Государственное управление экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:03, реферат

Описание работы

В современных условиях основными составляющими механизма регулирования экономики являются рыночное регулирование, предусматривающее функционирование механизма свободной конкуренции, и государственное регулирование экономики. Соответственно основной системой регулирования социально - экономических процессов в современных условиях является смешанная система регулирования, совмещающая эти два компонента.
Государственное регулирование экономики – это система методов для осуществления поддерживающей, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание условий эффективного функционирования рынка и решений сложных социально-экономических проблем национальной экономики.

Содержание

Введение 4
Государственное регулирование экономики как функция государства 5
Методы и средства государственного регулирование экономики. 11
Стратегия социально-экономического развития страны 14
Финансовая политика государства 19
Государственное регулирование предпринимательства 25
Общественный сектор экономики 28
Государственное регулирование структурной перестройки экономики 31
Государственное регулирование инвестиционной деятельности 34
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. 36
Государственное регулирование научно–технического развития
и инновационной деятельности 39
Региональная политика государства 42
Государственное регулирование социальных процессов 45
Экономический суверенитет и экономическая безопасность 49
Словарь терминов 52
Список литературы 60

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ХНАГХ.docx

— 89.33 Кб (Скачать)

  Научно-технический  потенциал страны – это совокупность условий, которые характеризуют состояние и возможности развития технического прогресса в данной стране.

  Составляющими научно-технического потенциала выступают:

  • материально-техническая база;
  • научные кадры;
  • фонд открытий;
  • организационно-управленческая  и финансовая структура научной сферы.

      Научно-технический  потенциал определяют на основе инновационного потенциала страны.

        Инновационный потенциал страны – это способность фундаментальной и прикладной науки обеспечить нововведениями процесс обновления производства и продукции.

     Количественную характеристику  инновационному потенциалу определяют  по формуле:

                         B = V / N ,                          (1)

где В – интенсивность освоения нововведений;

V и N – соответственно число освоенных и созданных образцов новой продукции.

   Государственная инновационная политика – это комплекс экономических, организационно-правовых и других мероприятий государства, направленных на внедрение достижений в НТП производство, стимулирование и поддержку инновационных процессов в экономике.

      Согласно  Закону Украины «Об основах государственной  политики в сфере науки и научно-технической  деятельности» (действует с 24 марта 1992 года) основными методами влияния на научно-технические и инновационные сферы должны быть:

      • национальные государственные научно-технические программы;
      • государственные законы в научно-технической сфере;
      • государственная научно-техническая экспертиза;
      • бюджетное финансирование научно-технической деятельности;
      • патентно-лицензионная деятельность;
      • метрология, стандартизация и сертификация продукции в научно-технической сфере;
      • формирование научно-технических кадров;
      • создание систем научно-технической информации.

  Внедрение новых технологий, коммерческое использование  результатов исследований и разработок возможны при условии развитой инновационной  инфраструктуры, прежде всего, таких учреждений, как технопарки и технополисы, инновационные и технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры коллективного использования уникального научного оборудования и приборов.

  Технопарки, технополисы, инновационные центры в основном создаются для обеспечения инновационного прорыва в принципиально новых отраслях деятельности в регионах с развитым потенциалом академической, отраслевой и вузовской науки, где функционируют научные центры Академии наук, Министерства образования и науки, в вузовских центрах. 

      Согласно  Закону Украины «О приоритетных направлениях развития науки и техники» от 11 июля 2001 года приоритетные направления развития данных сфер определяются на пять лет  на основании прогноза развития науки  и техники и выступают составными элементами прогноза экономического и социального развития Украины на среднесрочный период. 

Региональная  политика государства

  Основные понятия: регион, государственная региональная политика, принципы государственной региональной политики, объектами государственной региональной политики, государственные региональные программы. 

      Государственная региональная политика - неотъемлемая часть общей социально-экономической политики государства, которая представляет собой совокупность правовых и экономических методов, направленных на развитие продуктивных сил регионов, рациональное использование ресурсного потенциала регионов и усовершенствование территориальной организации общества.

      Объектами государственной  региональной политики являются системы территориальных образований, в границах которых осуществляется государственное управление и местное самоуправление (административно-территориальные единицы региона, отрасль хозяйственного комплекса региона, социальная инфраструктура, природная среда и др.).

      Регион  – часть территории, на которой  функционирует сформированный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры на основании  характерных специфических природно–географических, историко–демографических и политико–административными особенностями.

    Несмотря  на споры, которые ведутся по доводу целесообразности существующего в  Украине территориально – административного  деления и необходимости его  пересмотра, заслуживает внимания концепция  районирования, которая учитывает  особенности исторически сложившихся  территориально – производственных комплексов. Согласно данной концепции  выделяют 6 социально – экономических  регионов Украины:

    • Центральный – Киев – центр, включает Винницкую, Житомирскую, Киевскую, Хмельницкую, Черкасскую и Черниговскую области;
    • Донбасс – включает Донецк – центр, Донецкую и Луганскую области;
    • Западный – Львов - центр, включает Волынскую, Закарпатскую, Ивано – Франковскую, Львовскую, Ровенскую, Тернопольскую и Черновицкую области;
    • Приднепровский – Днепропетровск - центр, включает Днепропетровскую, Запорожскую и Кировоградскую области;
    • Причерноморский – Одесса – центр, включает Николаевскую, Одесскую, Херсонскую области, Автономную республику Крым;
    • Слобожанщина – Харьков - центр, включает Полтавскую, Сумскую и Харьковскую области.

      Региональная  экономическая политика основывается на таких основополагающих принципах:

    • правовое обеспечение дальнейшего усиления экономической самостоятельности регионов,
    • четкое размежевание полномочий между центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления и представительскими органами;
    • соблюдение приоритетов общегосударственного значения и единства развития производительных сил регионов и задач социально-экономического развития страны;
    • учет требований экологической безопасности при реформировании структуры хозяйственных комплексов регионов и размещении новых предприятий.

  Основные  направления региональной экономической  политики в Украине утверждает Верховная  Рада. Правительство определяет государственные  приоритеты и утверждает государственные  программы социально-экономического развития регионов.

  Базой прогнозирования социально-экономического развития региона является система количественных показателей, основанных на государственных социальных стандартах и нормативах обеспеченности населения. На основании прогнозов развития разрабатываются государственные региональные программы.

      Государственные региональные программы – комплекс мероприятий местных органов государственной власти и управления по решению актуальных проблем социально-экономического региона.

      Обязательными элементами региональных программ и  прогнозов развития регионов являются:

  • анализ социально-экономического состояния;
  • основные направления структурной перестройки экономики;
  • определение методов и этапов реализации программ.

      В Украине действует программа  социально-экономического развития Карпатского  региона. Подготовлены программы развития Полесья, Причерноморского и Приднепровского  районов. Такие программы после  одобрения Кабинетом Министров  Украины автоматически становятся составляющими государственной  программы экономического и социального  развития Украины.

      Инструментами прямого государственного влияния  на развитие региона являются государственное  финансирование, предоставление субсидий, создание специальных фондов для  финансирования программ, содействие привлечению иностранного капитала, льготное налогообложение и использование  средств государственных внебюджетных фондов.

        Таким образом, главная цель государственного регулирования развития регионов - обеспечение эффективности использования их ресурсного потенциала и равномерности развития путем оптимального сочетания интересов государства и каждого региона. 
 

Государственное регулирование социальных процессов

        Основные  понятия: социальная сфера, социальная политика государства, объекты социальной политики, субъекты социальной политики, рынок труда, социальная защита, социальные  амортизаторы, прожиточный минимум.

  Государственное регулирование социальной сферы  особо актуально при переходе к рыночным отношениям, которые обуславливают  острую конкурентную борьбу и непредсказуемость конъюнктуры рынка. В этих условиях необходима социальная ориентация экономики, предполагающая предотвращение роста бедности, создание нормальных условий жизнедеятельности людей, гуманизацию общественных отношений.

      Социальная  сфера  - подсистема национальной экономики, то есть явления, процессы, виды деятельности и объекты, которые связаны с обеспечением жизнедеятельности общества.

      Социальная  политика государствадеятельность государства по созданию и регулированию социально–экономических  условий жизни общества с целью повышения благосостояния членов общества, устранения негативных последствий функционирования рынка, обеспечения социально – экономической стабильности в стране.

      Основные  объекты социальной политики:

    • уровень занятости (регулирование соотношения предложения рабочей силы и рабочих мест);
    • доходы населения (соотношение доходов различных слоев общества, оплаты труда, обеспечение минимальной заработной платы);
    • социальные отношения между работодателями и наемными работниками;
    • трудовые отношения (оплата труда, охрана труда, условия приема и увольнения);
    • подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров;
    • распределение и перераспределение рабочей силы.

Субъекты  социальной политики в Украине:

    • Верховный Совет Украины
    • Кабинет Министров Украины
    • Министерство труда и социальной политики
    • Министерство охраны здоровья
    • Министерство образования и науки
    • Другие министерства, комитеты, ведомства
    • Органы местного самоуправления

Основными задачами социальной политики государства  являются:

  • Долгосрочные (перспективные) – поиск оптимального соотношения механизмов экономической стабильности и экономического роста.
  • Краткосрочные (текущие) – формируются в зависимости от текущих позиций общества.

  Основные  функции регулирования рынка  труда выполняют Министерство труда и социальной политики, а также службы занятости.

      Рынок труда совокупность социально–экономических отношений по вопросам занятости и использования рабочей силы в общественном производстве.

  Основными функциями службы занятости являются:

    • анализ и прогноз спроса и предложения 
      рабочей силы;
    • предоставление консультаций по трудоустройству, профессиональной подготовке;
    • учет граждан, которые обращаются в службу занятости, регистрация безработных;
    • содействие поиску рабочего места;
    • организация профессиональной подготовки, переподготовки;
    • оказание денежной помощи;
    • участие в реализации государственных и региональных программ занятости.

Информация о работе Государственное управление экономикой