Государственное управление экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:03, реферат

Описание работы

В современных условиях основными составляющими механизма регулирования экономики являются рыночное регулирование, предусматривающее функционирование механизма свободной конкуренции, и государственное регулирование экономики. Соответственно основной системой регулирования социально - экономических процессов в современных условиях является смешанная система регулирования, совмещающая эти два компонента.
Государственное регулирование экономики – это система методов для осуществления поддерживающей, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание условий эффективного функционирования рынка и решений сложных социально-экономических проблем национальной экономики.

Содержание

Введение 4
Государственное регулирование экономики как функция государства 5
Методы и средства государственного регулирование экономики. 11
Стратегия социально-экономического развития страны 14
Финансовая политика государства 19
Государственное регулирование предпринимательства 25
Общественный сектор экономики 28
Государственное регулирование структурной перестройки экономики 31
Государственное регулирование инвестиционной деятельности 34
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. 36
Государственное регулирование научно–технического развития
и инновационной деятельности 39
Региональная политика государства 42
Государственное регулирование социальных процессов 45
Экономический суверенитет и экономическая безопасность 49
Словарь терминов 52
Список литературы 60

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ХНАГХ.docx

— 89.33 Кб (Скачать)
lign="justify">      Предпринимательство – самостоятельная хозяйственно-финансовая деятельность субъектов на свой риск, под собственную финансовую и  имущественную ответственность  в границах существующего законодательства, направленная на достижение коммерческого  успеха (получение прибыли).

      Государственное регулирование предпринимательства – это система правовых, организационных и регулятивно-контролирующих мероприятий государства, направленных на создание благоприятной предпринимательской среды, а также мероприятий по управлению общественным сектором экономики для обеспечения эффективной и конкурентоспособной национальной экономики.

      Государственная поддержка предпринимательства  может осуществляться в следующих  формах:

  1. кредитно-денежная и бюджетно-налоговая – предусматривает установление льготных ставок налогов и процентов на государственные кредиты, предоставление налоговых льгот, целевые дотации, кредиты, разработку правил ценообразования и др.
  2. административно-экономическая – предусматривает лицензирование, разработку социальных и экономических нормативов, реализацию научно-технических, инвестиционных, социальных, региональных программ.

      Несовершенная конкуренция и наличие монополий  создают серьезные проблемы в  развитии предпринимательства. Несовершенная  конкуренция возникает тогда, когда  один производитель имеет возможность  единолично влиять на цены. Поэтому государство проводит конкурентную политику, предусматривающую создание и развитие конкурентной среды, антимонопольного регулирования с целью повышения эффективности производства, удовлетворения потребностей общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

  Исходя  из важности государственного регулирования  экономики, в том числе процесса освоения рыночной системы хозяйствования, в Украине в сентябре 2003г. принят Закон «Об основах государственной  регуляторной политики в сфере хозяйственной  деятельности».

  Закон выступает основой правового  регулирования хозяйственных отношений  между органами государственной  власти и субъектами хозяйствования.

  Данный  Закон направлен на недопущение  принятия экономически нецелесообразных и неэффективных нормативных  актов и устранение препятствий  для развития деятельности хозяйствующих  субъектов в рамках законодательства.

      Антимонопольное регулирование в Украине осуществляется согласно Закона Украины «Об ограничении монополизма и недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» от и Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 21 марта 2001 года.

      Субъектами  государственного регулирования  предпринимательства в Украине являются:

  • Министерство экономики Украины;
  • Министерство финансов Украины;
  • Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства;
  • Государственная налоговая администрация;
  • Государственный комитет стандартизации, метрологии и сертификации;
  • Антимонопольный комитет.

Субъектами, осуществляющими  влияние на предпринимательскую  деятельность, в Украине являются:

  • Украинский союз предпринимателей и промышленников;
  • Ассоциация содействия развития частного предпринимательства;
  • Объединение арендаторов и предпринимателей Украины;
  • Объединение малых предприятий Украины;
  • Международный союз украинских предпринимателей;
  • Конференция работодателей Украины.

  Основными принципами государственного регулирования предпринимательской деятельности являются:

    • научное понимание экономической сущности, содержания и роли предпринимательства в развитии экономики страны и материальном обеспечении жизнедеятельности общества;
    • рациональный протекционизм современного предпринимательства;
    • обеспечение сочетания экономических и социальных целей;
    • программно-целевое регулирование;
    • гибкий дифференцированный подход;
    • мотивационная направленность государственной поддержки;
    • многообразие форм предпринимательской деятельности;

  Целью системы государственного регулирования  предпринимательства является формирование благоприятной среды для функционирования предпринимательских структур на уровне макроэкономики. 

Общественный  сектор экономики

      Основные  понятия: общественный сектор экономики, общественные товары и блага, формы государственных предприятий, бюджетные предприятия, государственные корпорации, смешанные акционерные общества, приватизация, цели приватизации.

      Общественный  сектор экономики представляет собой комплекс хозяйственных объектов, которые полностью или частично принадлежат центральным или местным органам государственной власти и используются государством для выполнения экономических, социально-культурных и политических функций. Основой общественного сектора экономики является государственный сектор.

      Основными функциями государственного сектора экономики являются:

  1. обеспечение национальной безопасности и целостности экономики;
  2. обеспечение сбалансированного и стабильного развития экономики;
  3. повышение конкурентоспособности национальной экономики;
  4. создание условий для развития частного сектора;
  5. решение экологических проблем;
  6. содействие развитию регионов;
  7. социализация экономики (содействие занятости и социальной защите, производству общественных товаров и благ).

