Государственное управление экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:03, реферат

Описание работы

В современных условиях основными составляющими механизма регулирования экономики являются рыночное регулирование, предусматривающее функционирование механизма свободной конкуренции, и государственное регулирование экономики. Соответственно основной системой регулирования социально - экономических процессов в современных условиях является смешанная система регулирования, совмещающая эти два компонента.
Государственное регулирование экономики – это система методов для осуществления поддерживающей, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание условий эффективного функционирования рынка и решений сложных социально-экономических проблем национальной экономики.

Содержание

Введение 4
Государственное регулирование экономики как функция государства 5
Методы и средства государственного регулирование экономики. 11
Стратегия социально-экономического развития страны 14
Финансовая политика государства 19
Государственное регулирование предпринимательства 25
Общественный сектор экономики 28
Государственное регулирование структурной перестройки экономики 31
Государственное регулирование инвестиционной деятельности 34
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. 36
Государственное регулирование научно–технического развития
и инновационной деятельности 39
Региональная политика государства 42
Государственное регулирование социальных процессов 45
Экономический суверенитет и экономическая безопасность 49
Словарь терминов 52
Список литературы 60

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ХНАГХ.docx

— 89.33 Кб (Скачать)

   В совокупности государственных политик  структурная занимает особое место, что  обусловлено всеобщностью устойчивых и упорядоченных связей между  элементами (подсистемами) во всех экономических, хозяйственных, социальных, научно-технических  и прочих системах. Структурную политику можно характеризовать как составную  часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства  к структуре и структурным  преобразованиям как средству решения  стратегических и тактических задач  в экономике и социальной сфере.

  Базой разработки и реализации успешной структурной  политики выступают научные знания в областях структурирования национальной экономики и ее составных частей, факторного анализа развития хозяйственных  систем всех уровней, взаимосвязей различных  государственных политик, мировых  тенденций изменения основных пропорциональных зависимостей, эффективности инвестиционной и инновационной деятельности.

  Основой для проведения анализа структурных  преобразований и в целом структуры  экономики является межотраслевой баланс производства и распределения продукции.

      Межотраслевой баланс производства и распределения  продукции (МОБ) – это экономико-математическая структурная модель (на основе модели американского экономиста В.Леонтьева «затраты – выпуск»), которая отражает существующие функциональные связи между общеэкономическими пропорциями и пропорциями развития отдельных отраслей (приложение 1).

      Классифицируется  МОБ:

  • по масштабу:
    • национальный;
    • региональный;
  • по показателям:
    • натуральные;
    • стоимостные;
    • натурально-стоимостные;
  • по характеру отображения процесса производства:
    • статичные;
    • динамичные.

      МОБ является основой для полного  макроэкономического анализа, так  как отражает все основные факторы, сферы, сектора, материальные потоки, экспортно-импортные  связи и основные показатели развития национальной экономики.

МОБ используется для макроэкономического прогнозирования  и выявляет роль различных факторов в развитии национальной экономики.  

    Государственное регулирование инвестиционной деятельности

  Основные понятия: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный климат, государственная инвестиционная политика. 

      В условиях выхода Украины из кризисного состояния активизация инвестиционных процессов имеет важное значение. Невозможно осуществить прогрессивные структурные сдвиги в экономике, провести обновление реального сектора, повысить конкурентоспособность и обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государства без создания эффективного механизма регулирования инвестиционной деятельности.

      Одним из путей решения этой проблемы является создание благоприятного инвестиционного климата, который должен обеспечить привлечение и рациональное использование средств в так называемой точке роста, т.е. наиболее эффективных высокотехнологичных производствах, которые создают условия для запуска инвестиционного мультипликатора и развития смежных производств.

      Исходя  из этого, государственная инвестиционная политика – это деятельность государства по регулированию инвестиционных процессов для реализации экономической, научно-технической и социальной политики.

  Объектами государственного регулирования выступают инвестиционные деятельности:

  1. реальные инвестиции (вложения в основной капитал);
  2. финансовые инвестиции (вложения в данные бумаги);
  3. интеллектуальные инвестиции (покупка патентов, лицензий, ноу-хау и т.д.);

   Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает:

  • прямое управление инвестициями;
  • регулирование условий инвестиционной деятельности (опосредованное управление);
  • контроль за законностью осуществления инвестиционной деятельности.

      Партнерами  в инвестиционной сфере выступают  органы государственного управления, предприниматели, финансовые институты. Именно инвестиционное партнерство  определяет основной принцип осуществления инвестиционной политики. Оно выражается в согласовании субъектами инновационно-инвестиционной деятельности мероприятий, направленных на обеспечение и активизацию качественных сдвигов в развитии национальной экономики.

  В 2001 году  объемы инвестиций в основной капитал в Украине выросли на 17,2%. Из общего объема инвестиций в основной капитал было использовано на строительство и монтажные работы 46,3% всех освоенных средств, на приобретение машин и оборудования – 45,6%. Как и в предыдущие годы, основным источником инвестиций остались собственные средства предприятий (66,3%), за счет государственного бюджета освоено 1713,4 млн. грн., или 6,4% инвестиций. Средства иностранных инвестиций составили 4,4% основных объемов.

      Таким образом, динамика инвестиционных процессов  в Украине свидетельствует о  значительной их активизации в последние  годы. Но возможность привлечения  как отечественных, так и иностранных  инвесторов невозможна без участия  государства, как основного регулятора и координатора данного процесса. 

    Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности

      Основные  понятия: внешнеэкономическая политика, субъекты регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), тарифные методы, нетарифные методы, эмбарго , лицензирование, добровольные ограничения экспорта, технические барьеры, импортный депозит, платёжный баланс.

      Внешнеэкономическая политика – это деятельность, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами, которая предусматривает определение стратегических целей во внешнеэкономических отношениях в общем, и разработку методов и средств, которые обеспечивают достижение поставленных целей и сохранение достигнутых результатов.

      Субъектами  регулирования внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) являются:

  • государственные органы в рамках их компетенции;
  • сами субъекты ВЭД (предприятия, фирмы, организации);
  • негосударственные органы управления и регулирования ВЭД (Всемирная торговая организация, Международный Валютный фонд, Международная торговая палата и др.);
  • межгосударственные интеграционные объединения (например, Европейский союз).

  Основными видами ВЭД, которые выступают и  объектами государственного регулирования, являются:

    • экспорт и импорт товаров, капиталов и рабочей силы (включая и бартерные операции);
    • предоставление услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности (производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных и т. п.);
    • научная, научно-техническая, научно-производственная, учебная и другая кооперация с иностранными субъектами;
    • международные финансовые операции и операции с ценными бумагами, кредитные и расчетные операции между субъектами ВЭД и иностранными субъектами;
    • совместная предпринимательская деятельность между субъектами ВЭД и иностранными субъектами, которая предусматривает создание общих предприятий;
    • предпринимательская деятельность, связанная с предоставлением лицензий, патентов, «ноу-хау» и т. п. со стороны иностранных субъектов, и наоборот.
 

      В зависимости от применяемых инструментов методы государственного регулирования  ВЭД подразделяют на:

  1. тарифные методы (таможенное регулирование).

      Таможенный  тариф – это систематизированный перечень таможенных налогов на товары, которые пересекают государственную границу.

      Таможенная  пошлина – это налог на товары, имущество, ценности, которые переводятся через границу.

  Таможенная пошлина выполняет следующие функции:

  • фискальную – пополнение государственного бюджета;
  • защитную (защита отечественного производителя товаров и услуг);
  • балансирующую (избежание нежелательного импорта).
  1. нетарифные методы –это методы по сути выступают как административные. К ним принадлежат:
  • Эмбарго – прямой запрет на экспорт – импорт какого-либо товара.
  • Квотирование – лимитирование размера импорта и экспорта с помощью квот.

    Квота – установленный в стоимостном или физическом выражении определенный объем экспорта (импорта) на определенный период (год, квартал и др.)

  • Лицензирование – это ограничение в виде получения прав или разрешения (лицензии) от уполномоченных государственных органов на ввоз (вывоз) определённого объёма товара.
  • Добровольные ограничения экспорта – представляют собой неофициальную договорённость между экспортом и импортом об ограничении ввода определённых товаров на рынок импорта.
  • Технические барьеры – это препятствия, которые возникают для импорта иностранных товаров в связи с их несоответствием национальным стандартам, требованиям техники безопасности, санитарно–ветеринарным нормам, и др.
  • Импортный депозит – предварительный залог, который импортёр должен внести в свой банк перед покупкой товара. Размер залога зависит от стоимости договора. Импортёр не получает проценты на депозит и через определённое время сумма залога возвращается. Импортный депозит увеличивает затраты импортёра во время совершения операции, а, следовательно, и цену товара.

        Вся совокупность внешнеэкономических связей находит своё отражение в платёжном балансе страны.

   Платёжный балансэто статистическая запись итога операций между резидентами данной страны и всего мира за определённый период (квартал или год).

  Платёжный баланс даёт количественную и качественную оценку внешнеэкономической деятельности страны, её участие в мировом хозяйстве.

  Существуют стандартные схемы, которые разрабатываются и публикуются Международными валютным фондом и используются странами как ориентиры при составлении платёжных балансов. В 1993 г. была опубликована пятая редакция схемы разработки платежного баланса страны, которая действует и по настоящее время.

  Активный или пассивный платёжный баланс соответственно вызывает увеличение или увеличение официальных резервов иностранной валюты. 

Государственное регулирование научно – технического развития и инновационной  деятельности

  Основные понятия: инновации, научно-технический потенциал страны, инновационный потенциал страны, государственная инновационная политика, инновационные центры, технополисы, технопарки. 

      В мировой практике сформировались три главные модели научно-инновационного развития промышленно развитых стран:

  1. страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, которые охватывают все стадии производственного цикла, как правило, со значительной частью научно-информационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);
  2. страны, ориентированные на внедрение нововведений, создание благоприятных условий для инновационной деятельности, рационализацию всей структуры экономики (ФРГ, Швеция, Швейцария);
  3. страны, в которых нововведения стимулируются путем развития инновационной инфраструктуры, координации действий различных секторов в отрасли науки и технологий (Япония, Южная Корея).

 Механизм  создания и внедрения нововведений  имеет три общих составляющих, характерных для всех стран  мира:

  1. система государственной поддержки фундаментальных исследований;
  2. различные формы и источники финансирования и непрямого стимулирования исследований;
  3. поддержку малого инновационного предпринимательства.

Информация о работе Государственное управление экономикой