Государственное управление экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:03, реферат

Описание работы

В современных условиях основными составляющими механизма регулирования экономики являются рыночное регулирование, предусматривающее функционирование механизма свободной конкуренции, и государственное регулирование экономики. Соответственно основной системой регулирования социально - экономических процессов в современных условиях является смешанная система регулирования, совмещающая эти два компонента.
Государственное регулирование экономики – это система методов для осуществления поддерживающей, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание условий эффективного функционирования рынка и решений сложных социально-экономических проблем национальной экономики.

Содержание

Введение 4
Государственное регулирование экономики как функция государства 5
Методы и средства государственного регулирование экономики. 11
Стратегия социально-экономического развития страны 14
Финансовая политика государства 19
Государственное регулирование предпринимательства 25
Общественный сектор экономики 28
Государственное регулирование структурной перестройки экономики 31
Государственное регулирование инвестиционной деятельности 34
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. 36
Государственное регулирование научно–технического развития
и инновационной деятельности 39
Региональная политика государства 42
Государственное регулирование социальных процессов 45
Экономический суверенитет и экономическая безопасность 49
Словарь терминов 52
Список литературы 60

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ХНАГХ.docx

— 89.33 Кб (Скачать)
  1. по целям:
    • конъюнктурные – регулирование экономических процессов путем манипулирования хозяйственной конъюнктурой;
    • структурные – смена соотношений между разными отраслями и сферами национальной экономики.
  1. по объектам:
    • экономические;
    • научно-технические;
    • социальные;
    • экологические;
    • региональные.

      Основными средствами реализации государственных  планов и программ являются госконтракт и госзаказы, льготное кредитование, ценовые льготы, государственное страхование, гарантирование рынков сбыта, государственное финансирование научных исследований, государственная поддержка в продвижении товаров на внешних рынках, институт социального партнерства: государственная система научно-технической и социально-экономической экспертизы.

  Украина определила свои долгосрочные цели и  приоритеты. Они закреплены Конституцией Украины и другими законодательными и нормативными актами. Речь идет о  перспективах Украины как высокоразвитого, социального по своей сути, демократического, правового государства, ее интеграции в мировой экономический процесс как страны с конкурентоспособной экономикой, способной грамотно решать задачи своего развития.

  Геополитическая направленность стратегического курса  Украины связана с европейской  интеграцией. Исходя из того, что стратегия  европейской интеграции имеет объективные  предпосылки, курс на евроинтеграцию является естественным следствием приобретения Украиной государственной независимости. 

Финансовая  политика государства.

          Основные  понятия: финансово–бюджетное регулирование, финансовая система Украины, государственный бюджет, фискальная политика, налоги, налоговая система, кредитно–денежные инструменты, денежная эмиссия, учетная ставка, количественные ограничения кредита, официальные банковские резервы, Национальный банк Украины (НБУ). 

          Финансовая  политика является составляющей экономической  политики государства и проявляется  в использовании государственных  финансов, регулировании расходов и  доходов, формировании и использовании  государственного бюджета, налоговом  регулировании, управлении денежным обращением, воздействием на курс национальной валюты.

          Финансовая  политика государства прежде всего направлена на:

    • преодоление спада производства;
    • стимулирование производства;
    • сокращения расходов на оборону;
    • поддержку социальных программ;
    • мобилизацию финансовых ресурсов и их эффективное использование.

          К основным направлениям деятельности государства  в сфере финансовой политики относят:

    1. регулирование экономики с помощью перераспределения расходов и доходов (фискальная политика);
    2. регулирование бюджетных процессов (бюджетная политика).

          Основой осуществления финансовой политики является финансовая система Украины, которая состоит из государственного бюджета, местных бюджетов, финансов предприятий всех форм собственности, централизованных государственных  и других фондов. Консолидированный  государственный бюджет Украины  составляют Государственный бюджет и бюджеты местных органов  власти.

    Государство осуществляет два типа финансовой политики:

    1. дискреционная политика проводится непосредственно государством и использует такие средства как государственные инвестиции, государственные контракты и заказы, социальные трансферы, изменения в налоговом регулирование, финансирование государственных программ и т.д.;
    2. недискреционная политика осуществляется с помощью встроенных регуляторов: налоги, социальные выплаты и т.д.

          Формирование  и распределение финансовых ресурсов государства осуществляется через  бюджетную систему. В Украине  бюджетная система состоит из Государственного бюджета, бюджета  Автономной республики Крым и местных  бюджетов.

          Государственный бюджет – это годовой план расходов государства и источников их финансирования.

          Основными направлениями расходов Государственного бюджета в Украине являются:

  1. на оборону;
  2. на сектор государственного управления;
  3. на нужды народного хозяйства:
    • развитие инфраструктуры;
    • государственный сектор экономики;
    • аграрный сектор экономики;
    • развитие внешнеэкономической деятельности.
  1. социальные нужды:
    • наука;
    • образование;
    • охрана здоровья;
    • социальная защита;
    • культура и искусство;
    • физическая культура и спорт;
    • охрана окружающей среды.

          Необходимым условием проведения финансово–бюджетной  политики является сбалансированность бюджетов всех уровней. Превышение доходов над расходами составляет профицит бюджета, а превышение расходов над доходами – дефицит бюджета. Способом преодоления дефицита бюджета, не вызывающем рост инфляции, является эмиссия ценных бумаг. Таким образом, государство становится участником рынка ценных бумаг и фондового рынка.

          Доходы  Государственного бюджета Украины  формируются за счет:

  1. налоговых поступлений;
  2. доходов от операций с капиталом, который находится в общегосударственной собственности;
  3. доходов государственных целевых фондов;
  4. других доходов, установленных законодательством.

          В структуре государственных расходов расходы на социальные нужды являются наиболее уязвимыми. Объемы социальных расходов могут быть значительно  снижены в пользу решения государственных  проблем чрезвычайного характера.

          Фискальная  политика – деятельность государства по формированию и регулированию государственного бюджета, а также мобилизации средств в государственную казну из других источников.

          Согласно  Закону Украины «О налогообложении» (от 25.06. 1991 с изменениями и дополнениями) налоговую систему страны составляет совокупность обязательных платежей, государственных налоговых органов и нормативных документов, которые регламентируют налогообложение.

          К основным функциям налогов относят:

  1. фискальную – формирование финансовых ресурсов государства;
  2. социальную – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп;
  3. регулирующая – осуществление регулирования экономической конъюнктуры, инвестиционной активности, внешнеэкономической деятельности и т.д.

    К общегосударственным  налогам и сборам относят:

    • налог с доходов физических лиц;
    • налог на прибыль предприятия;
    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизные сборы;
    • плата за землю;
    • плата за использование природных ресурсов;
    • сбор за загрязнение окружающей среды;
    • гербовый сбор и т.д.

          Налоговые поступления обеспечивают примерно 70 % Государственного бюджета Украины.

          К местным налогам и сборам относят:

    • коммунальные сборы;
    • гостиничный сбор;
    • курортный сбор;
    • сбор с рекламы;
    • сбор за парковку автотранспорта;
    • рыночный сбор;
    • сбор за право проведения теле– и киносъемок.

          Основным  инструментом государственного регулирования  в сфере налогообложения являются налоговые льготы, к которым относят  освобождение от уплаты налогов, скидки и налоговые кредиты. Налоговые  льготы выступают альтернативой  субсидиям, дотациям и другим инструментам льготного кредитования.

          Денежно–кредитная политика государства представляет собой комплекс мероприятий по регулированию денежного предложения и цены кредита.

          В отличие от финансовой политики, которую  проводит Министерство финансов Украины, денежную политику регулирует центральный  банк страны (в Украине Национальный банк Украины (НБУ)), который имеет  относительную независимость от законодательных и исполнительных властей.

          Согласно  Закону Украины «О национальном банке  Украины»  к основной функции  НБУ относят обеспечение стабильности денежной единицы Украины и банковской системы в целом.

          При осуществлении денежно-кредитного регулирования выделяют инструменты  прямого и непрямого (опосредованного) влияния.

          К инструментам прямого регулирования  относят:

    • денежную эмиссию;
    • прямое регулирование деятельности банков;
    • количественные ограничения кредита;
    • определение маржи и размеров кредита и т. д.

          Денежная  эмиссия представляет собой обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления, а также покрытия дефицита государственного бюджета.

          Непрямыми (опосредованными) инструментами денежно-кредитного регулирования являются:

    • изменение нормы обязательных резервов;
    • изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
    • операции на открытом рынке;
    • валютное регулирование.

          Обязательные  резервы – это часть активов коммерческих банков, которая должна храниться в виде беспроцентного вклада в центральном банке страны.

          Норма обязательных резервов устанавливается в процентах от объемов депозитов банка. Изменяя ее, НБУ влияет на динамику денежного предложения.

          Учетная ставка – ставка, по которой НБУ кредитует коммерческие банки, тем самым увеличивая или уменьшая кредитные ресурсы. Увеличение учетной ставки НБУ соответствует политике «дорогих» кредитов и проведению ограничительной денежно–кредитной политики. Снижение учетной ставки соответствует политике «дешевых кредитов» и либерализации денежно – кредитной политики.

          Операции  на открытом рынке предполагают куплюпродажу НБУ государственных ценных бумаг.

          Основным  объектом валютного регулирования  является коррекция курса национальной денежной единицы в соответствии с осуществляемой государством денежно  – кредитной и  внешнеэкономической  политикой. 

    Государственное регулирование предпринимательства

          Основные  понятия: государственное регулирование предпринимательства, государственная поддержка предпринимательства, конкурентная политика, субъекты государственного регулирования предпринимательства, субъекты, осуществляющими влияние на предпринимательскую деятельность, принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности.  

      Основной  целью ГР производственной деятельности является увеличение объема общественного производства, повышение его эффективности, а также усиление социальной направленности производства.

Информация о работе Государственное управление экономикой