Государственное управление экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:03, реферат

Описание работы

В современных условиях основными составляющими механизма регулирования экономики являются рыночное регулирование, предусматривающее функционирование механизма свободной конкуренции, и государственное регулирование экономики. Соответственно основной системой регулирования социально - экономических процессов в современных условиях является смешанная система регулирования, совмещающая эти два компонента.
Государственное регулирование экономики – это система методов для осуществления поддерживающей, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание условий эффективного функционирования рынка и решений сложных социально-экономических проблем национальной экономики.

Содержание

Введение 4
Государственное регулирование экономики как функция государства 5
Методы и средства государственного регулирование экономики. 11
Стратегия социально-экономического развития страны 14
Финансовая политика государства 19
Государственное регулирование предпринимательства 25
Общественный сектор экономики 28
Государственное регулирование структурной перестройки экономики 31
Государственное регулирование инвестиционной деятельности 34
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. 36
Государственное регулирование научно–технического развития
и инновационной деятельности 39
Региональная политика государства 42
Государственное регулирование социальных процессов 45
Экономический суверенитет и экономическая безопасность 49
Словарь терминов 52
Список литературы 60

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ХНАГХ.docx

— 89.33 Кб (Скачать)

      Реализация  функций ГРЭ в практической деятельности осуществляется в виде конкретных форм ГРЭ, каждой из которых соответствует  определенный набор средств и  инструментов ГРЭ.

      Исходя  из мирового опыта, можно выделить следующие  формы ГРЭ.

     Формы ГРЭ – это общие направления регулирования социально-экономических процессов, которые происходят в стране.

  • бюджетно-налоговое регулирование – связано с функционированием государственных финансов, формированием государственного бюджета и государственных затрат, направлено на реализацию целей социально–экономического развития; основными инструментами ГРЭ являются государственный бюджет и налоговая система страны;
  • кредитно-денежное регулирование – деятельность государства, направленная на обеспечение экономики полноценной и стабильной валютой и регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики; основными инструментами ГРЭ являются эмиссия денег, проведение учетной политики, установление официальных банковских резервов, количественное ограничение кредита, валютное регулирование, операции на открытом рынке;
  • мероприятия административно-экономического регулирования – предусматривают мероприятия административного и экономического характера, направленные на создание условий для функционирования рыночной системы и реализации социальных целей общества; основными мероприятиями являются демонополизация экономики, приватизация, национализация, перераспределение амортизационных отчислений, формирование системы государственных норм и стандартов и т.д.;
  • ценовое регулирование - влияние государства на рыночное ценообразование с помощью законодательных, административных и судебных мероприятий с целью осуществления конъюнктурной и структурной политики, сдерживания инфляции, стимулирования производства, повышения конкурентоспособности национальной экономики и.т.д.;

     К основным формам ГРЭ относятся также  комплексное (индикативное) планирование, прогнозирование развития народного  хозяйства, реализацию национальных и  региональных программ, систему социальной защиты населения.

     Методология государственного регулирования предусматривает  подходы, принципы и логику управления социально- экономическим развитием  страны.

      Методы  ГРЭ – способ влияния государства в лице законодательных и исполнительных органов на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор с целью создания условий для их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой.

      В зависимости от влияния на субъекты рынка методы ГРЭ делят на две  группы: прямого и непрямого (опосредованного) влияния.

      Прямые  методы – это методы, с помощью  которых государство непосредственно  вмешивается в экономические  процессы.

        К методам прямого государственного регулирования относятся:

  • государственные контракты и государственные заказы – это договора между государством и субъектами хозяйствования на производство определенного товара или выполнение услуг с целью удовлетворения социально-экономических нужд потребителя, стимулирования производства дефицитного товара, внедрения новых технологий, исполнения международных соглашений и т.д.;
  • государственное ассигнование и дотации – это определенные суммы затрат, выделенные из централизованных и децентрализованных источников финансовых ресурсов на покрытие определенных целей.

   В зависимости от экономической роли государственное ассигнование может  выступать в виде:

  • субвенции – средства, выделенные из государственного     бюджета местным бюджетам;
  • субсидии – финансовая помощь, которая предоставляется населению или хозрасчетным предприятиям и организациям;
  • государственные дотации – средства, направленные на компенсацию разницы в ценах, вызванной государственной политикой регулирования цен;
  • лицензирование и квотирование внешнеэкономической деятельности предусматривает выдачу государством через уполномоченные органы разрешений на осуществление внешнеэкономической деятельности по определенным товарам, внесенным в список лицензирования экспорта и импорта;
  • прямые расходы правительства;
  • установление фиксированных цен и тарифов;
  • установление государственных стандартов и нормативов (экономических, социальных, пищевых, экологических, санитарных, фармацевтических, ветеринарных и др.).

     Методы  непрямого государственного регулирования основываются на товарно-денежных инструментах.

   К таким методам относятся:

  • налогообложение, уровень налогообложения, система налоговых льгот;
  • регулирование цен;
  • плата за ресурсы, проценты за кредит и кредитные льготы;
  • таможенное регулирование экспорта и импорта, валютного курса и условий функционирования валютного курса.

