Государственный бюджет и проблемы его функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрена тема такого основного звена финансовой системы, как государственный бюджет и проблемы его функционирования. Предметом исследования курсовой работы является государственный бюджет, его система и устройство. Объектом исследования выступает Российская Федерация.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации, его уровни и структура………………………………………………………………………………...5

1.1. Сущность бюджетного процесса, его структура и стадии……………………..5

1.2. Бюджетная классификация, доходы, расходы, сбалансированность бюджета...9

1.3. Основные принципы и уровни бюджетной системы…………………………...13

Глава 2. Проблемы государственного бюджета Российской Федерации на современном этапе…………………………………………………………………….19

2.1. Состояние и специфика бюджета переходной экономики Российской Федерации……………………………………………………………………………...19

2.2. Анализ исполнения бюджета Российской Федерации в 2006-2008 гг………...21

2.3. Проблема сбалансированности и механизмы регулирования структуры государственного бюджета Российской Федерации………………………………...27

Глава 3. Основные направления реформирования современного бюджетного устройства Российской Федерации…………………………………………………..31

Заключение…………………………………………………………………………….37

Список использованной литературы…………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Госбюджет курсовая.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

      Бюджеты всех уровней формируются и исполняются  в пределах показателей единой бюджетной  классификации – группировки  доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

      Бюджетная классификация – это законодательно устанавливаемая по однородным признакам  группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления  и исполнения бюджетов всех уровней.

      Согласно  Бюджетному кодексу Российской Федерации  бюджетная классификация включает в себя1:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификацию операций публично-правовых образований.

      Бюджетная классификация является единой для  всех уровней бюджетной системы  и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

      Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

      Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

      Виды  доходов бюджета: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, а также штрафы и пени), неналоговые, а также доходы целевых бюджетных фондов. Среди налоговых доходов наиболее значительное место занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций и различные акцизы.

        К неналоговым доходам относятся  доходы:

  • от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
  • финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.

      Помимо  собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют  регулирующие доходы – федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).

      Расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные.

      Текущие расходы обеспечивают текущие потребности  государства, местных органов власти, бюджетных учреждений. Также к  текущим расходам относится оказание помощи различным отраслям экономики, бюджетам других уровней в виде дотаций и субсидий.

      Капитальные расходы бюджетов призваны обеспечивать инновационную и инвестиционную деятельность. Статьи капитальных расходов предусматривают выполнение определенной инвестиционной программы посредством кредитов юридическим лицам. Также к капитальным относятся расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта средств производства. Иначе говоря, капитальные расходы обеспечивают расширенное воспроизводство и прирост запасов.

      Формы расходов бюджетов:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
  • трансферты населению;
  • ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
  • бюджетные кредиты юридическим лицам;
  • субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;
  • инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
  • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

      Обязательным  условием финансово-бюджетной деятельности является сбалансированность бюджетов, означающая равенство или баланс        поступлений и расходов. Различают сбалансированность:

    • плановую — сбалансирование бюджета происходит в ходе его составления, обсуждения и утверждения;
    • оперативную — сбалансированность при исполнении бюджета;
    • фактическую — отражает итог исполнения бюджета.

      Проблема  сбалансирования бюджета возникает  в случае образования профицита или дефицита. Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами.

        При дефиците бюджета должны  быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов другими заёмщиками.

      Законодательством установлены предельные размеры  дефицита бюджетов. Так, в соответствии со ст. 92 Бюджетного кодекса Российской Федерации, размер дефицита федерального  бюджета не может превышать суммарный объём бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ; бюджета субъекта федерации – 15% объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета; местного бюджета – 10% от объема доходов без учета помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

      При выявлении профицита (превышение доходов  бюджета над расходами) до утверждения бюджета производится его сокращение путем дополнительного погашения долговых обязательств или увеличения ассигнований по наиболее важным направлениям бюджета. В качестве альтернативного варианта сбалансирования возможно уменьшение поступлений путем сокращения налоговых платежей. Таким образом, к исполнению принимается сбалансированный бюджет. 
 

    1.3. Основные принципы и уровни бюджетной системы 

      Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный  бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.                         

      Бюджетная система - основанная  на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов2. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

      Организационное построение бюджетной системы всецело  зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных  государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и   местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации. Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

      Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства  состоит из трёх уровней:

  • первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 30 тысяч городских, районных, поселковых, сельских).

      Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Консолидированный бюджет субъекта РФ  составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

      Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и                    консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

      Законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации3:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • самостоятельности бюджетов; 
  • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • сбалансированности бюджета;
  • результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • прозрачности (открытости);
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • подведомственности расходов бюджетов;
  • единства кассы.

      Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

      Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

      Принцип самостоятельности бюджетов означает:

      - право законодательных органов  государственной власти и органов  местного самоуправления на каждом  уровне бюджетной системы самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс; 

      - наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;

      - законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

      - право органов государственной  власти  и органов местного  самоуправления самостоятельно  в соответствии с законодательством  определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

      - недопустимость изъятия доходов,  дополнительно полученных при  исполнении законов (решений)  о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

      - недопустимость компенсации за  счет бюджетов других уровней  потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

      Принцип равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его функционирования