      Общественные  товары и блага – это товары и блага, предназначенные для удовлетворения коллективных потребностей, которые невозможно определить в денежной форме, поэтому невозможно предоставить на рынок, но невозможно исключить из употребления (например: национальная оборона, охрана общественного порядка, единая энергетическая система, общее образование, система коммуникации, охрана здоровья и др.);

   К основным экономико–организационным формам государственных предприятий относятся: бюджетные предприятия, государственные корпорации, смешанные акционерные общества.

    • Бюджетные предприятия подчиняются министерству, входят в систему административного управления, не получают прибыль, не платят налогов и финансируются.
    • Государственным корпорациям предоставляется право хозяйственной самостоятельности и право управления трудовым коллективом, применяется контрактная форма работы с государством.
    • Смешанные акционерные общества используют преимущества частного и государственного предпринимательства и осуществляют деятельность на хозяйственной основе.

        Проблема экономической  эффективности государственного сектора является основной в определении его функционирования. В оценке эффективности может быть два подхода: с точки зрения критерия рентабельности и с точки зрения социальной, то есть полезности для всего народного хозяйства. Низкая рентабельность государственного сектора, а зачастую его убыточность, это в основном проблема всех стран с рыночной экономикой. Она выражается в относительно высоком по сравнению с частными фирмами уровнем издержек.

        Государственный сектор широко  используется как инструмент  регулирования для достижения  практически всех государственных  целей социально – экономического  развития.

      Приватизацияпередача государственной или муниципальной собственности за плату или бесплатно в частную собственность.

      Главная цель приватизации это создание эффективной системы управления экономикой через трансформацию механизма собственности.

   При этом приватизация выполняет несколько функций:

  • инструмент привлечения инвестиций и повышения эффективности экономики;
  • приватизационные поступления являются значительным источником пополнения Государственного бюджета;
  • основной поставщик открытых акционерных обществ для фондового рынка Украины.

   На  протяжении 2001 г. изменили форму собственности  в процессе приватизации 6048 объектов, из них 26% - государственной собственности, 74% - коммунальной собственности.

   Поступления от приватизации коммунальной собственности  полностью зачисляются в местные  бюджеты.

   В Украине Указом Президента Украины  запрещено принудительное отчуждение имущества какого-либо предприятия, где государство имеет более 25% акций в уставном капитале, что  значительно снизило риск скрытой приватизации компаний, которые находятся в государственной собственности.

      Во  время разработки бюджета на 2002 г. правительство Украины пошло  навстречу требованиям МВФ и  исключило приватизационные поступления  из статьи доходов Государственного бюджета. Поэтому бюджет 2002г. был  принят с дефицитом 1,8% от ВВП в  отличие от бездефицитного 2000 г. Но несмотря на изменения методологии, приватизационные поступления являются главным источником покрытия разницы  между бюджетными затратами и  доходами. Другие источники покрытия финансирования дефицита бюджета (продажа  облигаций, увеличение денежной массы) являются сейчас неприемлемыми через  высокие затраты на ссудные капиталы и жёсткую мониторную и антиинфляционную политику правительства.     

    Государственное регулирование структурной  перестройки экономики

      Основные  понятия: структура, структура экономики, основные виды структуры экономики, структурная перестройка экономики, межотраслевой баланс производства и распределения продукции (МОБ). 

      Структура представляет собой совокупность элементов  и связей между ними, которые определяются исходя из распределения функций  и цели, поставленной перед системой. Национальная экономика является сложной  и многокомпонентной социально- экономической системой со своей  сложной структурой.

      Структура экономики – это соотношение различных элементов экономической системы, которые отражают народнохозяйственные пропорции и состояние общественного разделения труда.

      Основными видами структуры экономики в зависимости от выбранного критерия являются:

  1. Воспроизводственная – показывает использование ВНП на воссоздание основного капитала, потребление и накопление, соотношение между производственным и личным потреблением.
  2. Отраслевая – выражает пропорции развития отдельных отраслей, видов деятельности, сфер национальной экономики.

    По  Классификатору отраслей экономики  выделяют следующие крупные отрасли:

    • промышленность;
    • сельское хозяйство;
    • транспорт;
    • лесное хозяйство;
    • связь;
    • строительство;
    • торговля и общественное питание;
    • материально-техническое обеспечение и сбыт;
    • информационно-вычислительное обслуживание;
    • операции с недвижимостью;
    • геология и разведка недр;
    • геодезическая и гидрометеорологическая службы;
    • общая коммерческая деятельность обеспечения функционирования рынка.

      Определяющей  чертой выделения крупных отраслей экономики являются однотипность выполнения предприятиями и организациями  функций и видов деятельности.

  1. Территориальная – отражает размещение производства в отдельных экономических районах, которое определяется определенными условиями (наличие природных ресурсов, географическим положением и др.);
  2. Социальная – характеризует соотношение между организационно-правовыми формами предпринимательства с учетом уровня концентрации и централизации производства на основании существующих форм собственности, а также соотношение между группами населения по уровню доходов;
  3. Внешнеэкономическая – характеризует пропорции между экспортом и импортом товаров, услуг, капиталов и др.

Информация о работе Государственное управление экономикой