Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:03, реферат
В современных условиях основными составляющими механизма регулирования экономики являются рыночное регулирование, предусматривающее функционирование механизма свободной конкуренции, и государственное регулирование экономики. Соответственно основной системой регулирования социально - экономических процессов в современных условиях является смешанная система регулирования, совмещающая эти два компонента.
Государственное регулирование экономики – это система методов для осуществления поддерживающей, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание условий эффективного функционирования рынка и решений сложных социально-экономических проблем национальной экономики.
Введение 4
Государственное регулирование экономики как функция государства 5
Методы и средства государственного регулирование экономики. 11
Стратегия социально-экономического развития страны 14
Финансовая политика государства 19
Государственное регулирование предпринимательства 25
Общественный сектор экономики 28
Государственное регулирование структурной перестройки экономики 31
Государственное регулирование инвестиционной деятельности 34
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. 36
Государственное регулирование научно–технического развития
и инновационной деятельности 39
Региональная политика государства 42
Государственное регулирование социальных процессов 45
Экономический суверенитет и экономическая безопасность 49
Словарь терминов 52
Список литературы 60
Реализация функций ГРЭ в практической деятельности осуществляется в виде конкретных форм ГРЭ, каждой из которых соответствует определенный набор средств и инструментов ГРЭ.
Исходя из мирового опыта, можно выделить следующие формы ГРЭ.
Формы ГРЭ – это общие направления регулирования социально-экономических процессов, которые происходят в стране.
К основным формам ГРЭ относятся также комплексное (индикативное) планирование, прогнозирование развития народного хозяйства, реализацию национальных и региональных программ, систему социальной защиты населения.
Методология государственного регулирования предусматривает подходы, принципы и логику управления социально- экономическим развитием страны.
Методы ГРЭ – способ влияния государства в лице законодательных и исполнительных органов на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор с целью создания условий для их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой.
В зависимости от влияния на субъекты рынка методы ГРЭ делят на две группы: прямого и непрямого (опосредованного) влияния.
Прямые
методы – это методы, с помощью
которых государство
К методам прямого государственного регулирования относятся:
В зависимости от экономической роли государственное ассигнование может выступать в виде:
Методы непрямого государственного регулирования основываются на товарно-денежных инструментах.
К таким методам относятся:
Помимо приведенной классификации, методы ГРЭ возможно подразделить на:
Таким
образом, государственное
регулирование экономики – это совокупность
форм, методов и инструментов, с помощью
которых государство влияет на деятельность
субъектов хозяйствования, рыночную конъюнктуру
с целью создания нормальных условий функционирования
рынка и решения социально – экономических
проблем общества.
Основные
понятия: макроэкономическая
стратегия, директивное
планирование, индирективное
планирование, регулятивное
планирование, индикативное
планирование, стратегическое
макроэкономическое
планирование, целевые
государственные программы,
макроэкономические
программы.
Макроэкономическая стратегия, прежде всего, предусматривает соотнесение целей и средств экономического развития в долгосрочном аспекте. Характеристику макроэкономической стратегии страны дают, прежде всего, поставленные цели, которые соответствуют потребностям общества на конкретном этапе развития. Оценка важности целей производится в соответствии с политикой приоритетов. Определение приоритетных направлений осуществляется экспертными методами на основе выбранных критериев. Основными критериями выбора являются социально–экономическая эффективность, скорость получения положительных результатов, минимум необходимых ресурсов для реализации и т.д.
Стратегией социально–экономического развития Украины на современном этапе определены следующие приоритеты:
Важнейшими
средствами формирования и реализации
стратегии социально–
Макроэкономическое прогнозирование представляет собой выявление и анализ закономерностей и тенденций развития национальной экономики, предвидение изменений и создание научной базы для разработки экономической политики и государственного регулирования экономики.
В
системе реализации стратегии социально–
2. Стратегической целью макроэкономического планирования развития национальной экономики является обеспечение экономического роста согласно критериев конкурентоспособности и стабильности развития.
Таким образом, макроэкономическое планирование – это:
Основными функциями макроэкономического планирования являются:
Выделяют четыре типа (формы) государственного планирования: двумя основными формами являются директивное и индикативное планирование, в качестве промежуточных выступают индирективное и регулятивное планирование.
Директивное планирование – способ управления экономикой страны с помощью разработки обязательных для исполнения заданий для производства и распределения продукции и услуг.
Индирективное планирование имеет много черт директивного, но, в то же время, использует не только административные, но и экономические рычаги: цены, процентные ставки, налоги, валютные курсы.
Регулятивное планирование – сходно с индикативным планированием. Главная функция плана – координация деятельности субъектов экономики: управление государственным сектором, активное влияние на работу частных предприятий.
Индикативное планирование – способ регулирования экономических процессов с помощью постановки определенных целей, определения приоритетов развития национальной экономики и использования финансовых и других стимулов для их реализации.
Стратегическое макроэкономическое планирование – определение основных приоритетов развития национальной экономики, основное значение в реализация которых отводится государству. Эти направления получают статус целевых государственных программ.
3. Макроэкономические программы классифицируются: