1 | 18,2 | 25,5 | 22,9 | 19,5 | 18,0 |
в том числе условно утверждаемые, млрд. рублей | 234,7 | 484,1 | ||||||
%% к общему объему расходов | 2,5 | 5,0 | ||||||
Дефицит/профицит, млрд. рублей | 1 612,9 | 1 994,1 | 1 794,6 | 1 707,5 | -3 217,6 | -2 936,9 | -1 934,1 | -1 611,4 |
%% к ВВП | 7,5 | 7,4 | 5,4 | 4,1 | -8,3 | -6,8 | -4,0 | -3,0 |
Как видно из таблицы 1, наблюдается положительная динамика увеличения доходов с каждым годом. Так, в 2008 году по сравнению с 2007 годом доходы увеличились на 1493 млрд. руб. Существенно повысились нефтегазовые доходы. В 2005 году этот показатель составлял 2 162,1 млрд. руб., а в 2008 году уже 4389,4 млрд. руб. Это связано с увеличением физических объемов экспорта газа и нефтепродуктов.
Расходы бюджета также с каждым годом увеличиваются. В 2009 году это показатель составит 9 931,4 млрд. руб., что на 2364,8 млрд. руб. больше, чем в 2008 году. В последующие годы планируется постепенное снижение уровня расходов бюджета.
В 2008 году кассовый профицит составил 1707,5 млрд. руб. В связи с мировым финансовым кризисом с 2009 года планируется кассовый дефицит бюджета. Но с 2010 года намечается динамика уменьшения кассового дефицита до 1611,4 млрд. руб. в 2012 году.
Основные показатели федерального бюджета по доходам в 2008 году превысили аналогичные показатели 2007 года. Кроме того, исполнение бюджета по доходам по итогам 2008 года оказалось существенно лучше показателей, заложенных в Законе о бюджете9. Показатели первоначального Закона о бюджете на 2008 год были превышены на 40%, а Закона о бюджете с учетом последних поправок - на 3%10. Основной вклад в превышение доходов над поступлениями 2007 года внесли нефтегазовые доходы. Ненефтегазовые доходы в 2008 году снизились по сравнению с 2007 годом, главным образом, из-за изменений в администрировании НДС – перехода на поквартальную уплату в первом полугодии и «рассрочки» уплаты налога за третий квартал во втором.
Практически в течение всего 2008 года доходы федерального бюджета превышали показатели 2007 года, лишь только в последние месяцы доходов пришло существенно меньше, чем ожидалось: кризис серьезно сказался на поступлениях НДС и налога на прибыль, а снижение мировых цен на нефть – на экспортных пошлинах и НДПИ.
Непроцентные расходы федерального бюджета за 2008 год (выраженные в процентах ВВП) оказались немного выше, чем в 2007 году, даже без учета однократных перечислений в институты развития из федерального бюджета в конце 2007 года. Такой рост объясняется преимущественно началом реализации антикризисных мер в конце 2008 года, дополнительными перечислениями во внебюджетные фонды и региональные бюджеты.
Процентные расходы федерального бюджета в 2008 году соответствуют их величине в 2007 году, при этом около половины расходов связаны с выплатой процентов по внутреннему долгу.
Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его функционирования