Помимо  приведенной классификации, методы ГРЭ возможно подразделить на:

    • правовые – система законов и законодательных актов,   регулирующие социально-экономические процессы;
    • экономические – система финансовых и материальных стимулов, созданная государством и направленная на субъектов хозяйствования;
    • административные – методы, которые основываются на силе государственной власти; данные методы также называют императивными ( от лат. – приказные);
    • неформальные методы – это методы, основанные на культурных и национальных традициях, религиозных особенностях, менталитете нации, психологии и формировании общественного мнения и.т.д.

    Таким образом, государственное регулирование экономики – это совокупность форм, методов и инструментов, с помощью которых государство влияет на деятельность субъектов хозяйствования, рыночную конъюнктуру с целью создания нормальных условий функционирования рынка и решения социально – экономических проблем общества. 

    Стратегия социально-экономического развития страны

      Основные  понятия: макроэкономическая стратегия, директивное планирование, индирективное планирование, регулятивное планирование, индикативное планирование, стратегическое макроэкономическое планирование, целевые государственные программы, макроэкономические программы. 

    Макроэкономическая  стратегия, прежде всего, предусматривает  соотнесение целей и средств  экономического развития в долгосрочном аспекте. Характеристику макроэкономической стратегии страны дают, прежде всего, поставленные цели, которые соответствуют  потребностям общества на конкретном этапе развития. Оценка важности целей  производится в соответствии с политикой приоритетов. Определение приоритетных направлений осуществляется экспертными методами на основе выбранных критериев. Основными критериями выбора являются социально–экономическая эффективность, скорость получения положительных результатов, минимум необходимых ресурсов для реализации и т.д.

    Стратегией  социально–экономического развития Украины  на современном этапе определены следующие приоритеты:

    • создание необходимых условий для ускоренного роста экономики;
    • разработка и реализация государственной политики, направленной на развитие инновационной модели экономического роста, становление Украины как высокотехнологического государства;
    • осуществление активной аграрной политики;
    • перестройка социальной сферы, направленной на преодоление существующего занижения стоимости рабочей силы, а также низкого уровня социальных затрат.

      Важнейшими  средствами формирования и реализации стратегии социально–экономического развития являются макроэкономическое прогнозирование, макроэкономическое планирование и государственное  программирование.

      Макроэкономическое  прогнозирование представляет собой выявление и анализ закономерностей и тенденций развития национальной экономики, предвидение изменений и создание научной базы для разработки экономической политики и государственного регулирования экономики.

      В системе реализации стратегии социально–экономического развития страны макроэкономическое прогнозирование  выполняет следующие функции:

    • научный анализ развития национальной экономики;
    • оценка возможных последствий принятых решений;
    • оценка объекта прогнозирования на основании выбранных альтернатив;
    • подготовка рекомендаций правительственным структурам для принятия оптимальных решений.

   2. Стратегической целью макроэкономического планирования развития национальной экономики является обеспечение экономического роста согласно критериев конкурентоспособности и стабильности развития.

   Таким образом, макроэкономическое планирование – это:

  1. деятельность государства, направленная на достижение желаемого состояния национальной экономики;
  2. разработка модели достижения желаемого и ожидаемого состояния национальной экономики при условии одновременного определения путей, способов, средств и сроков обеспечения этого состояния будущего развития национальной экономики.

Основными функциями макроэкономического планирования являются:

      • научный анализ развития национальной экономики;
      • оценка возможных последствий принятых решений;
      • оценка объекта прогнозирования на основании выбранной альтернативы;
      • подготовка рекомендаций правительственным структурам для принятия решений.

      Выделяют  четыре типа (формы) государственного планирования: двумя основными формами являются директивное и индикативное планирование, в качестве промежуточных выступают индирективное и регулятивное планирование.

      Директивное планирование – способ управления экономикой страны с помощью разработки обязательных для исполнения заданий для производства и распределения продукции и услуг.

      Индирективное планирование имеет много черт директивного, но, в то же время, использует не только административные, но и экономические рычаги: цены, процентные ставки, налоги, валютные курсы.

      Регулятивное  планирование – сходно с индикативным планированием. Главная функция плана – координация деятельности субъектов экономики: управление государственным сектором, активное влияние на работу частных предприятий.

      Индикативное  планирование – способ регулирования экономических процессов с помощью постановки определенных целей, определения приоритетов развития национальной экономики и использования финансовых и других стимулов для их реализации.

      Стратегическое  макроэкономическое планирование – определение основных приоритетов развития национальной экономики, основное значение в реализация которых отводится государству. Эти направления получают статус целевых государственных программ.

3. Макроэкономические программы классифицируются:

  1. по срокам:
    • краткосрочные (1-2 года);
    • среднесрочные (до 5 лет);
    • долгосрочные (10-25 лет);
  1. по масштабу:
    • общехозяйственные – охватывают проблемы национальной экономики в целом (национальные планы, бюджет, инфляция и др.);
    • программы ограниченного характера (развитие отдельных отраслей, подотраслей, регионов) – соответственно программы отраслевые, региональные и др.

Информация о работе Государственное управление экономикой